Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087  » »»

Гос. художеств. т-р), "Ондар и принцесса" Ким  Кир  Хака  н  Ли  Ден  Он
(1957, там же), "Восемь фей Кымгансана" Ли Мен Сана и Ким Ен  Гю  (1957,
там же) и др. К. X.
   КАНЦЕЛЬ, Владимир Сем„нович [р. 8(20). VII. 1896] -русский  советский
режисс„р и акт„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955).  В  1919-21  учился  в
Студии им. Шаляпина и во 2-й Студии МХАТа.  Проф.  сценич.  деятельность
начал в 1921 как акт„р в т-ре "Летучая мышь" (Москва). В 1922-37 работал
в  моек.  т-рах:  им.  Мейерхольда,  им.   Комиссаржевской,   Революции,
"Профклубная мастерская", им. Ленсовета, Сатиры и  др.  С  1924  К.  в„л
педагогич. работу в Узб. театр. студии в Москве. Окончившие  эту  студию
акт„ры (1927) составили ядро труппы т-ра им. Хамзы.
   Роли: Наполеон ("Избранник судьбы"  Шоу),  Дромио  ("Комедия  ошибок"
Шекспира), Глумов ("На  всякого  мудеда  довольно  простоты"),  Тарелкин
("Отжитое время" по трилогии Сухово-Кобылина),  Левинсон  ("Разгром"  по
Фадееву)  и  др.  Пост.:  "Гавань  бурь  по  Бальзаку  (1933,  Т-р   им.
Ленсовета), "Сказки Андерсена" (1936, Госцентюз), "Учитель танцев"  Лопе
де  Вега,  "На  той   стороне"   Барянова,   "Мастерица   варить   кашу"
Чернышевского (1946, 1948, 1952 - ЦТСА), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск.
т-р им. Ленинского комсомола) и др. С 1923 К. работает на радио как чтец
и режисс„р ("Новости Берлина" Толлера, 1931, "Длинная Берта" по  повести
Москвина, 1936, "Гамбринус" Куприна, 1936, "Карьера" Джеймса Ли, 1959, и
мн. др.). С. Г.
   КАНЦИАНИ (Canziani), Джузеппе (гг. рожд. и смерти  неизв.)итальянский
артист балета, балетмейстер и педагог. В 1771-74 выступал при герцогском
т-ре в Мюнхене как  танцовщик  и  балетмейстер  (пост.  интермедию  "Суд
Париса"). Обладал большим драматич. дарованием. В 1775-78 работал в т-ре
"Сан-Бенедетто" в Венеции, где пост. балеты: "Инеса де Кастро"  Буальдь„
(1775),  "Порция"  (1776),  "Ко-риолан"  (1777),   "Клеопатра"   (1778);
"Альцеста" по Глюку (1778, исполнил гл. партию) и  др.  В  том  же  году
выступал в т-ре "Ла Скала". В 1779 К. едет в Петербург, где ставит танцы
в опере "Деметриус" Паизиелло, затем  балет  "Идол  Китайский"  на  муз.
Ка-ноббио, "Храм общей радости" Торелли и  Пашкевича  (1780),  "Адмет  и
Альцеста" (1781). В 1782 К. вернулся в Венецию и вновь ставил  спектакли
в т-ре "Сан-Бенедетто". Проработав год  в  Италии,  К.  опять  поехал  в
Петербург, работал не только как балетмейстер, но и как педагог  Петерб.
театр. школы (1784-86) (?). В 1787 был назначен  балетмейстером  петерб.
балетной труппы вместо Г. Анджолини. Пост. в эти годы: "Ари-ана и Бахус"
Каноббио (1789), танцы  в  опере  "Начальное  управление  Олега"  Сарти,
Каноббио, Пашкевича (1790, т-р "Эрмитаж"), "Инеса де Кастро" (1792,  т-р
"Кусково") и др.К. также ставил танцы в муз. и драматич. спектаклях.
   Балетмейстерская  деятельность  К.  была  продолжением  и   развитием
принципов действенного балета, заложенных Ф. Хильфердингом и  Анджолини.
К. тонко чувствовал стиль  нар.  танцев  и  успешно  вводил  их  в  свои
спектакли.  Значительной  была  педагогич.  деятельность  К.  Среди  его
учеников был И. И. Валь-берх. В 1792  К.  уехал  из  России,  работал  в
Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".
   Лит.:  Борисоглебский  М.  (сост.).  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 1, Л., 1938; Г о з e н-п у д А., Музыкальный театр  в  России
от истоков до Глинки, Л., 1959; Красовская В., Русский балетный театр от
возникновения до сер. XIX вена, Л.-М-, 1958.0?, Б.
   КАНЦОНА (итал. canzone - песня) - лирич. песня в итал. опере  (напр.,
К. Альмавивы в "Севильском цирюльнике"),  также  муз.  пьеса  с  певучей
мелодией, своего рода "песня без слов".
   КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta - песенка) - небольшая канцона.
   КАНЯ  (Kana),  Вашек  (р.   23.IV.1905)   -чехословацкий   журналист,
писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. О  жизни  заводских
рабочих рассказывает первая пьеса К.  "Бригада  шлифовальщика  Кар-гана"
(1949,  т-р  "Д-34",  Гос.  пр.  1949),  в  к-рой  автор  создал   живые
человеческие характеры, показал новое социалистич. отношение  рабочих  к
труду, новые взаимоотношения, входящие в  жизнь  народной  Чехословакии.
Пьеса  оказала  воздействие  на  развитие   чехословацкой   драматургии,
ставилась в др. странах нар. демократии  (пост.  в  ГДР,  Польше),  была
экранизирована.  Написал  комедию  "Шефы  без  ореола"  (1952,  т-р   г.
Острава). Л. Сол. рАПАНАКЯН, Степан Григорьевич [8(20).ПЛ877- 4.V.1944]-
армянский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). В 1900
окончил  историко-фи-лологич.  ф-т  Моск.  ун-та.  Одновременно  посещал
дра-матич. курсы. Сценич. деятельность начал в  Тифлисе,  был  одним  из
первых проф. чтецов Армении. С 1904- режисс„р т-ра Арм.  драм.  об-ва  в
Тифлисе. Здесь К. впервые на арм. сцене пост. "На дне" Горького  (1908).
После установления Советской власти в Закавказье (1921) К. совм. с  реж.
Л. Калантаром организовал в Тбилиси Арм. т-р им. С. Шаумяна.  В  1921-22
преподавал в Арм. драм. студии в Москве (сценич.  речь),  затем  работал
гл. реж. в тбилисском арм. т-ре драмы (1923-26,  1930-37),  в  бакинском
арм. т-ре (1926-27), в тбилисском армянском ТЮЗе (1937-44). Деятельность
К. способствовала поднятию культуры арм.  т-ра,  углублению  реализма  в
нац. акт„рском иск-ве. Лучшие постановки  К.  в  тбилисском  арм.  т-ре:
"Потоп" Бергера (1923), "Вильгельм Телль" Шиллера (1924),  "Поджигатели"
Луначарского (1924), "Чужой реб„нок" Шкваркина (1935),  "Платон  Кречет"
Корнейчука (1936) и др. Б. А.
   КАПЕЛЬДИНЕР (нем. Kapelldiener, буквально - служащий капеллы, устар.)
- служащий театра или  концертного  зала.  К.  проверяет  у  посетителей
билеты, указывает места, наблюдает за порядком.
   КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapellmeister, от Kapelle, здесь - хор, оркестр и
Meister  -  мастер,  руководитель)  -   устар.   название   руководителя
(дириж„ра) оркестра в оперном т-ре. См. также Дириж„р.
   КАПИТАН   (итал.   capitano   -   командир)-типизированный   персонаж
итальянской комедии  дель  арте.  Тип  военного  авантюриста.  Образ  К.
отличался сатирич. заостр„нностью. К.-трус.  прикидывающийся  храбрецом.
Напоминает хвастливого  воина  из  пьес  Плавта.  В  период  наибольшего
распространения  этой  маски  К.  изображался  испанцем,  что   отражало
отношение итал. народа к исп. военщине, разорявшей Италию. К. говорил на
ломаном итал. языке,  усеянном  исп.  словами  и  пестрящем  выспренними
эпитетами, метафорами, гиперболами. Носил несколько  карикатурный  воен.
костюм исп.  покроя.  К.  выступал  без  маски.  Персонажи  К.  обладали
громкими именами: Риноче-ронте (Носорог), Фракас-со (Грохот),  Матаморос
(Убийца мавров), Спец-цаферро (Разбиватель меча) и т.  п.  К.  исчез  из
комедии дель арте после прекращения исп. оккупации  (80-е  гг.  17  в.).
Оказал влияние на ряд последующих драматур-гич. образов (Дон  Арма-до  в
"Бесплодных усилиях любви"  Шекспира,  Матамор  в  "Комической  иллюзии"
Корнеля) и др. Среди исполнителей маски К. был Ф. Анд-реини.

Страницы: «« « 1069   1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077  1078   1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия