Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004  1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014  » »»

1844) - одна из наиболее оригинальных дра-матич.  разработок  легенды  о
Дон Жуане.
   Пережив пору расцвета в 1830-40-х  гг.,  романтич.  драма  продолжает
господствовать  на  исп.  сцене  еще  несколько  десятилетий,  хотя   е„
представляют  гл.  обр.  эпигонские  произв.  Одновременно   развивается
традиция семейно-бытовой комедии, идущая от  Моратина  и  представленная
многочисл. пьесами М. Бретона де лос Эррерос, В. дела  Веги,  М.  Э.  де
Горостисы.    Творчество     этих     драматургов,     примыкавших     к
"костумб-ристскому" (бытописательному)  направлению,  знаменовало  собой
первый этап становления реалистич. драмы в Испании.
   В 1860-70-х гг. реалистич. драма постепенно  занимает  господствующие
позиции на исп. сцене.  В  ней  получили  отражение  социальные  сдвиги,
происшедшие  в  стране,  в  частности  компромисс   исп.   буржуазии   с
феодально-дворянской верхушкой после революции 1868-73. С  этим  связано
усиление консервативно-охранительных тенденций и дидактизма в творчестве
бурж.  драматурга  А.  Лопеса  де  Аяла   (1828-79),   к-рый   в   своих
морально-бытовых комедиях, критически рисуя  нравы  бурж.  общества,  не
выходит, однако, за пределы прописной бурж. морали. Ещ„ более  отч„тливо
эти тенденции обнаруживаются в комедиях Т. Родригеса Руби (1817-90).
   Крупнейший драматург этого времени М. Тамайо-и-Баус  прош„л  путь  от
романтич. трагедии в раннем творчестве к  реалистич.  психологич.  драме
("Безумие любви", 1855, "Новая драма, или  Йорик",  1867),  сохраняющей,
однако, некоторые романтические черты. Консерватизм воззрений драматурга
(монархизм  и  др.)  особенно  ярко  раскрылся  в  созданном  им   жанре
"тенденциозной пьесы", освещавшей злободневные вопросы обществ, жизни  и
бурж. морали ("Дело чести", 1863).
   Жанр "тенденциозной пьесы" получает дальнейшее развитие в  драмах  X.
Эчегарая-и-Эйсагирре, в к-рых драматург, обнажая противоречия  и  фальшь
бурж.  морали,  приходит  к  пессимистич.  выводам.  Анархич.  нигилизм,
присущий мировоззрению Эчегарая,  особенно  отч„тливо  выступает  в  его
психологических драмах  ("Марианна",  1892,  "Безумный  бог",  1900),  в
которых выражены также натуралистич. тенденции.
   Крупнейший представитель критич. реализма в исп. лит-ре  -  Б.  Перес
Галъдос. Его пьесы отличаются психологич. правдой, написаны в реалистич.
манере. В своих пьесах, так же  как  и  в  романах,  писатель  подвергал
резкой критике совр. ему бурж.  действительность.  Особенно  значительны
авторские переделки для  сцены  романов  "Действительность"  (1892,  т-р
Комедии),   "Донья   Перфекта"   (1896)   и    др.,    а    также    его
социально-проблемные драмы - "Электра" (1901), "Дед" (1904) и др.
   Образ рабочего впервые  вывел  драматург  X.  Ди-сента-и-Бенедикто  в
драме "Хуан Хосе" (1895). Однако в этой пьесе, как  и  в  более  поздних
социальных драмах Дисенты  "Даниэль"  (1907)  и  "Волк"  (1913),  сильны
натуралистич. тенденции.
   В конце 19 - нач. 20 вв. Испания вступает в эпоху империализма. Бурж.
культура,  в  т.  ч.  и   драматургия,   испытывает   глубокий   кризис,
распространяются  философия,  лит-ра  и  иск-во  декаданса.   Это   ярко
обнаруживается в деятельности драматургов т. н.  "поколения  1898  года"
(год поражения  Испании  в  войне  с  США,  утраты  ею  своих  колоний).
Крупнейшие писатели этого направления - М. де Унамуно, Асорин (р.  1874)
и др. - создавали гл. обр.  книжные  драмы.  Наибольшей  известностью  у
бурж. зрителя первых десятилетий 20 в. пользовались  произв.  драматурга
X. Бенавенте-и-Мартинеса, сочетавшего в  своих  пьесах  критику  пороков
бурж. общества с презрением к народу, отказом от активного  действия.  С
конца  19  в.  в  исп.  драматургии   широкую   популярность   приобрели
поверхностные пьесы "малых жанров". Такие пьесы писали  Р.  де  ла  Вега
(1839-1910), Т. Лусеньо (1844-1931), К. Арничес-и-Баррера и бр. С. и  X.
Альварес  Кинтеро.   Против   засилья   развлекательной   "коммерческой"
драматургии в 1920-30-х гг. выступают  лучшие  представители  "поколения
1898 года" - бр. А. и М.  Мачадо,  создавшие  социальные  драмы  "Кузина
Фернанда", "Превратности судьбы" (1926) и др.,  Р.  дель  Валъе  Инклан,
написавший несколько гротескных сатирич. пьес, критикующих бурж. строй в
созданном им жанре "эсперпенто", а  также  передовые  писатели  молодого
поколения.
   Особенно острая  идеологич.  борьба  в  области  драматургии  и  т-ра
развернулась в Испании в годы бурж. республики (1931-36).  В  это  время
появляются пьесы революц. писателей - сатирич.  фарсы  Р.  Алъберти,  С.
Муньоса Арконады (р. 1898), М. Эрнандеса,  трагедия  П.  Пла-и-Бельтрана
(р. 1908) "Шестипалый" (1934) и пьесы др.  авторов,  в  к-рых  ставились
острые  социальные  проблемы   действительности.   С   другой   стороны,
усиливается пропаганда реакционно-мистич. и фашистских ид ей в пьесах X.
М. Пемана (р. 1897), П.  Муньоса  Секи  (1881-1936)  и  др.  Крупнейшими
драматургами этого времени стали Ф. Гарсиа Лорка и  А.  Ка-сона.  Гарсиа
Лорка  созда„т  трагедии,  полные  гумани-стич.  сочувствия  к   простым
людям,"Кровавая свадьба" (1933), "Йерма" (1934),  "Дом  Бернарды  Альбы"
(1936, пост. 1945)  и  др.  Новаторские  по  форме  пьесы  Гарсиа  Лорки
положили начало новому поэтич. направлению в театр. иск-ве.
   В  годы  национально-революц.  войны   1936-39   на   республиканской
территории широко ставились произведения классич. драматургии,  а  также
современные пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса, X. Бер-гамина и др.
   Победа фашизма в марте 1939 привела  к  воцарению  в  Испании  режима
террора   и   реакции.   Широкое    распространение    получили    снова
развлекательные пьесы, наводнявшие репертуар т-ров (пьесы  Э.  Хар-дьель
Понселы,  А.  Торрадо   и   др.).   Большое   распространение   получили
псевдоисторич. пьесы X. М. Пемана,  Л.  Фернандеса  Ардавина  и  др.,  с
реакц. позиций толкующие события прошлого. Только 'в 50-х гг.  в  пьесах
А. Састре, А. Буэро Вальехо появились  социально-критич.  тенденции,  за
что  драматурги  подвергались  преследованиям  со  стороны  франкистских
властей. Антифашистские,  патриотич.  и  гуманистич.  пьесы  создают  Р.
Альберти, А. Касона, X. Бергамин и др. передовые писатели, находящиеся в
эмиграции в странах Латинской Америки. 3. П.
   В годы франкистской диктатуры  правительство  поставило  перед  т-ром
задачи: развлекать публику, фальсифицировать  историю,  пропагандировать
пьесы религиозной тематики и снова вернуться к "вечным" темам буржуазной
семьи и общества: любовь и измена,  ревность,  беспочвенность  мечтаний,
разлад между стремлениями и действительностью и т. д.
   Было учреждено большое число литературных и театр. премий  (ежегодные
Нац. пр. за лучшие пьесы, национальная пр. им. Кальдерона де  ла  Барка;
муниципальные пр. им. Ло-пе де Вега-учреждена Мадридом,  пр.  Барселоны,
Валенсии,  Аликанте  и  др.).   Регулярно   устраиваются   конкурсы   по
определ„нной тематике и т. п.

Страницы: «« « 996   997   998   999   1000   1001   1002   1003   1004  1005   1006   1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия