Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 998   999   1000   1001   1002   1003   1004   1005   1006  1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016  » »»

Алексидзе, худ. П. Лапиашвили, Дон  Сезар  -  Гегечкори),  Т-р  комедии,
Горький (1954), Т-р "Роман", Москва (1955, в переделке  А.  Дейча  и  Н.
Крымовой под назв. "Сердце цыганки", реж. Баркан,  худ.  Талалай,  комп.
Бугачевский), Ульяновский т-р (1955), Рус. т-р в Чебоксарах (1957) и др.
   Издания: Из рус.  изд.:  "Испанский  дворянин",  комедия  в  5  д.  с
куплетами. Переделка с франц. К. А. Тарновского и М. Н.  Лонгинова,  М.,
1858.
   Лит.: "Пантеон", М., 1854, .ј 3, март, с. 55-58; К а р-н e e в М. В.,
Пятьдесят лет из жизни артиста Самарина, М., 1882, с. 21-25; Горький  об
искусстве, Сб., М.-Л., 1940, с. 26; Ежегодник  Моск.  Художеств.  театра
1951-1952, M., 1956, с. 287-88. А. Шн.
   ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. Регулярные театр. представления на Пиренейском п-ове
давались еще в эпоху  владычества  римлян;  до  наших  дней  сохранились
остатки древних амфитеатров. Имеются также свидетельства о  популярности
в античной Испании представлений мимов и гистрионов (запрещены  в  4  в.
христианской церковью). В ср. века т-р в Испании, как и в  др.  странах,
развивался  по  двум  направлениям:  религиозный  т-р  и  народный  т-р.
Религиозный т-р был представлен  литур-гич.  драмой,  разыгрывавшейся  в
церкви, мистериями и др.  жанрами  религиозных  пьес,  исполнявшихся  на
церковной  паперти,  а  затем  на  площади.   Окончательное   запрещение
представлений в церкви произошло в Испании позднее, чем в др. странах,-в
1559. Осн. исполнителями нар. представлений "изд„вочных  игрищ"  (juegos
de escarnio), носивших язычески жизнерадостный характер,  были  хуглары.
Нар. т-р, подвергавшийся запретам  со  стороны  церкви,  оказал  большое
влияние на дальнейшее развитие театр. иск-ва, в т. ч. и  на  религиозный
т-р, в к-рый постепенно проникали светские и фарсовые элементы.
   В 14-15 вв. появились и первые зачатки придворного т-ра -  спектакли,
разыгрывавшиеся  акт„рами-любителями  из  знати  во  дворцах  вельмож  и
королей.
   К  сер.  16  в.  развивается  жанр  ауто   сакраменталь   ("священное
действо"), В 16 в.  в  Испании  появляются  проф.  и  полупроф.  труппы,
ставившие гл. обр. фарсовые сценки. В повести А.  Рохаса  "Занимательное
путешествие" дано колоритное описание 8 видов этих трупп (булюлю, ньяке,
гарнача, бохиганга, фарандула и др.). Труппы (до 7-8 чел.), передвигаясь
на фургоне, давали представления на площадях или в  гостиничных  дворах.
Одна из первых проф. трупп была создана Лопе де Руэда. В это же время  в
крупнейших городах Испании  церковные  братства,  получив  монополию  на
театр. представления, создали стационарные публичные т-ры -  коррали.  В
Мадриде "корраль де ла Крус" начал функционировать в 1579, "корраль дель
Принсипе" - в 1582. Аналогичные театр.  помещения  возникли  в  Севилье,
Валенсии,  Барселоне,  Гранаде,  Вальядолиде  и  др.  городах.   Коррали
ориентировались  в  основном  на  широкие  круги  гор.  зрителей,  здесь
развивалась гуманистич. и де-мократич. драматургия, представленная  Лопе
де Вега Карпъо и его последователями. В 1603 королевское  разрешение  на
спектакли было выдано только 8 труппам, получившим  название  "титульных
трупп", с 1608 число этих трупп было увеличено до 12. В  1640  только  в
Кастилии работало  не  менее  40  трупп.  В  конце  16  -  нач.  17  вв.
известность получили труппы, руководимые А. де Сиснерос, Н. де лос Риос,
А. де Вильегас и др. В эти годы в исп. т-ре  выдвинулось  большое  число
одар„нных акт„ров: П. де Моралес, комедийный акт„р К.  Перес,  известный
под псевд. Хуана Раны, Д. Ариас де Пенъяфьелъ\ актрисы - X. Вака, X.  де
Бургос, М. де Кордова, М. Калъдерон, М. Рикельме.
   Примитивность    оформления    спектакля    возмещалась    силой    и
выразительностью  акт„рской  игры.  Между   действиями   пьесы   (обычно
3-актной) разыгрывались вес„лые интермедии, представлению  предшествовал
пролог, а действие было насыщено вокальными  и  танцевальными  номерами.
Акт„ры должны были уметь петь и танцевать, особое  значение  придавалось
мастерству речи. Диалог ш„л в очень  быстром  темпе.  Ка-толич.  церковь
вела ожесточ„нную борьбу против кор-ралей. В  1598  Филипп  II  запретил
светские представления; его сын Филипп III в 1600 снял этот  запрет,  но
вв„л  строгую  цензуру  и  ограничения,  касавшиеся  репертуара,  манеры
исполнения  и  т.  д.  В  последующие  годы   преследования   городского
публичного т-ра усилились; в 1644 мадридские т-ры вновь были закрыты,  а
после их открытия  в  1649  со  сцены  были  изгнаны  пьесы  гуманистич.
содержания.
   Демократич.  т-ру  правящие   классы   Испании   с   начала   17   в.
противопоставили придворные театр.  представления,  ставшие  регулярными
при Филиппе IV. В королевских резиденциях Эль Пардо,  Буэн  Ретиро  были
выстроены стационарные театр. помещения, куда позднее стали допускать за
плату и городских зрителей.  В  придворном  т-ре  ставились  аллегорич.,
мифологич. спектакли, носившие  характер  феерии.  Итал.  декораторы  К.
Лотти, Ф. Риччи,  возглавившие  руководство  придворными  спектаклями  с
1649,  Баччо  доль  Бьянко  и  др.  усовершенствовали  сценич.   технику
придворлого  т-ра;  здесь  утвердилась  сцена  с  кулисами,   живописной
перспективной  декорацией  и   сложной   машинерией.   Сценич.   техника
придворного т-ра оказала влияние и на поздние спектакли в кор-ралях,
   В 17 в. достигает  расцвета  жанр  ауто  -  "священного  действа".  В
представления ауто, устраивавшиеся  во  время  церковных  праздников  на
средства горожан под наблюдением церкви, включались интермедии и прологи
(лоа), танцы, музыка. Спектакль,  связанный  с  религиозной  процессией,
исполнялся на особых передвижных платформах-повозках, по  ходу  действия
использовались  сложные  технич.  приспособления.  Во  2-й  пол.  17  в.
светский  т-р  подвергается  особенно  ожесточ„нным  преследованиям   со
стороны  феодально-католич.  реакции.  В  1665  все  т-ры  были  закрыты
(открылись только через 15 лет). Это привело к резкому сокращению театр.
трупп и к упадку театр. иск-ва в Испании.
   В 18 в. при дворе получает широкую популярность  муз.  т-р.  В  1708,
после приезда итал. оперной труппы, был сооруж„н специальный оперный т-р
"Каньос дель Пераль", в к-ром выступали преим. итал. певцы (впоследствии
здесь играли драматич. труппы). Наряду с итал. влиянием в 18 в. получает
распространение, в особенности в  среде  просветителей,  влияние  франц.
классицистского т-ра. Во время правления Карла III (1759-88) его министр
Аранда,  близкий  к  просветительским  кругам,   добивается   запрещения
представлений ауто (1765), основывает труппу  "королевских  резиденций",
где исполнялись франц. пьесы и пьесы исп.  авторов,  подражавшие  франц.
образцам.  Нек-рые  городские  т-ры  были  закрыты,  в  других   труппах
сохранились лишь те акт„ры, к-рые могли играть классицйстские пьесы. Это
определило  характер  акт„рской  игры,  в  к-рой  утверждаются  пафос  и
декламационный стиль. Однако в игре лучших акт„ров  того  времени  -  М.
Мартинеса Лопеса, М.  Ладвенант,  Р.  Луна,  М.  Росарио  Фернандес  (Ла

Страницы: «« « 998   999   1000   1001   1002   1003   1004   1005   1006  1007   1008   1009   1010   1011   1012   1013   1014   1015   1016  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия