Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025   1026  1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036  » »»

ярким нац. колоритом, .выразительной пластикой, жизнерадостностью. ,  Г.
У.
   ИПШУРАТ (наст. фам.- Ишмуратов), Риза Фахрутдинович (р. 1.XI.1903)  -
татарский драматург и режисс„р. Засл.  деят.  иск-в  ТАССР  (1953).  Чл.
Коммунистической партии с 1927. В 1926  окончил  режисс„рское  отделение
Тат. театр. техникума в  Казани  и  начал  работать  режисс„ром  в  Тат.
Академич. т-ре (ныне Т-р им.  Камала).  Пост.  спектакли  "Хаджи  эфенди
женится" Ш. Камала, "Разбойники" и свои первые комедии "В царстве сна" и
"Липовый философ". В 1927-30 И. учился на Высших курсах искусствоведения
Ин-та истории иск-в в Ленинграде. В 1930-36 И.-  Д-  РУ-"  в  1936-40  -
режисс„р и зав. лит. частью Т-ра им. Камала.
   Пост. спектакли:  "Чудесный  сплав"  (1933),  "Хлеб  (1936)  Киршона,
"Первые цветы" (1934), "Их было трое" (1936) Тинчурина, "Чужой  реб„нок"
Шкваркина (1935), "Испытание"  Баттала  (1938)  и  свои  пьесы  "Славная
эпоха" (1931), "Родина" (1939).
   Одновременно с работой в т-ре в„л драматургич. деятельность.  Написал
пьесы: "Гюльзада" (1939), "Дочери Родины" (1941), "Близкий друг" (1949),
   "Возвращение" (1942, Башк. т-р),  "Светлый  путь"  (1947),  "В  новой
слободе" (1951), "Чертополох" (1954), "Таинственная мелодия"  (1960).  В
пьесах И. отражена жизнь и борьба сов. людей за  построение  социализма,
колхозное строительство, индустриализация  страны,  героич.  подвиги  на
фронтах Отечеств, войны. Пьеса "Буре навстречу" ("Студент Вл.  Ульянов")
посв. юным годам В. И. Ленина. Драма "Бессмертная песнь"  -  поэту-герою
Мусе Джалилю (1956, Казанский т-р). Пьесы И. ставились в Т-ре им. Камала
и др. т-рах Татарии.
   Соч.: Ишмуратов, Пьесы, Казань, 1956. Лит.:  К  э  м  а  л  Э.,  Риза
Ишморат драмалары, "Совет Эдэбияты", 1951, ј 3; М е с а г ы и т ь Ф., Р.
Ишмурат "Совет Эдэбияты", 1953,  ј  11;  История  татарской  литературы,
Казань, 1960, с. 478-79, 666-67. X. К.
   ИЯНЦЯН - одно из направлений  в  традиционном  театральном  искусстве
Китая. Зародилось в сер. Минского периода (кон. 14 в.)  в  местечке  Иян
провинции Цзянси; отсюда и название этого направления. Т-р И. был широко
популярен в народе и развивался в основном сво„м русле именно  как  нар.
т-р. Позднее он получил распространение во многих районах страны. На его
основе возникает много местных т-ров -  цинянцян,  тайпинцян  и  др.,  в
которых  традиции  сочетаются  с  использованием  особенностей   местных
диалектов, мелодий и вокальных школ. Многие из существующих ныне местных
т-ров сохраняют типичную для иянского т-ра исполнительскую форму гаоцян,
для к-рой характерно сочетание исполнения солиста, ведущего свои  партии
в сопровождении ударных инструментов, с хором, поющим за сценой и как бы
продолжающим партию солиста. Эта исполнительская традиция сохранилась до
наст. времени в ряде традиционных  т-ров-чуаньцзюй  (сычуань-ский  т-р),
сянцзюй (хунаньский т-р), ганцзюй (изян-ский т-р) и др.
   В т-рах И. ставятся  гл.  обр.  произведения  безымянных  авторов  из
народа. В репертуаре разл. видов  традиционного  кит.  т-ра  сохранились
пьесы, ставившиеся  т-ром  И.,  в  т.  ч.:  "Беседка  поклонения  луне",
"Лютня", "Под сенью  ив",  "Золотая  печать",  "Белый  заяц",  "Терновая
шпилька" и др. И. Г
   Я‚НКО (Jenko), Даворин  (9.  XI.  1835-  25.  XI.  1914)-  словенский
композитор и дириж„р. Член Сербской АН. Основоположник словенского  муз.
романтизма и  создатель  сербского  нац.  зингпшиля.  Писал  музыку  для
спектаклей  Белградского  нар.  т-ра  (1871-1902);  увертюры  к   пьесам
"Весельчак", "Погоня" и др. И. принадлежат также  первые  сербские  муз.
драмы ("Прибислав и Вожена", "Косово", "Сербка"), оперетты  ("Гадалка"),
в к-рых широко используются сербские нар. мелодии. Муз.-драм. творчество
И. заложило основы сербской нац. оперы.
   Лит.: С v e t k o, Davorin Jenko [s. l.], 1955. Над. П.
   "ЙЕНУ ФА" - опера Л. Яначека. См. "Е„ падчерица".
   Й‚РИНГ (Jhering), Герберт  (р.  29.II.1888)  -  немецкий  театральный
критик, историк театра. Как театр. критик  начал  печататься  с  1909  в
журнале "Шаубюне". В 1918-33- театр. рецензент газеты  "Берлине?  б„рзен
курир", а в 1934-36-газеты "Берлинер  тагеблатт".  В  1914-18  руководил
лит. частью т-ра Фольксбюне в Вене, с 1942 - "Бургтеатра", в 1945 - Нем.
т-ра (Берлин).
   С начала своей театр.-критич.  деятельности  И.  активно  поддерживал
драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Ф.  Вольфа,  П.  М.
Лампеля; режисс„ров Э. Пискатора, Э. Энгеля  и  др.  Выступал  в  защиту
молодых  театр.  коллективов  ("Группа  молодых   акт„ров",   молод„жные
организации "Фольксбюне", "Труппа  1931  года"  и  др.),  осуществлявших
пост.  новых  передовых  пьес.  И.-  один  из  первых  театр.  критиков,
популяризировавших драматургию Б. Брехта. В 1930-32 он резко  критиковал
нацистские пьесы и спектакли, протестовал против запрещения пост.  пьесы
Брехта  "Мать"  и  цензурных  искажений  в   сов.   фильме   "Броненосец
"Пот„мкин"".  На  примере  анализа  творчества  акт„ров  Э.  Буша  и  В.
Лангхоффа И. указывал на начало  формирования  в  Германии  в  30-х  гг.
нового  типа  акт„ра,  политически  мыслящего,  отказывающегося  во  имя
большой  идеи  от  модного  в  то  время  изощр„нного   психологизма   и
натурализма. Он выступал с требованием создания художеств.  коллективов,
состоящих из передовых акт„ров. В ряде статей, посв. советскому т-ру, И.
подч„ркивал тесную  связь  сов.  иск-ва  с  жизнью  народа.  В  1942  он
опубликовал исследование по акт„рскому иск-ву "От Йозефа Кайнца до Паулы
Вессели".
   После окончания 2-й мировой войны И. жив„т в ГДР. Чл.  Нем.  Академии
иск-в (ГДР). В 1956 издал запись  своих  бесед  с  М.  Марсо  об  иск-ве
пантомимы; в 1958-61 - сборник статей о т-ре и кино  "От  Рейнхардта  до
Брехта". В 1955 награжд„н премией им. Лессинга.
   Соч.: Albert Bassermann, Bd l-3, В., 1920; Die getarnte Reaktion, B.,
1930; Von Josef Kainz bis Paula Wessely; I, Hd(Jb.-B.-Lpz., 1942;  Junge
Schauspieler, B., 1947; Berliner
   Dramaturgie, B., 1947; Vom Geist und Ungeist der Zeit, B." 1947;  Die
Zwanziger Jahre, B., 1948; MarceauM.Die  Weltkunst  der  Pantomime,  B.,
1956; Schauspieler in der Entwicklung, B.,  1956;  Auf  der  Suche  nach
Deutschland, B., 1952;
   Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.
   Лит.: Zweig A., H. Jhering  zum  siebzigsten  Geburtstag,  "Sinn  und
Form", 1958, ј 5. Ц. Н.
   Й‚СНЕР  (J  essner),  Леопольд   (3.III.1878-З.Х.   1945)-   немецкий
режисс„р.  Творч.  деятельность  начал  как  акт„р.  Затем  работал  как
режисс„р в Гамбурге  (1905-  1915),  Кенигсберге  (1915-19).  В  1919-30
руководил берлинским Гос. т-ром  и  его  филиалом  "Шиллер-театром".  И.

Страницы: «« « 1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025   1026  1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия