|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 » »» получила нек-рую автономию, но реакция 1933-36 опять ля-шила страну всех
прав. Победа народного фронта создает предпосылки для развития нац.
культуры. Во время героич. борьбы исп. народа с фашизмом в Каталонии
действовал фронтовой кукольный т-р республиканской армии, в т-ре "Аполо"
(Барселона) ставились революционные пьесы. В годы франкистской диктатуры
нац. культура пришла в упадок. Правительство подавляло все прогрессивные
устремления каталанского народа: было запрещено издание книг на
каталанском языке, публичные выступления, по радио, преподавание родного
языка. Вс„ это вызвало упадок театр. иск-ва. В 50-х гг. в Барселоне
работали т-ры: "Лисео" (опера), "Полиорама", "Комико", т-р "Кальдерон",
т-р "Боррас", "Комедия", "Аполо", "Паласио де ла мусика каталана".
Лит.: Ruiz i Calo nja J., Historia de la literatura catalana,
Barcelona, [1954]; D i a z-P laja G., De litera-tura catalana. Estudis i
interpretacions, Barcelona [1956];
Garcia Silvestre М., Historia sumaria de la literatura catalana,
Barcelona, 1932; Со merma V i 1 a n o v a J., Historia de la literatura
catalana, Barcelona, [1923]. Л.Крас.
КАТАРСИС (греч. ??????? - очищение; обычно как медицинский или
религиозный термин) - в терминологии Аристотеля "очистительное"
воздействие определ„нных видов иск-ва. Давая определение трагедии (см.
"Поэтика", гл. ?1,1449 в), Аристотель замечает, что она осуществляет
"посредством страха и сострадания очищение (катарсис) подобных
аффектов". О К., производимом нек-рыми муз. произведениями, Аристотель
вскользь говорит в "Политике". Однако полного разъяснения понятия К. в
сочинениях Аристотеля нет. Европейская эстетич. мысль нового времени
неоднократно обращалась к выяснению подлинного смысла К. До сер. 19 в.
преобладало моралистич. понимание К. как нравоучительного воздействия
трагедии. На эту интерпретацию понятия К. опирались теоретики
классицизма (П. Корнель) и Просвещения (Э. Лессинг), стремившиеся
придать т-ру воспитательное значение. С критикой моралистич. понимания
К. выступил Г„те. Однако его собственная теория, согласно к-рой К. есть
"гармоническое примирение страстей" в финале, трагедии, не раскрывает
учения Аристотеля. Новый этап в истории вопроса о К. был открыт Я.
Бер-найсом. Согласно его "медицинской" теории (высказана впервые в
1857), Аристотель имел в виду не этическое, а психологическое
("психотерапическое") воздействие трагедии, к-рая искусственно усиливает
в ду ше зрителя аффекты страха и сострадания и тем приводит его к
разрядке и облегчению. Теория Бернайса служит отправной точкой для
большинства современных исследований.
Однако имеются попытки возродить предшествующие точки зрения (напр.,
возвращение к взглядам Г„те у Г. Отте и Дж. Элса, 1957). Ряд
исследователей стремится сочетать в раскрытии этого понятия психологич.
и этич. аспекты (Э. Целлер, А. Ростаньи). Понятие К. в системе эстетич.
идей Аристотеля еще не выяснено. Споры вызывает вопрос об отношении К.,
к-рый является, очевидно, актом эмоциональным, к познавательной функции
иск-ва. В рус. и сов. науке вклад в изучение вопроса о К. внесли Н. И.
Новосадский, Б. В. Варнеке, А. А. Грушка и др.
Соч. А р и с т о т e л я: La poetica di Aristoteie. Con introduzione,
commento e appendice critica di A. Rostagni, Torino, 1928; то же 1945; в
рус. пер.-Об искусстве поэзии, греч. тексте пер. и объяснениями В. Г.
Аппельрота, М., 1893; то же, пер. В. Г. Аппельрота, со статьями А. С.
Ахманова и Ф. А. Петровского, под ред. Ф. А. Петровского, М." 1957;
Поэтика, пер." введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л." 1927;
Политика, пер. с греч. С. А. Жебелева, СПБ, 1911.
Лит.: Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд.,
М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957;
Новосадский Н. И., Введение к переводу "Поэтики" Аристотеля, Л., 1927; В
e ?? а у s J.,Zwei Abhandlungen uber Aristotelische Theorie des Drama,
B., 1880; Butcher S. H., AristotleY., 1955; Else G. F., Aristotle1957. С. А.
КАТЕБ, Ясин (p. 26.VIII.1929) -алжирский драматург и писатель,
журналист. Пишет на франц. яз. В 1945 был арестован за участие в
антиколониалист-ской манифестации. В 1955 написал первую часть
дра-матич. тетралогии "Кольцо репрессий"-"Труп в кольце" (1958,
Брюссель, Т-р Мольера). Пьеса воссозда„т атмосферу первых дней алжирской
революции. В 1959 пьесами "Порошок разума" и "Предки усиливают
жестокость" закончил тетралогию. В пьесе "Порошок разума" драматург
рассказывает о недавнем прошлом Алжира; бичующим смехом К. разоблачает
былой произвол деспотов, лихоимство власти, фанатизм церковников. О
драматических событиях нац.-освободительной борьбы рассказывает пьеса
"Предки усиливают жестокость". Народ выступает в пьесе в образе
античного хора. В трагедии подч„ркнута необходимость единения всех сил
для борьбы против гн„та, во имя торжества воли над анархизмом и индивиду
а лизмом.
Соя: Le cercle des repressailles, P., 1959. В. Бал.
КАТЕЛЬ (Catel), Шарль Симон (10.VI.1773-29.XI. 1830) - французский
композитор. Чл. Ин-та Франции (с 1815). Музыке обучался в Королевской
школе пения и декламации у Ф. Гобера (фп.) и Ф. Ж. Госсека (композиция).
Одновременно в 1790-1802 был репетитором т-ра "Гранд-Опера". К.- автор
"Трактата о гармонии" (1802) и др. теоретич. работ. Как композитор
приобр„л популярность оперой "Баядеры" (1810, т-р "Гранд-Опера"; в 1820
пост. в Петербурге под назв. "Баядерка") и др.
Другие оперы: "Семирамида" (1802, "Гранд-Опера"), "Баньерская
гостиница" (1807, т-р "Опера комик"), "Валлас, или Шотландский
менестрель" (1817, "Опера комик"; 1821, Петербург), "Зирфиль и
Фл„р-де-Мирт" (1818, "Гранд-Опера"; в переработке Кавоса 1822,
Петербург, под названием "Светлана, или Сто лет в один день").
Оперы К. сценичны, отличаются мелодич. изяществом, чистотой гармонии,
стройностью ансамблей, но их успеху часто мешали недоброкачественные
либретто. Произведения К. высоко ценили Мегюль, Гос-сек, Керубини. К.
принадлежит также балет "Александр у Апеллеса" (1808, "Гранд-Опера") и
инструментальные соч.
Лит.: Cariez J., Catel, etude biographique et critique, Caen, 1894; H
e 1 1 о u i n F., P i с a r d J., Un musicien oublieACatel, P., 1910.
КАТЕНИН, Павел Александрович [11 (22). ? II. 1792-23.V(4.VI). 1853] -
русский поэт, драматург, театральный деятель. Полковник, герой Отечеств.
войны 1812, К. был одним из руководителей декабристской организации -
тайного Военного об-ва (1817). Печататься начал в 1810 как поэт. На
протяжении многих лет был тесно связан с т-ром как драматург, критик,
Страницы: «« « 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |