|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 » »» "Знакомых незнакомцах". В водевиле "Сентябрьская ночь" (1830) К. говорит
о несправедливости к эксплуатируемому крестьянству. В то же время пьесы
К. не поднимаются до обличений политики самодержавия. Ограниченность
взглядов К. особенно ярко сказалась в водевиле "Натуральная школа"
(1847), к-рый в сущности был направлен против реализма в рус. лит-ре.
Драматургич. деятельность К. продолжал до конца жизни (последнюю
комедию "Коз„л отпущения" написал в 1878). К.- автор "Записок", в к-рых
нашли отражение события театр. жизни. К. в„л педагогич. работу в Петерб.
театр. уч-ще (1832-38).
Соч.: Сочинения, СПБ, 1854; Сборник театральных пьес... Оригинальные
и переводные водевили и комедии, т. 1-3, СПБ, 1880; Водевили, М., 1937
(вступ. статья М. Па-ушкина "Старый русский водевиль и П. А.
Каратыгин");
Записки, т. 1-2, Л., 1929-30 (в прилож. дан перечень дра-матич.
произв. К.).
Лит.: Беляев М., Из истории старого водевиля (А. Ф. Кони и П. А.
Каратыгин...), в кн.: А. Ф. Кони. Юбил. сборник, Л., 1925; Брудный Д.,
Демократические тенденции в русском водевиле, в кн.: Уч„ные записки
(Киргизского женского педагогич. ин-та им. В. В. Маяковского), вып. 2,
Фрунзе, 1 957; Успенский В. С., Русский классический водевиль, в кн.:
Русский водевиль, Л.-М., 1959. Д. Бр.
КАРАТЫГИНЫ - семья русских акт„ров.
1) Андрей Васильевич [4 (15). VII. 1774- 26. XII. 1831 (7. I. 1832)].
Окончил Петерб. театр. уч-ще (1794); ученик И. А. Дмитревского.
Дебютировал на сцене Большого т-ра в Петербурге в 1791, еще будучи
учеником, в роли Гекто-ра ("Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес и
щеголей. В 1810 переш„л на роли благородных отцов. С 1819 был режисс„ром
рус. драм. труппы. Покинул сцену в 1822. С 1794 до конца жизни в„л
своеобразный дневник рус. драм. труппы - "Журнал Театральный", куда
ежедневно заносил все события петерб. сцены. "Журнал" К., хранящийся в
Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР в Ленинграде, содержит
большой фактич. материал и представляет значит, ценность для истории
т-ра. Данные "Журнала" использовал П. Арапов в "Летописи русского т-ра"
(1861).
2) Василий Андреевич [26 II (10 III). 1802, Петербург,-13 (25). III.
1853, там же]. Сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны К.
(Перловой). Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте
внешней торговли. Драм. иск-вом занимался с А. А. Шаховским, затем с П.
А. Катениным - видным теоретиком и пропагандистом классицистскои
трагедии. В 1820 дебютировал в петерб. Большом т-ре в роли Фингала
("Фингал" Озерова). Через своего учителя Катенина вош„л в круг
крупнейших деятелей рус. культуры. Был знаком с Пушкиным, Грибоедовым,
Крыловым, Одоевским, Рылеевым, Кюхельбекером, мн. представителями
передовой дворянской молод„жи. Однако после подавления восстания
декабристов К., как и многие дворяне того времени, у к-рых не было
органической связи с освободит, движением, отош„л от передовых сил и
примкнул к консервативному "верноподданническому" лагерю. На раннем
этапе творчества К. был тесно связан с традициями классицизма. Уже в
20-е годы определились характерные черты акт„рского стиля К.приподнятая
героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность
поз. К. исполнял заглавные роли в трагедиях В. А. Озерова ("Димитрий
Донской"), Корнеля ("Сид", 1822), играл Ипполита в трагедии Расина
"Федра" (1823).
Со времени открытия Александрийского т-ра в Петербурге (1832) К. -
ведущий акт„р-трагик этого т-ра. Исполнял главные роли в реакционных,
псевдопатриотических пьесах Н. В. Кукольйика и Н. А. Полевого на
столичной сцене: Пожарский, Ляпунов, Басенок ("Рука всевышнего отечество
спасла", 1834, "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский", 1835, "Боярин
Ф„дор Васильевич Басенок", 1844, Кукольника), Иголкин, Неизвестный
("Иголкин, купец Новгородский", 1838, "Параша-сибирячка", 1840,
Полевого) и др. Играя в трагедиях Шекспира, К. подходил к ним с позиций
классицистскои эстетики. Пренебрегая психологич. сложностью
шекспировских героев, К-"выделял в них одну главную, как ему казалось,
черту. В роли Отелло (1836) подч„ркивал ревность, в Гамлете (1837) -
борьбу датского принца за престол. Необычайно сильных внешних эффектов
К. достигал в пьесах Шиллера подменяя, однако, социальное содержание его
произв. личными конфликтами: тема мести лежала в основе его трактовки
роли Карла Моора (1828); оскорбл„нным сыном в исполнении К. был
Фердинанд ("Коварство и любовь" Шиллера, 1827). К. много играл в
мелодрамах: Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа,
1828), Кин ("Кин, или Гений и бес-путство" Дюма-отца, 1837), Нино
("Уголино" Полевого, 1838). К. обладал высокой акт„рской техникой. Он
много работал, добиваясь блестящей отделки роли, продумывал и
отрабатывал каждый жест, интонацию. Но интонационные и пластич. эффекты
К. нередко противоречили художеств. логике сценич. образа.
Гастроли К. в Москве (1833 и 1835) вызвали оживл„нную полемику, к-рая
вышла за рамки эстетич, спора об акт„рском иск-ве и приобрела острый
общественный характер. Критик "П. Щ." (Н. И. На-деждин), отрицательно
отозвавшийся о парадно-декоративном иск-ве К., противопоставлял ему
любимое демократии, зрителем бунтарское творчество П. С. Мо-чалова. В
отзыве на спектакль "Мария Стюарт"" в к-ром участвовали одновременно К.
и Мочалов, "П. Щ." писал: "Высшая часть публики, впрочем ко всему
довольно равнодушная, была за Каратыгина, средняя - наполовину, низшая -
за Мочалова". В защиту "светского" иск-ва К. выступил С. П. Шевыр„в. В
1835 в полемику вокруг им„н К. и Мочалова вступил В. Г. Белинский со
стать„й "И мое мнение об игре г. Каратыгина", в к-рой поставил ряд
кардинальных вопросов акт„рского творчества. "Смотря на его игру,- писал
о Каратыгине Белинский,- вы беспрестанно удивлены, но никогда не
тронуты, не взволнованы... В его игре вс„ так удивительно, но вместе с
тем так поддельно, придуманно, изысканно" (Полн. собр. соч., т. 1, 1953,
с. 187). Иск-ву К. Белинский противопоставлял демократич. творчество
Мочалова. Отмечая выдающийся талант и блестящее мастерство К., В. Г.
Белинский, А. И. Герцен и др. говорили о вредном влиянии, к-рое
оказывала на него официальная пресса, подч„ркивали зависимость К. от
вкусов придворно-аристократич. зрителей. С конца 30-х гг. иск-во К. под
влиянием статей Белинского, поездок в Москву, совм. выступлений со мн.
мастерами реалистич. школы Малого т-ра, а главное в связи с общим
процессом развития реализма постепенно обретало черты естественности и
простоты. Так, напр., играя роль Людовика XI ("Заколдованный дом"
Ауфенберга, пер. П. Ободов-ского, 1836), К. вместо обычного
Страницы: «« « 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |