Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1017   1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025  1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035  » »»

технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера.  В
исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время акт„р
был склонен к преувеличенной чувствительности, подч„ркнутой живописности
поз. Недостатком И. было подч„ркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии.
   И. занимался также режиссурой и педагогич.  деятельностью.  Наряду  с
Коцебу и пьесами драматургов этого  направления  он  ставил  драматургию
Шиллера и Шекспира, в постановке  этих  пьес  И.  старался  приглаживать
присущий  им  протестующий  гуманизм  и  трагизм.  В  своих   спектаклях
И.'стремился к внешней  помпезности,  вводил  большое  число  статистов,
торжественные  выходы,  использовал  яркие  богатые   костюмы,   насыщал
спектакли музыкой, пением ("Орлеанская  дева"  в  Берлине  в  1803),  но
второстепенным подробностям спектакля он  уделял  больше  внимания,  чем
раскрытию идеи произведения. При  пост.  мещанских  драм  и  комедий  И.
перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил  в
книге "Мо„ театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816).
   Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802;
   Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808.
   Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и
формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er
G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer  und  Direktor  der
Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я.
   ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908]  -русский  советский
режисс„р и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт.
Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре.
   Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия"  (1936,  Иркутский  т-р),
"Человек с ружь„м" (1939, Ташкентский т-р),  "Бронепоезд  14-69"  (1951,
Душанбинский т-р); "Город на заре"  Арбузова  (1957,  Магаданский  т-р);
"Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и  др.
в Волгоградском  т-ре  муз.  комедии;  "Москва,  Чер„мушки"  Шостаковича
(1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском  т-ре
муз. комедии. А. Ив.
   ИЧИНХбРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910)  -  монгольская  актриса.  Член
МНРП с 1935. Нар.  арт.  МНР.  В  1931  окончила  Улан-Баторскую  театр.
студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где  исполняла
ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем
работала в Гос. центральном т-ре.
   Роли:  Джуяр  ("Князь  Сумья"),  Сандрия  ("Ушандар-хан"),   Нансалма
("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор  ("Княгиня  Долгор  и
арат Дамдин" Аюша),  Будэ,  Зан-данбал,  Цэцэг  ("Девушка  Будэ",  "Цена
жизни",  "Волчья  стая"  Намдага),  Беатриче  ("Слуга   двух   господ"),
Лауренсия   ("Овечий   источник"),   Лида   ("Платон   Кречет"),   Мария
Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др.
   Выступает  и  как  исполнительница  монг.  нар.  песен.  Совместно  с
Чимидосором и Пэринлэем И.  написала  пьесы  "Молодая  мать  Замбага"  и
"Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О.
   ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х  (8.XI).1911]  -  узбекская
советская актриса. Нар. арт. СССР  (1951).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с  1939).
С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в  самодеят.  кружке,  а
затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой  драм.  труппы.  В
1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве  и  по
окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне
Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра.
   Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927),  Беатриче
("Слуга  двух  господ",  1927),  Лауренсия  ("Овечий  источник",  1931).
Глубоко реали-стич. дарованию  И.  были  чужды  формалистич.  тенденции,
получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе
с передовой  частью  коллектива  Т-ра  им.  Хамзы  И.  утверждала  своим
творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во.
   II.  была  одной  из  первых  актрис  т-ра  Ср.  Азии,  создавшей   в
постановках нац. драматургии героич. образы  женщин,  ведущих  борьбу  с
реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас  ("Два  коммуниста",  "Сожжем"
Яшена, 1929, 1932). Склонность  актрисы  к  раскрытию  внутреннего  мира
героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек  с  портфелем"  Фай-ко,
1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого  человека  с
т„мными силами была выражена  в  образах  передового  бригадира  колхоза
Онахон ("Честь и  любовь"  Яшена,  1936),  Катерины  ("Гроза",  1938)  и
особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад
актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935)  и
Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному  раскрывается  И.  в
работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам"
Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер  Навои"
Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много  играет
в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у  1947),  Шабунина
("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур,
1950), Густа  Фучикова  ("Дорога  бессмертия"  Брагина  и  Товстоногова,
1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и  в
спектаклях о  борьбе  народов  Востока  за  рубежом:  коммунистка  Хатче
("Рассказ  о  Турции"  Н.  Хикмета,  1953),  раздавленная   нуждой,   но
обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!"  по
роману М. Диба, 1957). В 1959 И.  сыграла  близкую  е„  творчеству  роль
передовой  женщины  Узбекистана  председателя  колхоза  Хуррият  (о.  п.
Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, зв„зды"
("Фауст и смерть").
   Глубоко раскрывая социальные и  психологич.  основы  характера  своих
героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой.  Е„
героини мужественны и в то же время  лиричны,  в  самые  трудные  минуты
жизни их поддерживает убежд„нность в правоте избранного ими  пути.  Игра
И. отмечена глубокой  задушевностью,  сильной  эмоциональностью,  тонким
анализом характера сценических персонажей.
   Одновременно с  творческой  работой  И.  вед„т  большую  общественную
деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета  по  Ленинским
премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951;
   Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960;
   Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент,  1962.
А. Р.
   ИШДУЛАМ   (1876-1954)   -    монгольский    композитор.    Одна    из
основоположников монг. театр. иск-ва.  С  1921  занималась  организацией
худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дириж„ром оркестра  и
хора в нар. т-ре в Улан-Баторе.  Ставила  танцы-спектакли,  отличавшиеся

Страницы: «« « 1017   1018   1019   1020   1021   1022   1023   1024   1025  1026   1027   1028   1029   1030   1031   1032   1033   1034   1035  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия