Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103  1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113  » »»

получила нек-рую автономию, но реакция 1933-36 опять ля-шила страну всех
прав. Победа народного фронта  создает  предпосылки  для  развития  нац.
культуры. Во время героич. борьбы исп. народа  с  фашизмом  в  Каталонии
действовал фронтовой кукольный т-р республиканской армии, в т-ре "Аполо"
(Барселона) ставились революционные пьесы. В годы франкистской диктатуры
нац. культура пришла в упадок. Правительство подавляло все прогрессивные
устремления  каталанского  народа:  было  запрещено  издание   книг   на
каталанском языке, публичные выступления, по радио, преподавание родного
языка. Вс„ это вызвало упадок театр. иск-ва.  В  50-х  гг.  в  Барселоне
работали т-ры: "Лисео" (опера), "Полиорама", "Комико", т-р  "Кальдерон",
т-р "Боррас", "Комедия", "Аполо", "Паласио де ла мусика каталана".
   Лит.: Ruiz i  Calo  nja  J.,  Historia  de  la  literatura  catalana,
Barcelona, [1954]; D i a z-P laja G., De litera-tura catalana. Estudis i
interpretacions, Barcelona [1956];
   Garcia Silvestre М., Historia  sumaria  de  la  literatura  catalana,
Barcelona, 1932; Со merma V i 1 a n o v a J., Historia de la  literatura
catalana, Barcelona, [1923]. Л.Крас.
   КАТАРСИС (греч.  ???????  -  очищение;  обычно  как  медицинский  или
религиозный  термин)  -  в   терминологии   Аристотеля   "очистительное"
воздействие определ„нных видов иск-ва. Давая определение  трагедии  (см.
"Поэтика", гл. ?1,1449 в), Аристотель  замечает,  что  она  осуществляет
"посредством  страха  и   сострадания   очищение   (катарсис)   подобных
аффектов". О К., производимом нек-рыми муз.  произведениями,  Аристотель
вскользь говорит в "Политике". Однако полного разъяснения понятия  К.  в
сочинениях Аристотеля нет. Европейская  эстетич.  мысль  нового  времени
неоднократно обращалась к выяснению подлинного смысла К. До сер.  19  в.
преобладало моралистич. понимание К.  как  нравоучительного  воздействия
трагедии.  На  эту  интерпретацию   понятия   К.   опирались   теоретики
классицизма  (П.  Корнель)  и  Просвещения  (Э.  Лессинг),  стремившиеся
придать т-ру воспитательное значение. С критикой  моралистич.  понимания
К. выступил Г„те. Однако его собственная теория, согласно к-рой К.  есть
"гармоническое примирение страстей" в финале,  трагедии,  не  раскрывает
учения Аристотеля. Новый этап в истории  вопроса  о  К.  был  открыт  Я.
Бер-найсом. Согласно  его  "медицинской"  теории  (высказана  впервые  в
1857),  Аристотель  имел  в  виду  не   этическое,   а   психологическое
("психотерапическое") воздействие трагедии, к-рая искусственно усиливает
в ду ше зрителя аффекты страха  и  сострадания  и  тем  приводит  его  к
разрядке и облегчению.  Теория  Бернайса  служит  отправной  точкой  для
большинства современных исследований.
   Однако имеются попытки возродить предшествующие точки зрения  (напр.,
возвращение  к  взглядам  Г„те  у  Г.  Отте  и  Дж.  Элса,  1957).   Ряд
исследователей стремится сочетать в раскрытии этого понятия  психологич.
и этич. аспекты (Э. Целлер, А. Ростаньи). Понятие К. в системе  эстетич.
идей Аристотеля еще не выяснено. Споры вызывает вопрос об отношении  К.,
к-рый является, очевидно, актом эмоциональным, к познавательной  функции
иск-ва. В рус. и сов. науке вклад в изучение вопроса о К. внесли  Н.  И.
Новосадский, Б. В. Варнеке, А. А. Грушка и др.
   Соч. А р и с т о т e л я: La poetica di Aristoteie. Con introduzione,
commento e appendice critica di A. Rostagni, Torino, 1928; то же 1945; в
рус. пер.-Об искусстве поэзии, греч. тексте пер. и  объяснениями  В.  Г.
Аппельрота, М., 1893; то же, пер. В. Г. Аппельрота, со  статьями  А.  С.
Ахманова и Ф. А. Петровского, под ред. Ф. А. Петровского, М." 1957;
   Поэтика, пер." введение и  примеч.  Н.  И.  Новосадского,  Л."  1927;
Политика, пер. с греч. С. А. Жебелева, СПБ, 1911.
   Лит.: Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2  изд.,
М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957;
Новосадский Н. И., Введение к переводу "Поэтики" Аристотеля, Л., 1927; В
e ?? а у s J.,Zwei Abhandlungen uber Aristotelische Theorie  des  Drama,
B., 1880; Butcher S. H., AristotleY., 1955; Else G. F., Aristotle1957. С. А.
   КАТЕБ,  Ясин  (p.  26.VIII.1929)  -алжирский  драматург  и  писатель,
журналист. Пишет на франц.  яз.  В  1945  был  арестован  за  участие  в
антиколониалист-ской  манифестации.  В   1955   написал   первую   часть
дра-матич.  тетралогии  "Кольцо  репрессий"-"Труп   в   кольце"   (1958,
Брюссель, Т-р Мольера). Пьеса воссозда„т атмосферу первых дней алжирской
революции.  В  1959  пьесами  "Порошок  разума"  и   "Предки   усиливают
жестокость" закончил тетралогию.  В  пьесе  "Порошок  разума"  драматург
рассказывает о недавнем прошлом Алжира; бичующим смехом  К.  разоблачает
былой произвол деспотов,  лихоимство  власти,  фанатизм  церковников.  О
драматических событиях нац.-освободительной  борьбы  рассказывает  пьеса
"Предки  усиливают  жестокость".  Народ  выступает  в  пьесе  в   образе
античного хора. В трагедии подч„ркнута необходимость единения  всех  сил
для борьбы против гн„та, во имя торжества воли над анархизмом и индивиду
а лизмом.
   Соя: Le cercle des repressailles, P., 1959. В. Бал.
   КАТЕЛЬ (Catel), Шарль Симон (10.VI.1773-29.XI.  1830)  -  французский
композитор. Чл. Ин-та Франции (с 1815). Музыке  обучался  в  Королевской
школе пения и декламации у Ф. Гобера (фп.) и Ф. Ж. Госсека (композиция).
Одновременно в 1790-1802 был репетитором т-ра "Гранд-Опера".  К.-  автор
"Трактата о гармонии" (1802)  и  др.  теоретич.  работ.  Как  композитор
приобр„л популярность оперой "Баядеры" (1810, т-р "Гранд-Опера"; в  1820
пост. в Петербурге под назв. "Баядерка") и др.
   Другие  оперы:  "Семирамида"   (1802,   "Гранд-Опера"),   "Баньерская
гостиница"  (1807,  т-р  "Опера  комик"),   "Валлас,   или   Шотландский
менестрель"  (1817,  "Опера  комик";  1821,   Петербург),   "Зирфиль   и
Фл„р-де-Мирт"  (1818,  "Гранд-Опера";   в   переработке   Кавоса   1822,
Петербург, под названием "Светлана, или Сто лет в один день").
   Оперы К. сценичны, отличаются мелодич. изяществом, чистотой гармонии,
стройностью ансамблей, но их  успеху  часто  мешали  недоброкачественные
либретто. Произведения К. высоко ценили Мегюль,  Гос-сек,  Керубини.  К.
принадлежит также балет "Александр у Апеллеса" (1808,  "Гранд-Опера")  и
инструментальные соч.
   Лит.: Cariez J., Catel, etude biographique et critique, Caen, 1894; H
e 1 1 о u i n F., P i с a r d J., Un musicien oublieACatel, P., 1910.
   КАТЕНИН, Павел Александрович [11 (22). ? II. 1792-23.V(4.VI). 1853] -
русский поэт, драматург, театральный деятель. Полковник, герой Отечеств.
войны 1812, К. был одним из руководителей  декабристской  организации  -
тайного Военного об-ва (1817). Печататься начал  в  1810  как  поэт.  На
протяжении многих лет был тесно связан с т-ром  как  драматург,  критик,

Страницы: «« « 1095   1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103  1104   1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия