Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1073   1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081  1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091  » »»

grecque dans l'ame du theatre d'ombres,  Athenes,  1935;  ???????,?  ?.,
??????????????? ??? "? ????? ??? ??????"? ?????, I960. Д. С[
   ????   Д   ЖАЛЕ   (Caragiale),   Ион   Лука   [30.1.1852    Хаиманале
(Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург.  Один  из
основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в акт„рской среде.  Его
дяди - Костаке и Йоргу  -  были  известными  акт„рами  1-й  пол.  19  в.
Начальную школу и гимназию К. окончил в  Плоешти,  мечтая  в  дальнейшем
следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2  лет
посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в
1874 как журналист. Вскоре  появляются  его  первые  театр.  рецензии  и
статьи о состоянии рум. т-ра.  Первая  пьеса  К.  -  двухактная  комедия
"Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой
комедии К. показано разложение бурж. семьи,  лицемерие  бурж.  общества.
Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К.
внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущ„нный К. взял  пьесу  обратно.
Драматурга обвинили  в  "безнравственности  и  отсутствии  патриотизма".
Началась компания клеветы  и  травли  писателя.  Следующая  пьеса  К.  -
1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879)  разоблачает
политич. несостоятельность мелкой буржуазии, е„ лицемерный либерализм. В
1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию,  создавшую
ему  славу  мастера  комедийного  жанра.  В  лучшей  из  своих   комедий
"Потерянное письмо" (1884,  Нац.  т-р)  он  разоблачает  бурж.-помещичий
строй,  систему  бурж.  парламентаризма,  безнравственность  обществ,  и
частной жизни представителей господствующих классов.  Имена  действующих
лиц  пьесы  стали  своеобразными  символами  политич.   жизни   Румынии.
Появление  "Потерянного  письма"  на  сцене  Нац.  т-ра  вызвало   поток
обвинений и  клеветы  со  стороны  реакции.  Та  же  участь  постигла  и
следующую комедию К. "Во  время  карнавала"  (1885),  в  к-рой  писатель
высмеивал  мещанский  мир  мелких  чиновников,   стремящихся   подражать
"высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890,
   Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает
место драматизму.  "Напасть"  -  пси-хологич.  драма,  тонко  передающая
душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли
К. в клевете на нацию и в 1904  он  в  результате  травли  был  вынужден
покинуть  родину.  К.  поселился  в  Берлине,  не  порывая,  однако,   с
прогрессивными кругами румынской  общественности  и  откликаясь  на  все
события политической жизни своего народа.
   Творчество  К.  имело  большое  влияние  на  развитие  рум.  т-ра   и
драматургии. Мастерство композиции  диалога  ставит  комедии  К.  в  ряд
лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует  язык  своих
героев  как  средство  характеристики  и  типизации  образов.  Множество
выражений и реплик из его произв.  вошло  в  обиходную  речь.  В  первых
театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвящ„нных состоянию  рум.
т-ра,  К.  резко  выступает  против  попыток   господствующей   верхушки
превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры  и
иск-ва  как  зеркал  окружающей  жизни,  ставит  вопрос   об   улучшении
организации театр. дела, с беспокойством говорит об  упадке  нац.  т-ра.
Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить  в  жизнь  в
период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он  включал  в  репертуар  т-ра
произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режисс„ра  в
т-ре, выдвигал молод„жь. Его деятельность способствовала  утверждению  в
Нац.  т-ре  реалистич.  направления.  На  драматургии  К.  воспитывались
крупнейшие  рум.  акт„ры:  А.  Романеску,  К.  Ноттара,  Ш.  Юлиана,  М.
Чукуреску, П. Густи и др.
   В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич.
жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем  "Бурная
ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом
реакции" (1952). Эти комедии были пост. режисс„ром С.  Александреску.  В
1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К.  ставятся  во
многих зарубежных т-рах. В  1952  "Потерянное  письмо"  было  поставлено
Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика.
   С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952;  в  рус.  пер.-  Избранное,  М.,
1953.
   Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952;  А  1-terescu  S.,Tornea
Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р.
   КАРАДЖАЛЕ  (Caragiale),  Костаке  (1815-1877)  -   румынский   акт„р,
режисс„р, драматург, театральный деятель. Дядя драматурга Иона Луки К. и
брат акт„ра Йоргу К. В 1835 поступил в школу декламации при  Филармонич.
об-ве в Бухаресте. Ученик  К.  Ари-стия.  Воспринял  от  своего  учителя
ро-мантич. манеру исполнения. Вдервые вы ступил на сцене  "Нац.  т-ра  в
183b, играл в трагедиязГБольтера, Альфьери, Расина, позднее  в  комедиях
Мольера, В. Алек-сандри, совр. мелодраме и др.  В  1838  К.  организовал
первый рум. т-р в провинции (в г. Ботошани), в к-ром спектакли  давались
на рум. яз.  В  1839-44  К.  работал  в  Нац.  т-ре  в  Яссах  (рук.  В.
Алек-сандри, К. Негруцци, М. Когэлничану). В 1845 вернулся в Бухарест  и
организовал там "Рум. труппу любителей" - проф. т-р,  пропагандировавший
передовой репертуар.  К.  был  близок  с  революц.-демократич.  кругами,
принимал участие в революции 1848. В брошюре "Да судит братьев Караджале
народная справедливость" (1849), написанной  К.  совм.  с  братом  Йоргу
Караджале,  отражены  идеи  революции   1848.   В   ней   К.   выступает
пропагандистом театр. иск-ва, проникнутого  духом  гражданственности.  В
1850 К. арендовал здание Нац. т-ра, где играла созданная им рум. труппа.
Под давлением реакции К. был вынужден включать  в  репертуар  переводные
фарсы и мелодрамы. Из-за материальных трудностей в 1855 оставил сцену. В
1869 преподавал декламацию в Нац. т-ре. К. был автором  пьес  "Суаре  на
окраине, или Путаница желаний" (изд. 1897), "Чванливая оде-ялыцица,  или
Я - барыня" (изд. 1943), "Два плута, или Остерегайтесь злых, как  огня",
высмеивающих рум. буржуазию. В фарсе "Репетиция  в  Молдове,  или  Мы  и
опять мы" (1844) К. показывает жизнь рум. театр. труппы,  излагает  свои
взгляды на иск-во акт„ра. Свои взгляды на т-р К. изложил также в брошюре
"Национальный театр в румынской  стране"  (1855).  Будучи  руководителем
театр. трупп, К. воспитал плеяду рум. акт„ров.
   Соч.: Opere, v. 1-2, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953.
   Лит.: Т о г п е а F. , Primii nostri  dramaturgi.  Antolo-gie,  Вис."
1960; его же,  Un  artist  cetatean  Costache  Ca-ragiale,  Вис.,  1954;
Alterescu S., Tornea F." Teatrul National  "I.  L.  Caragiale",  [Buc.1,
1955. Д. Я/.
   КАРА-ДМИТРИЕВ, Дмитрий  Лазаревич  [р.  8  (20).  1.1888]  -  русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1934).  В  1904  начал  выступать  на
любительской сцене в Одессе.  В  1910  переш„л  на  проф.  театр.  сцену

Страницы: «« « 1073   1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081  1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия