Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037  1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047  » »»

выбором  сюжетов  для  своих  произв.   Признав,   как   и   большинство
современников, неизмеримое превосходство оперы Глинки "Иван Сусанин" над
своей оперой, К. сам дирижировал первым  исполнением  оперы  Глинки.  К.
способствовал организации оперного театра в России, воспитал первых рус.
оперных певцов.
   Лит.: Грач„в П., К. А.  Кавос,  в  кн.:  Очерки  по  истории  русской
музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 283-305; Дехтере-ва-Кавос  С.,  Катерино
Альбертович Кавос, Русская старина", 1895, т. 83, апрель; Блох Г., К. А.
Кавос, "ЕИТ". Сезон 1896- 1897 гг. Приложения, кн. 2, СПБ, 1898.
   КАВСАДЗЕ, Владимир (Ладо) Лонгинович [26. XII. 1886 (7.1.1887)-30.  X
Г. 1953] - грузинский советский  артист  оперетты  и  оперы  (лирический
тенор). Нар. арт. Груз. ССР  (1943).  Пению  обучался  в  Тбилиси  у  Э.
Броджи. Сценич. деятельность начал как  опереточный  акт„р  в  Москве  в
1908. До 1917 работал в  различных  т-рах  оперетты  Москвы,  Оренбурга,
Петербурга, Смоленска и др. городов. Роли:  Гипперт  ("Фринаш"  Эверта),
Катан("Гейша" Джонса), Геннадий ("Ночь любви" Валентинова), Парис, Орфей
("Прекрасная Елена", "Орфей в аду" Оффенбаха), Барон ("Цыганский  барон"
И. Штрауса) и др. К. обладал небольшим,  но  необыкновенно  красивым  по
тембру  голосом,  сценич.культурой.  Принимал  участие   в   организации
Ташкентского т-ра оперы и балета, был одним из  основателей  Груз.  т-ра
муз. комедии (1921). С этого же года К.-солист Т-ра оперы и  балета  им.
Палиашвили. Партии:  Абесалом  ("Абесалом  и  Этери"  Палиашвили),  Шота
Руставели (о. п. Ара-кишвили),  Котэ,  Сако  ("Кето  и  Котэ"  Долидзе),
Ленский, Альфред, Альмавива и др. С большим успехом исполнял  К.  комич.
роли. Снимался в кино. Л. Ц.
   КАГАНЕЦ, Карусь (наст. имя и фам. -  Казимир  Карлович  Костровицкий)
(1868-20.   V.   1918)-   белорусский   драматург,   поэт.    Один    из
основоположников белорус. драматургии. В своих пьесах К. затрагивал тему
социального неравенства ("В ином счастье  несчастье  заключено",  1903).
Автор  историч.  драм  "Сторожевой  курган",  "Сын  Данила".   Особенной
популярностью  пользовалась  комедия   К.   "Модный   шляхтюк"   (1910),
ставившаяся в т-ре И. Буйницкого и др. белорус. т-рах, в 1928 в т-ре им.
Я. Коласа.
   Лит.: Мачульск? В., К. Каганец, як п?сьменьн?к  ?  грамадзян?н,  газ.
Савецкая Беларусь", М?нск, 1928, 20. V, ј 115. О. С.
   КАГУРА - японские древние мистерии, связанные с  религиозным  культом
Синто. Возникли в 7-8 вв. и к 9-Ю  вв.  приобрели  наиболее  законченную
форму.  Истоки  К.   восходят   к   народным   земледельческим   игрищам
(возделывание риса) и культу Солнца. По форме исполнения  К.танцевальная
пантомима, в древности  сопровождавшаяся  пением  двух  небольших  хоров
(полухорий) в форме вопросов и ответов (реже  пением  ведущего  жреца  и
хора). К. сопровождалась также игрой на  барабанах  и  флейте,  наиболее
старинные  представления  -  игрой  на   кото   (щипковый   инструмент).
Исполнители   К.-жрецы,   впоследствии   акт„ры-профессионалы   (К.-си).
Содержанием К. служит миф о богине солнца  Аматэрасу,  в  основе  к-рого
лежит идея умирающего и воскресающего бога. Действующие лица обязательно
держали  в  руках  атрибут  (торимоно):  священную  погремушку  (судзу),
храмовое приношение (гохэй), мотыгу, удочку, листья  тутового  дерева  и
др. Представления К. происходили в древности  прямо  на  земле  (позднее
были перенесены  на  специальную  храмовую  сцену  -  К.-дэн).  Наиболее
древняя  К.  состояла  из  75  актов,  действие   начиналось   ночью   и
заканчивалось на рассвете. Синтоистское жречество, использовавшее К. как
средство  идеологич.  воздействия,  придавало   представлениям   большую
пышность; появляются парч„вые и ш„лковые костюмы, маски,  парики  и  др.
театр. реквизит.  К.  сохранились  до  наст.  времени,  но  в  несколько
измен„нной  форме.  Самый  популярный  вид  совр.  храмовых  К.-   танец
синтоистской жрицы (мико), заимствованный из мифа о Солнце,  исполняющей
его  с  судзу   или   с   гохэй.   В   К.   принимают   участие   жрецы,
акт„ры-профессионалы,  иногда  исполнителями  бывают  прихожане  данного
храма (удзико). К. исполняются на  храмовых  площадках,  на  подмостках,
воздвигнутых специально вблизи храмов вне храмовой территории. Иногда К.
принимают  вид  массовых  нар.  представлений,  в  к-рых   разыгрываются
комические  или  нравоучительные  сценки,  имеющие  характер   светского
развлекательного зрелища.
   Лит.: Кодэра Ю к и т и, Изучение кагура  с  точки  зрения  искусства,
Токио, 1929 (на япон. яз.); Нисицунои М  а  с  а  „  с  и,  Исследование
кагура. Токио, 1934 (на япон. яз  )Глускина  А.  Е.,  Театр  и  религия,
"Воинствующий атеизм   КАДАЛЬСО (Cadalso), Хосе (8.X.1741-27.11. 1782) - испанский  писатель
и драматург. Трагедия К. "Дон Санчо Гарсия, граф  Кастильский"  (изд.  в
1771 под псевд. Хуан Валье, пост. в том же  году  в  т-ре  "Дела  Крус",
Мадрид) знаменует собой начало перехода от классицизма к романтизму: она
написана ещ„ в  клас-сицистской  манере,  но  сюжет  е„  заимствован  из
ср.-век. исп. эпоса. Пьеса не имела сценич. успеха, но  оказала  большое
влияние на формирование исп. романтич. драматургии.
   КАДЖАР, Сурия Садраддиновна [р. 18.IV(1.V). 1910]  -  азербайджанская
советская артистка оперы (сопрано)  и  эстрады.  Нар.  арт.  Азерб.  ССР
(1954) и  нар.  арт.  Арм.  ССР  (1954).  Пению  обучалась  в  Бакинской
консерватории. Впервые выступила на оперной  сцене  в  Баку  в  1927.  В
1927-39 К.- артистка Т-ра оперы и балета им.  Ахундова.  Партии:  Ле"ли,
Асли, Гюльназ ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем", "Не та,  так  эта"  У.
Гаджибекова), Шахсенем ("Ашик Га-риб"  3.  Гаджибекова)  и  др.  С  1940
К.солистка Азерб. гос. филармонии, выступает с исполнением песен народов
СССР во  мн.  сов.  городах  и  за  рубежом.  Обладает  сильным  голосом
приятного тембра, созда„т яркие муз .-сценич. образы. К. Кае.
   КАДМИНА, Евлалия Павловна fl9.IX(l.X).1853, Калуга,- 10(22).XI. 1881,
Харьков] - русская артистка оперы (меццо-сопрано). В 1873 окончила Моск.
консерваторию по классу А. Д. Александровой-Кочетовой и в  том  же  году
поступила  на  сцену  Большого   т-ра.   В   сезоне   1875-76   пела   в
Мариинскомт-ре. В течение двух лет жила в Италии,  выступала  в  оперных
т-рах Милана,  Флоренции,  Неаполя.  Последние  годы  жизни  работала  в
оперных антрепризах И. Я. Сетова в Киеве и П. М. Медведева  в  Харькове;
гастролировала во мн. др. городах. В конце 1880 дебютировала в  Харькове
как драм. актриса (в роли Офелии); в 1881 выступала в операх и в драмах.
С сентября 1881 перешла на драм. сцену.
   С первых артистич. шагов К. проявила редкую  одар„нность.  Слушателей
привлекал е„ голос т„плого, задушевного тембра,  глубоко  продуманное  и
прочувствованное  исполнение,  одухотвор„нное  лицо,   "гипнотизирующий"
взгляд. "Громадную талантливость" К. отмечал в своих статьях Чайковский;
он посвятил  певице  романс  "Страшная  минута"  на  собств.  текст.  К.

Страницы: «« « 1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037  1038   1039   1040   1041   1042   1043   1044   1045   1046   1047  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия