Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080  1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090  » »»

   КАРАГАНОВ, Александр Васильевич [р. 24.VIII (6. IX). 1915] -  русский
советский критик театра и кино. Кандидат филологич.  наук  (1952).  Член
Комму-нистич. партии с 1956. В 1939 окончил Ин-т  истории,  философии  и
лит-ры им. Чернышевского (ИФЛИ) в Москве. Печатается с 1937.  С  1958  -
гл. редактор, с 1960 - директор издательства "Искусство". Автор  книг  и
статей по вопросам драматургии, эстетики кино.
   Соч.: Александр Афиногенов, М." 1957; Характеры и обстоятельства. Сб.
статей, М., 1959; Чернышевский и Добролюбов о реализме, М.,  1955;  Путь
советского художника, "Театр", 1952, JST? 10,  с.  83-107;  Поучительный
опыт (О некоторых особенностях горьковской драматургии), в сб.:  Вопросы
советской драматургии, М., 1954, с. 81-159; Жизнь  и  метод  (Заметки  о
социалистич.  реализме),  "Театр",  1955,  .Ne  8,  с.  40-57;  Ленин  и
"литературная часть партийного дела",  "Вопросы  литературы",  1957,  .ј
1,с. 5-26; Автор и герой в пьесе, там же, 1958, ј 4, с.  55-63;  Великая
тема, великий образ, "Театр", 1958, .ј 4, с. 42-58; Мотивы  действий,  в
кн.: Ежегодник института истории искусств.
   1958. М., 1958,с. 7-38; Критик и современность, "Театр",
   1959. .ј 11, с. 78-92; Огни Смольного (Анализ трилогии Н.  Погодина),
Октябрь", 1959, .ј 4, с. 190-203; Сюжет - время (Анализ пьес А. Арбузова
"Иркутская история" и  "Двенадцатый  час"),  там  же,  1960,  ;N  5,  с.
195-206; Реализм, в  кн.:  Основы  марксистско-ленинской  эстетики,  М.,
1960, с. 527-58. С. Г.
   КАРАГ‚З (тур. karagoz, букв.- черноглазый) -  1)  Персонаж  турецкого
теневого т-ра. К.- балагур и  насмешник,  в  н„м  воплощены  нар.  юмор,
природная смекалка. К. обычно изображается с окладистой ч„рной  бородой,
в кавуке  (колпаке),  он  говорит  простым,  понятным  широким  зрителям
языком, в отличие от другого персонажа - Хаджи-вада, к-рый  олицетворяет
аристократич. спесь и бахвальство. Представления с участием  К.  состоят
из комических диалогов и потасовки этих двух героев,  прич„м  Хаджи-ваду
всегда попадало от находчивого и остроумного К.
   2) Кукольный т-р в Турции, получивший сво„ наименование от гл.  героя
представлений - К. Возникновение этого  вида  т-ра  относится  к  16  в.
Первые  письменные  упоминания  о  К.  встречаются  в  тур.  источниках,
датируемых  14  в.  В  султанской  Турции  существовала  спец.   цеховая
организация караг„зчиков, т. н. "эснаф", во главе  к-рой  стоял  цеховой
староста - "кяхья". В труппу обычно  входило  шесть  (иногда  и  больше)
человек: "хаяли",  или  "уста",-  хозяин,  член  "эснафа"  караг„зчиков;
"чырак"- его помощник, к-рый со временем надеялся стать  самостоятельным
"хаяли";
   "сандыккяр" - помощник "чырака" и заведующий  реквизитом;  "ярдак"  -
исполнитель тур. нар.  песен;  музыкант;  "хаммал"  -  носильщик,  к-рый
переносил имущество труппы к месту очередного  представления.  Спектакли
обычно устраивались в кофейнях. Во время представления в зрительном зале
тушили свет и за небольшим экраном, наз. "айна" (1 м в длину и 80  см  в
ширину,  изготовлялся  из  светлого   батиста   или   ш„лка),   зажигали
светильник. Свет падал сверху, благодаря чему кукловода не  было  видно.
Спектакль  ш„л  в  сопровождении  небольшого  муз.  ансамбля.   В   ходе
представления на экране передвигались силуэты фигурок, т. н.  "тесвиры",
к-рые изготовлялись из верблюжьей кожи.  Прозрачные  фигурки,  аккуратно
вырезанные и раскрашенные, производили впечатление мозаики или  витража.
"Тесвиры" передвигались по  экрану  при  помощи  специальных  тростей  -
"дей-неков". Кукловод мог одновременно  передвигать  до  10  "тесвиров".
Размеры "тесвиров" строго регламентировались  (25-30  см).  Помимо  осн.
персонажей-К.  и  Хаджи-вада,-  в  представлениях  действовали  горожане
разных  национальностей,  анатолийские   крестьяне,   прелестная   дама,
плутоватый  дервиш  и  др.  В  т-ре  К.  показывались   комедии,   часто
непристойные, насыщенные юмором, каламбурами. Иногда  эти  представления
отражали  недовольство  широких  масс  правительством  и   существующими
порядками.  Султанская  цензура  боролась  с  сатирич.   нар.   театром,
запрещала издание его пьес. В силу этого большинство пьес, ставившихся в
театре К., утрачены и известны только по названиям.
   Лит.: ? а д л о в В. В., Образцы народной литературы тюркских племен,
ч.8, СПБ,1899; К ? ? о s I., Harom Karagoz Jatek, Bdp, 1886; J a с  о  Ь
G., Geschichte des Schattentheaters im Morgen - und Abendland, Hannover,
1925; R i t t e г И., Turklerde golge oyunm?, istanbul, 1934; Sabr? Esat
Siya ? u s g i l, Istanbulda Karagoz ve  Karagozde  istanbul,  istanbul,
1938; Enver Benhan Sapolyo, Karagozun tarihi, istanbul, 1935; e г о ж e,
Karagoz teknigi, istanbul, 1948; Мартинович H., Турецкий театр Ка-рагоз,
СПБ, 1910. А. Т.
   КАРАГИОЗИС (???????????) - персонаж  греческого  теневого  театра,  а
также название кукольного теневого театра. К. сформировался в результате
ассимиляции и  эллинизации  тур.  т-ра  Караг„з  в  сер.  19  в.  Первым
известным греч. кукловодом т-ра К. был Я. Брахалис, выступивший  в  50-е
гг. 19 в. Главная заслуга в реформе К. и в превращении его в греч.  нар.
теневой т-р принадлежит акт„ру Мимаросу  (псевд.  Д.  Сардуниса),  к-рый
выступил в 90-е гг. 19  в.  Дальнейшую  реформу  и  творч.  развитие  К.
совершили кукловоды А. Моллас и С.  Спафарис,  в  иск-ве  к-рых  т-р  К.
достигает наибольшего расцвета. Для сюжетов спектаклей К. использовались
эпизода? древней и  новой  греч.  истории,  мифы,  легедды  и  фнтастич.
.приключения, в к-рых выступали  постоянные  традиционные  персонажи  К.
(Хадзиаватис  и  др.)  и  историч.   и   легендарные   лица   (Александр
Македонский, герои войны 1821,  и  др.);  комич.  эпизоды  переплетаются
здесь с историко-героич. и патриотич. мотивами.  Постепенно  в  т-ре  К.
господствующими стали элементы, отражающие быт, нравы,  порой  отдельные
политич.  явления  совр.  жизни  Греции.  Наряду  с  условными  фигурами
представителей властей - тур. визири, паши, бей, грубый и трусливый тур.
жандарм, на полотне появились персонажи представителей  разных  областей
страны  с  типизированными  чертами  характера,  говорящие  на   местных
наречиях,- Ниониос, Барба-Гиоргос и др.;  большое  место  заняли  пьесы,
изображающие приключения К. в условиях гор. быта;
   "К.-врач",  "К.-булочник",  "Женитьба  К."  и  т.  п.   Неисчерпаемое
остроумие, изобретательность в проделках  сделали  К.  воплощением  нар.
ума, сатирич. духа, побеждающего оружием смеха все жизненные невзгоды. К
мотивам и персонажам т-ра К. обращается совр. греч. драматург В.  Ротас,
к-рый написал серию остросатирич. пьес о совр. политич. жизни Греции.
   В   40-50-е   гг.,   в   результате   изменения   эстетич.    вкусов,
распространения кинематографа и др. зрелищ, т-р К. в  Греции  переживает
упадок.
   Лит.: L. R о u s s e l, ou  "Karagheuz,ou  Un  theatre  d'ombri  s  a
Athenes", t. I, Athenes, 1921; C a i m i G., Karaghiozi  ou  la  Comedie

Страницы: «« « 1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080  1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия