Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 999   1000   1001   1002   1003   1004   1005   1006   1007  1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016   1017  » »»

Тирана) и  др.  -  сохранились  лучшие  реадистич.  традиции  акт„рского
мастерства эпохи  Возрождения.  Традиции  клас-сич.  периода  исп.  т-ра
сохранялись и развивались во 2-й пол. 18 в. гл. обр. в  малых  жанрах  -
сайнете, сарсуэлы и возникшей в  это  время  тонадилъи.  В  этом  жанре,
просуществовавшем на исп. сцене до 19 в., особенно прославилась  актриса
М. А. Фернандес (Ла Карамба).
   В первые два десятилетия 19 в. на исп. сцене  господствовали  произв.
революционно-патриотич.  классицизма,  в  к-рых  раскрылся   талант   И.
Майкеса, возглавлявшего т-р "Каньос дель Пераль"  (1801-05),  затем  т-р
"Принсипе" (1806) и осуществившего ряд  важных  реформ:  введение  более
исторически точного костюма,  отказ  от  классицистской  напыщенности  в
декламации, расширение  репертуара  (в  частности,  пост.  шекспировских
пьес), требование перевоплощения акт„ра в создаваемый образ. Новый  этап
исп. т-ра, вышедшего из длительного застоя и упадка  благодаря  революц.
подъ„му,  связан  также   с   утверждением   романтич.   драматургии   и
семейно-бытовой реалистич. комедии  в  30-40-х  гг.  В  1849  в  Мадриде
открывается т-р "Эспаньоль" (б. т-р "Принсипе"), в 1850 - оперный т-р
   -т-р "Реаль", в 1847 -оперный т-р в Барселоне
   -т-р "Лисео". Исп. т-ры перенимают достижения европ. театр.  техники,
раст„т и акт„рское мастерство. С 1830 мадридская "Консерватория музыки и
декламации" начинает подготовку акт„рских кадров.
   В романтич. пьесах с большим успехом выступали известные акт„ры  того
времени - сестры Б.  и  Т.  Ла-мадрид,  К.  Литоре,  М.  Диес  и  др.  В
семейно-бытовой комедии прославились реалистич. мастерством X.  Ромеа  и
К. Родригес, игравшая  и  в  романтич.  трагедии.  Во  2-й  пол.  19  в.
романтич. т-р переживает  упадок.  В  годы,  предшествовавшие  революции
1868-73, большое распространение получают  пришедшие  из  Франции  жанры
комич. оперы-буфф, варьете, ревю и пародий. Лишь немногие т-ры следовали
принципам реалистич. иск-ва. В их числе: т-р  Комедии,  к-рым  руководил
режисс„р и акт„р  Э.  Марио.  В  клас-сич.  репертуаре  "золотого  века"
славился акт„р Р. Калъво.
   С  нач.  20  в.  исп.  т-р,  вс„  более  подчинявшийся  вкусам  бурж.
обывателя,  переживает  тяж„лый  кризис.   В   репертуаре   утверждаются
развлекательные   комедии   и   мелодрамы,   модернистские   пьесы    X.
Бенавенте-и-Мартинеса  и  пьесы  драматургов  "поколения   1898   года".
Модернистские тенденции утверждал на исп. сцене драматург и режисс„р  Г.
Мартинес Сьерра, возглавлявший в 1917-25 т-р "Эслава".  Этим  тенденциям
противостояло творчество актрисы  М.  Герреро  и  е„  мужа  Ф.  Диас  де
Мендосы, руководивших долгое время т-ром "Эспаньоль", в к-ром шли  пьесы
Лопеде Вега и передовых сов р. драматургов.
   После  бурж.  революции  1931  многие  передовые   деятели   культуры
потребовали решительной реформы исп. т-ра. Они  стремились  сделать  его
достоянием широких нар. масс, возродить  демократич.  традиции  классич.
драматургии. С этой целью  были  созданы  передвижной  студенческий  т-р
"Баррака", к-рым руководил Ф.  Гарсиа  Лорка,  и  "Театр  педагогических
миссий", возглавляемый А. Касоной. В пропаганде  передового  классич.  и
совр.  репертуара  выдающуюся  роль  сыграла   деятельность   одной   из
крупнейших   исп.   актрис   М.   Ксиргу   и   акт„рских    коллективов,
возглавлявшихся актрисами Л. Мембривес, X. Диас де Артигас, возродившими
на сцене многие пьесы Лоне де Вега  и  др.  драматургов  Возрождения,  я
также исполнявшими гл. роли в трагедиях Гарсиа Лорки,  пьесах  Касоны  и
др. Один из крупнейших режисс„ров этого времени-С. Ривас  Чериф.  В  эти
годы возникают первые революц.  театр.  организации;  среди  них  особую
известность приобр„л т-р "Носотрос" ("Наш т-р"),где ставились  пьесы  М.
Горького, Б. Брехта и др. На эти т-ры большое влияние оказало  советское
театр. иск-во.  Особенно  отч„тливо  это  влияние  обнаружилось  в  годы
нац.-революц.  войны  (1936-39),  когда  на  республиканской  территории
большинство  т-ров,  ставших  государственными,  продолжали   работу   в
условиях обстрелов  и  бомб„жек.  Эти  т-ры  ставили  пьесы  современных
передовых  исп.  и  зап.-европ.  драматургов.   На   фронтах   выступали
многочисл. передвижные проф. и самодеят. театр. труппы, называвшие  себя
"Герри-льяс  де  театро"  ("театральные  партизанские  отряды").  Особой
популярностью пользовался "Моно асуль" {"Синий комбинезон"), руководимый
Р. Альберти.
   После  поражения  республики  прогрессивные  реформы,  осуществл„нные
республиканским правительством  в  области  т-ра,  были  отменены.  Т-ры
Испании  вновь  стали  коммерч.  предприятиями.  Мн.  известные   акт„ры
покинули Испанию. См. также К аталанский театр и драматургия. 3. 77.
   Кризис,  к-рый  переживал  И.  т.  после  установления  франкистского
режима, особенно обострился к концу 40-х гг. Многие выдающиеся режисс„ры
и акт„ры  эмигрировали.  На  сценах  т-ров  не  ставились  пьесы,  посв.
социальным проблемам. Репертуар заполняли л„гкие комедии, ревю оперетты,
варьете и традиционные формы И. т.: сарсуэлы сайнете, тонадильи. В  50-х
гг. ставились пьесы совр. иностр авторов (Пиранделло,  0'Нила,  Пристли,
Моэма и т. д.)
   Среди крупнейших т-ров Испании: Национальный  т-р  им.  М.  Гереро  в
Мадриде. Здесь работает труппа под руководством драматурга  и  режисс„ра
К. де ла Toppe. Ставились спектакли: "Поезд на рассвете"  Toppe  (1946),
"В жгучем  мраке"  (1950),  "Сегодня  праздник"  (1956)  Буэро  Вальехо,
"Преступление и наказание" (по мотивам Достоевского), пьесы Э. Суарес де
Деса,  X.  А.  Лаиглесиа-и-Гонсалес,  В.  Р.  Ириарте.  В  Т-ре  инфанты
Изабеллы, где много лет работала труппа И. Гарсрс, а режисс„ром  был  А.
Серрано, шли пьесы Х.Бенавенте-и-Мартинеса, А. Буэро Вальехо,  А.  Пасо,
X. Кальво Сотело, А.  Торрадо,  X.  Лопес  Рубио.  В  т-ре  "Лара",  где
работала труппа Л.  Мембривес,  были  пост.:  "Богиня  арены"  СеданоиЛ.
Фернандеса (1952); пьесы Бенавенте, Кальво Сотело, Луки де Тены. В  т-ре
"Эспаньоль" шли пьесы "История одной лестницы"  (1949),  "Мечтатель  для
народа" (1958) Буэро Вальехо; "Осужд„нные" Суареса Карреньо (пр. Лопе де
Вега, 1952); "Ночь не кончается" Гонсалеса Альер-и-Окано  (пр.  Лопе  де
Вега, 1954). В т-ре Комедии работали труппы  К.  Монтес,  И.  Марло,  Ф.
Фернан Гомеса, режисс„ры А. Клосас, Э. Невилье, X. Тамайо. В 1958  пост.
"Шут Гамлета" X. Бенавенте открылся новый т-р Мадрида -  "Гойя"  (труппа
К. Монтес).
   Среди муз. т-ров: т-р Альбенис (орг. в 1945), т-р Лопе де Вега  (орг.
1949).
   В Мадриде работают также клубные т-ры (Т-р  Клуб  Мадрида  и  др.)  и
несколько камерных т-ров  (Ла  Каратула,  Эль  Дуэнде,  Т.  де  Камара),
репертуар к-рых носит несколько более прогрессивный характер.
   Камерные т-ры существуют и  в  Барселоне  (см.  Каталанский  театр  и
драматургия),  где  работают  также  т-ры-Комедия,   Талия,   Барселона,

Страницы: «« « 999   1000   1001   1002   1003   1004   1005   1006   1007  1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016   1017  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия