Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085  1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092   1093   1094   1095  » »»

"Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) К. говорит
о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время  пьесы
К. не поднимаются до  обличений  политики  самодержавия.  Ограниченность
взглядов К. особенно  ярко  сказалась  в  водевиле  "Натуральная  школа"
(1847), к-рый в сущности был направлен против реализма в рус. лит-ре.
   Драматургич. деятельность К.  продолжал  до  конца  жизни  (последнюю
комедию "Коз„л отпущения" написал в 1878). К.- автор "Записок", в  к-рых
нашли отражение события театр. жизни. К. в„л педагогич. работу в Петерб.
театр. уч-ще (1832-38).
   Соч.: Сочинения, СПБ, 1854; Сборник театральных пьес...  Оригинальные
и переводные водевили и комедии, т. 1-3, СПБ, 1880; Водевили,  М.,  1937
(вступ.  статья  М.  Па-ушкина  "Старый  русский  водевиль   и   П.   А.
Каратыгин");
   Записки, т. 1-2, Л.,  1929-30  (в  прилож.  дан  перечень  дра-матич.
произв. К.).
   Лит.: Беляев М., Из истории старого водевиля (А.  Ф.  Кони  и  П.  А.
Каратыгин...), в кн.: А. Ф. Кони. Юбил. сборник, Л., 1925;  Брудный  Д.,
Демократические тенденции в русском  водевиле,  в  кн.:  Уч„ные  записки
(Киргизского женского педагогич. ин-та им. В. В. Маяковского),  вып.  2,
Фрунзе, 1 957; Успенский В. С., Русский классический  водевиль,  в  кн.:
Русский водевиль, Л.-М., 1959. Д. Бр.
   КАРАТЫГИНЫ - семья русских акт„ров.
   1) Андрей Васильевич [4 (15). VII. 1774- 26. XII. 1831 (7. I. 1832)].
Окончил  Петерб.  театр.  уч-ще  (1794);  ученик  И.  А.   Дмитревского.
Дебютировал на сцене Большого т-ра  в  Петербурге  в  1791,  еще  будучи
учеником, в роли Гекто-ра ("Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес  и
щеголей. В 1810 переш„л на роли благородных отцов. С 1819 был режисс„ром
рус. драм. труппы. Покинул сцену в 1822.  С  1794  до  конца  жизни  в„л
своеобразный дневник рус. драм.  труппы  -  "Журнал  Театральный",  куда
ежедневно заносил все события петерб. сцены. "Журнал" К.,  хранящийся  в
Ин-те рус. лит-ры  (Пушкинский  дом)  АН  СССР  в  Ленинграде,  содержит
большой фактич. материал и представляет  значит,  ценность  для  истории
т-ра. Данные "Журнала" использовал П. Арапов в "Летописи русского  т-ра"
(1861).
   2) Василий Андреевич [26 II (10 III). 1802, Петербург,-13 (25).  III.
1853, там  же].  Сын  Андрея  Васильевича  и  Александры  Дмитриевны  К.
(Перловой). Учился в Горном кадетском  корпусе,  служил  в  департаменте
внешней торговли. Драм. иск-вом занимался с А. А. Шаховским, затем с  П.
А.  Катениным  -  видным  теоретиком  и  пропагандистом   классицистскои
трагедии. В 1820 дебютировал в  петерб.  Большом  т-ре  в  роли  Фингала
("Фингал"  Озерова).  Через  своего  учителя  Катенина  вош„л   в   круг
крупнейших деятелей рус. культуры. Был знаком с  Пушкиным,  Грибоедовым,
Крыловым,  Одоевским,  Рылеевым,  Кюхельбекером,   мн.   представителями
передовой  дворянской  молод„жи.  Однако  после   подавления   восстания
декабристов К., как и многие дворяне  того  времени,  у  к-рых  не  было
органической связи с освободит, движением, отош„л  от  передовых  сил  и
примкнул к  консервативному  "верноподданническому"  лагерю.  На  раннем
этапе творчества К. был тесно связан с  традициями  классицизма.  Уже  в
20-е годы определились характерные черты акт„рского стиля  К.приподнятая
героика, монументальная парадность,  напевная  декламация,  живописность
поз. К. исполнял заглавные роли в трагедиях  В.  А.  Озерова  ("Димитрий
Донской"), Корнеля ("Сид",  1822),  играл  Ипполита  в  трагедии  Расина
"Федра" (1823).
   Со времени открытия Александрийского т-ра в Петербурге  (1832)  К.  -
ведущий акт„р-трагик этого т-ра. Исполнял главные  роли  в  реакционных,
псевдопатриотических пьесах  Н.  В.  Кукольйика  и  Н.  А.  Полевого  на
столичной сцене: Пожарский, Ляпунов, Басенок ("Рука всевышнего отечество
спасла", 1834, "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский", 1835,  "Боярин
Ф„дор  Васильевич  Басенок",  1844,  Кукольника),  Иголкин,  Неизвестный
("Иголкин,  купец   Новгородский",   1838,   "Параша-сибирячка",   1840,
Полевого) и др. Играя в трагедиях Шекспира, К. подходил к ним с  позиций
классицистскои    эстетики.    Пренебрегая    психологич.     сложностью
шекспировских героев, К-"выделял в них одну главную, как  ему  казалось,
черту. В роли Отелло (1836) подч„ркивал ревность,  в  Гамлете  (1837)  -
борьбу датского принца за престол. Необычайно сильных  внешних  эффектов
К. достигал в пьесах Шиллера подменяя, однако, социальное содержание его
произв. личными конфликтами: тема мести лежала в  основе  его  трактовки
роли  Карла  Моора  (1828);  оскорбл„нным  сыном  в  исполнении  К.  был
Фердинанд ("Коварство  и  любовь"  Шиллера,  1827).  К.  много  играл  в
мелодрамах: Жорж Жермани ("Тридцать  лет,  или  Жизнь  игрока"  Дюканжа,
1828), Кин ("Кин,  или  Гений  и  бес-путство"  Дюма-отца,  1837),  Нино
("Уголино" Полевого, 1838). К. обладал высокой  акт„рской  техникой.  Он
много  работал,  добиваясь  блестящей   отделки   роли,   продумывал   и
отрабатывал каждый жест, интонацию. Но интонационные и пластич.  эффекты
К. нередко противоречили художеств. логике сценич. образа.
   Гастроли К. в Москве (1833 и 1835) вызвали оживл„нную полемику, к-рая
вышла за рамки эстетич, спора об акт„рском  иск-ве  и  приобрела  острый
общественный характер. Критик "П. Щ." (Н.  И.  На-деждин),  отрицательно
отозвавшийся о  парадно-декоративном  иск-ве  К.,  противопоставлял  ему
любимое демократии, зрителем бунтарское творчество П.  С.  Мо-чалова.  В
отзыве на спектакль "Мария Стюарт"" в к-ром участвовали одновременно  К.
и Мочалов, "П. Щ."  писал:  "Высшая  часть  публики,  впрочем  ко  всему
довольно равнодушная, была за Каратыгина, средняя - наполовину, низшая -
за Мочалова". В защиту "светского" иск-ва К. выступил С. П.  Шевыр„в.  В
1835 в полемику вокруг им„н К. и Мочалова вступил  В.  Г.  Белинский  со
стать„й "И мое мнение об игре  г.  Каратыгина",  в  к-рой  поставил  ряд
кардинальных вопросов акт„рского творчества. "Смотря на его игру,- писал
о  Каратыгине  Белинский,-  вы  беспрестанно  удивлены,  но  никогда  не
тронуты, не взволнованы... В его игре вс„ так удивительно, но  вместе  с
тем так поддельно, придуманно, изысканно" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953,
с. 187). Иск-ву К.  Белинский  противопоставлял  демократич.  творчество
Мочалова. Отмечая выдающийся талант и блестящее  мастерство  К.,  В.  Г.
Белинский, А.  И.  Герцен  и  др.  говорили  о  вредном  влиянии,  к-рое
оказывала на него официальная пресса,  подч„ркивали  зависимость  К.  от
вкусов придворно-аристократич. зрителей. С конца 30-х гг. иск-во К.  под
влиянием статей Белинского, поездок в Москву, совм. выступлений  со  мн.
мастерами реалистич. школы Малого  т-ра,  а  главное  в  связи  с  общим
процессом развития реализма постепенно обретало черты  естественности  и
простоты. Так,  напр.,  играя  роль  Людовика  XI  ("Заколдованный  дом"
Ауфенберга,  пер.   П.   Ободов-ского,   1836),   К.   вместо   обычного

Страницы: «« « 1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085  1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092   1093   1094   1095  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия