Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 » »» Алексидзе, худ. П. Лапиашвили, Дон Сезар - Гегечкори), Т-р комедии, Горький (1954), Т-р "Роман", Москва (1955, в переделке А. Дейча и Н. Крымовой под назв. "Сердце цыганки", реж. Баркан, худ. Талалай, комп. Бугачевский), Ульяновский т-р (1955), Рус. т-р в Чебоксарах (1957) и др. Издания: Из рус. изд.: "Испанский дворянин", комедия в 5 д. с куплетами. Переделка с франц. К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова, М., 1858. Лит.: "Пантеон", М., 1854, .ј 3, март, с. 55-58; К а р-н e e в М. В., Пятьдесят лет из жизни артиста Самарина, М., 1882, с. 21-25; Горький об искусстве, Сб., М.-Л., 1940, с. 26; Ежегодник Моск. Художеств. театра 1951-1952, M., 1956, с. 287-88. А. Шн. ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. Регулярные театр. представления на Пиренейском п-ове давались еще в эпоху владычества римлян; до наших дней сохранились остатки древних амфитеатров. Имеются также свидетельства о популярности в античной Испании представлений мимов и гистрионов (запрещены в 4 в. христианской церковью). В ср. века т-р в Испании, как и в др. странах, развивался по двум направлениям: религиозный т-р и народный т-р. Религиозный т-р был представлен литур-гич. драмой, разыгрывавшейся в церкви, мистериями и др. жанрами религиозных пьес, исполнявшихся на церковной паперти, а затем на площади. Окончательное запрещение представлений в церкви произошло в Испании позднее, чем в др. странах,-в 1559. Осн. исполнителями нар. представлений "изд„вочных игрищ" (juegos de escarnio), носивших язычески жизнерадостный характер, были хуглары. Нар. т-р, подвергавшийся запретам со стороны церкви, оказал большое влияние на дальнейшее развитие театр. иск-ва, в т. ч. и на религиозный т-р, в к-рый постепенно проникали светские и фарсовые элементы. В 14-15 вв. появились и первые зачатки придворного т-ра - спектакли, разыгрывавшиеся акт„рами-любителями из знати во дворцах вельмож и королей. К сер. 16 в. развивается жанр ауто сакраменталь ("священное действо"), В 16 в. в Испании появляются проф. и полупроф. труппы, ставившие гл. обр. фарсовые сценки. В повести А. Рохаса "Занимательное путешествие" дано колоритное описание 8 видов этих трупп (булюлю, ньяке, гарнача, бохиганга, фарандула и др.). Труппы (до 7-8 чел.), передвигаясь на фургоне, давали представления на площадях или в гостиничных дворах. Одна из первых проф. трупп была создана Лопе де Руэда. В это же время в крупнейших городах Испании церковные братства, получив монополию на театр. представления, создали стационарные публичные т-ры - коррали. В Мадриде "корраль де ла Крус" начал функционировать в 1579, "корраль дель Принсипе" - в 1582. Аналогичные театр. помещения возникли в Севилье, Валенсии, Барселоне, Гранаде, Вальядолиде и др. городах. Коррали ориентировались в основном на широкие круги гор. зрителей, здесь развивалась гуманистич. и де-мократич. драматургия, представленная Лопе де Вега Карпъо и его последователями. В 1603 королевское разрешение на спектакли было выдано только 8 труппам, получившим название "титульных трупп", с 1608 число этих трупп было увеличено до 12. В 1640 только в Кастилии работало не менее 40 трупп. В конце 16 - нач. 17 вв. известность получили труппы, руководимые А. де Сиснерос, Н. де лос Риос, А. де Вильегас и др. В эти годы в исп. т-ре выдвинулось большое число одар„нных акт„ров: П. де Моралес, комедийный акт„р К. Перес, известный под псевд. Хуана Раны, Д. Ариас де Пенъяфьелъ\ актрисы - X. Вака, X. де Бургос, М. де Кордова, М. Калъдерон, М. Рикельме. Примитивность оформления спектакля возмещалась силой и выразительностью акт„рской игры. Между действиями пьесы (обычно 3-актной) разыгрывались вес„лые интермедии, представлению предшествовал пролог, а действие было насыщено вокальными и танцевальными номерами. Акт„ры должны были уметь петь и танцевать, особое значение придавалось мастерству речи. Диалог ш„л в очень быстром темпе. Ка-толич. церковь вела ожесточ„нную борьбу против кор-ралей. В 1598 Филипп II запретил светские представления; его сын Филипп III в 1600 снял этот запрет, но вв„л строгую цензуру и ограничения, касавшиеся репертуара, манеры исполнения и т. д. В последующие годы преследования городского публичного т-ра усилились; в 1644 мадридские т-ры вновь были закрыты, а после их открытия в 1649 со сцены были изгнаны пьесы гуманистич. содержания. Демократич. т-ру правящие классы Испании с начала 17 в. противопоставили придворные театр. представления, ставшие регулярными при Филиппе IV. В королевских резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были выстроены стационарные театр. помещения, куда позднее стали допускать за плату и городских зрителей. В придворном т-ре ставились аллегорич., мифологич. спектакли, носившие характер феерии. Итал. декораторы К. Лотти, Ф. Риччи, возглавившие руководство придворными спектаклями с 1649, Баччо доль Бьянко и др. усовершенствовали сценич. технику придворлого т-ра; здесь утвердилась сцена с кулисами, живописной перспективной декорацией и сложной машинерией. Сценич. техника придворного т-ра оказала влияние и на поздние спектакли в кор-ралях, В 17 в. достигает расцвета жанр ауто - "священного действа". В представления ауто, устраивавшиеся во время церковных праздников на средства горожан под наблюдением церкви, включались интермедии и прологи (лоа), танцы, музыка. Спектакль, связанный с религиозной процессией, исполнялся на особых передвижных платформах-повозках, по ходу действия использовались сложные технич. приспособления. Во 2-й пол. 17 в. светский т-р подвергается особенно ожесточ„нным преследованиям со стороны феодально-католич. реакции. В 1665 все т-ры были закрыты (открылись только через 15 лет). Это привело к резкому сокращению театр. трупп и к упадку театр. иск-ва в Испании. В 18 в. при дворе получает широкую популярность муз. т-р. В 1708, после приезда итал. оперной труппы, был сооруж„н специальный оперный т-р "Каньос дель Пераль", в к-ром выступали преим. итал. певцы (впоследствии здесь играли драматич. труппы). Наряду с итал. влиянием в 18 в. получает распространение, в особенности в среде просветителей, влияние франц. классицистского т-ра. Во время правления Карла III (1759-88) его министр Аранда, близкий к просветительским кругам, добивается запрещения представлений ауто (1765), основывает труппу "королевских резиденций", где исполнялись франц. пьесы и пьесы исп. авторов, подражавшие франц. образцам. Нек-рые городские т-ры были закрыты, в других труппах сохранились лишь те акт„ры, к-рые могли играть классицйстские пьесы. Это определило характер акт„рской игры, в к-рой утверждаются пафос и декламационный стиль. Однако в игре лучших акт„ров того времени - М. Мартинеса Лопеса, М. Ладвенант, Р. Луна, М. Росарио Фернандес (Ла Страницы: «« « 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |