|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 » »» выбором сюжетов для своих произв. Признав, как и большинство
современников, неизмеримое превосходство оперы Глинки "Иван Сусанин" над
своей оперой, К. сам дирижировал первым исполнением оперы Глинки. К.
способствовал организации оперного театра в России, воспитал первых рус.
оперных певцов.
Лит.: Грач„в П., К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории русской
музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 283-305; Дехтере-ва-Кавос С., Катерино
Альбертович Кавос, Русская старина", 1895, т. 83, апрель; Блох Г., К. А.
Кавос, "ЕИТ". Сезон 1896- 1897 гг. Приложения, кн. 2, СПБ, 1898.
КАВСАДЗЕ, Владимир (Ладо) Лонгинович [26. XII. 1886 (7.1.1887)-30. X
Г. 1953] - грузинский советский артист оперетты и оперы (лирический
тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Пению обучался в Тбилиси у Э.
Броджи. Сценич. деятельность начал как опереточный акт„р в Москве в
1908. До 1917 работал в различных т-рах оперетты Москвы, Оренбурга,
Петербурга, Смоленска и др. городов. Роли: Гипперт ("Фринаш" Эверта),
Катан("Гейша" Джонса), Геннадий ("Ночь любви" Валентинова), Парис, Орфей
("Прекрасная Елена", "Орфей в аду" Оффенбаха), Барон ("Цыганский барон"
И. Штрауса) и др. К. обладал небольшим, но необыкновенно красивым по
тембру голосом, сценич.культурой. Принимал участие в организации
Ташкентского т-ра оперы и балета, был одним из основателей Груз. т-ра
муз. комедии (1921). С этого же года К.-солист Т-ра оперы и балета им.
Палиашвили. Партии: Абесалом ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Шота
Руставели (о. п. Ара-кишвили), Котэ, Сако ("Кето и Котэ" Долидзе),
Ленский, Альфред, Альмавива и др. С большим успехом исполнял К. комич.
роли. Снимался в кино. Л. Ц.
КАГАНЕЦ, Карусь (наст. имя и фам. - Казимир Карлович Костровицкий)
(1868-20. V. 1918)- белорусский драматург, поэт. Один из
основоположников белорус. драматургии. В своих пьесах К. затрагивал тему
социального неравенства ("В ином счастье несчастье заключено", 1903).
Автор историч. драм "Сторожевой курган", "Сын Данила". Особенной
популярностью пользовалась комедия К. "Модный шляхтюк" (1910),
ставившаяся в т-ре И. Буйницкого и др. белорус. т-рах, в 1928 в т-ре им.
Я. Коласа.
Лит.: Мачульск? В., К. Каганец, як п?сьменьн?к ? грамадзян?н, газ.
Савецкая Беларусь", М?нск, 1928, 20. V, ј 115. О. С.
КАГУРА - японские древние мистерии, связанные с религиозным культом
Синто. Возникли в 7-8 вв. и к 9-Ю вв. приобрели наиболее законченную
форму. Истоки К. восходят к народным земледельческим игрищам
(возделывание риса) и культу Солнца. По форме исполнения К.танцевальная
пантомима, в древности сопровождавшаяся пением двух небольших хоров
(полухорий) в форме вопросов и ответов (реже пением ведущего жреца и
хора). К. сопровождалась также игрой на барабанах и флейте, наиболее
старинные представления - игрой на кото (щипковый инструмент).
Исполнители К.-жрецы, впоследствии акт„ры-профессионалы (К.-си).
Содержанием К. служит миф о богине солнца Аматэрасу, в основе к-рого
лежит идея умирающего и воскресающего бога. Действующие лица обязательно
держали в руках атрибут (торимоно): священную погремушку (судзу),
храмовое приношение (гохэй), мотыгу, удочку, листья тутового дерева и
др. Представления К. происходили в древности прямо на земле (позднее
были перенесены на специальную храмовую сцену - К.-дэн). Наиболее
древняя К. состояла из 75 актов, действие начиналось ночью и
заканчивалось на рассвете. Синтоистское жречество, использовавшее К. как
средство идеологич. воздействия, придавало представлениям большую
пышность; появляются парч„вые и ш„лковые костюмы, маски, парики и др.
театр. реквизит. К. сохранились до наст. времени, но в несколько
измен„нной форме. Самый популярный вид совр. храмовых К.- танец
синтоистской жрицы (мико), заимствованный из мифа о Солнце, исполняющей
его с судзу или с гохэй. В К. принимают участие жрецы,
акт„ры-профессионалы, иногда исполнителями бывают прихожане данного
храма (удзико). К. исполняются на храмовых площадках, на подмостках,
воздвигнутых специально вблизи храмов вне храмовой территории. Иногда К.
принимают вид массовых нар. представлений, в к-рых разыгрываются
комические или нравоучительные сценки, имеющие характер светского
развлекательного зрелища.
Лит.: Кодэра Ю к и т и, Изучение кагура с точки зрения искусства,
Токио, 1929 (на япон. яз.); Нисицунои М а с а „ с и, Исследование
кагура. Токио, 1934 (на япон. яз )Глускина А. Е., Театр и религия,
"Воинствующий атеизм КАДАЛЬСО (Cadalso), Хосе (8.X.1741-27.11. 1782) - испанский писатель
и драматург. Трагедия К. "Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский" (изд. в
1771 под псевд. Хуан Валье, пост. в том же году в т-ре "Дела Крус",
Мадрид) знаменует собой начало перехода от классицизма к романтизму: она
написана ещ„ в клас-сицистской манере, но сюжет е„ заимствован из
ср.-век. исп. эпоса. Пьеса не имела сценич. успеха, но оказала большое
влияние на формирование исп. романтич. драматургии.
КАДЖАР, Сурия Садраддиновна [р. 18.IV(1.V). 1910] - азербайджанская
советская артистка оперы (сопрано) и эстрады. Нар. арт. Азерб. ССР
(1954) и нар. арт. Арм. ССР (1954). Пению обучалась в Бакинской
консерватории. Впервые выступила на оперной сцене в Баку в 1927. В
1927-39 К.- артистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова. Партии: Ле"ли,
Асли, Гюльназ ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем", "Не та, так эта" У.
Гаджибекова), Шахсенем ("Ашик Га-риб" 3. Гаджибекова) и др. С 1940
К.солистка Азерб. гос. филармонии, выступает с исполнением песен народов
СССР во мн. сов. городах и за рубежом. Обладает сильным голосом
приятного тембра, созда„т яркие муз .-сценич. образы. К. Кае.
КАДМИНА, Евлалия Павловна fl9.IX(l.X).1853, Калуга,- 10(22).XI. 1881,
Харьков] - русская артистка оперы (меццо-сопрано). В 1873 окончила Моск.
консерваторию по классу А. Д. Александровой-Кочетовой и в том же году
поступила на сцену Большого т-ра. В сезоне 1875-76 пела в
Мариинскомт-ре. В течение двух лет жила в Италии, выступала в оперных
т-рах Милана, Флоренции, Неаполя. Последние годы жизни работала в
оперных антрепризах И. Я. Сетова в Киеве и П. М. Медведева в Харькове;
гастролировала во мн. др. городах. В конце 1880 дебютировала в Харькове
как драм. актриса (в роли Офелии); в 1881 выступала в операх и в драмах.
С сентября 1881 перешла на драм. сцену.
С первых артистич. шагов К. проявила редкую одар„нность. Слушателей
привлекал е„ голос т„плого, задушевного тембра, глубоко продуманное и
прочувствованное исполнение, одухотвор„нное лицо, "гипнотизирующий"
взгляд. "Громадную талантливость" К. отмечал в своих статьях Чайковский;
он посвятил певице романс "Страшная минута" на собств. текст. К.
Страницы: «« « 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |