Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 » »» "Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) К. говорит о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы К. не поднимаются до обличений политики самодержавия. Ограниченность взглядов К. особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа" (1847), к-рый в сущности был направлен против реализма в рус. лит-ре. Драматургич. деятельность К. продолжал до конца жизни (последнюю комедию "Коз„л отпущения" написал в 1878). К.- автор "Записок", в к-рых нашли отражение события театр. жизни. К. в„л педагогич. работу в Петерб. театр. уч-ще (1832-38). Соч.: Сочинения, СПБ, 1854; Сборник театральных пьес... Оригинальные и переводные водевили и комедии, т. 1-3, СПБ, 1880; Водевили, М., 1937 (вступ. статья М. Па-ушкина "Старый русский водевиль и П. А. Каратыгин"); Записки, т. 1-2, Л., 1929-30 (в прилож. дан перечень дра-матич. произв. К.). Лит.: Беляев М., Из истории старого водевиля (А. Ф. Кони и П. А. Каратыгин...), в кн.: А. Ф. Кони. Юбил. сборник, Л., 1925; Брудный Д., Демократические тенденции в русском водевиле, в кн.: Уч„ные записки (Киргизского женского педагогич. ин-та им. В. В. Маяковского), вып. 2, Фрунзе, 1 957; Успенский В. С., Русский классический водевиль, в кн.: Русский водевиль, Л.-М., 1959. Д. Бр. КАРАТЫГИНЫ - семья русских акт„ров. 1) Андрей Васильевич [4 (15). VII. 1774- 26. XII. 1831 (7. I. 1832)]. Окончил Петерб. театр. уч-ще (1794); ученик И. А. Дмитревского. Дебютировал на сцене Большого т-ра в Петербурге в 1791, еще будучи учеником, в роли Гекто-ра ("Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес и щеголей. В 1810 переш„л на роли благородных отцов. С 1819 был режисс„ром рус. драм. труппы. Покинул сцену в 1822. С 1794 до конца жизни в„л своеобразный дневник рус. драм. труппы - "Журнал Театральный", куда ежедневно заносил все события петерб. сцены. "Журнал" К., хранящийся в Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР в Ленинграде, содержит большой фактич. материал и представляет значит, ценность для истории т-ра. Данные "Журнала" использовал П. Арапов в "Летописи русского т-ра" (1861). 2) Василий Андреевич [26 II (10 III). 1802, Петербург,-13 (25). III. 1853, там же]. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны К. (Перловой). Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Драм. иск-вом занимался с А. А. Шаховским, затем с П. А. Катениным - видным теоретиком и пропагандистом классицистскои трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом т-ре в роли Фингала ("Фингал" Озерова). Через своего учителя Катенина вош„л в круг крупнейших деятелей рус. культуры. Был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, мн. представителями передовой дворянской молод„жи. Однако после подавления восстания декабристов К., как и многие дворяне того времени, у к-рых не было органической связи с освободит, движением, отош„л от передовых сил и примкнул к консервативному "верноподданническому" лагерю. На раннем этапе творчества К. был тесно связан с традициями классицизма. Уже в 20-е годы определились характерные черты акт„рского стиля К.приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность поз. К. исполнял заглавные роли в трагедиях В. А. Озерова ("Димитрий Донской"), Корнеля ("Сид", 1822), играл Ипполита в трагедии Расина "Федра" (1823). Со времени открытия Александрийского т-ра в Петербурге (1832) К. - ведущий акт„р-трагик этого т-ра. Исполнял главные роли в реакционных, псевдопатриотических пьесах Н. В. Кукольйика и Н. А. Полевого на столичной сцене: Пожарский, Ляпунов, Басенок ("Рука всевышнего отечество спасла", 1834, "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский", 1835, "Боярин Ф„дор Васильевич Басенок", 1844, Кукольника), Иголкин, Неизвестный ("Иголкин, купец Новгородский", 1838, "Параша-сибирячка", 1840, Полевого) и др. Играя в трагедиях Шекспира, К. подходил к ним с позиций классицистскои эстетики. Пренебрегая психологич. сложностью шекспировских героев, К-"выделял в них одну главную, как ему казалось, черту. В роли Отелло (1836) подч„ркивал ревность, в Гамлете (1837) - борьбу датского принца за престол. Необычайно сильных внешних эффектов К. достигал в пьесах Шиллера подменяя, однако, социальное содержание его произв. личными конфликтами: тема мести лежала в основе его трактовки роли Карла Моора (1828); оскорбл„нным сыном в исполнении К. был Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера, 1827). К. много играл в мелодрамах: Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1828), Кин ("Кин, или Гений и бес-путство" Дюма-отца, 1837), Нино ("Уголино" Полевого, 1838). К. обладал высокой акт„рской техникой. Он много работал, добиваясь блестящей отделки роли, продумывал и отрабатывал каждый жест, интонацию. Но интонационные и пластич. эффекты К. нередко противоречили художеств. логике сценич. образа. Гастроли К. в Москве (1833 и 1835) вызвали оживл„нную полемику, к-рая вышла за рамки эстетич, спора об акт„рском иск-ве и приобрела острый общественный характер. Критик "П. Щ." (Н. И. На-деждин), отрицательно отозвавшийся о парадно-декоративном иск-ве К., противопоставлял ему любимое демократии, зрителем бунтарское творчество П. С. Мо-чалова. В отзыве на спектакль "Мария Стюарт"" в к-ром участвовали одновременно К. и Мочалов, "П. Щ." писал: "Высшая часть публики, впрочем ко всему довольно равнодушная, была за Каратыгина, средняя - наполовину, низшая - за Мочалова". В защиту "светского" иск-ва К. выступил С. П. Шевыр„в. В 1835 в полемику вокруг им„н К. и Мочалова вступил В. Г. Белинский со стать„й "И мое мнение об игре г. Каратыгина", в к-рой поставил ряд кардинальных вопросов акт„рского творчества. "Смотря на его игру,- писал о Каратыгине Белинский,- вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы... В его игре вс„ так удивительно, но вместе с тем так поддельно, придуманно, изысканно" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 187). Иск-ву К. Белинский противопоставлял демократич. творчество Мочалова. Отмечая выдающийся талант и блестящее мастерство К., В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др. говорили о вредном влиянии, к-рое оказывала на него официальная пресса, подч„ркивали зависимость К. от вкусов придворно-аристократич. зрителей. С конца 30-х гг. иск-во К. под влиянием статей Белинского, поездок в Москву, совм. выступлений со мн. мастерами реалистич. школы Малого т-ра, а главное в связи с общим процессом развития реализма постепенно обретало черты естественности и простоты. Так, напр., играя роль Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, пер. П. Ободов-ского, 1836), К. вместо обычного Страницы: «« « 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |