Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 » »» В 19 в. итал. опера продолжала пользоваться европ. славой. Оперные труппы выступали в Англии и др. странах. В Париже в 1800-85 существовал Итал. т-р, директором к-рого в 1810-12 был композитор Г. Спонтини, в 1814-17 певица А. Каталани, в 1824-26 - Дж. Россини. В России в 19 в. оперы Россини, Донипетти, Беллини, Верди часто ставились на сценах имп. т-ров Петербурга и Москвы. На рус. сцене выступали певцы: А. Котоньи, Л. Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж Рубини, Р. Станьо; певицы: М. Альбони, А. Бозио, Т. Де Джули Бореи, П. Лу-кка, Б. и К. Маркизио, А. Патти, Э. Фреццолини и др. В конце 19 в. нек-рые итал. композиторы А. Бой-то, Ф.Фаччо (1840-91), затем А. Каталани (1854-93), А. Франкетти (1860-1942) и др. стремились перевести в итал. оперу принципы вагнеровской муз. драмы. В конце 19 в. в итал. опере возникает новое направление - веризм; к нему принадлежат композиторы Р. Леонкавалло, П. Масканъи и Дж. Пуччини (первая веристская опера - "Сельская честь" Масканьи, 1890). Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей, эмоциональной выразительностью музыки, острым драматизмом, яркой театральностью. Однако отсутствие в них большой обществ, идеи приводило к обеднению муз. драматургии. Веристская опера породила определ„нный исполнительский стиль, отличающийся преувеличенной экспрессией, сентиментальным надрывом, использованием разл. эффектов. Творчество Дж. Пуччини ("Богема", 1896; "Тоска", 1900; "Чио-Чио-сан", 1904; "Девушка с Запада", 1910) благодаря глубокому психологизму часто выходит за рамки веризма. В 20 в. опера в Италии теряет сво„ обществ, значение. Увлечение модернизмом сказалось в операх А. Казелла ("Женщина-змея", 1932), Ф. Малипъеро ("Орфеиды", 1925), И. Пиццетти ("Дебора и Жаель", 1922), О. Респиги ("Белфагор", 1923) и др. Эклектич. характер носит творчество Ф. Алъфано ("Воскресение" по Л. Толстому, 1904), Р. Дзандонаи (1883-1944; "Франческа да Римини", 1914), Э. Волъф-Феррари ("Ожерелье мадонны", 1911). Связь с тосканскими нар. источниками заметна в творчестве М. Кастелънуово-Тедеско ("Мандрагора", 1926). В жанре оперы работают нек-рые композиторы-додекафонисты: Дж. Ф. Ге-дини (р. 1892), Л. Даллапиккола, Г. Петрасси (р. 1904). В своей опере "Заключ„нный" (1950) Л. Даллапиккола рассказывает о событиях 2-й мировой войны и гитлеровской оккупации. Композитор Р. Росселлини (р. 1908) стремится создать оперный неореалистич. т-р; его опера "Вихрь" (пост. в Риме в сезоне 1959-60) посв. восстанию рабочих. В 20 в. итал. оперный т-р сохраняет свою популярность. В т-рах Рима, Милана, Венеции, Генуи" Неаполя, Флоренции, Палермо и др. крупных городов исполняются произв. итал. и мировой классики. Оперные спектакли занимают важное место на ежегодных фестивалях: "Флорентийский музыкальный май", "Фестиваль двух миров" в Сполето (организован амер. композитором Дж. Менотти), междунар. фестиваль совр. музыки в Венеции. Организуются летние оперные сезоны на открытом воздухе в Риме и Вероне. Крупнейшие дириж„ры 20 в.: В. Г у и, М. Росси" К. Кампанини, А. Тосканини и др. Мировую известность завоевали певицы: Дж. Беллинчони, А. Галли-Курчи, Дж. Далла Рицца (р. 1892), Т. Даль Монте, Э. Карелли, Л. Тетраццини; певцы: Дж. Де Лука Ф. Де Лючиа, Б. Джильи, Э. Карузо, Дж. Лаури-Вольпи (р. 1893), А. Мазини, А. Пертиле, Э. Пин-ца, Т. Руффа, Т. Скипа и др. Среди лучших итал. оперных певиц сер. 20 в.: М. Канилья, Дж. Симиона-то, Э. Стиньяни, Р. Тебалъди и др.; певцов - Т. Гоб-би, М. Делъ Монако, Дж. Ди Стефано, Ч. Съепи Н. Росси-Лсмени и др. Св. Г. Балет. Италия является страной, где зародился совр. европ. балет. Предпосылками явились традиции антич. пантомимы и танца, впоследствии унаследованные ср.-век. мимами, и богатейшая культура нар. танца. В ср. века танцы были непременной частью всех нар. празднеств, маскарадов, театр. представлений и процессий. С 13 в. при дворе и в домашнем обиходе появились бальные танцы, явившиеся переделкой и развитием нар. танцев. В сер. 14 в. возрос интерес к танцевальным зрелищам в придворной среде. К 15 в. в Италии образовались танц. школы, возникла профессия танцмейстера" появились трактаты о танце: Р. Ригони (1468), Г. Эбрео (конец 15 в.), Ф. Карозо (1581), Ч. Негри (1602). В конце 15 - нач. 16 вв. ставятся аллегорич. и мифологич. пантомимы (balli figurati), в постановки римских комедий при итал. дворах вводятся "изобразительные танцы". Танец занимал большое место в т-ре комедии делъ арте, все акт„ры к-рого были хорошими гимнастами и танцовщиками; комич. танцы из представлений комедии дель арте вводятся и в придворные балетные представления. В конце 16- 17 вв. итал. танцмейстеров, устроителей празднеств, композиторов, художников охотно приглашали во Францию для устройства театрализованных празднеств. Во время этих празднеств возникли т. н. комедийные (т. е. драматич.) балеты, в к-рых слова сочетались с музыкой и танцем ("Комедийный балет королевы", пост. Бальтазарини в Париже в 1581). Впоследствии этот новый жанр распространился по Европе и попал в Италию. Во 2-й половине 17 в. придворный балет получил в Италии широкое распространение. Балетные представления давались в Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Урбино, Флоренции (празднество "Освобождение Тиррены", 1617, текст А. Сальвадора, муз. Пери и Гальяно), в Турине ("Балет алхимиков", 1640, пост. Ф. д'Алье, "Табак",. 1650, и др.). В 18 в. в большинстве городов Италии возникали муз. т-ры, в к-рых наряду с операми ставились также балеты: в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе (т-р "Сан-Карло" с 1737), Турине (т-ры Ред-жо с 1741 и Кариньяно с 1752), Милане (в 1778 открыт т-р "Ла Скала", где работали балетм. Г. Анджо-лини и Дж. Канциани). Появились целые акт„рские семьи, давшие Италии мн. известных балетмейстеров и танцовщиков (С. Талъони, Вигано, Анджолини, Вестрис, Паллерини и др.). Многие итал. танцовщики выступали в др. странах: во Франции, Германии, (Ла Барберина- Барберина Кампанини), Австрии, Дании (В. Галеотти), России (А. Риналъди, Дж. Б. Локателли, Канциани, A. Canno, Анджолини и Др.). Они оказали большое влияние на формирование нац. балетов др. стран. Новый этап в развитии балета в Италии начался на рубеже 18 и 19 вв. и совпал с периодом освободительной борьбы итал. народа. Появляются спектакли, развивавшие принципы действенного балета, ранее выдвинутые 5К. Ж. Новером во Франции и Анджолини в Вене. Среди них балеты Г. Джои ("Цезарь в Египте", 1807, "Габриэладе Вержи", 1819) и героич. мимодрамы С. Вигано ("Творения Прометея" Бетховена, 1801, "Стрельцы", 1809, "Отелло" и "Весталка", 1818). Балеты Вигано, насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией, были высоко оценены Стендалем, к-рый называл Вигано балетмейстером "шекспировского размаха". В драматич. балетах Вигано и Джои выступали танцовщики-пантомимисты А. Страницы: «« « 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |