|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 » »» Лит.: X у ч у а П., Тбилисский гос. ордена Ленина театр оперы и
балета им. Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Л. Ив.
КВАРЕНГИ, Г в а р e н г и, Джакомо [20 или 21.IX.1744, близ Бергамо,
- 11(23).III.1817, Петербург] -архитектор. Крупный представитель рус.
классицизма последней четв. 18-нач. 19 вв. По нац. итальянец. С 1780 жил
и работал в России (преим. в Петербурге). Построил много разнообразных
зданий (городские и загородные дворцы, жилые дома, общественные и
садово-парковые сооружения). В 1783-87 К. создал в Петербурге Эрмитажный
театр - выдающееся произведение рус. и мировой театр. архитектуры.
Значит, интерес представляет его неосуществл„нный проект петерб.
Большого т-ра. Четыре фасада этого значит, по объему здания,
рассчитанного на обозрение со всех сторон, украшали монумент,
восьмиколонные портики. С большим мастерством были решены вестибюль,
двухсветное фойе с хорами, зрительный зал. В проекте грандиозного дворца
Н. П. Шереметева в Москве (90-е гг.) К. предусмотрел театр. корпус со
зрительным залом и сценой. К. принадлежат также проекты т-ра для г.
Бассано в Италии, павильона "Концертный зал" в Царском селе (1782) и
концертного зала в Зимнем дворце (нач. 1790-х гг.). И.Ф.
КВАРТАЛОВА, Антонина Ивановна [р. 17.11 (1.1 II). 1883] - русская
советская актриса. Отец К. (И. Г. Кварталов) и е„ сестра
(Кварталова-Пальмина) были провинц. акт„рами. К. окончила Моск. театр.
уч-ще. 13 лет дебютировала в моек. т-ре "Скоморох", с успехом сыграла
роль Анютки ("Власть тьмы", сезон 1896-97); исполнила эту роль более 100
раз. С 1896 в течение двух сезонов выступала в Моск. т-ре Корша (гл.
роль в водевиле "Я большая" Трофимова и др.). Затем (до 1936) работала в
провинции - Ярославле, Вильне, Казани, Киеве, Н.-Новгороде, Харькове,
Баку, Ульяновске и др. городах. С большой задушевностью и теплотой
играла К. роли порывистых. добрых, чутких женщин. Актриса настроения,
тонких нюансов, К. создала овеянные лиризмом образы страдающих женщин с
изломанной душой.
Роли: Купава ("Снегурочка"), Лариса ("Бесприданница"), Лидочка
("Свадьба Кречинского"), Лиза ("Дети солнца"), Анна Демби ("Кин"
Дюма-отца), Кэте и Раутендслсйн ("Одинокие" и "Потонувший колокол"
Гауптмана), Гедда, Агнес, Нора ("Гедда Габлер", "Брандт", "Кукольный
дом" Ибсена), Роксана ("Сирано де Бержерак"), Кити и Мари ("Гибель
Содома" и "Родина" Зудермана), Вера Мирцева (о.п. Ур-ванцова), Мария
("Крик жизни" Шницлера), Бронка ("Снег" Пшибышевского), Паула ("Вторая
жена" Пинеро), Елена Николаевна ("Ревность" Арцыбашева), Мария Антоновна
("Злая яма" Фоломеева).
Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого" М., 1952, с. 145-90. E. M.
КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четв„ртый) - ансамбль из
4 музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K.
бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт или меццо-сопрано,
тенор, бас); они исполняются как самостоят. произв. камерной BOK. музыки
и как отдельные номера (части) более крупных форм, напр. оперы,
оратории. Особенно часто К. используются в операх, где служат дл
одновременного выражения чувств и мыслей нескольких героев (т. н.
"квартеты согласия"- из "Ивана Сусанина" Глинки, "Царской невесты"
Рим-ского-Корсакова, "квартеты разногласия" - из "Риголетто" Верди).
BOK. партии оперных К. тонко индивидуализированы, иногда они делятся на
две группы, контрастные друг другу по настроению (К. 1-го акта "Евгения
Онегина" - партии Ольги и Татьяны как бы противопоставлены партиям
Лариной и Няни).
Лит.: Ч„рная Е., Ансамбли, в е„ кн.: Опера, М. 1961, с. 107; Друскин
М., Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы, М.,
1952. Р. Л.
КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый) - ансамбль из 5
музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K.
встречается гл. обр. в операх как законченный номер. Часто используется
как форма осмысления и обобщения событий (К. в операх "Пиковая дама",
"Руслан и Людмила", "Свадьба Фигаро") и экспозиции, для характеристики
действ, лиц (К. во 2-м действии "Кармен"). Пример комич. К.- в опере
"Черевички" Чайковского (К. поклонников Солохи).
Лит.: Ч„рная E., Ансамбли, в ее кн.: Опера, М., 1961, с. 107; Д p у с
к и н М-, Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы,
М., 1952. Р. Л.
КВЙСТГОР (Qvistgard), Берта (р.11.VIII.1910)- датская актриса. По
окончании школы при Королевском т-ре (Копенгаген) в 1933 дебютировала в
этом т-ре. Работала в разл. копенгагенских труппах ("Дагмар-театр",
Народный т-р, "Риддерсален", "Аллесенен", "Фредериксбергтеатр"). С
1957-актриса Нового т-ра. Для К. характерно стремление к глубокой и
подлинно современной трактовке роли, к созданию сложных и остро
драматич. образов, воплощающих нравственные и социальные конфликты
эпохи. Роли: Эва ("Всадник" Браннера), Карин ("Человек без души"
Лагер-квиста), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга), Кандида (о. п. Шоу),
Элизабет ("Охота на ведьм" Миллера), Катюша ("Воскресение" по Л.
Толстому), Аркадина ("Чайка"). В 1956 К. выступила как режисс„р, пост.
"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккетта и др. Впервые в Дании пост. (в
1961) спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", в к-ром сыграла
роль Турусиной. К.- прогрессивный обществ, деятель, принимает активное
участие в движении сторонников мира. Вл. М.
КВИТКА, Григорий Ф„дорович (псевдоним -Ос-новьяненко Грицко)
[18(29).XI.1778- 8(20). VI 11.18431 - украинский писатель и драматург.
К. род. в селе Основе под Харьковом (отсюда его псевдоним) в семье
помещика. В 1804-06 участвовал в спектаклях домашнего крепостного т-ра,
брал себе роли "самые вес„лые и трудные". Был нек-рое время послушником
монастыря. Лит. деятельность начал в 1816. Принимал активное участие в
культурной и лит. жизни Харькова; в 1812 способствовал организации в
Харькове т-ра, входил в состав редакции "Украинского вестника" (1816), в
к-ром печатал свои стихи и заметки о т-ре. В 1821 К. помог полтавской
труппе, в к-рой был Щепкин, впервые поставить в Харькове
"Наталку-Полтавку" Котляревского. К. развивал реалистич. демократич.
традиции рус. и укр. театр. иск-ва. Драматургич. деятельность начал в
1827 (писал на рус. и укр. яз.), написав комедию "Приезжий из столицы,
или Суматоха в уездном городе". Комедия "Дворянские выборы" (соч.
1ч.-1829,2ч.- 1830), разоблачающая разложение поместного дворянства,
была запрещена к постановке. Широкую известность получили и до наст.
времени сохраняются в репертуаре комедии "Сватанье на Гончаровке" (1836,
труппа Л. Ю. Млотковского) и "Шельменко-денщик" (соч. 1837, пост. 1840,
там же), в к-рой К. развил типич. образ волостного писаря-проходимца,
Страницы: «« « 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |