Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020   1021  1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031  » »»

   В 19 в. итал. опера продолжала пользоваться  европ.  славой.  Оперные
труппы выступали в Англии и др. странах. В Париже в 1800-85  существовал
Итал. т-р, директором к-рого в 1810-12 был  композитор  Г.  Спонтини,  в
1814-17 певица А. Каталани, в 1824-26 - Дж. Россини. В России  в  19  в.
оперы Россини, Донипетти, Беллини, Верди часто ставились на сценах  имп.
т-ров Петербурга и Москвы. На рус. сцене выступали певцы: А. Котоньи, Л.
Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж Рубини, Р. Станьо; певицы:
   М. Альбони, А. Бозио, Т. Де Джули Бореи, П. Лу-кка, Б. и К. Маркизио,
А. Патти, Э. Фреццолини и др.
   В конце 19 в. нек-рые итал. композиторы А. Бой-то, Ф.Фаччо (1840-91),
затем А. Каталани (1854-93), А. Франкетти (1860-1942) и  др.  стремились
перевести в итал. оперу принципы вагнеровской муз. драмы.
   В конце 19 в. в итал. опере возникает новое направление -  веризм;  к
нему принадлежат композиторы Р. Леонкавалло, П. Масканъи и  Дж.  Пуччини
(первая веристская опера  -  "Сельская  честь"  Масканьи,  1890).  Оперы
веристов   отличались   жизненно   достоверными   сюжетами,    правдивым
отображением    душевного    мира    простых    людей,     эмоциональной
выразительностью  музыки,  острым  драматизмом,  яркой   театральностью.
Однако отсутствие в них большой обществ, идеи приводило к обеднению муз.
драматургии.  Веристская  опера  породила  определ„нный  исполнительский
стиль,   отличающийся   преувеличенной   экспрессией,    сентиментальным
надрывом,  использованием  разл.  эффектов.   Творчество   Дж.   Пуччини
("Богема", 1896; "Тоска", 1900; "Чио-Чио-сан", 1904; "Девушка с Запада",
1910) благодаря глубокому психологизму часто выходит за рамки веризма.
   В 20 в. опера в  Италии  теряет  сво„  обществ,  значение.  Увлечение
модернизмом сказалось в операх А.  Казелла  ("Женщина-змея",  1932),  Ф.
Малипъеро ("Орфеиды", 1925), И. Пиццетти ("Дебора и  Жаель",  1922),  О.
Респиги ("Белфагор", 1923) и др. Эклектич. характер носит творчество  Ф.
Алъфано ("Воскресение" по Л. Толстому, 1904), Р. Дзандонаи (1883-1944;
   "Франческа да Римини", 1914), Э. Волъф-Феррари  ("Ожерелье  мадонны",
1911). Связь с тосканскими нар.  источниками  заметна  в  творчестве  М.
Кастелънуово-Тедеско  ("Мандрагора",  1926).  В  жанре  оперы   работают
нек-рые  композиторы-додекафонисты:  Дж.  Ф.  Ге-дини  (р.   1892),   Л.
Даллапиккола, Г. Петрасси (р. 1904). В своей опере "Заключ„нный"  (1950)
Л. Даллапиккола рассказывает о событиях 2-й мировой войны и гитлеровской
оккупации. Композитор Р. Росселлини (р. 1908) стремится создать  оперный
неореалистич. т-р; его опера "Вихрь" (пост. в  Риме  в  сезоне  1959-60)
посв. восстанию рабочих.
   В 20 в. итал. оперный т-р сохраняет свою популярность. В т-рах  Рима,
Милана, Венеции,  Генуи"  Неаполя,  Флоренции,  Палермо  и  др.  крупных
городов исполняются произв. итал. и мировой классики. Оперные  спектакли
занимают  важное   место   на   ежегодных   фестивалях:   "Флорентийский
музыкальный май", "Фестиваль двух миров" в  Сполето  (организован  амер.
композитором Дж. Менотти), междунар. фестиваль совр. музыки  в  Венеции.
Организуются летние оперные сезоны на открытом воздухе в Риме и  Вероне.
Крупнейшие дириж„ры 20 в.:  В.  Г  у  и,  М.  Росси"  К.  Кампанини,  А.
Тосканини и др. Мировую известность завоевали певицы: Дж. Беллинчони, А.
Галли-Курчи, Дж. Далла Рицца (р. 1892), Т. Даль Монте,  Э.  Карелли,  Л.
Тетраццини; певцы: Дж. Де Лука Ф. Де Лючиа, Б. Джильи,  Э.  Карузо,  Дж.
Лаури-Вольпи (р. 1893), А. Мазини, А. Пертиле, Э. Пин-ца, Т.  Руффа,  Т.
Скипа и др. Среди лучших итал. оперных певиц сер. 20 в.: М. Канилья, Дж.
Симиона-то, Э. Стиньяни, Р. Тебалъди и др.; певцов - Т. Гоб-би, М.  Делъ
Монако, Дж. Ди Стефано, Ч. Съепи Н. Росси-Лсмени и др. Св. Г.
   Балет. Италия является страной, где  зародился  совр.  европ.  балет.
Предпосылками явились традиции антич. пантомимы  и  танца,  впоследствии
унаследованные ср.-век. мимами, и богатейшая культура нар. танца. В  ср.
века танцы были непременной частью  всех  нар.  празднеств,  маскарадов,
театр. представлений и процессий. С 13 в. при дворе и в домашнем обиходе
появились бальные танцы, явившиеся переделкой и развитием нар. танцев. В
сер. 14 в. возрос интерес к танцевальным зрелищам в придворной среде.  К
15  в.  в  Италии   образовались   танц.   школы,   возникла   профессия
танцмейстера" появились трактаты о танце: Р.  Ригони  (1468),  Г.  Эбрео
(конец 15 в.), Ф. Карозо (1581), Ч. Негри (1602). В конце 15 -  нач.  16
вв. ставятся аллегорич.  и  мифологич.  пантомимы  (balli  figurati),  в
постановки римских комедий при итал.  дворах  вводятся  "изобразительные
танцы". Танец занимал большое место в т-ре комедии делъ арте, все акт„ры
к-рого  были  хорошими  гимнастами  и  танцовщиками;  комич.  танцы   из
представлений  комедии  дель  арте  вводятся  и  в  придворные  балетные
представления. В конце  16-  17  вв.  итал.  танцмейстеров,  устроителей
празднеств, композиторов, художников охотно приглашали  во  Францию  для
устройства  театрализованных  празднеств.  Во  время   этих   празднеств
возникли т. н. комедийные  (т.  е.  драматич.)  балеты,  в  к-рых  слова
сочетались с  музыкой  и  танцем  ("Комедийный  балет  королевы",  пост.
Бальтазарини  в  Париже  в   1581).   Впоследствии   этот   новый   жанр
распространился по Европе и попал  в  Италию.  Во  2-й  половине  17  в.
придворный балет получил  в  Италии  широкое  распространение.  Балетные
представления  давались  в  Риме,  Милане,  Венеции,  Неаполе,   Урбино,
Флоренции  (празднество   "Освобождение   Тиррены",   1617,   текст   А.
Сальвадора, муз. Пери и Гальяно), в  Турине  ("Балет  алхимиков",  1640,
пост. Ф. д'Алье, "Табак",. 1650, и др.). В 18 в. в  большинстве  городов
Италии возникали муз. т-ры, в к-рых наряду  с  операми  ставились  также
балеты: в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе (т-р  "Сан-Карло"  с  1737),
Турине (т-ры Ред-жо с 1741 и Кариньяно с 1752), Милане  (в  1778  открыт
т-р "Ла Скала", где работали балетм.  Г.  Анджо-лини  и  Дж.  Канциани).
Появились  целые  акт„рские   семьи,   давшие   Италии   мн.   известных
балетмейстеров и танцовщиков (С. Талъони,  Вигано,  Анджолини,  Вестрис,
Паллерини и др.). Многие итал. танцовщики выступали в  др.  странах:  во
Франции, Германии, (Ла Барберина- Барберина Кампанини),  Австрии,  Дании
(В. Галеотти), России (А.  Риналъди,  Дж.  Б.  Локателли,  Канциани,  A.
Canno, Анджолини и Др.). Они оказали  большое  влияние  на  формирование
нац. балетов др. стран. Новый этап в развитии балета в Италии начался на
рубеже 18 и 19 вв. и совпал  с  периодом  освободительной  борьбы  итал.
народа. Появляются спектакли, развивавшие принципы действенного  балета,
ранее выдвинутые 5К. Ж. Новером во Франции и Анджолини в Вене. Среди них
балеты Г. Джои ("Цезарь в Египте", 1807,  "Габриэладе  Вержи",  1819)  и
героич.  мимодрамы  С.  Вигано  ("Творения  Прометея"  Бетховена,  1801,
"Стрельцы",  1809,  "Отелло"  и  "Весталка",   1818).   Балеты   Вигано,
насыщенные драматизмом,  динамикой,  экспрессией,  были  высоко  оценены
Стендалем, к-рый называл Вигано балетмейстером "шекспировского размаха".
В драматич. балетах Вигано и Джои выступали  танцовщики-пантомимисты  А.

Страницы: «« « 1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020   1021  1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия