|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 » »» Алексидзе, худ. П. Лапиашвили, Дон Сезар - Гегечкори), Т-р комедии,
Горький (1954), Т-р "Роман", Москва (1955, в переделке А. Дейча и Н.
Крымовой под назв. "Сердце цыганки", реж. Баркан, худ. Талалай, комп.
Бугачевский), Ульяновский т-р (1955), Рус. т-р в Чебоксарах (1957) и др.
Издания: Из рус. изд.: "Испанский дворянин", комедия в 5 д. с
куплетами. Переделка с франц. К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова, М.,
1858.
Лит.: "Пантеон", М., 1854, .ј 3, март, с. 55-58; К а р-н e e в М. В.,
Пятьдесят лет из жизни артиста Самарина, М., 1882, с. 21-25; Горький об
искусстве, Сб., М.-Л., 1940, с. 26; Ежегодник Моск. Художеств. театра
1951-1952, M., 1956, с. 287-88. А. Шн.
ИСПАНСКИЙ ТЕАТР. Регулярные театр. представления на Пиренейском п-ове
давались еще в эпоху владычества римлян; до наших дней сохранились
остатки древних амфитеатров. Имеются также свидетельства о популярности
в античной Испании представлений мимов и гистрионов (запрещены в 4 в.
христианской церковью). В ср. века т-р в Испании, как и в др. странах,
развивался по двум направлениям: религиозный т-р и народный т-р.
Религиозный т-р был представлен литур-гич. драмой, разыгрывавшейся в
церкви, мистериями и др. жанрами религиозных пьес, исполнявшихся на
церковной паперти, а затем на площади. Окончательное запрещение
представлений в церкви произошло в Испании позднее, чем в др. странах,-в
1559. Осн. исполнителями нар. представлений "изд„вочных игрищ" (juegos
de escarnio), носивших язычески жизнерадостный характер, были хуглары.
Нар. т-р, подвергавшийся запретам со стороны церкви, оказал большое
влияние на дальнейшее развитие театр. иск-ва, в т. ч. и на религиозный
т-р, в к-рый постепенно проникали светские и фарсовые элементы.
В 14-15 вв. появились и первые зачатки придворного т-ра - спектакли,
разыгрывавшиеся акт„рами-любителями из знати во дворцах вельмож и
королей.
К сер. 16 в. развивается жанр ауто сакраменталь ("священное
действо"), В 16 в. в Испании появляются проф. и полупроф. труппы,
ставившие гл. обр. фарсовые сценки. В повести А. Рохаса "Занимательное
путешествие" дано колоритное описание 8 видов этих трупп (булюлю, ньяке,
гарнача, бохиганга, фарандула и др.). Труппы (до 7-8 чел.), передвигаясь
на фургоне, давали представления на площадях или в гостиничных дворах.
Одна из первых проф. трупп была создана Лопе де Руэда. В это же время в
крупнейших городах Испании церковные братства, получив монополию на
театр. представления, создали стационарные публичные т-ры - коррали. В
Мадриде "корраль де ла Крус" начал функционировать в 1579, "корраль дель
Принсипе" - в 1582. Аналогичные театр. помещения возникли в Севилье,
Валенсии, Барселоне, Гранаде, Вальядолиде и др. городах. Коррали
ориентировались в основном на широкие круги гор. зрителей, здесь
развивалась гуманистич. и де-мократич. драматургия, представленная Лопе
де Вега Карпъо и его последователями. В 1603 королевское разрешение на
спектакли было выдано только 8 труппам, получившим название "титульных
трупп", с 1608 число этих трупп было увеличено до 12. В 1640 только в
Кастилии работало не менее 40 трупп. В конце 16 - нач. 17 вв.
известность получили труппы, руководимые А. де Сиснерос, Н. де лос Риос,
А. де Вильегас и др. В эти годы в исп. т-ре выдвинулось большое число
одар„нных акт„ров: П. де Моралес, комедийный акт„р К. Перес, известный
под псевд. Хуана Раны, Д. Ариас де Пенъяфьелъ\ актрисы - X. Вака, X. де
Бургос, М. де Кордова, М. Калъдерон, М. Рикельме.
Примитивность оформления спектакля возмещалась силой и
выразительностью акт„рской игры. Между действиями пьесы (обычно
3-актной) разыгрывались вес„лые интермедии, представлению предшествовал
пролог, а действие было насыщено вокальными и танцевальными номерами.
Акт„ры должны были уметь петь и танцевать, особое значение придавалось
мастерству речи. Диалог ш„л в очень быстром темпе. Ка-толич. церковь
вела ожесточ„нную борьбу против кор-ралей. В 1598 Филипп II запретил
светские представления; его сын Филипп III в 1600 снял этот запрет, но
вв„л строгую цензуру и ограничения, касавшиеся репертуара, манеры
исполнения и т. д. В последующие годы преследования городского
публичного т-ра усилились; в 1644 мадридские т-ры вновь были закрыты, а
после их открытия в 1649 со сцены были изгнаны пьесы гуманистич.
содержания.
Демократич. т-ру правящие классы Испании с начала 17 в.
противопоставили придворные театр. представления, ставшие регулярными
при Филиппе IV. В королевских резиденциях Эль Пардо, Буэн Ретиро были
выстроены стационарные театр. помещения, куда позднее стали допускать за
плату и городских зрителей. В придворном т-ре ставились аллегорич.,
мифологич. спектакли, носившие характер феерии. Итал. декораторы К.
Лотти, Ф. Риччи, возглавившие руководство придворными спектаклями с
1649, Баччо доль Бьянко и др. усовершенствовали сценич. технику
придворлого т-ра; здесь утвердилась сцена с кулисами, живописной
перспективной декорацией и сложной машинерией. Сценич. техника
придворного т-ра оказала влияние и на поздние спектакли в кор-ралях,
В 17 в. достигает расцвета жанр ауто - "священного действа". В
представления ауто, устраивавшиеся во время церковных праздников на
средства горожан под наблюдением церкви, включались интермедии и прологи
(лоа), танцы, музыка. Спектакль, связанный с религиозной процессией,
исполнялся на особых передвижных платформах-повозках, по ходу действия
использовались сложные технич. приспособления. Во 2-й пол. 17 в.
светский т-р подвергается особенно ожесточ„нным преследованиям со
стороны феодально-католич. реакции. В 1665 все т-ры были закрыты
(открылись только через 15 лет). Это привело к резкому сокращению театр.
трупп и к упадку театр. иск-ва в Испании.
В 18 в. при дворе получает широкую популярность муз. т-р. В 1708,
после приезда итал. оперной труппы, был сооруж„н специальный оперный т-р
"Каньос дель Пераль", в к-ром выступали преим. итал. певцы (впоследствии
здесь играли драматич. труппы). Наряду с итал. влиянием в 18 в. получает
распространение, в особенности в среде просветителей, влияние франц.
классицистского т-ра. Во время правления Карла III (1759-88) его министр
Аранда, близкий к просветительским кругам, добивается запрещения
представлений ауто (1765), основывает труппу "королевских резиденций",
где исполнялись франц. пьесы и пьесы исп. авторов, подражавшие франц.
образцам. Нек-рые городские т-ры были закрыты, в других труппах
сохранились лишь те акт„ры, к-рые могли играть классицйстские пьесы. Это
определило характер акт„рской игры, в к-рой утверждаются пафос и
декламационный стиль. Однако в игре лучших акт„ров того времени - М.
Мартинеса Лопеса, М. Ладвенант, Р. Луна, М. Росарио Фернандес (Ла
Страницы: «« « 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |