Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 » »» Лит.: Копелев Л., Сердце всегда слева, М., 1960, с. 170-89. Д. С. КАФФАРЕЛЛИ (Caffarelli; наст. имя ифам.-Гаэ-тано Майоран о, Majorano) (12.IV.1710-31.1. 1783)-итальянский артист оперы (сопранист). Пению обучался сначала у П. Кафаро, затем у Н. Порпора в Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене в 1726 в римском т-ре "Балле" в женской партии Альвиды ("Вальдемар" Сарро). В 1730-33 с успехом пел в т-рах Венеции, Турина, Милана, Рима, Болоньи. В 1738 выступал в Лондоне в операх Генделя. Гастролировал в Мадриде, Вене, Париже. Исполнял ведущие партии в операх Галуппи, Перголези и др. В 1755 оставил сцену. Один из известных певцов-кастратов 18 в., представитель вок. школы бель канто, К. особенно успешно исполнял патетич. арии, в совершенстве владел колоратурной техникой и кантиленой. Партии: Митридат, Сифак, Арминий ("Тигран", Порпора), Пирр, Ормант ("Кай Фабриций", "Эв-рисфей" Гассе) и др. Лит.: Faustini-Fasini E., Gli astri maggiori del bel.canto: G. Majorano detto Caffarelli, "Note d'archivio"..., Roma, 1938, ј 3-6. Св. Г. КАХХАР, Абдулла (р. 17.IX. 1907) - узбекский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Род. в семье кузнеца. В 1934 окончил Среднеазиатский гос. ун-т. Лит. деятельность начал в 1924. К драматургии обратился в послевоен. годы. Первая пьеса К. "Ш„лковое сюзане" (1-й вариант - "На Новой земле)), Гос. пр. СССР, 1952) посвящена борьбе молод„жи за освоение безводных земель. Пост. в Т-ре им. Хамзы (1952), в Москве, Ленинграде, многих т-рах СССР, т-рах стран народной демократии. Сатирич. комедия "Больные зубы" (1954, Т-р им. Хамзы) высмеивает пережитки прошлого, феодально-бай-ское отношение к женщине. Пост. т-рами Ср. Азии, Казахстана. В своих пьесах К. созда„т яркие самобытные характеры; язык писателя афористичен, полон нар. юмора. К. перев„л на узб. яз. произв. Гоголя, Трен„ва, Л. Толстого. Соч.: Избр. произведения. В 3 тт., Ташкент, 1957 (т. I... пьесы). Лит.: Бородина Н. В., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957; Абушаматов X. Ш., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957. А. Р. КАЦ, Сигизмунд Абрамович [р.22.111(4.IV).1908]-советский композитор. В 1932 окончил муз. техникум им. Гнесиных в Москве (класс композиции М. Ф. Гнесина), в 1937 - Моск. консерваторию (класс композиции В. А. Белого). Писал музыку к постановкам Моск. ТЮЗа. Автор оперы "Капитанская дочка" по Пушкину (1941, Москва, пост. на радио), оперетт "Взаимная любовь" (1940, Ленингр. т-р муз. комедии), "Я вам пишу" (1944, Москва, пост. на радио), "Южная ночь" (совм. с Н. Богословским; 1948, Ивановский т-р музкомедии), "Чемпион мира" (1950, Ростовский-на-Дону т-р муз. комедии), "Зв„здный рейс" (1961, там же), музыки для т-ра, цирка, кино. Муз.-сценич. произв. К. отличаются выразит, мелодикой и лиричностью. К. принадлежит также мн. песен и др. соч. Гос. пр. СССР (1950). КАЧАЛОВ (наст. фам.- Шверубович), Василий Иванович [30.1(11.11). 1875, Вильна,-30.1Х. 1948, Москва] - русский советский акт„р. Нар. арт. СССР (1936). Род. в семье священника. Будучи учеником гимназии, выступал в любительских спектаклях (Хлестаков; -Подкол„син - "Женитьба", Несчастливцев и др.). Встреча в 1892 с П. Н. Орленевым укрепила решение К. стать акт„ром. Поступив в 1893 на юридич. ф-т Петерб. ун-та, К. принимал участие в драм. студенческом кружке, к-рым руководил В. Н. Давыдов. Большой успех в роли Не-счастливцева (1895), отмеченный прессой, определил переход К. на проф. сцену. В 1896-97 К. работал в т-ре А. С. Суворина (т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург) ; летом 1897 участвовал в гастрольной поездке В. П. Далматова, исполняя крупные роли (Борис Годунов -"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого и др.); в 1897-1900 играл в Казани, Саратове в Товариществе акт„ров под упр. М. М. Бородая, роли: Митя ("Бедность не порок"), Дудукин ("Без вины виноватые"), кн. Шаховской ("Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого), Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Горацио ("Гамлет"), Кассий ("Юлий Цезарь"), Президент ("Коварство и любовь") и др. Весной 1900 К. вступил в МХТ и вскоре стал одним из ведущих мастеров труппы, определявших идейно-творческое лицо т-ра. Работа под рук. Станиславского и Немиров ича-Данченко заставила К. многое пересмотреть в сво„м артистич. опыте, отказаться от приподнято-декламац. при„мов игры и придти к сдержанной, глубокой и благородной простоте исполнения. В 19001948 К. сыграл в MX AT 55 ролей. Уже первое его выступление на сцене МХТ в роли царя Берендея ("Снегурочка", 1900) имело огромный успех. К. обладал огромным сценич. обаянием, редким по красоте голосом, пластичностью движений. Акт„р-мыслитель, он утверждал в сво„м творчестве гуманистич. идеалы, (отвечая на самые важные и волнующие вопросы современности. Каждое выступление К. становилось общественным событием. Он стал любимейшим акт„ром рус. демократич.. интеллигенции. В образах чеховских героев (Тузенбах, 1902; Трофимов, 1904) К. выразил неприятие современной действительности, веру в будущее, предчувствие надвигающихся социальных перемен. В ролях Иванова (о. п. Чехова, 1904) и Иоганна Фокерата ("Одинокие" Гауп-тмана, 1903) он показал одиночество и бунт человека, мучительно ощутившего всю ограниченность, лицемерие и ханжество мещански-обывательского строя жизни. За внешней мягкостью и лиризмом образов К. ощущались глубокий протест и возмущение несправедливостью бурж. общества. С беспощадной правдивостью, социальной остротой и исключит. мастерством перевоплощения играл К. босяка Барона ("На дне", 1902) - одну из своих наиболее прославленных ролей, исполнявшуюся им в течение 45 лет. Создав образ Протасова ("Дети солнца", 1905) - талантливого уч„ного, мечтающего о человеке, который вырвет у природы е„ глубокие, чудесные тайны (слова самого К.), артист в то же время с тонким юмором и ироничностью выявлял в Протасове черты интеллигента, не умеющего найти пути к народу. В сложном и многогранном образе Юлия Цезаря (о. п. Шекспира, 1903), воплощ„нном с большой трагич. мопыо и пластич. совершенством, К. раскрывал крушение цезаризма, тему власти, лиш„нной нар. поддержки и неуклонно идущей к своей гибели. Создание этой роли утвердило К. в ряду крупнейших исполнителей Шекспира в мировом т-ре. Идейная направленность творчества К.сближала его с революционно-демократич. кругами. В 1903-04 на квартире К. скрывался большевик Н. Э. Бауман (в донесениях обер-полицмейстера Трепова К. значился как "личность неблагонад„жная"). В годы, предшествующие революции 1905, ц позже К. принимал участие в благотворительных студенч. концертах. Во время заграничных гастролей МХТ в 1906 он выступал в Берлине с чтением "Песни о Буревестнике" Горького. Страницы: «« « 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |