Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 » »» неаполитанской оперной школы А. Скарлатти, автора св. 100 опер (в т. ч. "Розаура", 1690; "Великий Тамерлан", 1706), оформился один из осн. жанров итал. муз. т-ра - серь„зная опера, или опера-сериа (окончательно сложился в нач. 18 в.). Оперы этого жанра отличались условно-героич. сюжетами (преим. из античной мифологии), установившейся композицией, особыми формами арий да капо (представляли собой лирические узлы оперы), речитативов секко и аккомпанья-то, преобладанием вокально-мелодического начала при подчин„нной, второстепенной роли оркестра. В опере-сериа виртуозное вок. исполнительство выдвигается на первый план. Опера-сериа достигла законченности и художеств.. совершенства в творчестве последователей А. Скарлатти, композиторов неаполитанской оперной школы Л. Винчи, П. Гулъелъми, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези, Н. Пич-чини, Н. Порпора, А. Саккини, Т. Траэтта, Д. Чи-мароза. Недостатками этого жанра были: стили-стич. пестрота, стремление к эффектной зрелищности, самодовлеющая виртуозность исполнения, превращавшие спектакль в костюмированный концерт. Итал. просветители 18 в. резко критиковали недостатки оперы-сериа, предпринимали попытки е„ реформы. Поэт и либреттист А. Дзено стремился подчинить оперу-сериа правилам классицизма, очистить от штампов и анахронизмов, достичь стилевого единства. Поэт и драматург П. Метастазио придал опере-серпа пропорции классицистич. трагедии, он добивался равновесия поэзии и музыки, правильного соотношения между арией и речитативом (ария лишь мелодич. отзвук драматич. ситуации). Но и ему не удалось преодолеть театр. рутину; в политически отсталой Италии героич. оперы по либр. Метастазио (на темы из истории Римской республики) не нашли отклика. Не удалось до конца реформировать оперу-сериа и выдающемуся композитору-новатору Н. Йоммелли, к-рый пытался превратить е„ в психологически углубл„нную героич. муз. драму ("Дидона", 1749; "Фаэтон", 1768). Развитие оперы в 18 в. способствовало открытию в Италии новых оперных т-ров: "Сан-Карло" в Неаполе (1737), "Ла Скала" в Милане (1778), "Фениче" в Венеции (1792) и др. В основе постановок спектаклей оперы-сериа лежал принцип "къяроскуро" - контраста, находивший сво„ выражение и в декоративном оформлении (в 17-1-й пол. 18 вв. Дж. Торелли, Ферд. и Дж. Биббие-на), в делении сцены на 2 части ("подвижную" и "неподвижную"), в мизансценах, в ранговом разделении персонажей. Драматич. сторона исполнения отличалась статичностью, балетной плавностью движений, близких к придворному этикету. Костюмы напоминали роскошью придворные одежды. Главным в пост. опер-сериа было виртуозное вок. исполнение. В опере-сериа достигло высокого совершенства иск-во сольного пения - бель канто. Лучшие итал. певцы 18 в. обучались в неаполитанской (у Н. Порпора), болон' ской (осн. Ф. Пистокки) и венецианской (под рук. А. Лотти и М. Гаспарини) вок. школах. С конца 17 в. гл. мужские партии исполнялись, как правило, певцами-кастратами (контральто и сопрано), к-рые часто пели и женские партии. Среди певцов-кастратов 18 в. мировой славой пользовались А. Бернакки (16851756), Г. Гваданьи (ок. 1725-92), Дж. Карестини, Каффарелли Г. Пакъяротти Сенезино, Фаринелли и др. Нек-рые из них были не только прекрасными вокалистами, но и хорошими акт„рами. В конце 18 - нач. 19 вв. тенора постепенно вытесняют певцов-кастратов. Среди выдающихся исполнителей оперы-сериа в 18 в.- певицы Л. Агъяри, A. JS,e Амичис, Ф. Бордони, К. Габриелли Ф. Куццони В. Тези и др.; певцы А. Амореволи (1716-98), М. Бабини (1754-1816), Джакомо Давид и др. В 18 в. параллельно с оперой-сериа развивается и к 30-м гг. достигает расцвета итал. комич. опера. Первые образцы комич. бытового жанра появились еще в 17 в. у римских композиторов В. Мадзокки и М. Марадзоли. Самая яркая разновидность комич. оперного жанра - опера-буффа - сложилась на родине оперы-сериа в Неаполе. Е„ появлению предшествовали популярные в нач. 18 в. комедии с музыкой и комич. муз. интермедии в операх-сериа. Первые оперы-буффа, появившиеся в нач. 18 в. ("Кум Кальенно из Косты" А. Орефиче, на текст А. Меркотеллиса, 1709, Неаполь), были насыщены буффонадой. Они часто пародировали условности и штампы оперы-сериа. Первая классич. опера-буффа - "Служанка-госпожа" Перголези - была представлена в 1733 как интермедия между актами его же оперы-сериа "Гордый пленник". Во 2-й пол. 18 в. выдвинулись мастера оперы-буффа - Б. Галуппи в Венеции, Н. Логроши-но (1698- ок. 1765), Н. Пиччини, Дж. Паизиелло и Д. Чимароза в Неаполе. В развитии оперы-буффа большое значение имело творчество К. Голъдони, писавшего либретто преим. к операм Галуппи ("Де-ревенский философ", 1754, и др.). Гольд они утверждал тенденции сентиментализма в итал. опере-буффа, к-рые наиболее ярко воплотились в творчестве Пиччини ("Чеккина, или Добрая дочка", 1760, и др.). В операх Паизиелло ("Севильский цирюльник", 1782; "Мельничиха", 1788) блестящая буффонада сочетается с чувствительной лирикой. Эволюцию оперы-буффа в 18 в. завершает "Тайный брак" Чимарозы (1792). Опера-буффа стала тем муз.-сценич. жанром, к-рый молодая буржуазия противопоставила аристократич. опере-сериа. Она отличалась демократич. характером, строилась на бытовых, жизненно правдивых сюжетах, занимательной интриге, изобиловала комич. ситуациями, сатирич. пародиями. Вместо абстрактных, лиш„нных индивидуальных черт героев оперы-сериа в опере-буффа была создана галерея остро характерных реали-стич. образов, близких маскам комедии дель арте. В опере-буффа было восстановлено нарушенное опе-рой-сериа равновесие между муз. и драм. сторонами спектакля. Кроме арий, здесь широко применялись ансамбли и хоры, особенно в т. н. финалах - заключит. кульминационных сценах с чередующимися сольными и массовыми эпизодами. Опера-буффа обнаруживает тесную мелодич. и ритмич. связь с нар.-песенными истоками. Важным средством характеристики стал т. н. "сухой" речитатив, построенный на интонациях живой разговорной речи, нередко носящий форму комедийной реплики. Новый жанр требовал от певцов хорошей ансамблевости исполнения, умения декламировать, танцевать. Вок. техника была подчинена задаче создания сценич. образа. Среди выдающихся исполнителей оперы-буффа в 18 в. - певицы А. де Амичис, А. Тонелли и др.; певцы М. Аллегранти (1750-1802), Л. Басси (1766-г. смерти неизв .7, Ф. Буссани, А. Морикелли-Бозелло (1745-1800), А. Стораче (1766-1817) и др. В 17-18 вв. итал. опера получает свроп. признание, она оказывает огромное влияние на формирование нац. муз. т-ра Франции, Австрии, Германии, Англии и др. стран. Во Франции первые итал. оперные труппы появились еще в сер. 17 в.; в 1643 кардинал Мазарини пригласил в Париж итал. певцов, исполнивших оперу "Мнимая сумасшедшая" Сакрати. Вскоре был приглаш„н композитор Л. Росси, пост. своего "Орфея" (1647). В 1662 Ф. Страницы: «« « 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |