Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106  1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116  » »»

"За тех, кто в море" (1947), "Русский вопрос" (1947), "Молодая  гвардия"
(1947), "Жизнь в цитадели" (1948), "Два лагеря" (1950) Якобсона и др.  В
1948 была пост. пьеса Ю. Балтушиса "Поют петухи" (1948) - одно из первых
произведений  литов.  сов.  драматургии,  остро  обнажившей   социальные
противоречия в деревне бурж. Литвы.
   В 1952 в  т-р  влилась  группа  молодых  акт„ров,  окончивших  ГИТИС.
Воспитанные в традициях МХАТа (рук. курса В. А. Орлов),  молодые  акт„ры
образовали вместе с мастерами старшего поколения  единый  по  идейным  и
художеств.  устремлениям  творч.  коллектив.  С  1953  т-р   возглавляет
режисс„р засл. деят. иск-в Литов. ССР Г. Ванцевичюс. В  1954  на  декаде
литов.' лит-ры и  иск-ва  в  Москве  т-р  показал  спектакли  "Накануне"
Грицюса и "Женитьбу  Фигаро".  Были  осуществлены  пост.:  "Живой  труп"
(1954), "Любовь Яровая" (1956); "Первая конная" Вишневского (1957), "Три
сестры" (1960); "Иркутская  история"  Арбузова  (1960),  "Океан"  Штейна
(1961). Большое внимание т-р уделяет произв. литов.  драматургии.  Среди
лучших пост.: "Жаркое лето"  Грицюса  (1955),  "Геркус  Мантас"  Грушаса
(1957), "Двадцатая весна" Марцинкявичюса (1958).
   В труппе т-ра (1961): нар.  арт.  Литов.  ССР  -  А.  Вайнюнайте,  П.
Кубертавичюс, Ю. Лауцюс;  засл.  арт.  Литов.  ССР  -  К.  Юрашунас,  А.
Мацкевичюс; артисты -  Б.  Курмите,  О.  Шаулецкайте,  Л.  Норей-ка,  Л.
Зельчус,  Г.  Толкуте,  А.  Вощикас,  А.  Иодкай-те,  А.  Габренас,   А.
Мацкевичютеидр. Гл. художник- Ф. Навицкас, художник - Я. Малинаускайте.
   Лит.: Каунасский муз.-драм. театр. Муз. труппа.  1940-1955,  Вильнюс,
1956; то же, Драматич. труппа. 1 920-  1955,  [Каунас,  1956]  (на  лит.
яз.). р, Я.
   КАУППИ (Kauppi),  Эмиль  (1875-1930)  -  финский  композитор.  Музыке
обучался в Турку (1893-96) и в консерватории в Хельсинки у Я. Сибелиуса.
Заведовал муз. частью в т-рах Хельсинки и др. городов  Финляндии.  Автор
опер "Сапожники из Нум-ми" (1930,  Финская  опера,  Хельсинки),  "Пир  в
Суль-хауге" по Ибсену, музыки к спектаклям "Вечная  борьба",  "Самсон  и
Далила", "На палубе", "Островитяне" и др. Музыке К. присущи  лиричность,
мелодич. свежесть, непринужд„нность.
   КАУФМАН (Kaufman), Джордж (р.14.Х1.1889)-  американский  драматург  и
антрепрен„р.  С  1912  работал  фельетонистом  в  газетах  Вашингтона  и
Нью-Йорка. Первая комедия - "Кто-то в доме" (1918).  К.  писал  часто  в
содружестве с др. драматургами. Среди его  пьес:  "Американские  дороги"
(1938), "Гость к обеду" (1939, переведена  на  рус.  яз.),  "Парк-авеню"
(1946), "Большой золотой кадиляк" (1953), "Ш„лковые чулки" (1955) и  др.
Поставлены в коммерч. т-рах Бродвея. Пьесы К.-  преим.  л„гкие  комедии,
рассчитаны на развлечение бурж. зрителя. Э. Г.
   КАУЦКИЙ, Венцеслав (1857-1917) -  болгарский  композитор  и  дириж„р.
Муз.  образование  получил  в  Пражской  консерватории.   Служил   воен.
капельмейстером. С 1900 - член  "Болг.  муз.  союза",  ставившего  своей
целью развитие муз. образования  в  Болгарии.  К.-  один  из  создателей
(совм. с И. Ивановым) первой нар. болг.  оперы  "Камен  и  Цена"  (1911,
София). Я. Дубр.
   КАУШУТОВ,  Ата  (1903-1955)   -   туркменский   советский   писатель,
драматург. В 1920, после окончания сельской школы учился на  учительских
курсах, затем в Совпартшколе и в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока в
Москве  (КУТВ).  Лит.  деятельность  начал  в  1922.  Первые   пьесы   -
"Закаспийский фронт" (1923), "Кровавый лес" (1928). К. принимал активное
участие в организации туркм. драм. студии  в  Ашхабаде  (1926),  был  е„
директором. В последующие годы написал пьесы "Джума" (1939)  о  революц.
борьбе в Туркмении, "Гер оглы" (1942) по мотивам  нар.  эпоса  (пост.  в
Туркм. т-ре драмы, Ашхабад). Л. АН.
   КАУЭР (Kauer), Фердинанд (18.1.1751  -  13.IV.  1831)  -  австрийский
композитор.     Работал     капельмейстером     "Йозефштадттеатра"     и
"Леопольдштадт-театра" в  Вене  и  т-ра  в  Граце.  Известен  как  автор
многочисленных (ок. 200) опер и зингшпилей. Оперы К. "Дунайская русалка"
("Дева Дуная", 1798, Вена) и "Королева зв„зд" (1809) долго сохранялись в
репертуаре австр.  т-ров.  В  1803  "Дунайская  русалка"  была  пост.  в
Петербурге (под назв. "Леста, Днепровская русалка" с измен„нным либр.; в
основу первых тр„х частей  оперы  была  положена  "Дунайская  русалка").
Популярность этого произв. побудила нек-рых композиторов (С. Давыдов, К.
Кавос и др.) написать продолжения оперы. К.  принадлежит  "Школа  пения"
(ок. 1790) и много сочинений в различных жанрах.
   Лит.: Manschinger К., F. Kauer, W., 1929 (Diss).
   Л. M. КАФЕ-ШАНТАН (франц. cafe-chantant, от cafe-  кафе,  ресторан  и
chantant  -  поющий)  -  кафе  или  ресторан,  в  к-ром  демонстрируется
эстрадная программа л„гкого, развлекательного  характера.  Первые  К.-ш.
появились во Франции в 50-х гг. 19 в. Здесь выступали  певцы  и  певицы,
исполнявшие злободневные, а часто и фривольные песенки. В России с конца
19 в. в ресторанах и трактирах выступали хоры, ансамбли арфисток, чтецы,
акробаты,   танцоры,    фокусники,    звукоподражатели.    Популярностью
пользовались гармонист П. Невский, куплетисты С. Сокольский, Ю.  Убейко,
С. Сарматов, П. Троицкий и др. Но преимуществ, внимание владельцы  К.-ш.
уделяли  выступлениям  певиц  (шансонеток),  исполнявших   двусмысленные
песенки и демонстрировавших туалеты.
   После Октябрьской революции К.-ш. прекратили сво„  существование  (на
короткое время возродились в первые годы нэпа).
   Лит.: Кузнецов Е." Из прошлого русской эстрады. Историч. очерки,  М.,
1958. M. Зон.
   КАФКА (Kafka), Франц  (3.VII.1883-3.VI.1924)-  австрийский  писатель.
Чех по национальности. В 1906 окончил юридич. ф-т Нем.  ун-та  в  Праге.
Автор  рассказов,  повестей,  романов.  С   конца   40-х   гг.   значит.
распространение во Франции, Италии,  Австрии,  Германии  и  др.  странах
получили инсценировки его романов "Процесс" (1947, "Т-р Мариньи", труппа
Рено-Барро, Париж),  "Замок"  (1953,  "Шлоспарк-т-р",  Берлин),  повести
"Метаморфоза" (1962, "Т-р  Сатиры",  Рим).  К.  оставил  неоконч.  драму
"Сторож  склепа"  (1950,  "Карманный   т-р",   Париж).   Творчество   К.
сформировалось в значит, степени под влиянием нем. романтизма и  отчасти
экспрессионизма.   Его   произв.   выражают   обостр„нное,   болезненное
восприятие бесчеловечности обществ, отношений в бурж.  действительности,
ощущение  абсурдности  бурж.  порядков,   а   также   чувство   тревоги,
одиночества индивида, окруж„нного и  затравленного  враждебными  силами.
Для  произв.  К.  характерны   элементы   фантастики,   иррационального,
алогизма, при„мы иронии, гротеска, усложн„нный аллегоризм повествования.
Художеств. манера  К.  оказала  влияние  на  творчество  драматургов  Э.
Яо-неско С. Беккета (Франция), Ф. Дюрренматта, М.  Фриша  (Швейцария)  и
нек-рых драматургов в ФРГ.

Страницы: «« « 1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106  1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия