Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081   1082  1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092  » »»

(Одесский  т-р  миниатюр  и  др.).  Уже   в   этот   период   проявилось
разностороннее  дарование,  комедийный  темперамент,   сценич.   обаяние
молодого акт„ра. В 1914 К.-Д. был мобилизован в армию. В 1917 вернулся в
Одессу; работал в труппах Б. С. Глаголина, Н. И. Соболыци-кова-Самарина.
Одновременно учился на юридич. ф-те Новороссийского ун-та (в Одессе).  В
1922 был акт„ром Харьковского т-ра Н. Н. Синельникова. Роли:
   Лебедынцев, Дато ("Джентльмен"  и  "Измена"  Сумба-това-Южина),  Фриц
("Канцлер и слесарь" Луначарского), Земляника ("Ревизор") и др. С 1924 -
в труппе Моск. т-ра Сатиры. Яркость, сочность и жизнерадостность  иск-ва
К.-Д. проявились в обозрениях "Спокойно-снимаю" (клоун), "Семь  лет  без
взаимности" (эстрадный  аккомпаниатор)  и  др.;  в  спектаклях  "Вредный
элемент" Шкваркина (акт„р Надрыв Вечерний), "Квадратура  круга"  Катаева
(Емельян Черноз„мный) и др.
   Наиболее значительные  роли:  Барабаш  ("114-я  статья"  Ар-  дова  и
Никулина,  1926),  Яков  ("Чужой  реб„нок"  Шкваркина"  1933),  Сбригани
("Господин де  Пурсоньяк"  Мольера,  1938),  Ходжа  Насреддин  ("Вес„лый
грешник"  Соловь„ва  и  Витко-вича,  1945),  Махунхина  ("Остров   мира"
Петрова, 1947), Фу Мин ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу,  1952),  мистер  Понт
Кич ("Баня" Маяковского, 1953). Выступает  на  эстраде  как  рассказчик,
куплетист, муз. эксцентрик. Н. Лей.
   КАРАЕВ, Кара Абульфаз оглы (р. 5.II.1918) - азербайджанский советский
композитор. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деп.
   Верх. Совета СССР 5-го и 6-го созывов.  Муз.  образование  получил  в
Азерб., затем в  Моск.  консерватории,  к-рую  окончил  в  1946  по  кл.
композиции Д. Д. Шостаковича. С 1946 К.- преподаватель" с 1957-профессор
Азерб. консерватории. Написал (совм. с А. Д. Гад-жиевым)  оперу  "Вэтэн"
("Родина") о героич. борьбе азерб. народа против фашизма в годы  Великой
Отечеств, войны (1945, Т-р оперы и балета им. Ахундова). Автор музыки  к
спектаклям:
   "Учитель  танцев"  Лопе  де  Вега  и  "Отелло"   (1949,   Театр   им.
Азизбекова),   "Чудак"   Н.   Хикмета   (1955,   Т-р   им.   Ермоловой),
"Оптимистическая трагедия" (1956, Т-р драмы им.  Пушкина,  Ленинград)  и
др. Новаторское мастерство К. проявилось в его балетах:
   "Семь красавиц" по мотивам поэм Низами (1952, Т-р оперы и балета  им.
Ахундова) и "Тропою грома" по одноим. роману  П.  Абрахамса  (1958,  Т-р
оперы и балета им. Кирова). Развивая традиции Прокофьева  и  Хачатуряна,
К.  создал  реалистич.  танцевальные  драмы,  преодолевая  дробность   и
обособленность отд. танцевальных номеров. Его балет  воспринимается  как
цельное, непрерывно развивающееся муз.действие. Творчество К. отличается
острым  чувством  современности,  творческим  использованием  фольклора,
динамизмом, высоким профессионализмом. Многоплановые балеты К. воплощают
гуманистич.  идеи,  большие  социальные  конфликты,  в  них  органически
сплетаются лирика и гротеск, драматич. и трагич. элементы,  конкретность
танца и симфонизм муз. развития. К.- автор симфоний и ряда  соч.  в  др.
жанрах. Гос. премии СССР (1946 за оперу "Вэтэн" и 1948  за  симф.  поэму
"Лейли и Меджнун").
   Лит.: Карагичева Л., Кара Караев, Баку, 1956;
   Бонч-Осмоловская Е., Балеты Кара Караева "Семь  красавиц"  и  "Тропою
грома", М., 1961. А. Ив.
   КАРАКАЛПАКСКИЙ    ТЕАТР    ИМ.     К.     С.     СТАНИСЛАВСКОГО     -
музыкально-драматический театр Кара-Калп. АССР в г. Нукусе.  Организован
в  1930  на  базе  полупроф.  кружка   "Утренняя   заря",   руководимого
драматургом, акт„ром и режисс„ром А. Утепо-вым. В репертуаре  т-ра  были
пьесы Утепова ("Девушка, нашедшая  себе  равного",  1930,  "Сеитмурат  -
лентяй", 1931, "Уполномоченный  -  очковтиратель",  1932),  А.  Бегимова
("Кто это?", 1933),  Дж.  Аймурзаева  ("Бюрократы",  1933),М.  Дарибаева
("Коклен-богатырь", 1938, и "Новые люди", 1939), пьесы  узб.  авторов  -
"Гульсара" Яшена и Мухамедова (1936) и др.
   В  1939  состав  т-ра  значительно  укрепился  за  сч„т   выпускников
каракалпакской студии ГИТИСа,  воспитанников  О.  И.  Пыжовой  и  Б.  В.
Бибикова. В репертуар т-ра вошли студийные спектакли, в т. ч.  "Бедность
не порок"  Островского,  "Проделки  Скапена"  Мольера,  "Первая  конная"
Вишневского. В 40-х гг. т-р начал работать  над  переводными  пьесами  -
"Вас-са Железнова" (1940);  "Проделки  Майсары"  Хамзы  (1940).  Лучшими
спектаклями воен. лет были "Русские люди"  Симонова  (1942),  "Лейтенант
Елмуратов" Аймурзаева (1943), "Алпамыс" Давкараева (1944). В 40-50-х гг.
определяется     направление     деятельности     т-ра     как      т-ра
музыкально-драматического. Появляется нац. режиссура  (Т.  Алланазаров).
Осн. место в репертуаре в конце 40-х и 50-х гг. занимают пьесы на  совр.
темы: "Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзаева (1948), "На берегу Аму-Дарьи"
Аймурзаева  (1949),  к  Молодые  сердца",  "Насильно  мил   не   будешь"
Ходжа-ниязова (1957) и узб. комедии Сердечные тайны"  Рахманова  (1954),
"Больные зубы" Каххара (1955). Ставятся  также  историч.  и  фольклорные
пьесы- "Бердах"  Аймурзаева  (1951  и  1958),  "Гариб-Ашик"  Бегимова  и
Алланазарова (1955).  Т-р'ставит  "Украденное  счастье"  Франко  (1953),
"Тартюф"  (1956);  "Стряпуха"  Софронова.  В   репертуаре   т-ра   пьесы
каракалпакских авторов: Аймурзаева, Калимбетова, Сейт-жанова,  Бегимова,
Давкараева, Ходжаниязова и др. В 1957 состоялась  декада  каракалпакской
лит-ры и иск-ва в Ташкенте. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Узб. ССР  и
Кара-Калп. АССР А. Шамуратова, Р. Сеитов, А. Халимов, Г.  Ширазиева,  Ю.
Ма-мутов, нар. арт. Кара-Калп. АССР  С.  Алламуратова,  Р.  Адыкова,  С.
Авезова, Т. Джолумбетова, С. Утеп- бергенов, С. Юсупова. Т. Б.
   КАРАКАШЕВ, Георги (р.23. IV. 1899) - болгарский театральный художник.
Окончил художеств.. академию в Софии. Профессор  декорац.  иск-ва  Ин-та
изобразит, иск-в им. Н. Павловича. С 1952 - гл. художник Нар.  т-ра  им.
И. Вазова в Софии. Оформил спектакли "Сноха" Г. Караславова, "Любовь" О.
Василева, "Иванко" В. Друмева, "Лейпциг 33"  Крон-фельда  и  Компанейца,
"Немцы" Кручковского, "Перед  бурей"  Балабанова,  "На  всякого  мудреца
довольно простоты" и др. Димитр. пр. Ст. К.
   КАРАКОСТОВ,  Стефан  Любомирович  [р.  25.VIII  (7.  IX).   1915]   -
болгарский критик и  историк  театра.  Чл.  Болг.  коммунистич.  партий.
Изучал  славянскую  литературу  и  историю  в   Софийском   гос.   ун-те
(19361941). Выступал как критик в ряде  болг.  газет  и  журналов  .  За
участие в антифашистской демонстрации был исключ„н  из  ун-та.  Является
автором ряда трудов по истории лит-ры  и  театра,  гл.  обр.  в  области
болгаро-рус. и болгаро-сов. связей. Занимается педагогич. деятельностью,
с 1948-доцент, с 1951-профессор Болг. ин-та театр. иск-ва.
   Соч.: Васил Левски в  спомените  на  съвремениците  си,  1940,  1943;
История на руския и съветския драматически театрър. Лекции, ч. I,  1951,
ч.II, 1953; А. П. Чехов на  бъя

Страницы: «« « 1074   1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081   1082  1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия