Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104  1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114  » »»

страстный любитель и знаток театр. иск-ва, педагог. Считая вместе с  др.
литераторами  декабристского  направления,  что  т-р  должен  показывать
зрителям  образцы  героизма,  силы  духа,  гражданского   мужества,   К.
переводил произв. франц. писателей-трагиков,  насыщая  их  вольнолюбивой
лексикой, характерной для декабристской лит-ры. На  петерб.  сцене  были
пост. в переводе К.  трагедии  "Ариадна"  Т.  Корнеля  (1811),  "Эсфирь"
Расина (1816), "Сид" П. Корнеля (1822); в 1819 ш„л коллективный  перевод
"Горациев" П. Корнеля, в к-ром К. перев„л 4-й акт. Им же был перевед„н и
опубликован политически острый монолог республиканца Цинны ("Цин-на"  П.
Корнеля). В исполнении совр. акт„ров и особенно в игре Е.  С.  Сем„новой
образы этих трагедий обретали большую  силу  идейного  и  эмоционального
воздействия. Крупнейшее произв. К.- трагедия "Андромаха" (соч.  1809-19,
пост. 1827). Написанная  архаизированным  языком,  сохранявшая  основные
элементы классицистской формы, трагедия вместе с тем во мн. была связана
с новаторскими устремлениями рус. романтизма.  Восприняв  античный  эпос
как реальный историч. материал, К. создал цельные и стихийные  характеры
героев,  надел„нных  естеств.  силой  чувств,  нравственным   мужеством,
непреложной потребностью действия.  Трагедию  "Андромаха"  высоко  ценил
Пушкин.
   К.  был  соратником  Грибоедова  в  борьбе  за  народность   и   нац.
самобытность лит-ры. В 1817 ими  (при  преобладающем  участии  К.)  была
написана  комедия  "Студент",  высмеивавшая  Н.  М.  Карамзина,  В.   А.
Жуковского  и  всю  эстетику  чувствит.,  салонного   иск-ва.   Сатирич.
изображением быта и нравов,  индивидуализацией  и  жизненным  опрощением
языка, бытовой характерностью образов пьеса "Студент"  обозначила  новый
этап развития рус. комедии.  В  1821  К.  осуществил  переделку  комедии
"Злой" франц. драматурга Грессе, написав на е„ основе  пьесу  "Сплетни".
К. изменил общую идею франц. комедии,  направив  е„  на  обличение  рус.
дворянского общества, вв„л реалистич. бытовые черты; язык этой пьесы  во
многом подготовил язык "Горя от ума".
   К. считал, что предмет театр. иск-ва - человек, "человек в действии".
Драматург и акт„р  должны  "пружины  сего  действия,  нравы,  чувства  и
страсти изобразить верно, сильно и горячо" (см. "Размышления и разборы",
"Литературная газета", 1830, јј 32, 40, 43, 44, 50, 51). Вместе с тем К.
требовал от  исполнителя  сдержанности,  героич.  приподнятости,  умения
сочетать  поэтич.  огонь,  пылкость   чувств,   естественность   сценич.
поведения  со   строгим   отбором   выразит.   средств,   облагороженных
"просвещ„нным вкусом". Учениками  К.  были  В.  А.  Каратыгин  и  А.  М.
Колосова (Каратыгина).
   Соч.: Андромаха, СПБ, 1827; Сочинения и переводы в  стихах,  ч.  1-2,
СПБ, 1832; Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину, СПБ, 1911;  Письма  П.
А. Катенина к А. М. Колосовой, "Русская старина", 1893, т. 77, кн. 3, т.
78, кн. 4.
   Лит.: Письмо В. А. Каратыгина к П. А.  Катенину,  "Русская  старина",
1880, кн. 10, окт.; Каратыгин П.  А.,  Записки,  т.  1-2,  Л.,  1929-30;
Бертенсон С., Павел Александрович Катенин, СПБ,  1909;  [Орлов  В.  Н.],
Катенин, в кн.: История русской литературы, т. 6, М.-Л., 1953;
   Родина Т.М., Русское театральное искусство в  начале  XIX  века,  М.,
1961. Т. Р.
   КАТЛАП, Жан Микелевич (р. 14. X. 1907) - латышский советский акт„р  и
режисс„р. Нар.  арт.  Латв.  ССР  (1959).  Учился  на  драм.  курсах  Э.
Фельдмана. .С 1928-акт„р Нац. т-ра (ныне Т-р драмы Латв. ССР). РОЛИ: Дон
Карлос (1940); Крустынь,  Эдгар  ("Блудный  сын",  "В  огне"  Блаумана),
Мартин Иден (по Дж. Лондону, 1948), Шадрин ("Человек с  ружь„м",  1949),
Чацкий (1950), Тауринь ("К новому берегу" Лациса, 1954), Иосиф ("Иосиф и
его братья" Райниса, 1956), Оскар Клява ("Сын рыбака" Лациса,  Гос.  пр.
СССР, 1950), Отелло (1952). Сценич. образам  К.  свойственна  внутренняя
насыщенность, изящество внешнего рисунка,  романтич.  устремл„нность.  С
1948 выступает  как  режисс„р.  Пост.:  "Преступление  и  наказание"  по
Достоевскому (1957), "Гамлет" (1959).
   Лит.: TreimaniG G., Zanis Katlaps, в кн.: Teatris un dzive.  Almanahs
III, Riga, 1959, с. 165-92. К. К.
   KATOHA  (Katona),  Йожеф  (11.??.1791-16.IV.   1830)   -   венгерский
драматург. Основоположник венг. драматургии. Сын ремесленника, учился на
юридич. ф-те Пештского ун-та. В юности  увлекался  т-ром,  выступал  как
акт„р-любитель в бродячей труппе Л. Вида. Занимался переводами  пьес  А.
Коцебу. В 1813 написал историч. дилогию о  чеш.  нар.  герое  Яне  Жижке
("Жижка - вождь таборитов"), в 1814 - трагедию "Разрушение Иерусалима" и
комедию "Роза, или Наивное существо среди пауков". В 1815 К.  представил
на драматургич. конкурс, объявленный клужским журналом "Эрдейи  Музеум",
историч. драму в стихах  Банк-бан"  о  заговоре  венг.  дворян-патриотов
против нем. королевы Гертруды (13 в.). В отличие от других  драматургов,
обращавшихся к этой теме  (Ф.  Грильпарцер,  Ш.  Кишфалуди),  К.  создал
патриотич. и тираноборч. драму, отразившую противоречия совр. драматургу
эпохи ? содержавшую глубокие  социально-философские  обобщения.  Банк  -
наместник Венгрии - переживает мучительную внутр.  борьбу  между  долгом
перед корол„м и долгом перед  народом.  Остро  обличительную  социальную
направленность прида„т пьесе образ крепостного крестьянина  Тиборца.  К.
впервые показал на сцене характер человека из народа. Не получив  ответа
от жюри конкурса, К. в 1820 создал вторую  редакцию  пьесы,  к-рая  была
запрещена цензурой к постановке на сцене. В  ответ  на  это  К.  написал
памфлет "Почему в Венгрии  не  может  встать  на  ноги  драматургическое
искусство" (1821), но поняв  безуспешность  своей  борьбы,  К,  навсегда
отказывается  от  драматургич.  творчества  и  уезжает  в  родной  город
Кечкемет,  где  поступает  на  службу  в  гор.   управу.   К.   умер   в
безызвестности, так и не дождавшись постановки драмы "Банк-бан".  Спустя
3 года после его смерти  друг  К.-  акт„р  бродячего  т-ра  М.  Удвархеи
впервые поставил "Банк-бан" в свой бенефис в г. Кашша (ныне - Кошице). В
последующие годы она была пост. в различных  т-рахмн.  стран.  15  марта
1848 спектакль был исполнен по требованию восставшего народа в Нац. т-ре
в Пеште. В 1877 пьеса была пост. реж. Э. Паулаи. Впервые в освобожд„нной
Венгрии "Банк-бан" была пост. в  1945;  в  1953  пост.  в  Нац.  т-ре  в
Будапеште. За рубежом в этой пьесе в конце 19 в. выступал Т. Сальвини, в
1908 - е„ пост. М. Рейн-хардт. Венг. композитор Ф. Эркель написал  оперу
"Банк-бан",  к-рая  была  впервые  пост.  в  1861;  в   СССР   пост.   в
Новосибирском т-ре оперы и балета (1955) и в Большом т-ре (1958).
   Соч.: osszes muvei, kot. 1-2, Bdp., 1959. Лат.:  "Банк-бан",  в  кн.:
Классическая драматургия стран народной демократии, т. 2,  М.,  1955;  Г
ершкович А., И. Катона, М., 1960; Но г ? a t h I., Jegyzetek a Bank  ban
sorsarol, "Tanulmanyok", Bdp., 1956. А. Гер.

Страницы: «« « 1096   1097   1098   1099   1100   1101   1102   1103   1104  1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия