Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033  1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043  » »»

развития действия.
   Пьесы т-ра К. представляли собой как бы партитуру, содержащую  текст,
режисс„рский план и указания для акт„ров, рассказчика и музыкантов.  Над
созданием  такой  партитуры  работал  обычно  особый  цех   составителей
(сакуся), существовавший при каждой труппе. Из  состава  цеха  выделялся
главный драматург (татисакуся), и пьеса  шла  под  его  именем.  Нередко
главный драматург только определял основную схему пьесы, к-рую завершали
его помощники. Выдающимися драматургами К. стали:  Тикамацу  Мондзаэмон,
Намики Гохэй,  Цуруя  Намбоку,  Кава-такэ  Мокуами.  Многие  пьесы  этих
драматургов создавались при участии крупнейших акт„ров К.:
   Саката Тодзюро, Итикава Дандзюро I, II, VII и IX, Накамура Утаэмон  I
и V, Мацумото Косиро IV и V, Оноэ Кикугоро II, III и V, Савамура Содзюро
III и V.
   В 70-х гг. 19 в. Япония вступила  на  путь  капита-листич.  развития.
Связанные с этим социальные и политич. перемены в стране вызвали и новые
требования к театр. иск-ву. Это привело к  созданию  т-ра  европ.  типа,
характерного для 19 в., и отразилось  на  иск-ве  К.  Деятели  К.  стали
стремиться к замене историч. пьес прежнего типа новыми, в к-рых была  бы
соблюдена историч. правда. Такие пьесы,  получившие  наименование  "пьес
живой истории" (кацурэкимоно),  писали  драматург  Еда  Гаккай  совм.  с
акт„рами Итикава Дандзюро  IX,  Морита  Канъя  XII.  Появляются  бытовые
драмы, действующие лица к-рых - современники, гл. обр. молод„жь  (т.  к.
молодые люди носили новую стриженую прич„ску,  их  называли  дзангири  -
"стриженые", а пьесы о них получили название  дзангиримоно  -  "пьесы  о
стриженых"). Реформу претерпело и само иск-во т-ра К.:  началась  борьба
со штампами, канонизированной условностью. Таким образом, и  драматургия
и акт„рское мастерство стремятся приблизиться к  современности.  В  этом
направлении много сделал Цубоути С„„  -  драматург,  критик,  театровед,
переводчик Шекспира. Постановка его историч. трагедии  -  "Кири  хитоха"
("Листок павлонии", 1904) способствовала обновлению акт„рского нск-ва К.
В дальнейшем в становлении Нового К. ("Син-Кабуки")  положительную  роль
сыграли драматурги Окамото Кидо, Мацуи С„„, Маяма Сэйка и др., режисс„ры
Осанаи Каору, акт„ры Итикава Садандзи II, Оноэ Кикугоро  VI;  позднее  -
Итикава Энноскэ II.
   Спектакли лучших трупп Нового К. были показаны в Сов. Союзе:  в  1928
труппа, возглавляемая Садандзи II и С„т„, и  в  1961  -  труппа  Итикава
Энноскэ Ни Утаэмон VI.
   Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сб.: Театральный октябрь,  Л.-М-,
1926; его же. Театр Кабуки, Л.- М., 1928; его же. Японский театр. в сб.:
Восточный театр. Л., 1929; Каватакэ Сигэтоси, Кабукиси-но кэнкю,  Токио,
1943; Иицука Томоитиро, Кабуки гайрон, Токио, 1928; KawatakeS.,  Kabuki,
Tokyo, 1957; Scott А. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955; E a rie
E., The Kabuki theatre, N. Y-, 1956;
   KawatakeT. und 0 r t o l a n i В., Zur Theaterpeschich-te Japans, W.,
1961  ;  KawatakeS.,  Kabuki.  Twelve  chapters   of   Japanese   drama,
"Contemporary Japan", Tokyo, 1955, v, XXIII, Nos. 7-9, 10-12;  1956,  v.
XXIV, Nos. 1-3, 4-6; Кабуки дзэнсю. Тоита Ясудзи-хэн, т. 1-3, 1956.  ff.
Кон.
   КАБУЛОВА, Саодат (р. 15.XII.1925) -  узбек  екая  советская  артистка
оперы  (лирико-колоратурное  сопрано).  Нар.  арт.  СССР  (1959).  Пению
обучалась в Моск. консерватории (1948-54). Впервые выступила на сцене  в
Ташкенте в 1941. До 1948 К. работала в Т-ре им. Муки-ми, с  1954солистка
Т-ра еперы  и  балета  им.  Навои.  Партии:  Джамиля,  Асаль  ("Лейли  и
Меджнун",  "Гюльсара"  Глиэра  и  Садыкова),  Зухра  ("Тахир  и   Зухра"
Джалилова и Бровцына), Ойхон ("Проделки Майсары" Юдакова),  Иоланта  (о.
п. Чайковского), Лейла ("Искатели  жемчуга"  Бизе),  Джильда  и  др.  К.
обладает голосом красивого тембра,  в  е„  иск-ве  европ.  вок.  техника
сочетается с ярко нац. манерой исполнения. В  1956-57  гастролировала  в
Индии, Бирме, Афганистане, Р?ам-бодже. E.H.
   КАВАКАМИ,  Отодзиро  (1.1.  1864-11.  XI.  1911)-  японский  акт„р  и
театральный деятель. Исполнитель юмористич/баллад. Участвовал в движении
за демократизацию театр. иск-ва  Японии.  В  1891  основал  своеобразную
труппу  соси-сибай,  близкую  по  технике  исполнения  т-ру  Кабуки,  но
ставящую новые пьесы. В 1903, вернувшись со своей труппой из гастрольной
поездки в Европу и США, К. пост. в т-ре "Мэйдзидза":
   "Отелло", "Гамлет", "Венецианский купец".  Спектакли  имели  успех  и
способствовали развитию движения за совр. драму -  сингэки.  В  1907  К.
пытался организовать "Всеяпонское объединение новых акт„ров", но ему это
не удалось.
   Лит.: "Гэйнодзитэн", Токио, 1961.  Л.  Г.  КАВАККЬОЛИ  (Cavacchioli),
Энрико (1885-4.1. 1954) - итальянский драматург. Один из наиболее  ярких
представителей т-ра "гротеска". На драматургию К. оказали влияние  пьесы
Л. Андреева и футури-стич. "теории" Маринетти. Известность  К.  принесла
его "гротескная" пьеса "Райская птица"  (1919,  т-р  Талли,  Турин).  К.
принадлежат пьесы: "Та, что  на  тебя  похожа"  (1919,  т-р  "Альфьерп",
Турин), "Танец живота" (1921, т-р "Мандзони", Милан),  "Верблюд"  (1929,
т-р  "Никколини",  Флоренция),  "Оазис"  (1935,   т-р   Сан-Ремо).   Для
драматургии  К.   характерен   подч„ркнутый   субъективизм,   стремление
"эпатировать" буржуа. Однако в своих "гротесках" К. никогда  не  выходит
за узкие рамки бурж. морали.
   Лит.: D'Amico S., Teatro italiano, v. l-5, Mil., 1955-56; P u l l i n
i G., Teatro italiano fra due secoli, Firenze, [1958 J. p,
   "КАВАЛЕР РОЗ" ("Der Rosenkavalier") -  опера  Р.  Штрауса,  либр.  Г.
Гофмансталя,  пост.  26  янв.  1911,  Дрезден  (дириж„р  Шух,  декорации
Роллера; княгиня Вер-денберг - Зиме, барон  Оке  -  Перрон,  Октавиан  -
Остен, Софи - Наст, господин  Фаниналь  -  Шейдемантель).  Пост.  в  др.
городах Германии: Мюнхен (1911), Франкфурт (1910, Берлин (1911,  там  же
300-е представление, 1933). В др. странах: Базель (1911, на  нем.  яз.),
Милан (1911), Прага (1911), Вена (1911), Будапешт (1911),  Гаага  (1911,
на нем. яз.), Лондон (1913, на нем. яз.; 1939), Любляна (1913,  на  нем.
яз.; 1936), Нью-Йорк (1913, на нем. яз.), Буэнос-Айрес (1915,  на  итал.
яз.), Рио-де-Жанейро (1915, на итал.  яз.),  Загреб  (1916),  Копенгаген
(1916), Стокгольм (1920), Барселона (1921, на нем. яз.;  1934),  Варшава
(1922), Хельсинки (1923, на швед. яз.), Антверпен (1926), Париж  (1927),
Бухарест (1929), Рига (1930), София (1938, на нем. яз.). Афины (1938, на
нем. яз.).
   На сов. сцене пост. 24 нояб. 1928, Ленингр. акад. т-р оперы и  балета
(дириж„р Дранишников,  реж.  Радлов,  ба-летм.  Вайнонен,  худ.  Якунин;
княгиня  Верденберг  -  Изгур,  барон  Оке  -  Журавленке,  Октавиан   -
Преображенская, Софи - Горская, Вальзаччи - Большаков). ". Издания:  "К.

Страницы: «« « 1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033  1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041   1042   1043  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия