Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 » »» 1946-профессор Будапештской театр. академии. В ряде своих трудов К. борется за реалистич. и роман-тич. традиции венг. т-ра, анализирует акт„рское и режисс„рское мастерство (сб. "После генеральной репетиции", 1956, "Театр", 1959, и др.). Разрабатывал проблемы классич. наследия в венг. драматургии и традиции нац. акт„рской школы. К.- лауреат пр. им. Кошута. Соч.: Foproba utan, Bdp., 1956; Szinhaz., Bdp., 1959; Kantorna, Bdp., 1954; Megyeri Karoly, Bdp., 1956: "El meg Bank!-, Bdp.. 1955. А. Гер. КАРПЕЗА (Carpezat) (1836-1912) - французский театральный художник. Ученик, сотрудник, затем преемник худ. Ш. А. Камбона в парижском т-ре "Опера". Принимал участие в оформлении первых пост. опер "Король Лахора" (1877), "Сид" (1885), "Маг" (1891), "Таис" (1894) Массне, "Генрих VIII" (1883), "Асканий" (1890) Сен-Санса, "Полиевкт" (1878), "Дань Заморы" (1891) Гуно и др. Работал также для др. парижских т-ров. КАРПЕНКО, Сергей Гордеевич (24.IX.1895-29.IX. 1959)-украинский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Сценич. деятельность начал в 1920 в Херсонском т-ре им. Т. Шевченко. В 1921 -22-акт„р т-ра-студии им. Франко (Херсон-Черкассы). В 1922-31-акт„р т-ра "Берез?ль", работал на Киевской киностудии художеств. фильмов, в т-ре Киевского воен. округа (1933-40), Днепропетровском укр. т-ре им. Шевченко (1940-45), Т-ре им. Франко (1945-48). В 1948-59 - акт„р Житомирского т-ра. Роли: Шевчук ("Сильные духом" Гребнева и Медведева), профессор Кратов ("Сто миллионов" Собко и Балабана), Карпо Сидорович ("Не называя фамилий" Минко), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова), Голубь ("История одной любви" Симонова). Р. Б. КАРПЕНКО-КАРЫЙ (наст. фам.- Тобилевич), Иван Карпович [29. VIII (10.IX).1845, Арсеньевка Херсонской губ.,- 2(15). IX. 1907, Берлин] - украинский драматург, акт„р, театральный деятель. Род. в семье управляющего помещичьим имением. В 1863-83 служил в канцелярии. С 1863 принимал участие в любительских спектаклях в Боб-ринце и Елисаветграде (ныне Кировоград). Сотрудничая в газете "Елисаветградский вестник", выступал с театр. рецензиями, статьями, фельетонами. Увлекался произв. Островского, Гоголя, Грибоедова, Чернышевского, Белинского, Герцена, Добролюбова. Идейно-эстетич. и обществ. взгляды К.-К. формировались под влиянием прогресс ивной рус. лит-ры. В конце 70-х- нач. 80-х гг. участвовал в нелегальном политич. кружке. В 1883, по распоряжению министра внутр. дел, был уволен со службы и в том же году поступил акт„ром в передвижную труппу М. П. Старицкого. Одновременно нйчал драматургич. деятельность. Но вскоре был сослан в Новочеркасск под надзор полиции и лишь в 1889 смог продолжить работу в труппе Н. К. Садовского. Дальнейшая творч. деятельность К.-К. протекала в лучших укр. труппах, он работал с М. Кро пивницким, П. Саксаганским, М. Заньковецкой, Н. Са довским. Участвовал в гастролях этих трупп в Петербурге и Москве. В 1890-97 вместе с П. Саксаганским возглавлял "Товарищество русско-малороссийских артистов". В 1897 написал "Записку Всероссийскому съезду театральных деятелей" о состоянии и перспективах развития украинского народного театра, к-рую огласил с трибуны съезда Саксаганский. Творчество К.-К. способствовало утверждению реализма на укр. нац. сцене. Он создал галерею жизненно-правдивых сценич. образов в своих пьесах: Герасим Калитка ("Сто тысяч"), Пузырь ("Хозяин"), Старшина ("Бурлак"), Павел Серпокрыл ("Над Днепром"), Хома Нерук ("Чумаки"), Старый мельник ("Наймичка"), Иван ("Бесталанная"), Потоцкий, Шмигельский ("Савва Чалый"), Дворецкий ("Пидпанки"), Терешка Сурма ("Суета"). Играл роли: Назар ("Назар Стодоля" Т. Шевченко), Возный ("Наталка Полтавка" Котля-ревского), Хома, Сторож ("Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницы" Старицкого, "На ревизию" Кропив-ницкого), Барабаш, Шило ("Богдан Хмельницкий"у "Где колбаса и чара, там кончается свара" Старицкого). Исполнение К.-К. отличалось глубоким проникновением в психологию персонажей, естественностью в передаче чувств, простотой и вместе с тем технич. совершенством, тонкой отделкой каждой роли. К.-К. написал 13 социально-бытовых драм и комедий: "Бурлак" ("Чабан", 1883), "Пидпанки" ("Сельская честь", (1883), "Разумный и дурень" (1885), "Наймичка" (1885), "Бесталанная" ("Кто виноват?", 1886), "Мартин Боруля" 1886), "Сто тысяч" (1890), "Батькова казка" (1892), "Над Днепром" (1897), "Чумаки" (1897), "Хозяин" (1900), "Суета" (1903), "Житейское море" (1904) и 5 историч. драм: "Бондаривна" (1884), "Поливода XVIII столетия" (1893), "Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет" (1896), "Савва Чалый" (1899), "Гандзя" (1902). Произв. К.-К. относятся к лучшим образцам дорево-люц. укр. реалистич. драматич. лит-ры. Преодолевая жестокие цензурные притеснения, он раскрывал в своих пьесах в ярких художеств. образах социальную жизнь общества 19 -нач. 20 вв., в них воспроизведены страшные картины быта крепостного и пореформенного укр. села, нищета и бесправие трудящихся масс, процесс зарождения капитализма, классовое расслоение и обострение борьбы. Творчество К.-К. формировалось под идейным воздействием эстетики рус. революц. демократов, произведений Островского, поэзии Т. Г. Шевченко. Правдивость и простота, острота и жизненность конфликтов, динамичность диалога, выпукло очерченные характеры, близость нар. творчеству определили значение драматургии К.-К. для развития укр. т-ра. Яркие художеств. образы создали в них мастера укр. дореволюц. сцены: М. Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Кропивницкий, Н. Садовский, Л. Линицкая, Ф. Левицкий. Драматургич. наследие К.-К. сохранило свою жизненную силу и эстетич. ценность и в наст. время. Сов. укр. т-ры и самодеят. коллективы постоянно обращаются к пьесам К.-К. (особенно часто ставятся "Наймичка", "Бесталанная", "Савва Чалый", "Суета"), в них играли ведущие мастера сов. т-ра А. Бучма, Н. Ужвий, Г. Юра, И. Марьяненко. Драматургия К.-К. ставится на рус. сцене, в т-рах братских республик, стран нар. демократии, США, Канады. Соч.: Карпенко-Кар и й (L К. Тоб?левич), Твори в трьох томах, Кив, 1960-61; в рус. пер. - Пьесы, М., 1958. Лит.: Тоб?левич С. В., Життя ?вана Тоб?левича (Карпенка-Карого), Кив, 1945; С т e n с н к о Л., I. Карпенко-Карий (Т. К. Тоб?левич), Кив, 1957. Р. Б. КАРПОВ, Евтихий Павлович (7.XI.1857-3.1. 1926) - русский режисс„р, драматург. Засл. режисс„р (1921). За участие в народническом движении был арестован и сослан (1879-85). С 1887 работал как акт„р в Ярославле. Написал св. 20 пьес. Среди них драмы из нар. жизни - "Тяжкая доля" Страницы: «« « 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |