|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 » »» "Франческа да Римини"). Эстетика Д'Аннунцио, построенная на
иррационализме, культе силы и национализме, пользовалась в то время
большой популярностью. Последователем Д'Аннунцио был эклектичный
драматург С. Бенелли ("Любовь тр„х королей", "Ужин шуток" и др.). Н. Г.,
Г. Б.
В итальянской драматургии начала 20 в. усиливается влияние
философского идеализма и мистицизма. Контраст между реальностью и
иллюзией, непознаваемость, трагичность действительности, затерянность
личности в мире, психологич. усложн„нность - эти темы занимают вс„
большее место в творчестве нтал. драматургов. Обнажение противоречий
действительности в первые годы мировой войны усилило трагизм
мироощущения художников Италии и в т. ч. драматургов. В этот период
возникает т-р "гротеска", строящийся на контрастном сопоставлении
истинной сущности героев пьес и той маски, которую они обычно носят,
столкновении кажущегося и действительного, на подч„ркнутом сочетании
комического и трагического, раскрывающем алогизм совр. жизни.
Родоначальником т-ра "гротеска" стал Л. Къярелли. В его пьесе "Лицо и
маска" (1916) отч„тливо показан контраст между истинными чувствами героя
и его личиной, выявляющейся в почти фарсовой трактовке драматич.
ситуации. К т-ру "гротеска" принадлежал Л. Анто-нелли, написавший пьесу
"Человек, который встретился с самим собой" (1918), в к-рой жизнь героя
рассматривается сквозь призму предоставившейся ему фантастич.
возможности прожить эту жизнь снова, а также Э. Каваккьоли, к-рый
находит мотивы гротесковых сопоставлений в конфликте мысли и инстинктов.
В пьесах Каваккьоли действуют условно-симво-лич. персонажи (скелет во
фраке, марионетки и т. д.).
Приближается к "гротескам" и творчество Россо ди Сан-Секондо. Его
пьеса "Страстные марионетки" (1918), герои к-рой уподобляются
марионеткам, приводимым в движение ниточками страстей, проникнута
безысходностью. В дальнейшем в пьесах драматурга сказывается влияние
творчества Л. Пиранделло.
Драматургия "гротесков", отразившая пессимистич. взгляд итал.
интеллигенции на действительность, на природу человека, была лишена
подлинной социальной значимости. Наиболее крупным драматургом в годы,
последовавшие после первой мировой войны, оказавшим влияние на театр.
иск-во не только Италии, но и Европы и Америки, был Пиранделло. Вначале
его пьесы носили веристский характер. Однако в дальнейшем он переходит к
иному пониманию иск-ва. В своей теоретич. работе "Юморизм" (1908)
Пиранделло противопоставляет веристскому копированию действительности е„
обобщ„нное отражение. Обнажение жизни кажущимися парадоксальными
ситуациями, трагич. буффонада, противоречие между "быть" и "казаться",
стремление к острому гротеску сближают Пиранделло с т-ром "гротеска", но
его анализу окружающего присуща большая социальная острота. Широкая
известность пришла к драматургу в 1920, когда была поставлена пьеса
"Шесть персонажей в поисках автора". Сложный, интеллектуальный по
характеру своих конфликтов, жестокий т-р Пиранделло отразил трагич.
противоречия совр. ему действительности. Его герои бессильны
противостоять этой действительности и пытаются скрыться от не„ в мир
иллюзий. Но и там они не находят спасения; реальность грубо вторгается в
вымысел и безжалостно разрушает его. Проблема соотношения реального и
иллюзорного, объективной реальности и е„ субъективного восприятия
составляет основной философский узел многих пьес Пиранделло ("Это так,
если это вам так кажется", "Генрих IV", "Обнаж„нная одевается", "Жизнь,
которую я тебе даю" и т. д.). Творчество Пиранделло противоречиво: с
одной стороны, оно проникнуто непримиримым отношением к
действительности, обнажает ханжество бурж. морали (это особенно
подч„ркивал А. Грамши, ценивший в произведениях Пиранделло их взрывчатую
силу), с другой стороны - его пьесы отличает релятивизм, утверждение
непознаваемости, бессмысленной случайности, царящей в жизни, безысходный
пессимизм. Пиранделло обладал блестящей драматургич. техникой,
позволявшей ему добиваться разнообразия и гибкости драматич. формы,
использовать порой парадоксальные при„мы.
Влияние Пиранделло на И. д. особенно отч„тливо сказалось в
произведениях У. Бетти и М. Бонтем-пелли (1878-1960). Начав с пьес,
изображавших жизнь с позиций веризма ("Хозяйка", "Дом на воде",
"Гостиница в порту", "Обвал на пристани Север", герои к-рых - фермеры,
рабочие, докеры), Бетти вскоре обращается к т. н. интеллектуальному
т-ру. В его пьесах вместо живых людей действуют холодные маски.
Атмосфера таинств, недомолвок, неопредел„нности, отсутствие реальной
среды становятся доминирующими в последние годы в его творчестве. Один
из старейших писателей и теоретик т-ра Бонтемпелли написал пьесы
"Валерий", "Золушка" и др. Среди наиболее плодовитых драматургов Италии
- Г. Герарди (1891-1949), автор пьес "Дети маркиза Лучера", "Чистое
золото" и др.
В период фашистской диктатуры И. д. переживала кризис. Все виды
интеллектуальной деятельности находились под надзором. Темы, связанные с
правдивым отражением действительности, были запрещены. Стремясь насадить
в т-ре дух т. н. "великой империи", Муссолини добился того, что
подлинная жизнь страны оказалась вне пределов иск-ва. Развлекат.
комедии, оторванные от реальной действительности абстракции, реакц.
драматургия Форцано и др.- таков был репертуар итал. т-ра. Демократич.,
реали-стич. тенденции сохранялись лишь в диалекталь-ных т-рах, иск-во
к-рых официально преследовалось.
Героич. борьба периода Сопротивления, разгром фашизма вызвали
огромный подъ„м демократич. сил, активность широких нар. масс. Это
создало почву и послужило стимулом для деятельности прогрессивных
художников. Вслед за кино т-р обратился к темам Сопротивления, стремился
по-новому взглянуть на недавнее прошлое, осмыслить трагедию, пережитую
страной в годы фашизма. Попытки утвердить неореализм в т-ре связаны с
пьесами Дж. Каллегари, А. Николаи, "Хроникой" Л. Триесте и др. Близко по
своей направленности к неореализму и творчество Э. Де Филиппе. Однако
стремление утвердить неореализм в т-ре и драматургии не получило той
реализации, к-рую это направление обрело в киноискусстве, живописи и
литературе. Среди совр. драматургов Италии - К. Террон, А. де Бенедетти,
Р. Баккелли, К. Альваро, К. Лодовичи, А. Николаи, Д. Будзати, В.
Браккати, Ф. Дзарди, С. Джованинетти, Л. Ску-арцина, Д. Фабри и др.
Обратился к т-ру крупнейший прозаик Италии А. Моравиа ("Беатриче
Ченчи"). В творчестве Будзати ("Клинический случай") и Джо-ванинетти
сильны мотивы тоски, глубокий психологизм. Фабри разрабатывает проблемы
религиозного обновления, религиозной морали. Его пьесы "Инквизиция"
Страницы: «« « 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |