Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1004   1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012  1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020   1021   1022  » »»

"Франческа   да   Римини").   Эстетика   Д'Аннунцио,   построенная    на
иррационализме, культе силы и  национализме,  пользовалась  в  то  время
большой  популярностью.  Последователем   Д'Аннунцио   был   эклектичный
драматург С. Бенелли ("Любовь тр„х королей", "Ужин шуток" и др.). Н. Г.,
Г. Б.
   В  итальянской  драматургии  начала   20   в.   усиливается   влияние
философского  идеализма  и  мистицизма.  Контраст  между  реальностью  и
иллюзией, непознаваемость,  трагичность  действительности,  затерянность
личности в мире, психологич.  усложн„нность  -  эти  темы  занимают  вс„
большее место в творчестве  нтал.  драматургов.  Обнажение  противоречий
действительности  в  первые   годы   мировой   войны   усилило   трагизм
мироощущения художников Италии и в т.  ч.  драматургов.  В  этот  период
возникает  т-р  "гротеска",  строящийся  на  контрастном   сопоставлении
истинной сущности героев пьес и той маски,  которую  они  обычно  носят,
столкновении кажущегося и  действительного,  на  подч„ркнутом  сочетании
комического  и   трагического,   раскрывающем   алогизм   совр.   жизни.
Родоначальником т-ра "гротеска" стал Л. Къярелли. В его  пьесе  "Лицо  и
маска" (1916) отч„тливо показан контраст между истинными чувствами героя
и  его  личиной,  выявляющейся  в  почти  фарсовой  трактовке  драматич.
ситуации. К т-ру "гротеска" принадлежал Л. Анто-нелли, написавший  пьесу
"Человек, который встретился с самим собой" (1918), в к-рой жизнь  героя
рассматривается   сквозь   призму   предоставившейся   ему    фантастич.
возможности прожить эту  жизнь  снова,  а  также  Э.  Каваккьоли,  к-рый
находит мотивы гротесковых сопоставлений в конфликте мысли и инстинктов.
В пьесах Каваккьоли действуют условно-симво-лич.  персонажи  (скелет  во
фраке, марионетки и т. д.).
   Приближается к "гротескам" и творчество  Россо  ди  Сан-Секондо.  Его
пьеса  "Страстные   марионетки"   (1918),   герои   к-рой   уподобляются
марионеткам,  приводимым  в  движение  ниточками  страстей,   проникнута
безысходностью. В дальнейшем в  пьесах  драматурга  сказывается  влияние
творчества Л. Пиранделло.
   Драматургия  "гротесков",  отразившая   пессимистич.   взгляд   итал.
интеллигенции на действительность,  на  природу  человека,  была  лишена
подлинной социальной значимости. Наиболее крупным  драматургом  в  годы,
последовавшие после первой мировой войны, оказавшим  влияние  на  театр.
иск-во не только Италии, но и Европы и Америки, был Пиранделло.  Вначале
его пьесы носили веристский характер. Однако в дальнейшем он переходит к
иному пониманию  иск-ва.  В  своей  теоретич.  работе  "Юморизм"  (1908)
Пиранделло противопоставляет веристскому копированию действительности е„
обобщ„нное  отражение.  Обнажение   жизни   кажущимися   парадоксальными
ситуациями, трагич. буффонада, противоречие между "быть"  и  "казаться",
стремление к острому гротеску сближают Пиранделло с т-ром "гротеска", но
его анализу окружающего  присуща  большая  социальная  острота.  Широкая
известность пришла к драматургу в  1920,  когда  была  поставлена  пьеса
"Шесть  персонажей  в  поисках  автора".  Сложный,  интеллектуальный  по
характеру своих конфликтов,  жестокий  т-р  Пиранделло  отразил  трагич.
противоречия   совр.   ему   действительности.   Его   герои   бессильны
противостоять этой действительности и пытаются скрыться  от  не„  в  мир
иллюзий. Но и там они не находят спасения; реальность грубо вторгается в
вымысел и безжалостно разрушает его. Проблема  соотношения  реального  и
иллюзорного,  объективной  реальности  и  е„  субъективного   восприятия
составляет основной философский узел многих пьес Пиранделло  ("Это  так,
если это вам так кажется", "Генрих IV", "Обнаж„нная одевается",  "Жизнь,
которую я тебе даю" и т. д.).  Творчество  Пиранделло  противоречиво:  с
одной   стороны,    оно    проникнуто    непримиримым    отношением    к
действительности,  обнажает  ханжество  бурж.   морали   (это   особенно
подч„ркивал А. Грамши, ценивший в произведениях Пиранделло их взрывчатую
силу), с другой стороны - его  пьесы  отличает  релятивизм,  утверждение
непознаваемости, бессмысленной случайности, царящей в жизни, безысходный
пессимизм.   Пиранделло   обладал   блестящей   драматургич.   техникой,
позволявшей ему добиваться  разнообразия  и  гибкости  драматич.  формы,
использовать порой парадоксальные при„мы.
   Влияние  Пиранделло  на  И.  д.  особенно   отч„тливо   сказалось   в
произведениях У. Бетти и М.  Бонтем-пелли  (1878-1960).  Начав  с  пьес,
изображавших  жизнь  с  позиций  веризма  ("Хозяйка",  "Дом  на   воде",
"Гостиница в порту", "Обвал на пристани Север", герои к-рых  -  фермеры,
рабочие, докеры), Бетти вскоре  обращается  к  т.  н.  интеллектуальному
т-ру.  В  его  пьесах  вместо  живых  людей  действуют  холодные  маски.
Атмосфера таинств,  недомолвок,  неопредел„нности,  отсутствие  реальной
среды становятся доминирующими в последние годы в его  творчестве.  Один
из  старейших  писателей  и  теоретик  т-ра  Бонтемпелли  написал  пьесы
"Валерий", "Золушка" и др. Среди наиболее плодовитых драматургов  Италии
- Г. Герарди (1891-1949), автор  пьес  "Дети  маркиза  Лучера",  "Чистое
золото" и др.
   В период фашистской диктатуры  И.  д.  переживала  кризис.  Все  виды
интеллектуальной деятельности находились под надзором. Темы, связанные с
правдивым отражением действительности, были запрещены. Стремясь насадить
в т-ре  дух  т.  н.  "великой  империи",  Муссолини  добился  того,  что
подлинная  жизнь  страны  оказалась  вне  пределов  иск-ва.   Развлекат.
комедии, оторванные  от  реальной  действительности  абстракции,  реакц.
драматургия Форцано и др.- таков был репертуар итал. т-ра.  Демократич.,
реали-стич. тенденции сохранялись лишь в  диалекталь-ных  т-рах,  иск-во
к-рых официально преследовалось.
   Героич.  борьба  периода  Сопротивления,  разгром   фашизма   вызвали
огромный подъ„м демократич.  сил,  активность  широких  нар.  масс.  Это
создало  почву  и  послужило  стимулом  для  деятельности  прогрессивных
художников. Вслед за кино т-р обратился к темам Сопротивления, стремился
по-новому взглянуть на недавнее прошлое, осмыслить  трагедию,  пережитую
страной в годы фашизма. Попытки утвердить неореализм в  т-ре  связаны  с
пьесами Дж. Каллегари, А. Николаи, "Хроникой" Л. Триесте и др. Близко по
своей направленности к неореализму и творчество Э.  Де  Филиппе.  Однако
стремление утвердить неореализм в т-ре и  драматургии  не  получило  той
реализации, к-рую это направление обрело  в  киноискусстве,  живописи  и
литературе. Среди совр. драматургов Италии - К. Террон, А. де Бенедетти,
Р. Баккелли, К.  Альваро,  К.  Лодовичи,  А.  Николаи,  Д.  Будзати,  В.
Браккати, Ф. Дзарди, С. Джованинетти, Л.  Ску-арцина,  Д.  Фабри  и  др.
Обратился  к  т-ру  крупнейший  прозаик  Италии  А.  Моравиа  ("Беатриче
Ченчи"). В творчестве Будзати  ("Клинический  случай")  и  Джо-ванинетти
сильны мотивы тоски, глубокий психологизм. Фабри разрабатывает  проблемы
религиозного обновления,  религиозной  морали.  Его  пьесы  "Инквизиция"

Страницы: «« « 1004   1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012  1013   1014   1015   1016   1017   1018   1019   1020   1021   1022  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия