Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090  1091   1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100  » »»

Kastraten und ihre Gesangkunst, Stuttgart- B.-Lpz., 1927. Ал. M.
   КАРЗУ (Carzou), Жан (p.l.1.1907) -французский художник и  театральный
декоратор. В 1952 начал работать  в  т-ре  (оформление  акта  под  назв.
"Инки" в балете "Галантная Индия" Рамо,  "Гранд-Опера").  Автор  эскизов
декораций к балетам "Волк" Дютийе (1953, т-р "Балле де Пари"),  "Жизель"
(1954, "Гранд-Опера"),  к  спектаклю  "Аталия"  Расина  (1955,  "Коме-ди
Франсез") и др. К. избегает стилизации, стремится к поэтич.  претворению
в духе романтизма традиций декорац. иск-ва 18 в.
   КАРИАЕВА, Тамара Харитоновна  [р.  14(27).  IV.  1915]  -  осетинская
советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Работая на кирпичном  заводе,
выступала  в  агитбригаде.  В  1933   играла   в   "Т-ре   малых   форм"
(Владикавказ).  В  1935  поступила  в   Северо-Осетинский   т-р   в   г.
Орджоникидзе и стала одной из ведущих актрис этого  т-ра.  Среди  первых
ролей: Донна Анна ("Каменный гость"  Пушкина),  Лена  ("Слава"  Гусева),
Катерина ("Гроза"). К. создала образы сильных,  волевых,  умных  женщин,
активно  борющихся  за  свои  стремления,-Рашель  ("Bacca   Железнова"),
Ханысиат ("Две сестры" Брита ева, 1946). Обличительная  сила  иск-ва  К.
раскрылась в ролях Пановой ("Любовь Яровая", 1946), Марико ("Мать сирот"
Туаева, 1953), Прасковьи Филипповны ("Деньги" Софронова, 1956). В  числе
наиболее значит,  работ  К.-  шекспировские  образы:  Эмилия  ("Отелло",
1951), Регана  ("Король  Лир",  1948  и  1959).  Глубиной,  драматизмом,
обаянием характеризуется исполнение К. ролей современниц:
   Талановой ("Нашествие", 1943), Ольги ("Макар Дубрава", 1952), Бабушки
("Деревья  умирают  стоя"  Касоны).  Лит.:  Маркова  Е.,  Путь  актрисы,
Орджоникидзе, 1960. E. Ж.
   КАРЙЕВ, Абдулла [наст. имя и  фам.-  Миннибай  Хайруллин;  8(20).  V.
1886-28.1.1920] - татарский акт„р и режисс„р. Один  из  основоположников
тат. нац. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1907 в тат.  драм.  труппе,
получившей впоследствии наименование "Сайяр".
   Яркий представитель критич. реализма, К. один  из  первых  создал  на
тат. сцене сатирич. образы богачей-баев  в  комедиях  Г.  Камала:  Хамза
("Первое представление"), Хафиз  ("Тайны  нашего  города"),  Сира-зетдин
Туктагаев ("Банкрот"). Был и  режисс„ром  этих  спектаклей.  Мастерством
сценич.  перевоплощения  было  отмечено  исполнение  ролей:  Юнус  Хаджи
("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала,1918); в классич. драматургии  -  Под-колесин  (1909),  Дикой  ("Гроза",
1913),  Городничий  (1916),  Бессеменов  ("Мещане",   1917),   Президент
("Коварство и любовь", 190 9), Лопахин( "Вишн„вый  сад",  1918).  Пост.:
"Коварство и любовь" (1909), "Доходное место"  (1915),  "Молодая  жизнь"
Кулахметова (1918) и др.  К.  в„л  педагогич.  работу,  воспитал  плеяду
мастеров тат.  сцены:  Г.  Болгарская,  П.  Арапова,  Н.  Таждарова,  Ф.
Ильская, Г. Мангушев, 3.  Султанов,  К.  Тингурина.  В  1918-19  К.  был
акт„ром и режисс„ром тат. труппы в Орске.
   Лит.: Сарымсаков Ш., А. Кариев, Казань, 1957. у ГУ
   КАРЙЕВА, Махсума (1903-46) - узбекская советская актриса. Засл.  арт.
Узб. ССР (1937). Одна из первых актрис узб. т-ра. До революции выступала
в тат. и узб. любительских  кружках.  С  1918-  актриса  труппы  им.  К.
Маркса, руководимой М. Уйгуром (ныне  Т-р  им.  Хамзы).  Участвовала  во
фронтовых поездках труппы в годы гражд.  войны.  Исполняла  гл.  женские
роли: Джамиля, Марьям ("Бай и батрак", "Отравленная жизнь" Хамзы), Луиза
("Коварство  и  любовь"),  Гертруда  ("Гамлет"),  Горкина   ("Предатели"
Фатхуллина). Дарование К. проявлялось как в лирич.,  героич.,  так  и  в
остро характерных  ролях.  Обладая  небольшим,  но  приятным  по  тембру
голосом, К. с успехом выступала и в музыкальных спектаклях; одна  из  е„
лучших ролей - Халима в одноим„нной муз. драме Г. Зафари. В. Д.
   КАРИМ, Мустай (наст. имя и фам.- Мустафа Савич Каримов;  р.  1919)  -
башкирский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1947.  Депутат
Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. Окончил педагогич. ин-т  (1940).
Лит. деятельность начал в 30-е гг.  Автор  пьес  "Свадьба  продолжается"
(1947), "Одинокая бер„за" (1951), "Похищение девушки" (1958),  "Неспетая
песня" (1956-60). Пьесы К. вошли в репертуар т-ров Башкирии и Татарии. В
них показаны черты характера наших современников, их богатый внутр. мир,
борьба с отживающими реакц. тенденциями в жиэеи.
   Соч.: Башкирская советская  драматургия,  М.,  1954.  Лит.:  Писатели
советской Башкирии. Краткий биогр. справочник, Уфа, 1955. Б. Б.
   КАРЙМОВА, Розия Каримовна (р. 1916)-узбекская советская актриса. Нар.
арт. Узб. ССР (19танцев на Олимпиаде самодеятельного  иск-ва  была  направлена  в  театр.
студию при Узб. гос. музыкально-драм. т-ре  (Самарканд)  и  скоро  стала
солисткой этого т-ра. Исполняла лирич. и героич. танцы  и  играла  драм.
роли:
   Азадхон ("Ичкарида" Яшена и  Мухамедова,  1932),  Анархон  ("Товарищ"
Яшена, 1930), Асаль ("Гульсара" Яшена, муз. Джалилова, 1935). С 1939 - в
труппе  Узб.  т-ра  оперы  и  балета;  исполняла  партии  -  в   балетах
"Гуляндом"Брусиловского(1940), "Ак-биляк" Василенко (1943), в  операх  -
Фраскита ("Кармен"), Кумыш-ой ("Буран" Ашрафи и  Василенко).  Исполнение
балетных партий отличается драм.  выразительностью,  сочетанием  при„мов
узб. нар. танца с пантомимой. С 40-х гг. К. работает  как  балетмейстер,
ставит танцы в спектаклях Узб. муз. т-ра им. Мукими, для эстрады и т. д.
С 1947 препода„т нар. узб. танцы в Узб. гос. хореографич. уч-ще. Л. Ае.
   КАРЙМОВА, Сабахон (р.8.1.1917)-узбекская советская актриса. Нар. арт.
Узб. ССР (1950). Работая на фабрике, участвовала в самодеят.  кружке.  В
1932 вступила в труппу Кокандского узб. т-ра им. Хамзы. Исполняла роли в
драматич. и муз.-драматич. спектакпях. Среди ролей 30-х гг.: Халима  (о.
п. За-фари), Онахон ("Честь и любовь" Яшена). К. создала образы волевых,
сильных духом женщин в произв. узб. драматургов: Гульсара (о. п. Яшена и
Мухаме-дова), Ширин ("Фархад и Ширин" Хуршида). Работы 50-х гг. отмечены
яркой  характерностью:  Кумрихон  ("Больные  зубы"   Каххара),   Санобар
("Сердечные тайны" Рахманова), Баданхон ("Фуркат" Авезова и  Ход-жаева).
С 1958 К.актриса Т-ра им. Хамзы. В. Д.
   КАРИНТИ  (Karinthy),  Фридьеш  (25.  VI.  1887-1938)   -   венгерский
драматург. В 1907 начал  лит.  деятельность.  Писал  короткие  рассказы,
скетчи ("Сюжет", "Верните плату за обучение" и  др.),  комедии,  лит.  и
театр. пародии ("Так писали они",  "Модерн"  и  др.),  к-рые  с  успехом
ставились в венг. кабаре. Выступал как антимилитарист, поддерживал венг.
пролетарскую революцию 1919. В своих пьесах "Волшебный стул" (1917,  Т-р
им. Мадача) и "Завтра утром"  (1921,  там  же),  а  также  в  одноактных
комедиях  и  скетчах  К.  остро  высмеивал  противоречия  и  ложь  бурж.
общества.
   С о ч.: "Hokom-szinnaz", I-III, Bdp., 1957; в рус.  пер.-  "Волшебное

Страницы: «« « 1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090  1091   1092   1093   1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия