Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 » »» технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера. В исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время акт„р был склонен к преувеличенной чувствительности, подч„ркнутой живописности поз. Недостатком И. было подч„ркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии. И. занимался также режиссурой и педагогич. деятельностью. Наряду с Коцебу и пьесами драматургов этого направления он ставил драматургию Шиллера и Шекспира, в постановке этих пьес И. старался приглаживать присущий им протестующий гуманизм и трагизм. В своих спектаклях И.'стремился к внешней помпезности, вводил большое число статистов, торжественные выходы, использовал яркие богатые костюмы, насыщал спектакли музыкой, пением ("Орлеанская дева" в Берлине в 1803), но второстепенным подробностям спектакля он уделял больше внимания, чем раскрытию идеи произведения. При пост. мещанских драм и комедий И. перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил в книге "Мо„ театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816). Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802; Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808. Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я. ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908] -русский советский режисс„р и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт. Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре. Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1936, Иркутский т-р), "Человек с ружь„м" (1939, Ташкентский т-р), "Бронепоезд 14-69" (1951, Душанбинский т-р); "Город на заре" Арбузова (1957, Магаданский т-р); "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и др. в Волгоградском т-ре муз. комедии; "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском т-ре муз. комедии. А. Ив. ИЧИНХбРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910) - монгольская актриса. Член МНРП с 1935. Нар. арт. МНР. В 1931 окончила Улан-Баторскую театр. студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где исполняла ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем работала в Гос. центральном т-ре. Роли: Джуяр ("Князь Сумья"), Сандрия ("Ушандар-хан"), Нансалма ("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор ("Княгиня Долгор и арат Дамдин" Аюша), Будэ, Зан-данбал, Цэцэг ("Девушка Будэ", "Цена жизни", "Волчья стая" Намдага), Беатриче ("Слуга двух господ"), Лауренсия ("Овечий источник"), Лида ("Платон Кречет"), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др. Выступает и как исполнительница монг. нар. песен. Совместно с Чимидосором и Пэринлэем И. написала пьесы "Молодая мать Замбага" и "Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О. ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х (8.XI).1911] - узбекская советская актриса. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с 1939). С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в самодеят. кружке, а затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драм. труппы. В 1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве и по окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра. Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927), Беатриче ("Слуга двух господ", 1927), Лауренсия ("Овечий источник", 1931). Глубоко реали-стич. дарованию И. были чужды формалистич. тенденции, получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе с передовой частью коллектива Т-ра им. Хамзы И. утверждала своим творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во. II. была одной из первых актрис т-ра Ср. Азии, создавшей в постановках нац. драматургии героич. образы женщин, ведущих борьбу с реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас ("Два коммуниста", "Сожжем" Яшена, 1929, 1932). Склонность актрисы к раскрытию внутреннего мира героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек с портфелем" Фай-ко, 1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого человека с т„мными силами была выражена в образах передового бригадира колхоза Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Катерины ("Гроза", 1938) и особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935) и Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному раскрывается И. в работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам" Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер Навои" Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много играет в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у 1947), Шабунина ("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур, 1950), Густа Фучикова ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и в спектаклях о борьбе народов Востока за рубежом: коммунистка Хатче ("Рассказ о Турции" Н. Хикмета, 1953), раздавленная нуждой, но обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!" по роману М. Диба, 1957). В 1959 И. сыграла близкую е„ творчеству роль передовой женщины Узбекистана председателя колхоза Хуррият (о. п. Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, зв„зды" ("Фауст и смерть"). Глубоко раскрывая социальные и психологич. основы характера своих героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой. Е„ героини мужественны и в то же время лиричны, в самые трудные минуты жизни их поддерживает убежд„нность в правоте избранного ими пути. Игра И. отмечена глубокой задушевностью, сильной эмоциональностью, тонким анализом характера сценических персонажей. Одновременно с творческой работой И. вед„т большую общественную деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета по Ленинским премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951; Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960; Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962. А. Р. ИШДУЛАМ (1876-1954) - монгольский композитор. Одна из основоположников монг. театр. иск-ва. С 1921 занималась организацией худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дириж„ром оркестра и хора в нар. т-ре в Улан-Баторе. Ставила танцы-спектакли, отличавшиеся Страницы: «« « 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |