Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091  1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101  » »»

кресло", в сб.: Маленькие комедии XX века, M  1961;  Извините,  господин
учитель..., М., 1962.
   Лит..: К а г do  s  L..  Karinthy  Frigyes,  Bdp.,  1948.  A-  l  ep.
КАРЙ-ЯКУБОВ, Мухитдин (1896-1957) -  узбекский  советский  артист  оперы
(баритон), театральный деятель. Принимал участие совм.  с  X.  Хамзой  в
1918 в "Драматич. труппе мусульманской молод„жи".  Нар.  арт.  Узб.  ССР
(1936). В 1918-21 выступал на фронтах гражд. войны. В 1925  исполнял  на
Всемирной выставке в Париже и Берлине  узб.  нар.  песни.  В  спектаклях
"Политич. труппы" Хамзы выступал как драм.  акт„р.  В  1926  организовал
концертноэтногра-фич. ансамбль, к-рый в дальнейшем стал ядром Узб.  муз.
т-ра; в 1926-32 - худ. рук. этого т-ра. С 1936  К.-Я.-  худ.  рук.  Узб.
филармонии и солист Узб. т-ра оперы и балета.
   Партии: Хос ров ("Фархад и Ширин" Успенского  и  Мушеля),  Губернатор
("Буран" Ашрафи и Василенко),  Науфаль  ("Лей-ли  и  Меджнун"  Глиэра  и
Садыкова), Улугбек (о. п. Козловского), Ер-Таргын (о. п.  Брусиловского)
и др.
   Лит.: Гликман И., Актеры узбекского  оперного  театра,  в  сб.:  Пути
развития узбекской музыки, Л.-М., 1946, с. 55-56; Рахманов М.,  Хамза  и
узбекский театр. Ташкент, 1960, с. 98-121, 127, 131. 164, 174-175.
   КАРЛЙЕВ, Алты (р. 6.1.1909) - туркменский советский акт„р,  режисс„р,
драматург. Нар. арт.  СССР  (1955).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1948.
Депутат Верх. Совета Туркм. ССР  3-5-го  созывов.  В  1927-29  учился  в
Туркм. драм. студии, в 1929-31 - в Бакинском театр. техникуме. В 1931-41
работал в Туркм. драм. театре (Ашхабад). Лучшие роли:
   Фурманов, Яровой, Хлестаков; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Карл
Моор, позднее Незнамов. Мастер точного,  изящного  сценич.  рисунка.  К.
обладает острой выразительностью, л„гкостью, яркостью сценич.  формы.  С
конца 30-х гг. К. занимается режиссурой. В 1941-53  был  гл.  режисс„ром
Туркм. театра оперы и балета  им.  Махтумкули  (Ашхабад).  Пост.  оперы:
"Счастливая  молодость"  Корчмар„ва,  "Зохре  и  Тахир"  Шапошникова   и
Мухатова (1941), "Травиата"; "Абадан" Мейтуса и Кулиева (1943), "Шасенем
и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Лейли и Меджнун" Мейтуса и  Овезова.  В
1953-56 К.- гл. режисс„р Туркм. драм. т-ра. Пост.  спектакли:  "Ревизор"
(1955), "Джума" Каушутова (1954). С 1941 снимается в кино  (Гос.  премии
СССР за фильмы "Дурсун", 1941, и "Дал„кая  невеста",  1949).  В  1956-60
работал директором  студии  "Туркменфильм",  ставил  фильмы.  С  1960  -
директор и гл. режисс„р Туркм. т-ра оперы и балета. Автор пьес:  "Пахта"
(1934), "Айна" (1935), "1916 год", "Башлык" (1949), пост. в Туркм.  т-ре
драмы.
   Лит.: Мамалиев А., Народный артист СССР А. Карлиев,  Ашхабад,  [1960]
(на туркм. яз.). Д. АН.
   "КАРЛСТЕАТР" (Karlstheater)-австрийский театр.  Находился  в  венском
предместье. В 1838 акт„ром, драматургом и театр. деятелем К.  Бернбунном
(выступавшим   под   псевд.   Карл    Карл)    было    куплено    здание
"Леопольдштадттеатра". В 1847 на этом месте  архитекторами  Э.  ван  дер
Нюллем и А. Зиккардом фон Зиккардсбургом было выстроено новое  здание  и
т-р получил назв. по имени акт„ра К. Карла. Т-р был открыт 10 дек.  1847
пьесами Р. Бенедикса "Сумасброд", "Прекрасная мельничиха"  и  пьесой  И.
Нестроя "Плохие мальчишки". В 1848 здесь была  показана  анти-монархич.,
остро  сатирич.  пьеса  Нестроя  "Свобода  в  захолустье",  впоследствии
запрещ„нная цензурой. В 40-60-х гг. в т-ре идут пьесы  К.  Карла  (серия
пьес, посвящ„нных проделкам Штаберля, -  "Штаберль-авантюрист"  и  др.),
Нестроя (он написал для "К." более 50 пьес), Ф. Кайзера. Это были сценки
с  пением,  сатирич.  зарисовки,  полные  нар.  юмора.  В  "К."выступали
блестящие акт„ры-комики: В. Шольц, Ф. Хопп, Груа  и  Нестрой.  Последний
после смерти К.Карла в 1854-60 был директором т-ра. Начиная с  70-х  гг.
"К." постепенно утрачивает свой  нар.  характер  и  превращается  в  т-р
оперетты, где ставят И. Штрауса, К. Милл„кера, Ж. Оффенбаха. В 1895-1900
Ф. Яйнер пытается утвердить в т-ре драматургию Г. Ибсена,  Г.  Бара,  А.
Шницлера, но терпит финансовый крах. Его преемники-А. Мюллер,  А.  Аман,
3. Айбеншюц, работавшие в 1900-22, ставят только новую европ.  оперетту.
В 1934 "К." был закрыт.
   Лит.: Siegzymske  Altwiener  Volkskomiker,  W.,  1947;,  Knudgen  X.,
Deutsche Theater Geschichte, Stuttg., 1959.
   Л. Лоб. КАРЛСТЕН (Carlsten), Руне (р.2. VII. 1890) - шведский акт„р и
режисс„р. В 1910 дебютировал в т-ре г. Мальм„.  Работал  в  разл.  т-рах
Стокгольма и в провинции. С 1933 - акт„р и режисс„р Королевского т-ра  в
Стокгольме. Роли: Йеппе,  Дер  Пономарь,  Иеронимус,  Хенрик  ("Йеппе  с
горы", "Эразмус Монтанус", "Жанде Франс", "Краткое девичество Пер-ниллы"
Хольберга), Генрих VIII, Марк  Антоний  ("Генрих  VIII",  "Юлий  Цезарь"
Шекспира).  Режисс„рские  работы  К.  отличаются  тонким  психологизмом"
подч„ркнутой  простотой  мизансцен  и  оформления.   Таковы   спектакли:
"Преступление и наказание" (по  Достоевскому),  "Игра  любви  и  смерти"
Роллана" "Густав Васа" и "Жители Хемсе" Стриндберга,  "Beчерние  зв„зды"
С„дерберга, "Бабушка  и  господь"  Я.  Бергмана,  "Распавшийся  квартет"
Ш„берга, "Покорность" Арнера.
   Лат.: Le theatre en Suede, в кн.: Le theatre dans le inonde,  v.  IV,
p. 2, Втпх., 1955 (на франц и англ. яз.). Вл. М.
   КАРМ, Каарел Юханнович (р.18.X.1906) -эстонский советский актер. Нар.
арт. СССР (1956). С  1925  работал  в  т-ре  "Эстония"  пом.  режисс„ра,
исполнял небольшие роли в драмах, операх, опереттах и  в  балетах.  Годы
работы К. с видными мастерами нац. т-ра заменили  ему  театр.  школу.  В
30-е гг. стал  играть  более  крупные  роли:  Марий  ("Дальние  берега",
"Фанни" и "Цезарь" Паньоля), Имант ("Маре и е„ сын"  Калласа),  Яан  ("В
вихре  ветров"  Китц-берга),  Вайно   ("Призраки"   Якобсона).   Расцвет
творчества К. относится к сов. периоду: Павел ("Мать"  Горького,  1941),
Петруччио ("Укрощение  строптивой",  1941),  Мортимер  ("Мария  Стюарт",
1941), Гамлет  (1945),  Сирано  де  Бер-жерак  (о.  п.  Ростана,  1947),
Беркутов ("Волки и овцы", 1948),  Отелло  (1949),  Арбенин  ("Маскарад",
1954), Антоний ("Антоний и Клеопатра", 1955), Филипп II  ("Дон  Карлос",
1958), Олоферн ("Юдифь" Таммсааре, 1959). В сов. драматургии  -  Сафонов
("Русские люди",  1944),  Кустас  Локк,  Март  Туйск  ("Совесть",  1956,
"Блудный сын", 1958, Раннета), Ральф, Пеэтер, Аллан 0'Коннел  ("Жизнь  в
цитадели", 1946, "Два лагеря", 1948, "Шакалы",  1951,  Якобсона).  Играл
роль В. И. Ленина в спектакле  "Третья  патетическая"  Погодина  (1960).
Творчество К. характеризуется эмоциональностью, умением глубоко раскрыть
внутренний  мир  героев.  В  исполнении   трагедийных   ролей   особенно
проявляется  высокая  культура  сценич.  речи,  выразительность   жеста,
сильный темперамент. Игра К. проста, выразительна, отмечена  мастерством
перевоплощения. К. снимается в кино. Выступает на радио (роли:  Фауст  -

Страницы: «« « 1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091  1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия