Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102  1103   1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112  » »»

   КАТАЛАНИ (Catalan!), Анджелика (10.V.1780, Се-нигаллия,-  12.VI.1849,
Париж)  -  итальянская  артистка  оперы  (колоратурное  сопрано).   Муз.
образования не получила, партии разучивала по слуху.  Впервые  выступила
на оперной сцене в  Венеции  в  1797.  Пела  ведущие  партии  на  первых
представлениях опер "Похищение сабинянок" Цингарелли, "Лаузо  и  Лидия",
"Скифы" Майра (1798 и 1800, т-р "Фени-че", Венеция). В 1801 выступила на
сцене  т-ра  "Л  а  Скала"  в  "Клитемнестре"  Цингарелли   и   "Римских
вакханалиях" Николини. С  успехом  гастролировала  в  Лисабоне  Париже, Лондоне (1806-13), пела партии Семирамиды  ("Смерть  Семирамиды"
Португаля), Сюзанны ("Свадьба Фигаро") и др. В 1814-17 руководила  Итал.
т-ром в Париже. В последующие годы концертировала  в  Германии,  Италии,
Франции, Польше, России (1820), Англии, исполняя арии из опер Паизиелло,
Цингарелли, Россини и др. В 1827 пела на оперной  сцене  в  Берлине.  К.
обладала  полнозвучным,  гибким  голосом  красивого  тембра  и  большого
диапазона (брала соль 3-й октавы). Особенно удавались певице  виртуозные
колоратурные партии. Игра К. была менее выразительна.
   Лит.: Замечательные певицы. Г-жа Каталани, "Театральный и музыкальный
вестник", СПБ, 1858, 26. X, ј 42, с. 501-02; R a d i с i o t t i G.,  A.
Catalani, "II Pianoforte", 1924, ј З. Св. Г.
   КАТАЛАНСКИЙ   ТЕАТР   И    ДРАМАТУРГИЯ.    Возникновение    драматич.
представлений в Каталонии связано с церк.  богослужением.  Внутри  храма
или собора разыгрывались рождественские и пасхальные инсценировки.  Осн.
население  Каталонии,  говорящее  на  каталанском  яз.,  создало   свою,
отличную  от  испанской,  культуру.  До  13  в.   каталанская   культура
находилась под влиянием южнофранцузской (провансальской).  Возникновение
каталанской светской драмы связано с традициями  хороводных  и  плясовых
песен Прованса и  весенних  майских  празднеств,  а  также  с  развитием
интермедии, выделившейся из дворцовых празднеств и превратившейся в нар.
представления на рыночных площадях.
   К 15 в. появились героич. драмы "Осада Перпинь-яна"  Ф.  Саторреса  и
"Битва при Лепанте" А. Пи, в нач. 16 в.-пьеса "Серафима из Валенсии"  Б.
де Торреса Наарро. Потеря Каталонией политич. и экономич.  независимости
(1476) и включение е„ в число исп. провинций приостановили развитие нац.
иск-ва. Исп. власти стремились подавить культуру народа.
   Возрождение нац. культуры Каталонии относится к  30-м  гг.  19  в.  и
связано с именами крупнейших поэтов, драматургов: Рубио-и-Орс (1818-99),
Мила-и-Фон-танальс  (1818-84),  В.  Балагер  (1824-1901).   Формированию
каталанского  т-ра  способствовали  сайнеты  Ф.  Ренарт  (1783-1852)   и
Робреньо-и-Торт  (1780-  1838),  писавшего  также  сатирич.  интермедии,
отличавшиеся  демократич.  направленностью  и  политич.   заостр„нностью
("Алькальд сапожник"). Начали появляться драмы,  воспроизводившие  жизнь
народа: "Что сделаешь, то и  получишь"  Видаля-и-Валенсиано  (1865,  Т-р
"Принсипаль", Барселона).
   Становление каталанского  т-ра  связано  с  деятельностью  Ф.  Солера
(1838-95)- автора сайнетов, драм, комедий  из  жизни  народа  Барселоны,
написанных  живым,  сочным  и  образным  языком.  Постановка  его  пьесы
"Драгоценности Розер"  (1866,  т-р  "Одеон",  Барселона)  имела  большое
значение для развития драм. иск-ва Каталонии. Последователем Солера  был
Фелиу-и-Ко-дина  (1845-1906),  писавший  бытовые  драмы  в   духе   нар.
традиций. Большой успех имели его пьесы  "Мускатное  зерно"  (1883,  т-р
"Ромеа", Барселона) о затхлой атмосфере маленького  провинц.  городка  и
"Долорес" (1892, т-р "Новедадес",  Барселона).  Нар.  юмором  проникнуты
комедии  А.  Льянаса  (1840-1915),  трактующие  проблемы  морали   ("Дон
Гонсало, или Честь мундира", 1891, Барселона, и др.).
   Расцвет нац. т-ра  и  драматургии  определили  творчество  А.  Гимера
(1847-1924), в произведениях к-рого натуралистич. тенденции сочетались с
романтич. направленностью.  Гимера  писал  историч.  трагедии  в  стихах
("Море и небо", 1888, т-р "Катала",  Барселона),  совр.  драмы  из  сел.
жизни в прозе ("В долине", 1896, т-р "Принсеса", Мадрид,  пер.  на  рус.
яз.); о жизни рабочих-под„нщиков рассказывает драма "Мария Роза"  (1894,
т-р "Новедадес", Барселона; т-р "Принсеса").
   В   19   в.   складывается   нац.   акт„рская   школа,    крупнейшими
представителями к-рой были Робреньо, К. де Мена,  X.  Тутау,  трагик  Э.
Боррас.
   Реалистич. тенденции,  стремление  отразить  в  иск-ве  жизнь  народа
получили воплощение в драматургии И. Иглесиаса, посвятившего многие свои
пьесы обличению  социальной  несправедливости.  В  его  драме  "Старики"
(1905, впервые пост.  на  исп.  яз.,  "Т-р  комедия",  Мадрид)  показано
безвыходное положение безработного. Жанр сатиры  развивал  С.  Русиньоль
(1861- 1931) - художник и драматург,  автор  комедий  и  драм,  в  к-рых
бытовые зарисовки  сочетаются  с  обличением  стяжательства,  лицемерия,
несправедливости: антиклерикальная  драма  "Мистик"  (1900),  "Цветочные
состязания в Канпрасе" (1902), "Герой"  (1903),  "Хорошие  люди"  (1906)
[все  пост.  в  т-ре  "Катала  ("Ромеа"),  Барселона].  В  нач.  20   в.
каталанские  драматурги  отказываются  от  сельской  тематики,  для  них
характерно стремление выйти  из  замкнутого  круга  тем,  ограничивающих
развитие драматургии 19  в.  Влияние  драматургии  Бенавенте-и-Мартинеса
сказалось в творчестве Поус-и-Пажеса (1873-1952).  Приобр„л  известность
автор лирич. драмы Ж. М. де Сагарра (р. 1894).
   Реформу в области нац. т-ра осуществил режисс„р и  педагог  А.  Гуаль
(1872-1943). В 1898 он создал т-р "Интим", на  сцене  к-рого  шли  пьесы
Метерлинка, Ибсена, Г„те, Эсхила, Софокла, Шекспира,  Мольера,  Бомарше,
Пиранделло, Переса Гальдоса, Гимеры, Бенавенте-и-Мартинеса.  В  1913  по
его инициативе в  Барселоне  был  создан  ин-т  театр.  иск-ва,  где  он
руководил кафедрой теории декламации.
   В конце 19 - нач. 20 вв. в Барселоне работали т-ры "Лисео" (1847),  в
к-ром оперные  спектакли  чередовались  с  драматическими,  "Принсипаль"
(создан в 1857), т-р "Одеон" (1850), "Ромеа" (1869). В  репертуар  т-ров
входили пьесы каталанских драматургов - Русиньоля, Льянаса, де Сагарры.и
др. В т-ре  "Тиволи"  (1848),  "Новедадес"  (1872)  наряду  с  драматич.
спектаклями ставились сарсауэлы на каталанском и испанском языках. Кроме
этих т-ров, в Барселоне в 19  в.  работали  Т-ры:  "Тирсо  де  Мо-лина",
"Кампос Элисеос" (1853), "Комедия", "Буэн Ретиро" и др. С конца 19 в.  и
в  нач.  20  в.  в  Барселоне  действуют  тры:  "Ривас"  (с  1892   наз.
"Каталунья")  и  "Эльдорадо  ("Консерт"),  чГран  виа"  (1850),   "Нуэво
Ретиро",  "Дель  Боске",  "Эспанья",  "Гойя",  "Барселона",   "Колисеум"
(1928), "Комедия", "Театро Интим". В 1949 основан "Театро де  Камара  де
Барселона".
   Режим Примо де Риверы лишил Каталонию политич.  свобод,  преподавание
каталанского языка в школах и ун-тах было запрещено.  В  1931  Каталония

Страницы: «« « 1094   1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102  1103   1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия