Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 » »» grecque dans l'ame du theatre d'ombres, Athenes, 1935; ???????,? ?., ??????????????? ??? "? ????? ??? ??????"? ?????, I960. Д. С[ ???? Д ЖАЛЕ (Caragiale), Ион Лука [30.1.1852 Хаиманале (Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург. Один из основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в акт„рской среде. Его дяди - Костаке и Йоргу - были известными акт„рами 1-й пол. 19 в. Начальную школу и гимназию К. окончил в Плоешти, мечтая в дальнейшем следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2 лет посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в 1874 как журналист. Вскоре появляются его первые театр. рецензии и статьи о состоянии рум. т-ра. Первая пьеса К. - двухактная комедия "Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой комедии К. показано разложение бурж. семьи, лицемерие бурж. общества. Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К. внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущ„нный К. взял пьесу обратно. Драматурга обвинили в "безнравственности и отсутствии патриотизма". Началась компания клеветы и травли писателя. Следующая пьеса К. - 1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879) разоблачает политич. несостоятельность мелкой буржуазии, е„ лицемерный либерализм. В 1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию, создавшую ему славу мастера комедийного жанра. В лучшей из своих комедий "Потерянное письмо" (1884, Нац. т-р) он разоблачает бурж.-помещичий строй, систему бурж. парламентаризма, безнравственность обществ, и частной жизни представителей господствующих классов. Имена действующих лиц пьесы стали своеобразными символами политич. жизни Румынии. Появление "Потерянного письма" на сцене Нац. т-ра вызвало поток обвинений и клеветы со стороны реакции. Та же участь постигла и следующую комедию К. "Во время карнавала" (1885), в к-рой писатель высмеивал мещанский мир мелких чиновников, стремящихся подражать "высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890, Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает место драматизму. "Напасть" - пси-хологич. драма, тонко передающая душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли К. в клевете на нацию и в 1904 он в результате травли был вынужден покинуть родину. К. поселился в Берлине, не порывая, однако, с прогрессивными кругами румынской общественности и откликаясь на все события политической жизни своего народа. Творчество К. имело большое влияние на развитие рум. т-ра и драматургии. Мастерство композиции диалога ставит комедии К. в ряд лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует язык своих героев как средство характеристики и типизации образов. Множество выражений и реплик из его произв. вошло в обиходную речь. В первых театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвящ„нных состоянию рум. т-ра, К. резко выступает против попыток господствующей верхушки превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры и иск-ва как зеркал окружающей жизни, ставит вопрос об улучшении организации театр. дела, с беспокойством говорит об упадке нац. т-ра. Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить в жизнь в период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он включал в репертуар т-ра произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режисс„ра в т-ре, выдвигал молод„жь. Его деятельность способствовала утверждению в Нац. т-ре реалистич. направления. На драматургии К. воспитывались крупнейшие рум. акт„ры: А. Романеску, К. Ноттара, Ш. Юлиана, М. Чукуреску, П. Густи и др. В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич. жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем "Бурная ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом реакции" (1952). Эти комедии были пост. режисс„ром С. Александреску. В 1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К. ставятся во многих зарубежных т-рах. В 1952 "Потерянное письмо" было поставлено Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика. С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953. Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952; А 1-terescu S.,Tornea Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р. КАРАДЖАЛЕ (Caragiale), Костаке (1815-1877) - румынский акт„р, режисс„р, драматург, театральный деятель. Дядя драматурга Иона Луки К. и брат акт„ра Йоргу К. В 1835 поступил в школу декламации при Филармонич. об-ве в Бухаресте. Ученик К. Ари-стия. Воспринял от своего учителя ро-мантич. манеру исполнения. Вдервые вы ступил на сцене "Нац. т-ра в 183b, играл в трагедиязГБольтера, Альфьери, Расина, позднее в комедиях Мольера, В. Алек-сандри, совр. мелодраме и др. В 1838 К. организовал первый рум. т-р в провинции (в г. Ботошани), в к-ром спектакли давались на рум. яз. В 1839-44 К. работал в Нац. т-ре в Яссах (рук. В. Алек-сандри, К. Негруцци, М. Когэлничану). В 1845 вернулся в Бухарест и организовал там "Рум. труппу любителей" - проф. т-р, пропагандировавший передовой репертуар. К. был близок с революц.-демократич. кругами, принимал участие в революции 1848. В брошюре "Да судит братьев Караджале народная справедливость" (1849), написанной К. совм. с братом Йоргу Караджале, отражены идеи революции 1848. В ней К. выступает пропагандистом театр. иск-ва, проникнутого духом гражданственности. В 1850 К. арендовал здание Нац. т-ра, где играла созданная им рум. труппа. Под давлением реакции К. был вынужден включать в репертуар переводные фарсы и мелодрамы. Из-за материальных трудностей в 1855 оставил сцену. В 1869 преподавал декламацию в Нац. т-ре. К. был автором пьес "Суаре на окраине, или Путаница желаний" (изд. 1897), "Чванливая оде-ялыцица, или Я - барыня" (изд. 1943), "Два плута, или Остерегайтесь злых, как огня", высмеивающих рум. буржуазию. В фарсе "Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы" (1844) К. показывает жизнь рум. театр. труппы, излагает свои взгляды на иск-во акт„ра. Свои взгляды на т-р К. изложил также в брошюре "Национальный театр в румынской стране" (1855). Будучи руководителем театр. трупп, К. воспитал плеяду рум. акт„ров. Соч.: Opere, v. 1-2, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953. Лит.: Т о г п е а F. , Primii nostri dramaturgi. Antolo-gie, Вис." 1960; его же, Un artist cetatean Costache Ca-ragiale, Вис., 1954; Alterescu S., Tornea F." Teatrul National "I. L. Caragiale", [Buc.1, 1955. Д. Я/. КАРА-ДМИТРИЕВ, Дмитрий Лазаревич [р. 8 (20). 1.1888] - русский советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1904 начал выступать на любительской сцене в Одессе. В 1910 переш„л на проф. театр. сцену Страницы: «« « 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |