Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088  1089   1090   1091   1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098  » »»

в своих эскизах давал жизненно конкретные, психологически углубл„нные  и
в то же время остро сатирич. портреты персонажей. В„л большую педагогич.
работу (с 1903).
   Лит.: Д. Н. Кардовский и О. Л. Делла-Вос-Кардов-ская. Сб. к  40-летию
творческой деятельности, М., 1939;
   ПодобедоваО.,  Дмитрий  Николаевич  Кардовский,  М.,  1957;   Д.   Н.
Кардовский об искусстве. Воспоминания. Статьи, письма, М., 1960.
   КАРДОЗУ (Cardoso), Сержиу (полное имя и фам.- СержиудаФонсекаМатус  К
ар дозу) (р. 23.1 II.1925)- бразильский акт„р и режисс„р. В 1947 получил
уч„ную  степень  в  Папском  католич.  ун-те   Рио-де-Жанейро.   Сценич.
деятельность начал  в  "Театру  университариу"  (Рио-де-Жанейро).  Затем
работал в разл. т-рах Бразилии: "Эстудантиду  Бразил"  (Рио-де-Жанейро),
"Театру дус  Дозе"  (Рио-де-Жанейро),  "Театру  бразилейру  ди  комедия"
(Сан-Паулу). Позднее организовал вместе с Нидия Лисия т-р  в  Сан-Паулу,
где выступал и как художник. Среди лучших режисс„рских работ К.спектакли
"Гамлет" (1956), в к-ром К. играл гл.  роль  (впервые  играл  Гамлета  в
1948), и "Песня зерна" Раймунду Магальяиш.
   К. завоевал славу одного из лучших акт„ров совр.  бразильского  т-ра.
Творчество его отличается широтой диапазона, он с равным успехом  играет
комедийные и драм. роли. Кроме Гамлета, блестяще сыграл главную  роль  в
"Лгуне" Гольдони (1949, "Театру бразилейру ди комедия").
   Роли: Актер ("На дне" Горького, 1951), Ломов ("Предложение"  Чехова),
Отец ("Шесть персонажей в  поисках  автора"  Пиранделло,  1951),  Гарсен
("Закрытые двери" Сартра). Играл в пьесах Ануя, Т.  Упльямса,  в  пьесах
бразильских драматургов - "Лиса и виноград" Фигейреду (1953, Нац.  драм.
труппа), "Уличный фонарь" Ракел ди Кейрус (1955). Снимался в кино.
   Лит.:  AImeida  Prado  D.  de,  Apresentac-ao  do  teatro  brasileiro
moderno, Sao Paulo, [1056],c. 171-75, 343-45 и др.; Galante de S o u-s a
J., O teatro no Brasil, t. 2, RIG de Janeiro,. 1960, с. 155.
   КАРЕЛ (Karel), Рудольф (10.XL 1880-6. III. 1945)-чешский  композитор,
педагог. Музыке обучался в Праж. консерватории в 19()1 (по композиции  -
у А. Дворжака). Занимался композицией и преподаванием музыки.  Во  время
1-й мировой войны находился в России; был преподавателем  муз.  школы  в
Таганроге и в  Ростове-на-Дону.  После  возвращения  на  родину  в  1920
поселился в Праге. В 1923-41 К.-проф. Пражской консерватории. В 1943 был
заключ„н нем.-фашистскими оккупантами в тюрьму Панкрац, в 1945 отправлен
в концентрационный лагерь, где и умер. Для  первых  соч.  К.  характерны
романтич.  направленность,  эмоциональная  приподнятость.  Поздние   его
произв.  отличаются  мужественным   характером   и   в   то   же   время
мелодичностью, оригинальной гармонией. В 1906-09 К.  пишет  свою  первую
оперу "Больное сердце" (1910, Пражский Нац. т-р),  а  в  1928-32-"Смерть
Кмотр-шичка",Нац.т-р, Брно, 1934). В этой опере-сказке глубина чувств  и
мягкая лиричность  сочетаются  с  л„гкостью,  выразительностью  техники.
Композитор продолжал творч. деятельность даже в фашистском  застенке.  В
тюрьме К. написал оперу "Три волоса деда Все-веда" по мотивам чеш.  нар.
сказки. Позднее опера была доработана  учеником  К.-  Востржаком  (пост.
1948, Пражский Нац. т-р). В музыке,  созданной  К.  в  период  оккупации
Чехословакии, звучит протест  против  жесто-костей  фашизма  и  глубокое
сочувствие к  трагич.  участи  чеш.  народа.  К.  принадлежит  музыка  к
спектаклям: "Драма жизни" Гамсуна (1924) и "Девин" Лома. Писал произв. в
др. жанрах.
   Лит.: о u г e k O., Rudolf Karel, Praha, 1946: Rudolf  Karel,  Praha,
1947; V o m a б  k  a  B.,  Jubilea  pamatce  Rudolfa  Karela,  "Hudebni
rozhledy", Praha, 1955, sv. 8, с. 150,
   Т.Ац.  КАРЕЛИНА-РАИЧ  (наст.  фам.-   Поповкина),   Раиса   Андреевна
(1880-28.IX.1957) - русская советская актриса. Засл. деят.  иск-в  РСФСР
(1947). Училась в театр. школе Блюменфельда в Киеве (преподаватели П. П.
Рощин-Инсаров, Е. Я. Неделин). В 1897,  не  окончив  школы,  вступила  в
труппу Киевского т-ра Н. Н. Соловцова. В 1900-25 играла в Новочеркасске,
Кишин„ве, Казани, Харькове, Киеве  и  др.  города  (в  1904-  1906  была
актрисой Моск. т-ра Корша). Виртуозная  техника  актрисы  наиболее  ярко
проявилась в комедийных ролях. Е„  игра  отличалась  изяществом  сценич.
формы,  мастерством  ведения  диалога,  разнообразием  и  неожиданностью
тонких переходов. Роли: Таня ("Плоды просвещения"),  Глафира  ("Волки  и
овцы"), Лиза {"Горе от ума"),  Катрин  ("Мадам  Сан-Жен"  Сарду).  Менее
удавались актрисе драм. образы (играла Ларису,  Анну  Каренину,  Нору  и
др.). В 1925-33 К.- снова в труппе т-ра Корша. С 1933  работала  в  Т-ре
им. МОСПС (Москва). Оставила сцену в 1948. E. Ген.
   КАРЕЛЛИ  (Carelli),  Эмма  (12.V.1877-17.VIII.  1928)  -  итальянская
артистка оперы (сопрано), театральный деятель. Пению обучалась у  своего
отца Б. Карелли. Впервые выступила на оперной сцене в Альтамуре в  1895.
В том же году пела в Неаполе в  т-ре  "Фондо",  затем  гастролировала  в
Милане, Венеции, Риме и др. городах. В 1900 выступила на сцене т-ра  "Ла
Скала" в партиях Дездемоны ("Отелло" Верди; Отелло - Таманьо, дириж„р  -
Тосканини);
   Татьяны ("Евгений Онегин", 1-е представление в Италии), в 1901 - Мими
("Богема"; Рудольф - Кару зо, дириж„р-Тосканини) и др.  К.  выступала  в
оперных  т-рах  Буэнос-Айреса,   Рио-де-Жанейро,   Лисабо-на,   Мадрида,
Барселоны, Петербурга (1906),  Бухареста,  Монте-Карло  и  др.  Одна  из
лучших певиц нач. 20 в., К. была яркой представительницей вок. и сценич.
стиля оперного веризма. В 1912-26 руководила т-ром  "Костанци"  в  Риме,
стремилась обновить репертуар (пост. "Электру" Р. Штрауса, "Хованщину"),
поднять художеств. уровень оперного исполнительства.
   Партии: Весталка (о. п. Меркаданте),  Манон,  Сафо  "Мч-нон",  "Сафо"
Массне), Ирис, Сантуцца ("Ирис", "Сельская честь"  Масканьи),  Маргарита
("Мефистофель" Бойто), Эльза ("Лоэнгрин"),  Заза  (о.  п.  Леонкавалло),
Джоконда (о. п. Понкьелли), Электра  (о.  п.  Штрауса),  Федора  (о.  п.
Джордано), Тоска, Чио-Чио-сан и др.
   Лит.: Carelli A., E. Carelli, Roma, 1932. Св. Г.
   КАРЕЛЬСКОЙ АССР ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
   До  Великой  Октябрьской   социалистической   революции   в   Карелии
национального  проф.  т-ра  не  было,  но   в   Петрозаводске   ежегодно
гастролировали   русские   труппы,   в    к-рых    выступали    Н.    И.
Соболыциков-Са-марин, Н. Н. Ходотов, В.  Даугуветис,  оказавшие  большое
влияние на развитие т-ра Карелии. В 1918 в Петрозаводске  открылся  рус.
т-р, получивший назв. Нар. т-.р драмы. В это же  время  стали  возникать
нар. дома и самодеятельные рус., затем фин. и карельские  драм.  кружки,
ставившие одноактные пьесы, написанные самими кружковцами ("Мы победим",
"Победа", "Под  красным  знаменем",  "Огонь  просветления",  "Восставшие
рабы" и др.). В репертуар Нар. т-ра драмы входила классич. драматургия и

Страницы: «« « 1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088  1089   1090   1091   1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия