|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 » »» Гос. художеств. т-р), "Ондар и принцесса" Ким Кир Хака н Ли Ден Он
(1957, там же), "Восемь фей Кымгансана" Ли Мен Сана и Ким Ен Гю (1957,
там же) и др. К. X.
КАНЦЕЛЬ, Владимир Сем„нович [р. 8(20). VII. 1896] -русский советский
режисс„р и акт„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1919-21 учился в
Студии им. Шаляпина и во 2-й Студии МХАТа. Проф. сценич. деятельность
начал в 1921 как акт„р в т-ре "Летучая мышь" (Москва). В 1922-37 работал
в моек. т-рах: им. Мейерхольда, им. Комиссаржевской, Революции,
"Профклубная мастерская", им. Ленсовета, Сатиры и др. С 1924 К. в„л
педагогич. работу в Узб. театр. студии в Москве. Окончившие эту студию
акт„ры (1927) составили ядро труппы т-ра им. Хамзы.
Роли: Наполеон ("Избранник судьбы" Шоу), Дромио ("Комедия ошибок"
Шекспира), Глумов ("На всякого мудеда довольно простоты"), Тарелкин
("Отжитое время" по трилогии Сухово-Кобылина), Левинсон ("Разгром" по
Фадееву) и др. Пост.: "Гавань бурь по Бальзаку (1933, Т-р им.
Ленсовета), "Сказки Андерсена" (1936, Госцентюз), "Учитель танцев" Лопе
де Вега, "На той стороне" Барянова, "Мастерица варить кашу"
Чернышевского (1946, 1948, 1952 - ЦТСА), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск.
т-р им. Ленинского комсомола) и др. С 1923 К. работает на радио как чтец
и режисс„р ("Новости Берлина" Толлера, 1931, "Длинная Берта" по повести
Москвина, 1936, "Гамбринус" Куприна, 1936, "Карьера" Джеймса Ли, 1959, и
мн. др.). С. Г.
КАНЦИАНИ (Canziani), Джузеппе (гг. рожд. и смерти неизв.)итальянский
артист балета, балетмейстер и педагог. В 1771-74 выступал при герцогском
т-ре в Мюнхене как танцовщик и балетмейстер (пост. интермедию "Суд
Париса"). Обладал большим драматич. дарованием. В 1775-78 работал в т-ре
"Сан-Бенедетто" в Венеции, где пост. балеты: "Инеса де Кастро" Буальдь„
(1775), "Порция" (1776), "Ко-риолан" (1777), "Клеопатра" (1778);
"Альцеста" по Глюку (1778, исполнил гл. партию) и др. В том же году
выступал в т-ре "Ла Скала". В 1779 К. едет в Петербург, где ставит танцы
в опере "Деметриус" Паизиелло, затем балет "Идол Китайский" на муз.
Ка-ноббио, "Храм общей радости" Торелли и Пашкевича (1780), "Адмет и
Альцеста" (1781). В 1782 К. вернулся в Венецию и вновь ставил спектакли
в т-ре "Сан-Бенедетто". Проработав год в Италии, К. опять поехал в
Петербург, работал не только как балетмейстер, но и как педагог Петерб.
театр. школы (1784-86) (?). В 1787 был назначен балетмейстером петерб.
балетной труппы вместо Г. Анджолини. Пост. в эти годы: "Ари-ана и Бахус"
Каноббио (1789), танцы в опере "Начальное управление Олега" Сарти,
Каноббио, Пашкевича (1790, т-р "Эрмитаж"), "Инеса де Кастро" (1792, т-р
"Кусково") и др.К. также ставил танцы в муз. и драматич. спектаклях.
Балетмейстерская деятельность К. была продолжением и развитием
принципов действенного балета, заложенных Ф. Хильфердингом и Анджолини.
К. тонко чувствовал стиль нар. танцев и успешно вводил их в свои
спектакли. Значительной была педагогич. деятельность К. Среди его
учеников был И. И. Валь-берх. В 1792 К. уехал из России, работал в
Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".
Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; Г о з e н-п у д А., Музыкальный театр в России
от истоков до Глинки, Л., 1959; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до сер. XIX вена, Л.-М-, 1958.0?, Б.
КАНЦОНА (итал. canzone - песня) - лирич. песня в итал. опере (напр.,
К. Альмавивы в "Севильском цирюльнике"), также муз. пьеса с певучей
мелодией, своего рода "песня без слов".
КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta - песенка) - небольшая канцона.
КАНЯ (Kana), Вашек (р. 23.IV.1905) -чехословацкий журналист,
писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. О жизни заводских
рабочих рассказывает первая пьеса К. "Бригада шлифовальщика Кар-гана"
(1949, т-р "Д-34", Гос. пр. 1949), в к-рой автор создал живые
человеческие характеры, показал новое социалистич. отношение рабочих к
труду, новые взаимоотношения, входящие в жизнь народной Чехословакии.
Пьеса оказала воздействие на развитие чехословацкой драматургии,
ставилась в др. странах нар. демократии (пост. в ГДР, Польше), была
экранизирована. Написал комедию "Шефы без ореола" (1952, т-р г.
Острава). Л. Сол. рАПАНАКЯН, Степан Григорьевич [8(20).ПЛ877- 4.V.1944]-
армянский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). В 1900
окончил историко-фи-лологич. ф-т Моск. ун-та. Одновременно посещал
дра-матич. курсы. Сценич. деятельность начал в Тифлисе, был одним из
первых проф. чтецов Армении. С 1904- режисс„р т-ра Арм. драм. об-ва в
Тифлисе. Здесь К. впервые на арм. сцене пост. "На дне" Горького (1908).
После установления Советской власти в Закавказье (1921) К. совм. с реж.
Л. Калантаром организовал в Тбилиси Арм. т-р им. С. Шаумяна. В 1921-22
преподавал в Арм. драм. студии в Москве (сценич. речь), затем работал
гл. реж. в тбилисском арм. т-ре драмы (1923-26, 1930-37), в бакинском
арм. т-ре (1926-27), в тбилисском армянском ТЮЗе (1937-44). Деятельность
К. способствовала поднятию культуры арм. т-ра, углублению реализма в
нац. акт„рском иск-ве. Лучшие постановки К. в тбилисском арм. т-ре:
"Потоп" Бергера (1923), "Вильгельм Телль" Шиллера (1924), "Поджигатели"
Луначарского (1924), "Чужой реб„нок" Шкваркина (1935), "Платон Кречет"
Корнейчука (1936) и др. Б. А.
КАПЕЛЬДИНЕР (нем. Kapelldiener, буквально - служащий капеллы, устар.)
- служащий театра или концертного зала. К. проверяет у посетителей
билеты, указывает места, наблюдает за порядком.
КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapellmeister, от Kapelle, здесь - хор, оркестр и
Meister - мастер, руководитель) - устар. название руководителя
(дириж„ра) оркестра в оперном т-ре. См. также Дириж„р.
КАПИТАН (итал. capitano - командир)-типизированный персонаж
итальянской комедии дель арте. Тип военного авантюриста. Образ К.
отличался сатирич. заостр„нностью. К.-трус. прикидывающийся храбрецом.
Напоминает хвастливого воина из пьес Плавта. В период наибольшего
распространения этой маски К. изображался испанцем, что отражало
отношение итал. народа к исп. военщине, разорявшей Италию. К. говорил на
ломаном итал. языке, усеянном исп. словами и пестрящем выспренними
эпитетами, метафорами, гиперболами. Носил несколько карикатурный воен.
костюм исп. покроя. К. выступал без маски. Персонажи К. обладали
громкими именами: Риноче-ронте (Носорог), Фракас-со (Грохот), Матаморос
(Убийца мавров), Спец-цаферро (Разбиватель меча) и т. п. К. исчез из
комедии дель арте после прекращения исп. оккупации (80-е гг. 17 в.).
Оказал влияние на ряд последующих драматур-гич. образов (Дон Арма-до в
"Бесплодных усилиях любви" Шекспира, Матамор в "Комической иллюзии"
Корнеля) и др. Среди исполнителей маски К. был Ф. Анд-реини.
Страницы: «« « 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |