|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 » »» КАТАЛАНИ (Catalan!), Анджелика (10.V.1780, Се-нигаллия,- 12.VI.1849,
Париж) - итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Муз.
образования не получила, партии разучивала по слуху. Впервые выступила
на оперной сцене в Венеции в 1797. Пела ведущие партии на первых
представлениях опер "Похищение сабинянок" Цингарелли, "Лаузо и Лидия",
"Скифы" Майра (1798 и 1800, т-р "Фени-че", Венеция). В 1801 выступила на
сцене т-ра "Л а Скала" в "Клитемнестре" Цингарелли и "Римских
вакханалиях" Николини. С успехом гастролировала в Лисабоне Париже, Лондоне (1806-13), пела партии Семирамиды ("Смерть Семирамиды"
Португаля), Сюзанны ("Свадьба Фигаро") и др. В 1814-17 руководила Итал.
т-ром в Париже. В последующие годы концертировала в Германии, Италии,
Франции, Польше, России (1820), Англии, исполняя арии из опер Паизиелло,
Цингарелли, Россини и др. В 1827 пела на оперной сцене в Берлине. К.
обладала полнозвучным, гибким голосом красивого тембра и большого
диапазона (брала соль 3-й октавы). Особенно удавались певице виртуозные
колоратурные партии. Игра К. была менее выразительна.
Лит.: Замечательные певицы. Г-жа Каталани, "Театральный и музыкальный
вестник", СПБ, 1858, 26. X, ј 42, с. 501-02; R a d i с i o t t i G., A.
Catalani, "II Pianoforte", 1924, ј З. Св. Г.
КАТАЛАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение драматич.
представлений в Каталонии связано с церк. богослужением. Внутри храма
или собора разыгрывались рождественские и пасхальные инсценировки. Осн.
население Каталонии, говорящее на каталанском яз., создало свою,
отличную от испанской, культуру. До 13 в. каталанская культура
находилась под влиянием южнофранцузской (провансальской). Возникновение
каталанской светской драмы связано с традициями хороводных и плясовых
песен Прованса и весенних майских празднеств, а также с развитием
интермедии, выделившейся из дворцовых празднеств и превратившейся в нар.
представления на рыночных площадях.
К 15 в. появились героич. драмы "Осада Перпинь-яна" Ф. Саторреса и
"Битва при Лепанте" А. Пи, в нач. 16 в.-пьеса "Серафима из Валенсии" Б.
де Торреса Наарро. Потеря Каталонией политич. и экономич. независимости
(1476) и включение е„ в число исп. провинций приостановили развитие нац.
иск-ва. Исп. власти стремились подавить культуру народа.
Возрождение нац. культуры Каталонии относится к 30-м гг. 19 в. и
связано с именами крупнейших поэтов, драматургов: Рубио-и-Орс (1818-99),
Мила-и-Фон-танальс (1818-84), В. Балагер (1824-1901). Формированию
каталанского т-ра способствовали сайнеты Ф. Ренарт (1783-1852) и
Робреньо-и-Торт (1780- 1838), писавшего также сатирич. интермедии,
отличавшиеся демократич. направленностью и политич. заостр„нностью
("Алькальд сапожник"). Начали появляться драмы, воспроизводившие жизнь
народа: "Что сделаешь, то и получишь" Видаля-и-Валенсиано (1865, Т-р
"Принсипаль", Барселона).
Становление каталанского т-ра связано с деятельностью Ф. Солера
(1838-95)- автора сайнетов, драм, комедий из жизни народа Барселоны,
написанных живым, сочным и образным языком. Постановка его пьесы
"Драгоценности Розер" (1866, т-р "Одеон", Барселона) имела большое
значение для развития драм. иск-ва Каталонии. Последователем Солера был
Фелиу-и-Ко-дина (1845-1906), писавший бытовые драмы в духе нар.
традиций. Большой успех имели его пьесы "Мускатное зерно" (1883, т-р
"Ромеа", Барселона) о затхлой атмосфере маленького провинц. городка и
"Долорес" (1892, т-р "Новедадес", Барселона). Нар. юмором проникнуты
комедии А. Льянаса (1840-1915), трактующие проблемы морали ("Дон
Гонсало, или Честь мундира", 1891, Барселона, и др.).
Расцвет нац. т-ра и драматургии определили творчество А. Гимера
(1847-1924), в произведениях к-рого натуралистич. тенденции сочетались с
романтич. направленностью. Гимера писал историч. трагедии в стихах
("Море и небо", 1888, т-р "Катала", Барселона), совр. драмы из сел.
жизни в прозе ("В долине", 1896, т-р "Принсеса", Мадрид, пер. на рус.
яз.); о жизни рабочих-под„нщиков рассказывает драма "Мария Роза" (1894,
т-р "Новедадес", Барселона; т-р "Принсеса").
В 19 в. складывается нац. акт„рская школа, крупнейшими
представителями к-рой были Робреньо, К. де Мена, X. Тутау, трагик Э.
Боррас.
Реалистич. тенденции, стремление отразить в иск-ве жизнь народа
получили воплощение в драматургии И. Иглесиаса, посвятившего многие свои
пьесы обличению социальной несправедливости. В его драме "Старики"
(1905, впервые пост. на исп. яз., "Т-р комедия", Мадрид) показано
безвыходное положение безработного. Жанр сатиры развивал С. Русиньоль
(1861- 1931) - художник и драматург, автор комедий и драм, в к-рых
бытовые зарисовки сочетаются с обличением стяжательства, лицемерия,
несправедливости: антиклерикальная драма "Мистик" (1900), "Цветочные
состязания в Канпрасе" (1902), "Герой" (1903), "Хорошие люди" (1906)
[все пост. в т-ре "Катала ("Ромеа"), Барселона]. В нач. 20 в.
каталанские драматурги отказываются от сельской тематики, для них
характерно стремление выйти из замкнутого круга тем, ограничивающих
развитие драматургии 19 в. Влияние драматургии Бенавенте-и-Мартинеса
сказалось в творчестве Поус-и-Пажеса (1873-1952). Приобр„л известность
автор лирич. драмы Ж. М. де Сагарра (р. 1894).
Реформу в области нац. т-ра осуществил режисс„р и педагог А. Гуаль
(1872-1943). В 1898 он создал т-р "Интим", на сцене к-рого шли пьесы
Метерлинка, Ибсена, Г„те, Эсхила, Софокла, Шекспира, Мольера, Бомарше,
Пиранделло, Переса Гальдоса, Гимеры, Бенавенте-и-Мартинеса. В 1913 по
его инициативе в Барселоне был создан ин-т театр. иск-ва, где он
руководил кафедрой теории декламации.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Барселоне работали т-ры "Лисео" (1847), в
к-ром оперные спектакли чередовались с драматическими, "Принсипаль"
(создан в 1857), т-р "Одеон" (1850), "Ромеа" (1869). В репертуар т-ров
входили пьесы каталанских драматургов - Русиньоля, Льянаса, де Сагарры.и
др. В т-ре "Тиволи" (1848), "Новедадес" (1872) наряду с драматич.
спектаклями ставились сарсауэлы на каталанском и испанском языках. Кроме
этих т-ров, в Барселоне в 19 в. работали Т-ры: "Тирсо де Мо-лина",
"Кампос Элисеос" (1853), "Комедия", "Буэн Ретиро" и др. С конца 19 в. и
в нач. 20 в. в Барселоне действуют тры: "Ривас" (с 1892 наз.
"Каталунья") и "Эльдорадо ("Консерт"), чГран виа" (1850), "Нуэво
Ретиро", "Дель Боске", "Эспанья", "Гойя", "Барселона", "Колисеум"
(1928), "Комедия", "Театро Интим". В 1949 основан "Театро де Камара де
Барселона".
Режим Примо де Риверы лишил Каталонию политич. свобод, преподавание
каталанского языка в школах и ун-тах было запрещено. В 1931 Каталония
Страницы: «« « 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |