Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083  1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092   1093  » »»

артисти, 1961. P.P.
   КАРАЛАМБОВ, Стефан (р.26. IV. 1902) - болгарский  акт„р.  Засл.  арт.
НРБ (1949). Учился в Драматич. школе им. К. Сагаева (1922)  в  Софии.  В
1925-28 руководил Читалищными театрами  и  работал  как  проф.  акт„р  в
провинц.  т-рах.  Был  директором  ряда  провинц.   передвижных   трупп,
"Современного  кооперативного  т-ра"  (1938-39)  и   др./где   ставились
прогрессивные совр. пьесы, в т. ч.  сов.-  "Платон  Кречет"  (играл  гл.
роль). В 1947-51 К.- директор Нар.  т-ра  им.  Будевской  в  Бургасе,  в
дальнейшем акт„р и режисс„р софийского Нар. т-ра им. И. Вазова'. Димитр.
пр. (1950).
   Роли:  Гамлет,  Фердинанд,  Незнамов,  Хлестаков;   Протасов   ("Дети
солнца"). Пост. спектакли: "Изгнанники"  Вазова,  "Разведка"  Стрелкова,
"Констаятин Заслонов" Мовзона, "Вампиры" Страшимирова и др. Ст. К.
   КАРАЛЛИ, В. - см. Коралли, В. КАРАМАЗОВ,  Дмитрий  Михайлович  (наст.
фам.- Афанасьев; 1861 - 1912) - русский  акт„р.  В  1892  дебютировал  в
Василеостровском т-ре (Петербург).  Играл  в  Харькове,  Киеве,  Одессе,
Вильнюсе, Саратове, в 1895 - 96, 1903 - 04, 1911 - 12-  в  Иркутске.  К.
обладал хорошими сценич. данными, красивым  голосом,  замечат.  дикцией,
выразительным жестом, тщательно работал над ролями, стремился к историч.
точности костюма. Иск-во К. было отмечено благородной простотой, большой
общей культурой. Он пропагандировал классич. драматургию,  лучшие  пьесы
совр. авторов (Чехова, Горького).  Знаток  Шекспира,  К.  был  одним  из
лучших исполнителей роли Гамлета на провинциальной сцене.  Роли:  Уриэль
Акоста (о. п.  Гуцкова),  Освальд  ("Йривидения");  Людовик  XI  (о.  п.
Делавиня), Иванов (оп. Чехова),  П„тр  ("Мещане")  и  др.  Выступая  как
режисс„р, К. стремился к ансамблю.
   Лит.:  Велизарий  М.,  'Путь  провинциальной  актрисы,  М.-Л.,  1938;
Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1956;  Маляревский  П.  Очерк  из
истории театральной культуры Сибири, (Иркутск], 1957. С. К.
   КАРАМЗИН, Николай Михайлович [1(12).ХП.1766-  22.V(3.VI).1826]русский
писатель,  историк,  литературный  и  театральный   критик.   Крупнейший
представитель  рус.  сентиментализма.  Образование  получил  в  Москве,в
пансионе проф. Шадена. Лит. деятельность начал  в  первом  рус.  детском
журнале масонского направления, издававшемся Н. И. Новиковым,-  "Детское
чтение для сердца и разума" (1785-89). В 1791-92 ,К. издавал "Московский
журнал", в к-ром помещал рецензии на моек. спектакли, а также на нек-рые
пьесы,  идущие  на  парижской  сцене.  Восприняв  от   Руссо   и   англ.
сентименталистов культ естественности, природы, интерес  к  раскрытию  в
иск-ве индивидуальной душевной жизни человека и отстаивая в своих театр.
рецензиях  эти  принципы,  К.   объективно   способствовал   борьбе   за
демократиза-цию рус. т-ра. Однако  общественно-политич.  взгляды  К.  не
отличались прогрессивностью. Его гуманизм имел чисто нравственные  цели.
К. не только не требовал реальной  борьбы  с  социальным  насилием,  но,
напротив,  надеялся   примирить   людей   разных   сословий   на   почве
сентименталистского  взаимопонимания   и   эмоционального   равноправия.
Театральные высказывания К. направлены против классицизма, переживавшего
в  этот  период  кризис,  и  влияния   франц.   класси-цистич.   иск-ва.
Схематичному представлению классицистов о характере как  о  совокупности
простейших, одинаковых у  всех  людей  психич.  элементов,  организуемых
посредством воспитания, К. противопоставлял свой взгляд на характер  как
на сложную и притом совершенно индивидуальную душевную  организацию.  К.
выступает в  своих  статьях  против  риторичности  и  нравоучительности,
привитых  т-ру  классицизмом.   Классицистам   Расину   и   Корнелю   К.
противопоставлял Шекспира. В  предисловии  к  своему  переводу  трагедии
Шекспира "Юлий Цезарь" (1787) К. говорит о Шекспире как о  всеобъемлющем
гении и важнейшее достоинство Шекспира видит в том, что "каждая  степень
людей, каждый возраст, каждая страсть, каждый характер  говорят  у  него
собственным своим языком". К. с восхищением отзывался о драмах Шиллера и
Лессинга, "мещанскую трагедию" к-рого  "Эмилию  Галотти"  он  перев„л  в
1788. Эти драматурги привлекают К. силой изображаемых страстей, глубоким
нравственным  чувством,  трогательностью  положений,  умением   показать
человека без прикрас, таким, каков он есть.  Однако  обличит.  пафос  их
произв. оставался чужд  К.  Именно  поэтому  он  ставил  в  один  ряд  с
Шиллером, Г„те и Лессингом реакционного, "чувствительного" драматурга А.
Ко-цебу. Под влиянием пьес Коцебу К.  написал  свою  единственную  пьесу
"Софья" (опубликована в "Московском журнале" за 1791).
   Интерес к миру душевных переживаний заставляет К. с особым  вниманием
относиться к акт„рскому иск-ву, расцвет  к-рого  он  связывает  с  новым
типом драмы, развивающейся вне канонов классицизма. У К. впервые в  рус.
критике акт„р  предста„т  как  осн.  художник  т-ра,  самостоят,  творец
сценич.образа, вкладывающий в него собств.  переживания  и  чувства.  К.
живо описывает и анализирует  акт„рскую  игру.  Особенно  интересна  его
рецензия  на  спектакль  "Эмилия  Галотти"   Лессинга   в   Моск.   т-ре
("Московский журнал",  1791,  ч.  1,  кн.  1).  К.  требовал  от  акт„ра
жизненной простоты, силы и искренности чувств.  Понимание  К.  т-ра  как
иск-ва, в к-ром драма и акт„рское творчество  сливают  свои  средства  и
предстают в нерасторжимом единстве, характеризует новый этап в  развитии
рус.  театр.  мысли  и  практики  сценич.   иск-ва.   После   ликвидации
"Московского журнала"  К.  отходит  от  непосредственной  театр.-критич.
деятельности, хотя основанный им журн. "Вестник Европы"  (редактировался
К. в 1802-03) продолжал уделять большое внимание вопросам т-ра. Ок. 1804
К. начал углубл„нные занятия  рус.  историей.  Впоследствии  издал  свой
многотомный капитальный труд - "История государства Российского".
   Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты  своих  произв.  из
повестей К. Популярная повесть К. "Бедная Лиза" легла в основу пьесы  В.
М. Ф„дорова - "Лиза, или Следствие  гордости  и  обольщения"  (1803),  в
к-рой, однако,  гуманистич.  идея  К.  оказалась  принес„нной  в  жертву
консервативной морали и  мелодраматич.  интриге.  В  1802  Н.  И.  Ильин
написал пьесу "Лиза, или Торжество  благодарности"  (1802),  сюжетно  не
связанную с повестью "Бедная Лиза", но отталкивающуюся  от  не„  и  даже
вступавшую с ней в нек-рую полемику. Повесть К. "Наталья, боярская дочь"
(1792) легла в основу одноим„нной ис-торич. драмы С. Н. Глинки (пост. на
петерб. сцене в 1805). С повестью  К.  "Марфа  Посадница"  перекликается
драма Ф. Ф. Иванова "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода" (1809).
   Гуманизм К.-писателя, его внимание к внутренней жизни  человека,  его
борьба с канонами классицизма и проповедуемая  им  как  критиком  творч.
свобода художника оказали влияние на рус. т-р  и  драму.  Пушкин,  резко
выступивший против политич. позиций К., становившихся с течением времени
вс„ более консервативными, высоко  ценил  его  вклад  в  рус.  культуру.
Выдающееся значение К. как писателя и критика  неоднократно  подч„ркивал

Страницы: «« « 1075   1076   1077   1078   1079   1080   1081   1082   1083  1084   1085   1086   1087   1088   1089   1090   1091   1092   1093  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия