Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113  1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123  » »»

   Лит.: X у ч у а П., Тбилисский  гос.  ордена  Ленина  театр  оперы  и
балета им. Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Л. Ив.
   КВАРЕНГИ, Г в а р e н г и, Джакомо [20 или 21.IX.1744, близ  Бергамо,
- 11(23).III.1817, Петербург] -архитектор.  Крупный  представитель  рус.
классицизма последней четв. 18-нач. 19 вв. По нац. итальянец. С 1780 жил
и работал в России (преим. в Петербурге). Построил  много  разнообразных
зданий (городские  и  загородные  дворцы,  жилые  дома,  общественные  и
садово-парковые сооружения). В 1783-87 К. создал в Петербурге Эрмитажный
театр - выдающееся  произведение  рус.  и  мировой  театр.  архитектуры.
Значит,  интерес  представляет  его  неосуществл„нный   проект   петерб.
Большого  т-ра.  Четыре  фасада  этого   значит,   по   объему   здания,
рассчитанного  на  обозрение  со   всех   сторон,   украшали   монумент,
восьмиколонные портики. С большим  мастерством  были  решены  вестибюль,
двухсветное фойе с хорами, зрительный зал. В проекте грандиозного дворца
Н. П. Шереметева в Москве (90-е гг.) К. предусмотрел  театр.  корпус  со
зрительным залом и сценой. К. принадлежат  также  проекты  т-ра  для  г.
Бассано в Италии, павильона "Концертный зал" в  Царском  селе  (1782)  и
концертного зала в Зимнем дворце (нач. 1790-х гг.). И.Ф.
   КВАРТАЛОВА, Антонина Ивановна [р. 17.11 (1.1  II).  1883]  -  русская
советская  актриса.  Отец   К.   (И.   Г.   Кварталов)   и   е„   сестра
(Кварталова-Пальмина) были провинц. акт„рами. К. окончила  Моск.  театр.
уч-ще. 13 лет дебютировала в моек. т-ре "Скоморох",  с  успехом  сыграла
роль Анютки ("Власть тьмы", сезон 1896-97); исполнила эту роль более 100
раз. С 1896 в течение двух сезонов выступала в  Моск.  т-ре  Корша  (гл.
роль в водевиле "Я большая" Трофимова и др.). Затем (до 1936) работала в
провинции - Ярославле, Вильне, Казани,  Киеве,  Н.-Новгороде,  Харькове,
Баку, Ульяновске и др.  городах.  С  большой  задушевностью  и  теплотой
играла К. роли порывистых. добрых, чутких  женщин.  Актриса  настроения,
тонких нюансов, К. создала овеянные лиризмом образы страдающих женщин  с
изломанной душой.
   Роли:  Купава  ("Снегурочка"),  Лариса   ("Бесприданница"),   Лидочка
("Свадьба  Кречинского"),  Лиза  ("Дети  солнца"),  Анна  Демби   ("Кин"
Дюма-отца), Кэте  и  Раутендслсйн  ("Одинокие"  и  "Потонувший  колокол"
Гауптмана), Гедда, Агнес, Нора  ("Гедда  Габлер",  "Брандт",  "Кукольный
дом" Ибсена), Роксана ("Сирано  де  Бержерак"),  Кити  и  Мари  ("Гибель
Содома" и "Родина" Зудермана), Вера  Мирцева  (о.п.  Ур-ванцова),  Мария
("Крик жизни" Шницлера), Бронка ("Снег" Пшибышевского),  Паула  ("Вторая
жена" Пинеро), Елена Николаевна ("Ревность" Арцыбашева), Мария Антоновна
("Злая яма" Фоломеева).
   Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого" М., 1952, с. 145-90. E. M.
   КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четв„ртый) - ансамбль  из
4 музыкантов-исполнителей (вокалистов или  инструменталистов).  BOK.  K.
бывают женские, мужские, смешанные  (сопрано,  альт  или  меццо-сопрано,
тенор, бас); они исполняются как самостоят. произв. камерной BOK. музыки
и  как  отдельные  номера  (части)  более  крупных  форм,  напр.  оперы,
оратории. Особенно  часто  К.  используются  в  операх,  где  служат  дл
одновременного выражения  чувств  и  мыслей  нескольких  героев  (т.  н.
"квартеты согласия"-  из  "Ивана  Сусанина"  Глинки,  "Царской  невесты"
Рим-ского-Корсакова, "квартеты разногласия"  -  из  "Риголетто"  Верди).
BOK. партии оперных К. тонко индивидуализированы, иногда они делятся  на
две группы, контрастные друг другу по настроению (К. 1-го акта  "Евгения
Онегина" - партии Ольги  и  Татьяны  как  бы  противопоставлены  партиям
Лариной и Няни).
   Лит.: Ч„рная Е., Ансамбли, в е„ кн.: Опера, М. 1961, с. 107;  Друскин
М., Ансамбль, в его кн.:  Вопросы  музыкальной  драматургии  оперы,  М.,
1952. Р. Л.
   КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый) -  ансамбль  из  5
музыкантов-исполнителей  (вокалистов  или  инструменталистов).  BOK.  K.
встречается гл. обр. в операх как законченный номер. Часто  используется
как форма осмысления и обобщения событий (К. в  операх  "Пиковая  дама",
"Руслан и Людмила", "Свадьба Фигаро") и экспозиции,  для  характеристики
действ, лиц (К. во 2-м действии "Кармен"). Пример  комич.  К.-  в  опере
"Черевички" Чайковского (К. поклонников Солохи).
   Лит.: Ч„рная E., Ансамбли, в ее кн.: Опера, М., 1961, с. 107; Д p у с
к и н М-, Ансамбль, в его кн.: Вопросы  музыкальной  драматургии  оперы,
М., 1952. Р. Л.
   КВЙСТГОР (Qvistgard), Берта  (р.11.VIII.1910)-  датская  актриса.  По
окончании школы при Королевском т-ре (Копенгаген) в 1933 дебютировала  в
этом т-ре. Работала  в  разл.  копенгагенских  труппах  ("Дагмар-театр",
Народный  т-р,  "Риддерсален",  "Аллесенен",  "Фредериксбергтеатр").   С
1957-актриса Нового т-ра. Для К.  характерно  стремление  к  глубокой  и
подлинно  современной  трактовке  роли,  к  созданию  сложных  и   остро
драматич.  образов,  воплощающих  нравственные  и  социальные  конфликты
эпохи.  Роли:  Эва  ("Всадник"  Браннера),  Карин  ("Человек  без  души"
Лагер-квиста), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга),  Кандида  (о.  п.  Шоу),
Элизабет  ("Охота  на  ведьм"  Миллера),  Катюша  ("Воскресение"  по  Л.
Толстому), Аркадина ("Чайка"). В 1956 К. выступила как  режисс„р,  пост.
"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккетта и др. Впервые в  Дании  пост.  (в
1961) спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", в к-ром  сыграла
роль Турусиной. К.- прогрессивный обществ, деятель,  принимает  активное
участие в движении сторонников мира. Вл. М.
   КВИТКА,  Григорий   Ф„дорович   (псевдоним   -Ос-новьяненко   Грицко)
[18(29).XI.1778- 8(20). VI 11.18431 - украинский писатель  и  драматург.
К. род. в селе Основе под  Харьковом  (отсюда  его  псевдоним)  в  семье
помещика. В 1804-06 участвовал в спектаклях домашнего крепостного  т-ра,
брал себе роли "самые вес„лые и трудные". Был нек-рое время  послушником
монастыря. Лит. деятельность начал в 1816. Принимал активное  участие  в
культурной и лит. жизни Харькова; в  1812  способствовал  организации  в
Харькове т-ра, входил в состав редакции "Украинского вестника" (1816), в
к-ром печатал свои стихи и заметки о т-ре. В 1821  К.  помог  полтавской
труппе,   в   к-рой   был   Щепкин,   впервые   поставить   в   Харькове
"Наталку-Полтавку" Котляревского.  К.  развивал  реалистич.  демократич.
традиции рус. и укр. театр. иск-ва. Драматургич.  деятельность  начал  в
1827 (писал на рус. и укр. яз.), написав комедию "Приезжий  из  столицы,
или Суматоха  в  уездном  городе".  Комедия  "Дворянские  выборы"  (соч.
1ч.-1829,2ч.- 1830),  разоблачающая  разложение  поместного  дворянства,
была запрещена к постановке. Широкую известность  получили  и  до  наст.
времени сохраняются в репертуаре комедии "Сватанье на Гончаровке" (1836,
труппа Л. Ю. Млотковского) и "Шельменко-денщик" (соч. 1837, пост.  1840,
там же), в к-рой К. развил типич.  образ  волостного  писаря-проходимца,

Страницы: «« « 1105   1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113  1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия