|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 » »» 1844) - одна из наиболее оригинальных дра-матич. разработок легенды о
Дон Жуане.
Пережив пору расцвета в 1830-40-х гг., романтич. драма продолжает
господствовать на исп. сцене еще несколько десятилетий, хотя е„
представляют гл. обр. эпигонские произв. Одновременно развивается
традиция семейно-бытовой комедии, идущая от Моратина и представленная
многочисл. пьесами М. Бретона де лос Эррерос, В. дела Веги, М. Э. де
Горостисы. Творчество этих драматургов, примыкавших к
"костумб-ристскому" (бытописательному) направлению, знаменовало собой
первый этап становления реалистич. драмы в Испании.
В 1860-70-х гг. реалистич. драма постепенно занимает господствующие
позиции на исп. сцене. В ней получили отражение социальные сдвиги,
происшедшие в стране, в частности компромисс исп. буржуазии с
феодально-дворянской верхушкой после революции 1868-73. С этим связано
усиление консервативно-охранительных тенденций и дидактизма в творчестве
бурж. драматурга А. Лопеса де Аяла (1828-79), к-рый в своих
морально-бытовых комедиях, критически рисуя нравы бурж. общества, не
выходит, однако, за пределы прописной бурж. морали. Ещ„ более отч„тливо
эти тенденции обнаруживаются в комедиях Т. Родригеса Руби (1817-90).
Крупнейший драматург этого времени М. Тамайо-и-Баус прош„л путь от
романтич. трагедии в раннем творчестве к реалистич. психологич. драме
("Безумие любви", 1855, "Новая драма, или Йорик", 1867), сохраняющей,
однако, некоторые романтические черты. Консерватизм воззрений драматурга
(монархизм и др.) особенно ярко раскрылся в созданном им жанре
"тенденциозной пьесы", освещавшей злободневные вопросы обществ, жизни и
бурж. морали ("Дело чести", 1863).
Жанр "тенденциозной пьесы" получает дальнейшее развитие в драмах X.
Эчегарая-и-Эйсагирре, в к-рых драматург, обнажая противоречия и фальшь
бурж. морали, приходит к пессимистич. выводам. Анархич. нигилизм,
присущий мировоззрению Эчегарая, особенно отч„тливо выступает в его
психологических драмах ("Марианна", 1892, "Безумный бог", 1900), в
которых выражены также натуралистич. тенденции.
Крупнейший представитель критич. реализма в исп. лит-ре - Б. Перес
Галъдос. Его пьесы отличаются психологич. правдой, написаны в реалистич.
манере. В своих пьесах, так же как и в романах, писатель подвергал
резкой критике совр. ему бурж. действительность. Особенно значительны
авторские переделки для сцены романов "Действительность" (1892, т-р
Комедии), "Донья Перфекта" (1896) и др., а также его
социально-проблемные драмы - "Электра" (1901), "Дед" (1904) и др.
Образ рабочего впервые вывел драматург X. Ди-сента-и-Бенедикто в
драме "Хуан Хосе" (1895). Однако в этой пьесе, как и в более поздних
социальных драмах Дисенты "Даниэль" (1907) и "Волк" (1913), сильны
натуралистич. тенденции.
В конце 19 - нач. 20 вв. Испания вступает в эпоху империализма. Бурж.
культура, в т. ч. и драматургия, испытывает глубокий кризис,
распространяются философия, лит-ра и иск-во декаданса. Это ярко
обнаруживается в деятельности драматургов т. н. "поколения 1898 года"
(год поражения Испании в войне с США, утраты ею своих колоний).
Крупнейшие писатели этого направления - М. де Унамуно, Асорин (р. 1874)
и др. - создавали гл. обр. книжные драмы. Наибольшей известностью у
бурж. зрителя первых десятилетий 20 в. пользовались произв. драматурга
X. Бенавенте-и-Мартинеса, сочетавшего в своих пьесах критику пороков
бурж. общества с презрением к народу, отказом от активного действия. С
конца 19 в. в исп. драматургии широкую популярность приобрели
поверхностные пьесы "малых жанров". Такие пьесы писали Р. де ла Вега
(1839-1910), Т. Лусеньо (1844-1931), К. Арничес-и-Баррера и бр. С. и X.
Альварес Кинтеро. Против засилья развлекательной "коммерческой"
драматургии в 1920-30-х гг. выступают лучшие представители "поколения
1898 года" - бр. А. и М. Мачадо, создавшие социальные драмы "Кузина
Фернанда", "Превратности судьбы" (1926) и др., Р. дель Валъе Инклан,
написавший несколько гротескных сатирич. пьес, критикующих бурж. строй в
созданном им жанре "эсперпенто", а также передовые писатели молодого
поколения.
Особенно острая идеологич. борьба в области драматургии и т-ра
развернулась в Испании в годы бурж. республики (1931-36). В это время
появляются пьесы революц. писателей - сатирич. фарсы Р. Алъберти, С.
Муньоса Арконады (р. 1898), М. Эрнандеса, трагедия П. Пла-и-Бельтрана
(р. 1908) "Шестипалый" (1934) и пьесы др. авторов, в к-рых ставились
острые социальные проблемы действительности. С другой стороны,
усиливается пропаганда реакционно-мистич. и фашистских ид ей в пьесах X.
М. Пемана (р. 1897), П. Муньоса Секи (1881-1936) и др. Крупнейшими
драматургами этого времени стали Ф. Гарсиа Лорка и А. Ка-сона. Гарсиа
Лорка созда„т трагедии, полные гумани-стич. сочувствия к простым
людям,"Кровавая свадьба" (1933), "Йерма" (1934), "Дом Бернарды Альбы"
(1936, пост. 1945) и др. Новаторские по форме пьесы Гарсиа Лорки
положили начало новому поэтич. направлению в театр. иск-ве.
В годы национально-революц. войны 1936-39 на республиканской
территории широко ставились произведения классич. драматургии, а также
современные пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса, X. Бер-гамина и др.
Победа фашизма в марте 1939 привела к воцарению в Испании режима
террора и реакции. Широкое распространение получили снова
развлекательные пьесы, наводнявшие репертуар т-ров (пьесы Э. Хар-дьель
Понселы, А. Торрадо и др.). Большое распространение получили
псевдоисторич. пьесы X. М. Пемана, Л. Фернандеса Ардавина и др., с
реакц. позиций толкующие события прошлого. Только 'в 50-х гг. в пьесах
А. Састре, А. Буэро Вальехо появились социально-критич. тенденции, за
что драматурги подвергались преследованиям со стороны франкистских
властей. Антифашистские, патриотич. и гуманистич. пьесы создают Р.
Альберти, А. Касона, X. Бергамин и др. передовые писатели, находящиеся в
эмиграции в странах Латинской Америки. 3. П.
В годы франкистской диктатуры правительство поставило перед т-ром
задачи: развлекать публику, фальсифицировать историю, пропагандировать
пьесы религиозной тематики и снова вернуться к "вечным" темам буржуазной
семьи и общества: любовь и измена, ревность, беспочвенность мечтаний,
разлад между стремлениями и действительностью и т. д.
Было учреждено большое число литературных и театр. премий (ежегодные
Нац. пр. за лучшие пьесы, национальная пр. им. Кальдерона де ла Барка;
муниципальные пр. им. Ло-пе де Вега-учреждена Мадридом, пр. Барселоны,
Валенсии, Аликанте и др.). Регулярно устраиваются конкурсы по
определ„нной тематике и т. п.
Страницы: «« « 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |