Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124   1125  » »»

"Авроры"" Болынин-цова и Чиаурели (1952).
   Лит.- Михаил Николаевич Кедров, М., 1949; Ежегодник Моск.  Художеств.
театра. 1951-'1952 гг., М., 1956, с. 7-72;
   "Театр", 1939, ј 6, там  же,  1960,  ј  11,  с.  91-94;  "Театральная
Москва", 1959, М 139, с. 2-4. Г р. К.
   "КЕЕНОБА" - грузинское народное массовое зрелище. Вед„т  сво„  начало
от празднеств пробуждающейся природы, земледельч. культа оплодотворения.
Впоследствии "К." освобождалось от религ. содержания  и  превращалось  в
нар. зрелище, изображавшее борьбу груз. народа  против  византийских  (6
в.), арабских (7 в.),  монгольских  (13-14  вв.),  иранских  и  турецких
(16-18 вв.) завоевателей. "К." устраивалась ежегодно весной в городах  и
с„лах Грузии. Состояла из сцен: нашествие вражеских орд,  насилия  врага
над мирными жителями, восстание и освободительная борьба народа,  победа
над  врагом,  казнь  вражеского  кеена  (по-монгольски  каан   -   глава
государства, царь), празднество победы. Участники  "К."  делились  на  2
партии, к-рые возглавляли кребули. В городах основную  массу  участников
"К." составляли горожане, торговцы, ремесленники и население пригородов.
Расходы на  "К."  часто  несли  представители  знати,  к-рые  руководили
кребули. В "К." часто содержались мотивы социальной борьбы. В  19  в.  в
"К." звучал протест против помещичьего произвола л царского самодержавия
и  хотя  царские  чиновники  запрещали  устройство  "К.",  народ  упорно
отстаивал  сво„  любимое  зрелище.  В  период  роста  рабочего  революц.
движения  в  "К."  нашла  отражение  борьба   против   царской   власти:
изображались покушение на убийство царя, арест  революционера,  суд  над
ним и его казнь (напр., "К." в Казбеги  в  1897).  В  1905  "К."  иногда
переходила в революц. выступления трудящихся  ("К."  в  Телави,  Хидари,
Вардзии).
   Традиц. персонажи - маски "К.": кеен (царь) и царица,  везир,  судья,
шут, воины вражеского  стана,  полководец  и  участники  освободительной
борьбы. Кроме традиц.  масок,  в  "К."  включались  сатирич.  персонажи,
изображавшие представителей высшей знати. "К."  сопровождались  уличными
шествиями, игрой на муз. инструментах, пением и танцами.  Традиции  "К."
были использованы при устройстве массово-революц. зрелищ в  первые  годы
после установления Сов. власти в Грузии (1921-22). Маски "К."  ожили  на
празднестве 1500-летия Тбилиси (1958). Во мн.  произведениях  грузинской
литературы, живописи, т-ра, музыки и кино воспроизводятся зрелища "К.".
   Лит.: X a x а н о в [Хаханашвили] А. С., Очерки по истории грузинской
словесности, вып. l, M., 1895; А м а г-л о б e л и С., Грузинский театр.
предисл. А. В. Луначарского, М., 1930; Д. ж  а  н  e  л  и  д  з  e  Д.,
Грузинский театр с  древнейших  врем„н  до  второй  половины  XIX  века,
Тбилиси, 1959. Д. Д.
   КЕЙЗЕР  (Keiser),  Рейнхард  (9.1.1674-12.  IX.  1739)   -   немецкий
композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста Г. Кейзера, затем в
школе св. Фомы в Лейпциге, совершенствовался у И. Куссера в Брауншвейге.
В возрасте 18 лет написал первые сценич. произведения - пастораль "Вновь
обрет„нные влюбл„нные" (пост. во 2-й  ред.  под  назв.  "Йемена",  1699,
Гамбург) и оперу "Базилиус" (1693, Брауншвейг). В 1695-1706 и 1709-17  -
муз. руководитель первого постоянного нем. оперного т-ра в Гамбурге. Для
этого т-ра К. написал более 100 опер, гл. обр. на историч. и  мифологич.
сюжеты: "Адонис" (1697), "Помона" (1702),  "Октавия"  (1705),  "Альмира"
(1706),  "Крез"  (1710),  "Верный  обманщик"  (1714)  и  др.  Иногда  он
обращался к совр. ему темам (оперы "Лейпцигская битва", 1710, "Иоделет",
1726, и др.). Оперы К. отличаются мелодич.  богатством,  лучшие  из  них
отмечены интонационным своеобразием и нац. характерностью. В 1719-22 жил
в Людвигсбурге, в 1722-в Копенгагене, где пост. свою оперу  "Улисс",  за
что был удостоен звания "датского  королевского  капельмейстера".  Конец
жизни пров„л в Гамбурге (с 1728  -  кантор  местного  собора).  Известен
также как автор симф. и хоровых произв. К. посвящ„н зингшпиль Б. Бардиса
"Неистовый капельмейстер" (1929, Берлин), в к-ром  использованы  мелодии
из опер К.
   Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии,  Германии,  Англии,
пер. с франц., М., 1931; Lindner E.  0.,  Die  erste  stehende  deutsche
Oper, B., 18'55; Leichtentritt H, R. Keiser in seinen Opern.,  B.,  1901
(Diss.);
   Wolf f H. Chr.. Die Barockoper  in  Hamburg,  Bd  1-2,  Wolfenbuttel,
1957. Л. М.
   КЕЛБАКИАНИ, Геннадий  Леонтьевич  [р.15(28).II.  1910]  -  грузинский
советский драматург. Лит.  деятельность  начал  в  1926.  Автор  пьес  о
современности:
   "Достойная  награда",  "Наше  личное  дело"   (1946,1950,   Т-р   им.
Марджанишвили), "Молодая учительница" (1953, Т-р  им.  Руставели,  1955,
Моск. т-р им. Пушкина под назв. "Она  меняет  адрес"),  "Зов  сердца"  о
жизни молодых шахт„ров. М. Гог.
   КЕЛБАУСКАС, Бронюс Юлианович [р.  25.  X  II  (7.1).  1904]-литовский
советский артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Лит.  ССР  (1955).  Чл.
Коммунистич. партии с 1955. Деп. Верх.  Совета  Лит.  ССР  2-го  созыва.
Ученик Тальони Г. Кякшт, совершенствовался у Н. Легат в Лондоне. С  1922
участвовал в спектаклях Т-ра оперы и балета в Каунасе (в труппу принят в
1925). Был первым литов. классич. танцовщиком. Партии:  Зигфрид,  Дезире
("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Базилио ("Дон Кихот"  Минкуса),
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), пан Веблевский ("Невеста"  Пакальниса),
Крезас ("На берегу моря", Юзелюнаса). С 1937 работает как  балетмейстер.
В бурж. Литве К. первый пост. балеты сов; композиторов - "Бахчисарайский
фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939). В сов. т-ре пост.  "Красный
цветок" (1940). "Мнимый жених" Чулаки (1962)  и  др.  Был  постановщиком
первого нац. балета "Невеста" Пакальниса (1952) о борьбе  лит.  крестьян
против угнетателей; использовал нар. танцы и обряды. Пост. К. отличаются
яркой фантазией, тонким чувством стиля. С 1937  в„л  педагогич.  работу.
Гастролировал в Париже, Лондоне и др. городах. А. Руз.
   КЕЛДЫШ, Юрий (Георгий) Всеволодович [р. 16 (29). VI II.  1907]русский
советский  музыковед,  педагог.  Доктор  искусствоведения  (1947).   Чл.
Коммунистич. партии с 1947. В 1930 окончил Моск.  консерваторию  по  кл.
проф. М. В. Иванова-Борецкого. В 1928 начал  муз.-лит.  деятельность,  в
1930 - педагогическую (с 1948 -проф. Моск. консерватории). В 1950-57  К.
возглавлял Гос. научно-исследоват. ин-т т-ра, музыки и кинематографии  в
Ленинграде. В 1957-60 -гл. ред. журн. "Советская музыка". С 1960 -  зав.
сектором музыки  народов  СССР  Ин-та  истории  иск-в.  Осн.  работы  К.
посвящены деятельности "Могучей кучки", В. В. Стасову и др.
   Соч.: [Статьи о Мусоргском], "Муз. образование", 1928, ј 6; в сб.: М.
П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти, М., 1932; муз.  тематич.

Страницы: «« « 1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124   1125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия