Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106   1107  1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116   1117  » »»

   Лит.: Копелев Л., Сердце всегда слева, М., 1960, с. 170-89. Д. С.
   КАФФАРЕЛЛИ (Caffarelli; наст. имя ифам.-Гаэ-тано Майоран о, Majorano)
(12.IV.1710-31.1.  1783)-итальянский  артист  оперы  (сопранист).  Пению
обучался сначала у П. Кафаро, затем у  Н.  Порпора  в  Неаполе.  Впервые
выступил на оперной сцене в 1726 в римском т-ре "Балле" в женской партии
Альвиды ("Вальдемар" Сарро). В 1730-33 с успехом пел  в  т-рах  Венеции,
Турина, Милана, Рима, Болоньи.  В  1738  выступал  в  Лондоне  в  операх
Генделя. Гастролировал в Мадриде, Вене, Париже. Исполнял ведущие  партии
в операх Галуппи,  Перголези  и  др.  В  1755  оставил  сцену.  Один  из
известных певцов-кастратов 18 в., представитель вок. школы  бель  канто,
К. особенно  успешно  исполнял  патетич.  арии,  в  совершенстве  владел
колоратурной техникой и кантиленой.
   Партии: Митридат,  Сифак,  Арминий  ("Тигран",  Порпора), Пирр, Ормант ("Кай Фабриций", "Эв-рисфей" Гассе) и др.
   Лит.: Faustini-Fasini  E.,  Gli  astri  maggiori  del  bel.canto:  G.
Majorano detto Caffarelli, "Note d'archivio"..., Roma, 1938, ј 3-6.  Св.
Г.
   КАХХАР, Абдулла (р. 17.IX.  1907)  -  узбекский  советский  писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952. Род. в семье кузнеца. В  1934
окончил Среднеазиатский гос. ун-т. Лит. деятельность  начал  в  1924.  К
драматургии обратился в  послевоен.  годы.  Первая  пьеса  К.  "Ш„лковое
сюзане" (1-й вариант - "На Новой земле)), Гос. пр. СССР, 1952) посвящена
борьбе молод„жи за освоение безводных земель. Пост.  в  Т-ре  им.  Хамзы
(1952), в Москве, Ленинграде, многих т-рах СССР,  т-рах  стран  народной
демократии. Сатирич.  комедия  "Больные  зубы"  (1954,  Т-р  им.  Хамзы)
высмеивает пережитки прошлого, феодально-бай-ское отношение  к  женщине.
Пост. т-рами Ср. Азии, Казахстана.  В  своих  пьесах  К.  созда„т  яркие
самобытные характеры; язык писателя афористичен, полон  нар.  юмора.  К.
перев„л на узб. яз. произв. Гоголя, Трен„ва, Л. Толстого.
   Соч.: Избр. произведения. В 3 тт., Ташкент, 1957 (т. I... пьесы).
   Лит.: Бородина Н. В., Абдулла Каххар, Ташкент,  1957;  Абушаматов  X.
Ш., Абдулла Каххар, Ташкент, 1957. А. Р.
   КАЦ, Сигизмунд Абрамович [р.22.111(4.IV).1908]-советский  композитор.
В 1932 окончил муз. техникум им.
   Гнесиных в Москве (класс композиции М. Ф. Гнесина), в  1937  -  Моск.
консерваторию  (класс  композиции  В.  А.  Белого).   Писал   музыку   к
постановкам Моск. ТЮЗа.  Автор  оперы  "Капитанская  дочка"  по  Пушкину
(1941,  Москва,  пост.  на  радио),  оперетт  "Взаимная  любовь"  (1940,
Ленингр. т-р муз. комедии), "Я вам пишу" (1944, Москва, пост. на радио),
"Южная ночь" (совм. с Н. Богословским; 1948, Ивановский т-р музкомедии),
"Чемпион мира" (1950, Ростовский-на-Дону т-р  муз.  комедии),  "Зв„здный
рейс" (1961, там же), музыки для т-ра, цирка, кино. Муз.-сценич. произв.
К. отличаются выразит, мелодикой и лиричностью. К. принадлежит также мн.
песен и др. соч. Гос. пр. СССР (1950).
   КАЧАЛОВ (наст.  фам.-  Шверубович),  Василий  Иванович  [30.1(11.11).
1875, Вильна,-30.1Х. 1948, Москва] - русский советский акт„р. Нар.  арт.
СССР (1936). Род. в семье священника. Будучи учеником гимназии, выступал
в  любительских  спектаклях  (Хлестаков;   -Подкол„син   -   "Женитьба",
Несчастливцев и др.). Встреча в 1892 с П. Н. Орленевым укрепила  решение
К. стать акт„ром. Поступив в 1893  на  юридич.  ф-т  Петерб.  ун-та,  К.
принимал участие в драм. студенческом  кружке,  к-рым  руководил  В.  Н.
Давыдов.  Большой  успех  в  роли  Не-счастливцева  (1895),   отмеченный
прессой, определил переход К. на проф. сцену. В  1896-97  К.  работал  в
т-ре А. С. Суворина (т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург) ; летом  1897
участвовал в гастрольной поездке В. П. Далматова, исполняя крупные  роли
(Борис Годунов -"Смерть Иоанна  Грозного"  А.  К.  Толстого  и  др.);  в
1897-1900 играл в Казани, Саратове в Товариществе акт„ров под упр. М. М.
Бородая,  роли:  Митя  ("Бедность  не  порок"),   Дудукин   ("Без   вины
виноватые"), кн. Шаховской ("Царь Ф„дор Иоаннов  ич"  А.  К.  Толстого),
Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова,  "Смерть  Иоанна
Грозного" А. К. Толстого), Горацио ("Гамлет"), Кассий  ("Юлий  Цезарь"),
Президент ("Коварство и любовь") и др.
   Весной 1900 К. вступил в МХТ и вскоре стал одним из ведущих  мастеров
труппы,  определявших  идейно-творческое  лицо  т-ра.  Работа  под  рук.
Станиславского и Немиров ича-Данченко заставила К. многое пересмотреть в
сво„м артистич. опыте, отказаться от приподнято-декламац. при„мов игры и
придти к сдержанной,  глубокой  и  благородной  простоте  исполнения.  В
19001948 К. сыграл в MX AT 55 ролей. Уже первое его выступление на сцене
МХТ в роли царя Берендея ("Снегурочка", 1900) имело огромный  успех.  К.
обладал  огромным  сценич.  обаянием,   редким   по   красоте   голосом,
пластичностью движений. Акт„р-мыслитель, он утверждал в сво„м творчестве
гуманистич.  идеалы,  (отвечая  на  самые  важные  и  волнующие  вопросы
современности. Каждое выступление К. становилось общественным  событием.
Он стал любимейшим акт„ром рус. демократич..  интеллигенции.  В  образах
чеховских героев (Тузенбах, 1902; Трофимов, 1904) К.  выразил  неприятие
современной действительности, веру в будущее, предчувствие надвигающихся
социальных перемен. В ролях Иванова  (о.  п.  Чехова,  1904)  и  Иоганна
Фокерата ("Одинокие" Гауп-тмана, 1903) он  показал  одиночество  и  бунт
человека,  мучительно  ощутившего  всю   ограниченность,   лицемерие   и
ханжество мещански-обывательского строя жизни. За  внешней  мягкостью  и
лиризмом  образов   К.   ощущались   глубокий   протест   и   возмущение
несправедливостью бурж. общества. С беспощадной правдивостью, социальной
остротой и исключит. мастерством перевоплощения играл К.  босяка  Барона
("На  дне",  1902)  -  одну  из  своих  наиболее  прославленных   ролей,
исполнявшуюся им  в  течение  45  лет.  Создав  образ  Протасова  ("Дети
солнца", 1905) - талантливого уч„ного, мечтающего  о  человеке,  который
вырвет у природы е„ глубокие, чудесные тайны (слова самого К.), артист в
то же время с тонким юмором и ироничностью  выявлял  в  Протасове  черты
интеллигента, не умеющего найти пути к народу. В сложном и  многогранном
образе Юлия Цезаря (о. п. Шекспира, 1903), воплощ„нном с большой трагич.
мопыо и пластич. совершенством, К. раскрывал  крушение  цезаризма,  тему
власти, лиш„нной нар. поддержки  и  неуклонно  идущей  к  своей  гибели.
Создание этой роли утвердило К. в ряду крупнейших исполнителей  Шекспира
в мировом т-ре.  Идейная  направленность  творчества  К.сближала  его  с
революционно-демократич. кругами. В 1903-04  на  квартире  К.  скрывался
большевик Н. Э.  Бауман  (в  донесениях  обер-полицмейстера  Трепова  К.
значился  как  "личность  неблагонад„жная").  В   годы,   предшествующие
революции 1905, ц позже К. принимал участие в благотворительных студенч.
концертах. Во время заграничных гастролей  МХТ  в  1906  он  выступал  в
Берлине с чтением "Песни о Буревестнике" Горького.

Страницы: «« « 1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106   1107  1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116   1117  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия