Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040  » »»

И. М. Гайсинский, реж. Н. И. Баль, гл. худ. - засл. деят. иск-в МАССР В.
Я. Скляр.
   Спектакли:  "Враги"  (1941);  "Вечный  источник"  Д.  Зорина  (1957),
"Блудный сын" Раннета (1958), "Именем революции" Шатрова, "Ч„рный  волк"
Арбана, "Братья Ершовы" по Ко-четову (1959),  "Над  Днепром"  Корнейчука
(1960), "Три сестры"; "Иркутская история" и  "Потерянный  сын"  Арбузова
(1961), "Проводы белых ночей" Пановой, "Ленинградский  проспект"  Штока,
"Овод" по роману Войнич (1962), "Кремл„вские куранты" (1946, 1961) и др.
А, Ив.
   КАБАЛЕВСКИЙ, Дмитрий Борисович  [р.  17(30).  XII.  1904]  -  русский
советский композитор,  педагог,  музыкально-общественный  деятель.  Нар.
арт. РСФСР  (1954).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1940.  Окончил  Моск.
консерваторию по классам композиции - у Н. Я. Мясковского (1929),  фп.-у
А. Б. Гольденвейзера (1930). С 1939 К.- профессор Моск. консерватории по
классу композиции. В 30-е гг. наряду с симф. творчеством и  музыкой  для
детей К. много внимания уделял театр. музыке.
   Музыка к спектаклям: M ХАТ
   2-го - "Земля и небо" бр. Тур (1932); Центр,  т-ра  Красной  Армии  -
"Мстислав Удалой" Прута (1932), "Шутники"  Островского  (1933),  "Гибель
эскадры"
   Корнейчука (1934), "Восточный батальон" бр. Тур и Прута (1935);  Т-ра
им.  Вахтангова  -  "Дорога  цветов"  Катаева  (1934);  Центр,  детского
т-ра-"Изобретатель   и   комедиант"   Даниэля   (1938,   отсюда    сюита
"Комедианты", 1940);
   Моск. т-ра Сатиры - "Ч„ртов мост" А. Толстого (1938);
   МХАТ-"Школа злословия" Шеридана (1940), "Домби  и  сын"  по  Диккенсу
(1949); Камерного т-ра-"Мадам Бовари" по Флоберу (1939); Моск. т-ра  им.
Ленсовета - "Севильский цирюльник" Бомарше (1940) и др.
   Как оперный композитор К. выступил впервые в 1938 ("Кола Брюньон", по
о. п. Р. Роллана, другое  назв.  -  "Мастер  из  Кламси",  либр.  В.  Г.
Брагина,  Ленингр.  Малый  оперный  т-р).  В  этом   произв.   выявились
характерные   особенности   таланта   К.-задушевный   лиризм,    светлое
жизнеощущение,  тонкое   понимание   стиля   произведения,   психологии,
насыщенность  и  симф.  обобщ„нность  художеств.  образов  (увертюра   и
антракты  вошли  в  концертную  сюиту  "Кола  Брюньон").  В  этой  опере
определилась и гл.  тема  муз  .-драматургия,  творчества  К.-борьба  за
свободу и счастье человечества; черты гл. героя-простого и мужественного
человека, выразителя дум и интересов трудового народа -  Кола  Брюньона,
развивались в последующих операх К.,  героями  к-рых  стали  сов.  люди,
участники всенародной борьбы против  фашистских  захватчиков,  партизаны
гражданской войны. После оперы "В огне"  ("Под  Москвой",  либр.  Ц.  С.
Солодаря, 1943, филиал Большого т-ра) К. написал  оперу  "Семья  Тараса"
(либр. С. А. Ценина по повести Горбатова "Непокор„нные" , 1947, 2-я ред.
и пост. 1950, Т-р оперы и балета им. Кирова, Гос. пр. СССР, 1951), к-рая
явилась значит. достижением сов. оперного иск-ва. Эта  опера  отличается
реалистич. образностью характеристики,  напряж„нностью  драм.  ситуаций,
психологич. конфликтов. Эти же черты характеризуют оперу "Никита
   Вершинин" (либр. Ценина по повести и пьесе  Вс.  Иванова  "Бронепоезд
14-69", 1955, Большой т-р),  хотя  ей  недоста„т  героико-эпич.  широты.
Юношеская жизнерадостность и обаятельный лиризм,  присущий  мн.  вок.  и
инструмент, произведениям К.,  отличают  и  его  оперетту  "Весна  по„т"
(либр. Солодаря, 1957, Моск. т-р  оперетты).  Из  музыки  незаконченного
балета К. "Золотые колосья" (1940) автором составлена сюита.  К.-  автор
музыки к фильмам и многочисл. соч. в разл.  жанрах.  К.-член  Советского
комитета (защиты мира (с 1953) и Всемирного Совета Мира  с  1955).  Гос.
пр. СССР (1946, 1949).
   Соч.: Римский-Корсаков и  модернизм,  в  кн.:  Р  и  м-ский-Корсаков,
Исследования. Материалы. Письма. т. 1, M., 1953; Б.  В.  Асайьев  (Игорь
Глебов), М., 1954. Лит.: Грошева Е., Д. Кабалевский, М., 1956;
   А б р а м о в с к и и Г., Д. Кабалевский, М., 1960; Д а н и-л e  в  и
Чл., Д. Кабалевский, М., 1954; его же,  "Мастер  из  Кламси".  Опера  Д.
Кабалевского, "Советская музыка", 1937, JsTe 12; Кола Брюньон (Мастер из
Кламси). Сб. статей к пост. в Гос. акад.  Малом  оперном  театре,  [Л.],
1938;
   Полякова Л., Опера Д. Кабалевского "Семья Тараса", М., 1953;  е„  же.
Воплощение драматического конфликта в операх "Семья Тараса"  и  "Молодая
гвардия", в кн.: Советская музыка. Теоретические и  критические  статьи,
М., 1954; История русской советской музыки, т. 2-3, М., 1959. Б. Ш.
   КАБАЛЕТТА(итал. cabaletta, от cavatinetta,  уменып.  от  cavatina)  -
вокальная  пьеса  типа  ариозо  или   каватины   с   ч„ткой,   постоянно
возвращающейся рит-мич. фигурой (ранний  образец  -  в  опере  "Парис  и
Елена" Глюка, 1770). Отличит, черты  К.:  небольшие  размеры,  замкнутая
структура, волевой, героич. характер. Широкое  развитие  К.  получили  в
итал. опере 1-й пол. 19 в.; исполнялись в финалах  опер,  где  мотив  К.
подхватывал  хор  (К.  в  партии  Манрико  в  финале  3-го  акта   оперы
"Трубадур"). К. часто встречаются в операх Россини.
   КАБАРДИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва кабард. народа
восходят к те-атрализов. бытовым обрядам. Большое место в обществ. жизни
кабард. народа занимали джегуако - певцы-импровизаторы. Политика  колон,
угнетения, проводившаяся  царизмом,  делала  невозможным  развитие  нац.
театр. культуры. Победа Октябрьской революции создала  все  условия  для
расцвета кабард. театр.иск-ва. В 1924-30 в Нальчике и в  др.  насел„нных
пунктах республики возникли любительские кружки (в  1936  количество  их
дошло до 100). В 1927 в Нальчике были пост.  "Мещане".  Авторами  первых
кабард. пьес были участники любительских драматич.  кружков,  учителя  и
др. В конце 20-х - нач. 30-х гг. были пост. пьесы о борьбе с невежеством
и религ. предрассудками-  "Неграмотный,  что  слепой"  С.  Гонова  (сел.
Псы-гансу), "Старики" А. БерезговаиТ.  Кимова.  Трагич.  судьбе  кабард.
женщины в эпоху феодализма была посвящена пьеса Болаева "Зули"  (селение
Муртазово).
   В годы коллективизации выступил с первыми пьесами  А.  Шортанов;  его
пьесы "Кулак Абазов" и "Борьба за хлеб" отображали  классовую  борьбу  в
кабард. деревне того периода.  Событиям  гражданской  войны  были  посв.
пьесы "У кого лучше?" Прохорова и Киярова (сел. Ниж. Черек), "Люди леса"
Шортанова  (1933).  Пьесы  эти  были  пост"  драмколлективом  Ленинского
учебного городка в Нальчике.
   В нач. 30-х гг. были предприняты попытки  создания  постоянных  проф.
т-ров. В 1932 в Нальчике был создан Т  РАМ,  к-рый  вскоре  закрылся,  и
открыта  драм.  студия.  В  1935  создана  кабард.  студия  ГИТИСа.   Из
выпускников драматической студии (в  Нальчике)  в  1937  создан  кабард.

Страницы: «« « 1022   1023   1024   1025   1026   1027   1028   1029   1030  1031   1032   1033   1034   1035   1036   1037   1038   1039   1040  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия