|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 » »» Лит.: Копелев Л., Сердце всегда слева, М., 1960, с. 170-89. Д. С.
КАФФАРЕЛЛИ (Caffarelli; наст. имя ифам.-Гаэ-тано Майоран о, Majorano)
(12.IV.1710-31.1. 1783)-итальянский артист оперы (сопранист). Пению
обучался сначала у П. Кафаро, затем у Н. Порпора в Неаполе. Впервые
выступил на оперной сцене в 1726 в римском т-ре "Балле" в женской партии
Альвиды ("Вальдемар" Сарро). В 1730-33 с успехом пел в т-рах Венеции,
Турина, Милана, Рима, Болоньи. В 1738 выступал в Лондоне в операх
Генделя. Гастролировал в Мадриде, Вене, Париже. Исполнял ведущие партии
в операх Галуппи, Перголези и др. В 1755 оставил сцену. Один из
известных певцов-кастратов 18 в., представитель вок. школы бель канто,
К. особенно успешно исполнял патетич. арии, в совершенстве владел
колоратурной техникой и кантиленой.
Партии: Митридат, Сифак, Арминий ("Тигран", Порпора), Пирр, Ормант ("Кай Фабриций", "Эв-рисфей" Гассе) и др.
Лит.: Faustini-Fasini E., Gli astri maggiori del bel.canto: G.
Majorano detto Caffarelli, "Note d'archivio"..., Roma, 1938, ј 3-6. Св.
Г.
КАХХАР, Абдулла (р. 17.IX. 1907) - узбекский советский писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Род. в семье кузнеца. В 1934
окончил Среднеазиатский гос. ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. К
драматургии обратился в послевоен. годы. Первая пьеса К. "Ш„лковое
сюзане" (1-й вариант - "На Новой земле)), Гос. пр. СССР, 1952) посвящена
борьбе молод„жи за освоение безводных земель. Пост. в Т-ре им. Хамзы
(1952), в Москве, Ленинграде, многих т-рах СССР, т-рах стран народной
демократии. Сатирич. комедия "Больные зубы" (1954, Т-р им. Хамзы)
высмеивает пережитки прошлого, феодально-бай-ское отношение к женщине.
Пост. т-рами Ср. Азии, Казахстана. В своих пьесах К. созда„т яркие
самобытные характеры; язык писателя афористичен, полон нар. юмора. К.
перев„л на узб. яз. произв. Гоголя, Трен„ва, Л. Толстого.
Соч.: Избр. произведения. В 3 тт., Ташкент, 1957 (т. I... пьесы).
Лит.: Бородина Н. В., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957; Абушаматов X.
Ш., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957. А. Р.
КАЦ, Сигизмунд Абрамович [р.22.111(4.IV).1908]-советский композитор.
В 1932 окончил муз. техникум им.
Гнесиных в Москве (класс композиции М. Ф. Гнесина), в 1937 - Моск.
консерваторию (класс композиции В. А. Белого). Писал музыку к
постановкам Моск. ТЮЗа. Автор оперы "Капитанская дочка" по Пушкину
(1941, Москва, пост. на радио), оперетт "Взаимная любовь" (1940,
Ленингр. т-р муз. комедии), "Я вам пишу" (1944, Москва, пост. на радио),
"Южная ночь" (совм. с Н. Богословским; 1948, Ивановский т-р музкомедии),
"Чемпион мира" (1950, Ростовский-на-Дону т-р муз. комедии), "Зв„здный
рейс" (1961, там же), музыки для т-ра, цирка, кино. Муз.-сценич. произв.
К. отличаются выразит, мелодикой и лиричностью. К. принадлежит также мн.
песен и др. соч. Гос. пр. СССР (1950).
КАЧАЛОВ (наст. фам.- Шверубович), Василий Иванович [30.1(11.11).
1875, Вильна,-30.1Х. 1948, Москва] - русский советский акт„р. Нар. арт.
СССР (1936). Род. в семье священника. Будучи учеником гимназии, выступал
в любительских спектаклях (Хлестаков; -Подкол„син - "Женитьба",
Несчастливцев и др.). Встреча в 1892 с П. Н. Орленевым укрепила решение
К. стать акт„ром. Поступив в 1893 на юридич. ф-т Петерб. ун-та, К.
принимал участие в драм. студенческом кружке, к-рым руководил В. Н.
Давыдов. Большой успех в роли Не-счастливцева (1895), отмеченный
прессой, определил переход К. на проф. сцену. В 1896-97 К. работал в
т-ре А. С. Суворина (т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург) ; летом 1897
участвовал в гастрольной поездке В. П. Далматова, исполняя крупные роли
(Борис Годунов -"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого и др.); в
1897-1900 играл в Казани, Саратове в Товариществе акт„ров под упр. М. М.
Бородая, роли: Митя ("Бедность не порок"), Дудукин ("Без вины
виноватые"), кн. Шаховской ("Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого),
Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова, "Смерть Иоанна
Грозного" А. К. Толстого), Горацио ("Гамлет"), Кассий ("Юлий Цезарь"),
Президент ("Коварство и любовь") и др.
Весной 1900 К. вступил в МХТ и вскоре стал одним из ведущих мастеров
труппы, определявших идейно-творческое лицо т-ра. Работа под рук.
Станиславского и Немиров ича-Данченко заставила К. многое пересмотреть в
сво„м артистич. опыте, отказаться от приподнято-декламац. при„мов игры и
придти к сдержанной, глубокой и благородной простоте исполнения. В
19001948 К. сыграл в MX AT 55 ролей. Уже первое его выступление на сцене
МХТ в роли царя Берендея ("Снегурочка", 1900) имело огромный успех. К.
обладал огромным сценич. обаянием, редким по красоте голосом,
пластичностью движений. Акт„р-мыслитель, он утверждал в сво„м творчестве
гуманистич. идеалы, (отвечая на самые важные и волнующие вопросы
современности. Каждое выступление К. становилось общественным событием.
Он стал любимейшим акт„ром рус. демократич.. интеллигенции. В образах
чеховских героев (Тузенбах, 1902; Трофимов, 1904) К. выразил неприятие
современной действительности, веру в будущее, предчувствие надвигающихся
социальных перемен. В ролях Иванова (о. п. Чехова, 1904) и Иоганна
Фокерата ("Одинокие" Гауп-тмана, 1903) он показал одиночество и бунт
человека, мучительно ощутившего всю ограниченность, лицемерие и
ханжество мещански-обывательского строя жизни. За внешней мягкостью и
лиризмом образов К. ощущались глубокий протест и возмущение
несправедливостью бурж. общества. С беспощадной правдивостью, социальной
остротой и исключит. мастерством перевоплощения играл К. босяка Барона
("На дне", 1902) - одну из своих наиболее прославленных ролей,
исполнявшуюся им в течение 45 лет. Создав образ Протасова ("Дети
солнца", 1905) - талантливого уч„ного, мечтающего о человеке, который
вырвет у природы е„ глубокие, чудесные тайны (слова самого К.), артист в
то же время с тонким юмором и ироничностью выявлял в Протасове черты
интеллигента, не умеющего найти пути к народу. В сложном и многогранном
образе Юлия Цезаря (о. п. Шекспира, 1903), воплощ„нном с большой трагич.
мопыо и пластич. совершенством, К. раскрывал крушение цезаризма, тему
власти, лиш„нной нар. поддержки и неуклонно идущей к своей гибели.
Создание этой роли утвердило К. в ряду крупнейших исполнителей Шекспира
в мировом т-ре. Идейная направленность творчества К.сближала его с
революционно-демократич. кругами. В 1903-04 на квартире К. скрывался
большевик Н. Э. Бауман (в донесениях обер-полицмейстера Трепова К.
значился как "личность неблагонад„жная"). В годы, предшествующие
революции 1905, ц позже К. принимал участие в благотворительных студенч.
концертах. Во время заграничных гастролей МХТ в 1906 он выступал в
Берлине с чтением "Песни о Буревестнике" Горького.
Страницы: «« « 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |