Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031  1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041  » »»

колх.-совх.  т-р.  В  1936  в  Нальчике   открылся   рус.   драм.   т-р,
способствовавший развитию  нац.  искусства.  В  1938  создан  балкарский
колх.-совх. т-р.
   В 1940 группа кабард.  молод„жи,  окончившая  ГИТИС  в  Москве  (рук.
студии А. Ефремов), стала ядром кабард.  драм.  т-ра,  в  состав  к-рого
вошли также артисты расформированного  в  этом  году  колх.-совх.  т-ра.
Первые спектакли "Как закалялась сталь";
   "Аул Батыр" Шортанова (1938) и др.
   Годы 1936-41 характеризуются  обращением  драматургов  к  богатейшему
кабард. фольклору. В 1936 в колх.-совх. т-ре была пост. пьеса  "Коригот"
П.Шекиха-чева (1934) о восстании народа против князей в начале 19  в.  В
1938 акт„р колх.-совх. т-ра М. Туба ев написал свою первую пьесу  "Мажид
и Марьят" о трагич. борьбе влюбл„нных за сво„ счастье. В основу  сходной
по сюжету пьесы 3. Кардангушева "Каншаубий и  Гоаша-гаг"  положены  нар.
песни и сказания о моральной чистоте преданного народу героя-патриота  и
его верной подруги (1940, кабард. студия ГИТИСа,  показана  на  открытии
кабард. т-ра в Нальчике; позднейшие пост. в 1944,  1952).  На  материале
древнего нартовского эпоса 3. Аксиррв создал пьесу-сказку  "Даханаго"  о
"деве  мудрости  и  света"  Даханаго  и  храбром   пастухе   Джа-римесе,
завоевавшем народу счастье знания и свободы (пост. 1941, 1954, 1957).
   В годы Великой Отечеств. войны многие акт„ры т-ра ушли на фронт.  Для
пополнения труппы была создана студия при т-ре.  Окончившие  е„  в  1944
студенты вошли в состав  т-ра.  Героич.  защита  родины  в  дни  Великой
Отечеств, войны нашла  отображение  в  пьесах  "С  восходом  солнца"  3.
Аксирова и  "Испытание"  X.  Теунова  (1945),  "Парень  из  Кабарды"  М.
Туба-ева (1949).
   В последующие годы т-р продолжал работу по  творч.  переработке  нац.
фольклора. Были созданы спектакли "Камбот и Ляца" А. Шортанова (1950) по
поэме А. Шогенцукова, "Андемиркан" М.  Диденко  (1951),  "Кыз-бурун"  3.
Аксирова (1956), "Сын медведя - Батыр" М. Шхагапсоева (1957), "Канамат и
Касбулат" А. Ше-риева (1959).
   В конце 40-х ив 50-х гг. были созданы значительные спектакли на совр.
темы. Преобразования  жизни  и  быта  кабардинцев  в  послевоенные  годы
показаны в пьесе
   "Когда загорается свет" А. Шортанова (1947). Радостью творч. труда по
социалистич. переустройству жизни  пронизана  пьеса  "Утро  радости"  Т.
Шогенова (1953).
   Первая  кабард.  комедия  "Семья  Тамаши"  М.   Шха-гапсоева   (1949)
отличается сочностью и яркостью зарисовок быта совр. кабард. деревни.  В
жанре комедии-водевиля написана пьеса "На  чужого  коня  не  садись"  А.
Яралова   и   М.   Тубаева   о   животноводах   Кабарды   (1960).   Жанр
социально-психологич. драмы разработан в  пьесах  на  темы  социалистич.
морали: "В одной семье" А. Шортанова ("Хакокуна", соч. 1954, пост. 1958)
и "Счастье надо беречь" М. Тубаева (1960).
   В 50-х гг. кабард. драматурги  создали  также  пьесы,  посв.  истории
своего народа, его тесной связи с рус. народом: "Навечно"  А.  Шортанова
(1957) - о присоединении  Кабарды  к  России,  и  "Посланец  партии"  А.
Шортанова - о событиях гражданской войны на Сев. Кавказе.
   Большое  значение  для  повышения  акт„рского  мастерства,   создания
сценич. ансамбля имели пост. сов. и классич. драматургии. В  годы  войны
пост. "Bacca Железнова" и "Слуга двух  господ";  в  40-50-х  гг.  пост.:
"Любовь Яровая" (1946), "Молодая гвардия" (1947), "Укрощение строптивой"
(1949), "Ромео и Джульетта", "Без вины виноватые" (1952); "С любовью  не
шутят" Кальдерона (1953), "Легенда о любви"  Хикмета  (1954),  "Ревизор"
(1956), "Кремл„вские куранты" (1958), "Лекарь  поневоле"  (1960);  "Мать
своих детей" Афиногенова (1960).
   В 1957 состоялся показ кабард. иск-ва и лит-ры в Москве. Т-р выступил
со спектаклями "Ревизор";
   "Даханаго" Аксирова, "Навечно" Шортанова, "Семья Тамаша" Шхагапсоева.
В показе участвовала кабард. студия ГИТИСа  (рук.  И.  М.  Раевский)  со
своими выпускными спектаклями "Жорж Данден" Мольера и "В добрый час!" В.
Розова. В 1958 выпускники студии вошли в состав т-ра.
   В  1948  т-р  объединился  с  балкарской  (см.  Балкарский  театр   и
драматургия)     и     русской     труппой,     получив     наименование
Кабардино-Балкарский объедин„нный драм. т-р. В 1961 т-ру  присвоено  имя
основоположника кабард. сов. литературы А. Шогенцу-кова. Т-р ознаменовал
это событие пост. инсценировки поэмы А. Шогенцукова "Мадина". В  кабард.
труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР М. К. Сонов, К.  X.  Дышекова;  нар.
арт. Каб.-Балк. АССР Б. Н. Сибеко-ва, X. X. Кумахова, М. М.  Тубаев,  А.
М. Туху-шев; режисс„р засл. деят. иск-в РСФСР и Каб.-Балк.  АССР  Л.  X.
Эркенов; засл. арт. РСФСР и  Каб.-Балк.  АССР:  Т.  Т.  Жигунов,  X.  X.
Товкуев, А. М. Шериев.
   Лит.: Шортанов А.,  Театральное  искусство  Каб.  Балкарии,  Нальчик,
1961. E. Ж.
   КАБАРЕ   (франц.   cabaret,   букв.-   кабачок)    -    первоначально
импровизированное      представление,      к-рое      устраивали       в
литературно-художественных  кафе  поэты,  музыканты,  акт„ры.   Получили
распространение во Франции, гл. обр. в Париже, с 80-х гг. 19 в.  В  кафе
поэты читали стихи, акт„ры распевали злободневные  песенки,  разыгрывали
сатирич.  сценки.  Программу  в„л   конферансье,   объявлявший   фамилии
выступавших,  шутивший   со   зрителями   и   поддерживающий   атмосферу
непосредственности и веселья. После того как К.  начала  посещать  бурж.
публика, они вс„  более  теряли  свой  первоначальный  импровизированный
характер. На подмостках начинают выступать проф. артисты эстрады. Первое
коммерч. К.- "Ша нуар" ("Ч„рная кошка")  -  открыл  в  Париже  Салис.  В
Берлине в нач. 20 в. успех имело кабаре  Воль-цогена,  в  к-ром  большое
внимание уделялось политич. злободневным номерам.  В  1907  в  Будапеште
были   организованы   К.   "Бонбоньер"   (здесь   выступал    акт„р    и
поэт-импровизатор  Э.  Надь,  номера  к-рого  носили  характер  политич.
обозрения) и "Модерн". Первые К. в России  созданы  в  1908  -  "Летучая
мышь"  (Москва),  "Лукоморье"  (организовано  в  Петербурге  при  Театр.
клубе), "Кривое зеркало". В 1912  Б.  К.  Пронин  созда„т  в  Петербурге
литературно-художеств.  К.   "Бродячая   собака",   преемником   к-рого'
становится "Привал комедиантов". Со временем лучшие К. ("Летучая  мышь",
"Кривое зеркало") превращаются в т-ры миниатюр, другие в рестораны,  где
даются  эстрадные  представления.  В  нач.  20-х  гг.  делались  попытки
возродить К. ("Не  рыдай"  в  Москве,  "Хромой  Джо"  в  Петрограде).  В
капиталистич. странах Зап. Европы К.  существуют  в  виде  ресторанов  с
эстрадной программой.
   Лит.:  К  узнецов  Евг.,  Из  прошлого  русской  эстрады,  М.,  1958;

Страницы: «« « 1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030   1031  1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040   1041  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия