Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076  1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086  » »»

"Кража со  взломом"  (1883,  Финский  т-р,  Хельсинки)  отличается  нар.
образами, ярким языком. Жизни фин.  крестьянства  посв.  пьеса  "В  доме
Ройнила" (1883, там же). В пьесе  "Жена  рабочего"  (1885,  там  же)  К.
показывает ЖИЗЕЬ рабочих, выступает в  защиту  прав  женщин.  Социальные
мотивы звучат ещ„ сильнее в пьесе "Дети горькой судьбы" (1888, там  же),
где впервые в фин. лит-ре К. пытается создать образ  борющегося  народа.
Пьеса вызвала недовольство консервативных кругов и была запрещена  после
премьеры, вновь появилась на сцене в канун революц. событий 1905 и имела
большой успех. К концу 80-х - нач. 90-х rrr.  критич.  направленность  в
творчестве  К.  слабеет,  от  социальных   проблем   она   переходит   к
морально-религиозным  (на  К.  сильное  влияние  оказала  философия   Л.
Толстого). Пьеса К.  "Семья  пастора"  (1891,  там  же)  рассказывает  о
преодолении духовных противоречий  между  старым  и  новым  поколениями;
"Сюльви" (1893, там же) ставит вопрос об общественном положении женщины;
"Анна Лийса" (1895, там же) показывает  возможность  искупления  "греха"
пут„м внутреннего перерождения человека; пьеса имела  большой  успех.  В
1894-95 К. написала комедии  "Он  из  Сюсь-мэ",  "Спиритический  сеанс",
"Прочь из дому".
   Соч.: Избр. произведения. Вступл. X. Каннила,  Хельсинки  (на  финск.
яз.); в рус. пер.-Холсанту. Пьеса, в  кн.:  Финская  драматургия  XIX-XX
веков, Л,-М., 1960, с. 155-228; Сюльви. Пьеса, там же, с. 225-97.
   Лит.: Hagman L., Minna Canth in elamaketra, I- II, Helsinki, 1906-11;
Tarkiainen V., Minna Canth, Helsinki, 1921; F r e n k e l 1-T s h e s  l
e f f G., Minna Canth, suomentanut Tygni Tulio, Helsinki, 1944,  Финская
драматургия XIX-XX веков. Л.-M., 1960, с. 13-16. M . С.
   КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь) - музыкальное произведение
торжественного  или  лири-ко-эпич.   характера,   состоящее   из   неск.
законченных номеров и исполняемое певцами-солистами,  а  также  хором  в
сопровождении  оркестра.  По  своей  структуре  близка  к  оратории,  но
отличается от не„  меньшим  размером,  однородностью  содержания,  менее
развитым  сюжетом.  Возникла  в  Италии  в  17  в.  (Дж.  Кариссими,  А.
Страделла, А. Скарлатти). Ранняя К. приближалась к типу  камерной  оперы
или  отдельной  оперной  сцены.  Мн.  оперные  формы  (арии,   ансамбли)
выкристаллизовались в К. В ней же зародились и оттуда  перешли  в  оперу
виртуозный  вок.  стиль  и  развитое  инструмент.  сопровождение.  Среди
разновидностей К.- камерная и хоровая,  светская  и  духовная.  Жанр  К.
достиг расцвета в творчестве И. С. Баха. Классич. К.  созданы  Моцартом,
Мендельсоном, Чайковским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым  и  др.  Сов.
композиторы утвердили К. как  жанр  монументального  иск-ва  ("Александр
Невский" Прокофьева), связали е„  с  совр.  тематикой  и  массовой  нар.
песней ("Кантата о Родине" Арутюняна).
   Лит.: Ливанова Т., История западно-европейской музыки  до  1789  г  ,
М.-Л., 1940, с. 247-53, 399-408;
   История русской советской музыки, т. 2, 3, M., 1959, с. 159, 137; S с
h m i t z E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Lpz.,
1914.
   КАНТЕМИРОВ, Алибек Тузарович (р.  4.  V.  1882)-  советский  цирковой
артист; наездник. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1949),  засл.  арт.
РСФСР (1958). Начал выступать в цирке в 1907 как соло-наездник (джигит).
В 1934 создал групповой номер осетинских  джигитов-наездников  "Али-Бек"
(сохранился с изменением в составе участников), к-рым руководит до наст.
времени. Этот номер, развивающий черты, присущие  нар.  нац.  спортивным
соревнованиям и играм, отличается яркой зрелищностью. К. и др. участники
номера создают  ноЕые  трюки,  построенные  на  использовании  элементов
конно-спортивных    соревнований    народов    СССР.    К.    ПОДГОТОБЯЛ
наездников-джигитов: засл.  арт.  РСФСР  И.  А.  Кантемиров,  нар.  арт.
Сев.-Осет. АССР X. Б. А. Кантемиров и др. В труппе "Али-Бек" начал  свой
путь нар. арт. РСФСР M.  H.  Туганов.  Артисты  труппы  К.  неоднократно
гастролировали за рубежом: в 1927-31- Англия, Франция и др.,  в  1956  -
Венгрия, Франция, ГДР, ФРГ, Голландия.
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. M.  Зон.  КАНТИКИ  (лат.,  ед.  ч.
canticum, от сапо - пою)- в  древнеримской  драме  монологи  действующих
лиц. Исполнялись певцами в  сопровождении  флейт,  одна  из  к-рых  вела
мелодию,  а  другая   аккомпанировала.   К.   отличались   эмоциональной
напряж„нностью, мет-рич. разнообразием и представляли  в  римской  драме
песенное, лирич. начало. Как правило, К. исполнял проф. певец, вслед  за
к-рым выступал акт„р с  исполнением  пантомимы.  Нек-рые  акт„ры,  напр.
Эсоп, сами исполняли К. В комедиях Плавта  К.  занимают  большое  место,
отличаются блеском языка и метрики, захватывающей силой темперамента.
   Лит.: История римской литературы, под ред. H. Ф. Де-ратани, М., 1954;
История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.],  т.  1,
М., 1959. С. Л.
   КАНТИЛЕНА (итал. cantilena, от лат. cantilena-  пение).  1)  Певучая,
протяжная мелодия;  певучесть,  мелодичность  музыки,  муз.  исполнения,
певческого голоса. К. играет большую роль в  оперной  драматургии,  ярко
раскрывает осн. содержание образа, сценич.  ситуации  [К.  в  дуэте  Дон
Жуана и  Церлины  ("Дон  Жуан"),  в  последнем  дуэте  Аиды  и  Радамеса
("Аида"), в арии Сусанина, в теме гаданья  Марфы-"Тебе  угрожает  опала"
("Хованщина") и др.]. 2) В ср. века в зап.-европ.  странах  -  небольшое
лирико-эпич.   стихотворение,   предназначенное   для   пения.    Музыка
К.несложного полифонич. склада, с отч„тливо выраженной мелодией.
   Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952. Р.
Д.
   KAHTOPHE '(Kantorne), Анна (1791-1854)  -  венгерская  актриса.  Была
одной из ведущих актрис венг. бродячих трупп.  В  1809  вышла  замуж  за
венг. комедийного акт„ра Г. Кантора. Вместе с ним  в  1809  поступила  в
бродячую акт„рскую труппу, разъезжавшую по стране.  В  последующие  годы
деятельность К. неразрывно связана с венг. бродячими т-рами, в к-рых  К.
исполняла роликлассич. репертуара. Была выдающейся трагедийной актрисой,
е„ лучшая роль - Сафо (о. п. Грильпарцера). Творчество  К.  было  близко
нем. акт„рской школе Ф. Л. Шредера.
   Роли: Гертруда ("Банк-бан" Катоны), леди Макбет;
   Тисбе ("Анджело" Гюго), Мария Стюарт, Елизавета  ("Мария  Стюарт")  и
др.
   Лит.: Karpati A., Kantorne,  Bdp.,  1954.  А.  Гер.  КАН  ХО  (р.  6.
VIII.1908) -  корейский  театральный  художник.  Окончил  Киотский  ин-т
живописи (Япония). В 1948-50 К. Хо был директором  Гос.  художественного
т-ра, в 1951-58 - художник Гос. киностудии; с 1960 - заведующий кафедрой
декорационного иск-ва в Гос. художеств.  ин-те.  Лучшие  работы  К.  Хо-
декорации к операм: "Сказание о девушке Чхун Хян" Ч о  Сан  Сена  (1956,

Страницы: «« « 1068   1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076  1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия