|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 » »» "Авроры"" Болынин-цова и Чиаурели (1952).
Лит.- Михаил Николаевич Кедров, М., 1949; Ежегодник Моск. Художеств.
театра. 1951-'1952 гг., М., 1956, с. 7-72;
"Театр", 1939, ј 6, там же, 1960, ј 11, с. 91-94; "Театральная
Москва", 1959, М 139, с. 2-4. Г р. К.
"КЕЕНОБА" - грузинское народное массовое зрелище. Вед„т сво„ начало
от празднеств пробуждающейся природы, земледельч. культа оплодотворения.
Впоследствии "К." освобождалось от религ. содержания и превращалось в
нар. зрелище, изображавшее борьбу груз. народа против византийских (6
в.), арабских (7 в.), монгольских (13-14 вв.), иранских и турецких
(16-18 вв.) завоевателей. "К." устраивалась ежегодно весной в городах и
с„лах Грузии. Состояла из сцен: нашествие вражеских орд, насилия врага
над мирными жителями, восстание и освободительная борьба народа, победа
над врагом, казнь вражеского кеена (по-монгольски каан - глава
государства, царь), празднество победы. Участники "К." делились на 2
партии, к-рые возглавляли кребули. В городах основную массу участников
"К." составляли горожане, торговцы, ремесленники и население пригородов.
Расходы на "К." часто несли представители знати, к-рые руководили
кребули. В "К." часто содержались мотивы социальной борьбы. В 19 в. в
"К." звучал протест против помещичьего произвола л царского самодержавия
и хотя царские чиновники запрещали устройство "К.", народ упорно
отстаивал сво„ любимое зрелище. В период роста рабочего революц.
движения в "К." нашла отражение борьба против царской власти:
изображались покушение на убийство царя, арест революционера, суд над
ним и его казнь (напр., "К." в Казбеги в 1897). В 1905 "К." иногда
переходила в революц. выступления трудящихся ("К." в Телави, Хидари,
Вардзии).
Традиц. персонажи - маски "К.": кеен (царь) и царица, везир, судья,
шут, воины вражеского стана, полководец и участники освободительной
борьбы. Кроме традиц. масок, в "К." включались сатирич. персонажи,
изображавшие представителей высшей знати. "К." сопровождались уличными
шествиями, игрой на муз. инструментах, пением и танцами. Традиции "К."
были использованы при устройстве массово-революц. зрелищ в первые годы
после установления Сов. власти в Грузии (1921-22). Маски "К." ожили на
празднестве 1500-летия Тбилиси (1958). Во мн. произведениях грузинской
литературы, живописи, т-ра, музыки и кино воспроизводятся зрелища "К.".
Лит.: X a x а н о в [Хаханашвили] А. С., Очерки по истории грузинской
словесности, вып. l, M., 1895; А м а г-л о б e л и С., Грузинский театр.
предисл. А. В. Луначарского, М., 1930; Д. ж а н e л и д з e Д.,
Грузинский театр с древнейших врем„н до второй половины XIX века,
Тбилиси, 1959. Д. Д.
КЕЙЗЕР (Keiser), Рейнхард (9.1.1674-12. IX. 1739) - немецкий
композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста Г. Кейзера, затем в
школе св. Фомы в Лейпциге, совершенствовался у И. Куссера в Брауншвейге.
В возрасте 18 лет написал первые сценич. произведения - пастораль "Вновь
обрет„нные влюбл„нные" (пост. во 2-й ред. под назв. "Йемена", 1699,
Гамбург) и оперу "Базилиус" (1693, Брауншвейг). В 1695-1706 и 1709-17 -
муз. руководитель первого постоянного нем. оперного т-ра в Гамбурге. Для
этого т-ра К. написал более 100 опер, гл. обр. на историч. и мифологич.
сюжеты: "Адонис" (1697), "Помона" (1702), "Октавия" (1705), "Альмира"
(1706), "Крез" (1710), "Верный обманщик" (1714) и др. Иногда он
обращался к совр. ему темам (оперы "Лейпцигская битва", 1710, "Иоделет",
1726, и др.). Оперы К. отличаются мелодич. богатством, лучшие из них
отмечены интонационным своеобразием и нац. характерностью. В 1719-22 жил
в Людвигсбурге, в 1722-в Копенгагене, где пост. свою оперу "Улисс", за
что был удостоен звания "датского королевского капельмейстера". Конец
жизни пров„л в Гамбурге (с 1728 - кантор местного собора). Известен
также как автор симф. и хоровых произв. К. посвящ„н зингшпиль Б. Бардиса
"Неистовый капельмейстер" (1929, Берлин), в к-ром использованы мелодии
из опер К.
Лит.: P о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии,
пер. с франц., М., 1931; Lindner E. 0., Die erste stehende deutsche
Oper, B., 18'55; Leichtentritt H, R. Keiser in seinen Opern., B., 1901
(Diss.);
Wolf f H. Chr.. Die Barockoper in Hamburg, Bd 1-2, Wolfenbuttel,
1957. Л. М.
КЕЛБАКИАНИ, Геннадий Леонтьевич [р.15(28).II. 1910] - грузинский
советский драматург. Лит. деятельность начал в 1926. Автор пьес о
современности:
"Достойная награда", "Наше личное дело" (1946,1950, Т-р им.
Марджанишвили), "Молодая учительница" (1953, Т-р им. Руставели, 1955,
Моск. т-р им. Пушкина под назв. "Она меняет адрес"), "Зов сердца" о
жизни молодых шахт„ров. М. Гог.
КЕЛБАУСКАС, Бронюс Юлианович [р. 25. X II (7.1). 1904]-литовский
советский артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Лит. ССР (1955). Чл.
Коммунистич. партии с 1955. Деп. Верх. Совета Лит. ССР 2-го созыва.
Ученик Тальони Г. Кякшт, совершенствовался у Н. Легат в Лондоне. С 1922
участвовал в спектаклях Т-ра оперы и балета в Каунасе (в труппу принят в
1925). Был первым литов. классич. танцовщиком. Партии: Зигфрид, Дезире
("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Базилио ("Дон Кихот" Минкуса),
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), пан Веблевский ("Невеста" Пакальниса),
Крезас ("На берегу моря", Юзелюнаса). С 1937 работает как балетмейстер.
В бурж. Литве К. первый пост. балеты сов; композиторов - "Бахчисарайский
фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939). В сов. т-ре пост. "Красный
цветок" (1940). "Мнимый жених" Чулаки (1962) и др. Был постановщиком
первого нац. балета "Невеста" Пакальниса (1952) о борьбе лит. крестьян
против угнетателей; использовал нар. танцы и обряды. Пост. К. отличаются
яркой фантазией, тонким чувством стиля. С 1937 в„л педагогич. работу.
Гастролировал в Париже, Лондоне и др. городах. А. Руз.
КЕЛДЫШ, Юрий (Георгий) Всеволодович [р. 16 (29). VI II. 1907]русский
советский музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1947). Чл.
Коммунистич. партии с 1947. В 1930 окончил Моск. консерваторию по кл.
проф. М. В. Иванова-Борецкого. В 1928 начал муз.-лит. деятельность, в
1930 - педагогическую (с 1948 -проф. Моск. консерватории). В 1950-57 К.
возглавлял Гос. научно-исследоват. ин-т т-ра, музыки и кинематографии в
Ленинграде. В 1957-60 -гл. ред. журн. "Советская музыка". С 1960 - зав.
сектором музыки народов СССР Ин-та истории иск-в. Осн. работы К.
посвящены деятельности "Могучей кучки", В. В. Стасову и др.
Соч.: [Статьи о Мусоргском], "Муз. образование", 1928, ј 6; в сб.: М.
П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти, М., 1932; муз. тематич.
Страницы: «« « 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |