Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 » »» колх.-совх. т-р. В 1936 в Нальчике открылся рус. драм. т-р, способствовавший развитию нац. искусства. В 1938 создан балкарский колх.-совх. т-р. В 1940 группа кабард. молод„жи, окончившая ГИТИС в Москве (рук. студии А. Ефремов), стала ядром кабард. драм. т-ра, в состав к-рого вошли также артисты расформированного в этом году колх.-совх. т-ра. Первые спектакли "Как закалялась сталь"; "Аул Батыр" Шортанова (1938) и др. Годы 1936-41 характеризуются обращением драматургов к богатейшему кабард. фольклору. В 1936 в колх.-совх. т-ре была пост. пьеса "Коригот" П.Шекиха-чева (1934) о восстании народа против князей в начале 19 в. В 1938 акт„р колх.-совх. т-ра М. Туба ев написал свою первую пьесу "Мажид и Марьят" о трагич. борьбе влюбл„нных за сво„ счастье. В основу сходной по сюжету пьесы 3. Кардангушева "Каншаубий и Гоаша-гаг" положены нар. песни и сказания о моральной чистоте преданного народу героя-патриота и его верной подруги (1940, кабард. студия ГИТИСа, показана на открытии кабард. т-ра в Нальчике; позднейшие пост. в 1944, 1952). На материале древнего нартовского эпоса 3. Аксиррв создал пьесу-сказку "Даханаго" о "деве мудрости и света" Даханаго и храбром пастухе Джа-римесе, завоевавшем народу счастье знания и свободы (пост. 1941, 1954, 1957). В годы Великой Отечеств. войны многие акт„ры т-ра ушли на фронт. Для пополнения труппы была создана студия при т-ре. Окончившие е„ в 1944 студенты вошли в состав т-ра. Героич. защита родины в дни Великой Отечеств, войны нашла отображение в пьесах "С восходом солнца" 3. Аксирова и "Испытание" X. Теунова (1945), "Парень из Кабарды" М. Туба-ева (1949). В последующие годы т-р продолжал работу по творч. переработке нац. фольклора. Были созданы спектакли "Камбот и Ляца" А. Шортанова (1950) по поэме А. Шогенцукова, "Андемиркан" М. Диденко (1951), "Кыз-бурун" 3. Аксирова (1956), "Сын медведя - Батыр" М. Шхагапсоева (1957), "Канамат и Касбулат" А. Ше-риева (1959). В конце 40-х ив 50-х гг. были созданы значительные спектакли на совр. темы. Преобразования жизни и быта кабардинцев в послевоенные годы показаны в пьесе "Когда загорается свет" А. Шортанова (1947). Радостью творч. труда по социалистич. переустройству жизни пронизана пьеса "Утро радости" Т. Шогенова (1953). Первая кабард. комедия "Семья Тамаши" М. Шха-гапсоева (1949) отличается сочностью и яркостью зарисовок быта совр. кабард. деревни. В жанре комедии-водевиля написана пьеса "На чужого коня не садись" А. Яралова и М. Тубаева о животноводах Кабарды (1960). Жанр социально-психологич. драмы разработан в пьесах на темы социалистич. морали: "В одной семье" А. Шортанова ("Хакокуна", соч. 1954, пост. 1958) и "Счастье надо беречь" М. Тубаева (1960). В 50-х гг. кабард. драматурги создали также пьесы, посв. истории своего народа, его тесной связи с рус. народом: "Навечно" А. Шортанова (1957) - о присоединении Кабарды к России, и "Посланец партии" А. Шортанова - о событиях гражданской войны на Сев. Кавказе. Большое значение для повышения акт„рского мастерства, создания сценич. ансамбля имели пост. сов. и классич. драматургии. В годы войны пост. "Bacca Железнова" и "Слуга двух господ"; в 40-50-х гг. пост.: "Любовь Яровая" (1946), "Молодая гвардия" (1947), "Укрощение строптивой" (1949), "Ромео и Джульетта", "Без вины виноватые" (1952); "С любовью не шутят" Кальдерона (1953), "Легенда о любви" Хикмета (1954), "Ревизор" (1956), "Кремл„вские куранты" (1958), "Лекарь поневоле" (1960); "Мать своих детей" Афиногенова (1960). В 1957 состоялся показ кабард. иск-ва и лит-ры в Москве. Т-р выступил со спектаклями "Ревизор"; "Даханаго" Аксирова, "Навечно" Шортанова, "Семья Тамаша" Шхагапсоева. В показе участвовала кабард. студия ГИТИСа (рук. И. М. Раевский) со своими выпускными спектаклями "Жорж Данден" Мольера и "В добрый час!" В. Розова. В 1958 выпускники студии вошли в состав т-ра. В 1948 т-р объединился с балкарской (см. Балкарский театр и драматургия) и русской труппой, получив наименование Кабардино-Балкарский объедин„нный драм. т-р. В 1961 т-ру присвоено имя основоположника кабард. сов. литературы А. Шогенцу-кова. Т-р ознаменовал это событие пост. инсценировки поэмы А. Шогенцукова "Мадина". В кабард. труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР М. К. Сонов, К. X. Дышекова; нар. арт. Каб.-Балк. АССР Б. Н. Сибеко-ва, X. X. Кумахова, М. М. Тубаев, А. М. Туху-шев; режисс„р засл. деят. иск-в РСФСР и Каб.-Балк. АССР Л. X. Эркенов; засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР: Т. Т. Жигунов, X. X. Товкуев, А. М. Шериев. Лит.: Шортанов А., Театральное искусство Каб. Балкарии, Нальчик, 1961. E. Ж. КАБАРЕ (франц. cabaret, букв.- кабачок) - первоначально импровизированное представление, к-рое устраивали в литературно-художественных кафе поэты, музыканты, акт„ры. Получили распространение во Франции, гл. обр. в Париже, с 80-х гг. 19 в. В кафе поэты читали стихи, акт„ры распевали злободневные песенки, разыгрывали сатирич. сценки. Программу в„л конферансье, объявлявший фамилии выступавших, шутивший со зрителями и поддерживающий атмосферу непосредственности и веселья. После того как К. начала посещать бурж. публика, они вс„ более теряли свой первоначальный импровизированный характер. На подмостках начинают выступать проф. артисты эстрады. Первое коммерч. К.- "Ша нуар" ("Ч„рная кошка") - открыл в Париже Салис. В Берлине в нач. 20 в. успех имело кабаре Воль-цогена, в к-ром большое внимание уделялось политич. злободневным номерам. В 1907 в Будапеште были организованы К. "Бонбоньер" (здесь выступал акт„р и поэт-импровизатор Э. Надь, номера к-рого носили характер политич. обозрения) и "Модерн". Первые К. в России созданы в 1908 - "Летучая мышь" (Москва), "Лукоморье" (организовано в Петербурге при Театр. клубе), "Кривое зеркало". В 1912 Б. К. Пронин созда„т в Петербурге литературно-художеств. К. "Бродячая собака", преемником к-рого' становится "Привал комедиантов". Со временем лучшие К. ("Летучая мышь", "Кривое зеркало") превращаются в т-ры миниатюр, другие в рестораны, где даются эстрадные представления. В нач. 20-х гг. делались попытки возродить К. ("Не рыдай" в Москве, "Хромой Джо" в Петрограде). В капиталистич. странах Зап. Европы К. существуют в виде ресторанов с эстрадной программой. Лит.: К узнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Страницы: «« « 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |