|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 » »» технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера. В
исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время акт„р
был склонен к преувеличенной чувствительности, подч„ркнутой живописности
поз. Недостатком И. было подч„ркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии.
И. занимался также режиссурой и педагогич. деятельностью. Наряду с
Коцебу и пьесами драматургов этого направления он ставил драматургию
Шиллера и Шекспира, в постановке этих пьес И. старался приглаживать
присущий им протестующий гуманизм и трагизм. В своих спектаклях
И.'стремился к внешней помпезности, вводил большое число статистов,
торжественные выходы, использовал яркие богатые костюмы, насыщал
спектакли музыкой, пением ("Орлеанская дева" в Берлине в 1803), но
второстепенным подробностям спектакля он уделял больше внимания, чем
раскрытию идеи произведения. При пост. мещанских драм и комедий И.
перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил в
книге "Мо„ театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816).
Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802;
Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808.
Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и
формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er
G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der
Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я.
ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908] -русский советский
режисс„р и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт.
Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре.
Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1936, Иркутский т-р),
"Человек с ружь„м" (1939, Ташкентский т-р), "Бронепоезд 14-69" (1951,
Душанбинский т-р); "Город на заре" Арбузова (1957, Магаданский т-р);
"Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и др.
в Волгоградском т-ре муз. комедии; "Москва, Чер„мушки" Шостаковича
(1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском т-ре
муз. комедии. А. Ив.
ИЧИНХбРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910) - монгольская актриса. Член
МНРП с 1935. Нар. арт. МНР. В 1931 окончила Улан-Баторскую театр.
студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где исполняла
ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем
работала в Гос. центральном т-ре.
Роли: Джуяр ("Князь Сумья"), Сандрия ("Ушандар-хан"), Нансалма
("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор ("Княгиня Долгор и
арат Дамдин" Аюша), Будэ, Зан-данбал, Цэцэг ("Девушка Будэ", "Цена
жизни", "Волчья стая" Намдага), Беатриче ("Слуга двух господ"),
Лауренсия ("Овечий источник"), Лида ("Платон Кречет"), Мария
Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др.
Выступает и как исполнительница монг. нар. песен. Совместно с
Чимидосором и Пэринлэем И. написала пьесы "Молодая мать Замбага" и
"Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О.
ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х (8.XI).1911] - узбекская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с
1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с 1939).
С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в самодеят. кружке, а
затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драм. труппы. В
1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве и по
окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне
Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра.
Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927), Беатриче
("Слуга двух господ", 1927), Лауренсия ("Овечий источник", 1931).
Глубоко реали-стич. дарованию И. были чужды формалистич. тенденции,
получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе
с передовой частью коллектива Т-ра им. Хамзы И. утверждала своим
творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во.
II. была одной из первых актрис т-ра Ср. Азии, создавшей в
постановках нац. драматургии героич. образы женщин, ведущих борьбу с
реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас ("Два коммуниста", "Сожжем"
Яшена, 1929, 1932). Склонность актрисы к раскрытию внутреннего мира
героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек с портфелем" Фай-ко,
1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого человека с
т„мными силами была выражена в образах передового бригадира колхоза
Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Катерины ("Гроза", 1938) и
особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад
актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935) и
Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному раскрывается И. в
работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам"
Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер Навои"
Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много играет
в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у 1947), Шабунина
("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур,
1950), Густа Фучикова ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова,
1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и в
спектаклях о борьбе народов Востока за рубежом: коммунистка Хатче
("Рассказ о Турции" Н. Хикмета, 1953), раздавленная нуждой, но
обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!" по
роману М. Диба, 1957). В 1959 И. сыграла близкую е„ творчеству роль
передовой женщины Узбекистана председателя колхоза Хуррият (о. п.
Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, зв„зды"
("Фауст и смерть").
Глубоко раскрывая социальные и психологич. основы характера своих
героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой. Е„
героини мужественны и в то же время лиричны, в самые трудные минуты
жизни их поддерживает убежд„нность в правоте избранного ими пути. Игра
И. отмечена глубокой задушевностью, сильной эмоциональностью, тонким
анализом характера сценических персонажей.
Одновременно с творческой работой И. вед„т большую общественную
деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета по Ленинским
премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951;
Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960;
Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962.
А. Р.
ИШДУЛАМ (1876-1954) - монгольский композитор. Одна из
основоположников монг. театр. иск-ва. С 1921 занималась организацией
худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дириж„ром оркестра и
хора в нар. т-ре в Улан-Баторе. Ставила танцы-спектакли, отличавшиеся
Страницы: «« « 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |