|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 » »» "Кража со взломом" (1883, Финский т-р, Хельсинки) отличается нар.
образами, ярким языком. Жизни фин. крестьянства посв. пьеса "В доме
Ройнила" (1883, там же). В пьесе "Жена рабочего" (1885, там же) К.
показывает ЖИЗЕЬ рабочих, выступает в защиту прав женщин. Социальные
мотивы звучат ещ„ сильнее в пьесе "Дети горькой судьбы" (1888, там же),
где впервые в фин. лит-ре К. пытается создать образ борющегося народа.
Пьеса вызвала недовольство консервативных кругов и была запрещена после
премьеры, вновь появилась на сцене в канун революц. событий 1905 и имела
большой успех. К концу 80-х - нач. 90-х rrr. критич. направленность в
творчестве К. слабеет, от социальных проблем она переходит к
морально-религиозным (на К. сильное влияние оказала философия Л.
Толстого). Пьеса К. "Семья пастора" (1891, там же) рассказывает о
преодолении духовных противоречий между старым и новым поколениями;
"Сюльви" (1893, там же) ставит вопрос об общественном положении женщины;
"Анна Лийса" (1895, там же) показывает возможность искупления "греха"
пут„м внутреннего перерождения человека; пьеса имела большой успех. В
1894-95 К. написала комедии "Он из Сюсь-мэ", "Спиритический сеанс",
"Прочь из дому".
Соч.: Избр. произведения. Вступл. X. Каннила, Хельсинки (на финск.
яз.); в рус. пер.-Холсанту. Пьеса, в кн.: Финская драматургия XIX-XX
веков, Л,-М., 1960, с. 155-228; Сюльви. Пьеса, там же, с. 225-97.
Лит.: Hagman L., Minna Canth in elamaketra, I- II, Helsinki, 1906-11;
Tarkiainen V., Minna Canth, Helsinki, 1921; F r e n k e l 1-T s h e s l
e f f G., Minna Canth, suomentanut Tygni Tulio, Helsinki, 1944, Финская
драматургия XIX-XX веков. Л.-M., 1960, с. 13-16. M . С.
КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь) - музыкальное произведение
торжественного или лири-ко-эпич. характера, состоящее из неск.
законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, а также хором в
сопровождении оркестра. По своей структуре близка к оратории, но
отличается от не„ меньшим размером, однородностью содержания, менее
развитым сюжетом. Возникла в Италии в 17 в. (Дж. Кариссими, А.
Страделла, А. Скарлатти). Ранняя К. приближалась к типу камерной оперы
или отдельной оперной сцены. Мн. оперные формы (арии, ансамбли)
выкристаллизовались в К. В ней же зародились и оттуда перешли в оперу
виртуозный вок. стиль и развитое инструмент. сопровождение. Среди
разновидностей К.- камерная и хоровая, светская и духовная. Жанр К.
достиг расцвета в творчестве И. С. Баха. Классич. К. созданы Моцартом,
Мендельсоном, Чайковским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым и др. Сов.
композиторы утвердили К. как жанр монументального иск-ва ("Александр
Невский" Прокофьева), связали е„ с совр. тематикой и массовой нар.
песней ("Кантата о Родине" Арутюняна).
Лит.: Ливанова Т., История западно-европейской музыки до 1789 г ,
М.-Л., 1940, с. 247-53, 399-408;
История русской советской музыки, т. 2, 3, M., 1959, с. 159, 137; S с
h m i t z E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Lpz.,
1914.
КАНТЕМИРОВ, Алибек Тузарович (р. 4. V. 1882)- советский цирковой
артист; наездник. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1949), засл. арт.
РСФСР (1958). Начал выступать в цирке в 1907 как соло-наездник (джигит).
В 1934 создал групповой номер осетинских джигитов-наездников "Али-Бек"
(сохранился с изменением в составе участников), к-рым руководит до наст.
времени. Этот номер, развивающий черты, присущие нар. нац. спортивным
соревнованиям и играм, отличается яркой зрелищностью. К. и др. участники
номера создают ноЕые трюки, построенные на использовании элементов
конно-спортивных соревнований народов СССР. К. ПОДГОТОБЯЛ
наездников-джигитов: засл. арт. РСФСР И. А. Кантемиров, нар. арт.
Сев.-Осет. АССР X. Б. А. Кантемиров и др. В труппе "Али-Бек" начал свой
путь нар. арт. РСФСР M. H. Туганов. Артисты труппы К. неоднократно
гастролировали за рубежом: в 1927-31- Англия, Франция и др., в 1956 -
Венгрия, Франция, ГДР, ФРГ, Голландия.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. M. Зон. КАНТИКИ (лат., ед. ч.
canticum, от сапо - пою)- в древнеримской драме монологи действующих
лиц. Исполнялись певцами в сопровождении флейт, одна из к-рых вела
мелодию, а другая аккомпанировала. К. отличались эмоциональной
напряж„нностью, мет-рич. разнообразием и представляли в римской драме
песенное, лирич. начало. Как правило, К. исполнял проф. певец, вслед за
к-рым выступал акт„р с исполнением пантомимы. Нек-рые акт„ры, напр.
Эсоп, сами исполняли К. В комедиях Плавта К. занимают большое место,
отличаются блеском языка и метрики, захватывающей силой темперамента.
Лит.: История римской литературы, под ред. H. Ф. Де-ратани, М., 1954;
История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1,
М., 1959. С. Л.
КАНТИЛЕНА (итал. cantilena, от лат. cantilena- пение). 1) Певучая,
протяжная мелодия; певучесть, мелодичность музыки, муз. исполнения,
певческого голоса. К. играет большую роль в оперной драматургии, ярко
раскрывает осн. содержание образа, сценич. ситуации [К. в дуэте Дон
Жуана и Церлины ("Дон Жуан"), в последнем дуэте Аиды и Радамеса
("Аида"), в арии Сусанина, в теме гаданья Марфы-"Тебе угрожает опала"
("Хованщина") и др.]. 2) В ср. века в зап.-европ. странах - небольшое
лирико-эпич. стихотворение, предназначенное для пения. Музыка
К.несложного полифонич. склада, с отч„тливо выраженной мелодией.
Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952. Р.
Д.
KAHTOPHE '(Kantorne), Анна (1791-1854) - венгерская актриса. Была
одной из ведущих актрис венг. бродячих трупп. В 1809 вышла замуж за
венг. комедийного акт„ра Г. Кантора. Вместе с ним в 1809 поступила в
бродячую акт„рскую труппу, разъезжавшую по стране. В последующие годы
деятельность К. неразрывно связана с венг. бродячими т-рами, в к-рых К.
исполняла роликлассич. репертуара. Была выдающейся трагедийной актрисой,
е„ лучшая роль - Сафо (о. п. Грильпарцера). Творчество К. было близко
нем. акт„рской школе Ф. Л. Шредера.
Роли: Гертруда ("Банк-бан" Катоны), леди Макбет;
Тисбе ("Анджело" Гюго), Мария Стюарт, Елизавета ("Мария Стюарт") и
др.
Лит.: Karpati A., Kantorne, Bdp., 1954. А. Гер. КАН ХО (р. 6.
VIII.1908) - корейский театральный художник. Окончил Киотский ин-т
живописи (Япония). В 1948-50 К. Хо был директором Гос. художественного
т-ра, в 1951-58 - художник Гос. киностудии; с 1960 - заведующий кафедрой
декорационного иск-ва в Гос. художеств. ин-те. Лучшие работы К. Хо-
декорации к операм: "Сказание о девушке Чхун Хян" Ч о Сан Сена (1956,
Страницы: «« « 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |