Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 » »» Лит.: X у ч у а П., Тбилисский гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Л. Ив. КВАРЕНГИ, Г в а р e н г и, Джакомо [20 или 21.IX.1744, близ Бергамо, - 11(23).III.1817, Петербург] -архитектор. Крупный представитель рус. классицизма последней четв. 18-нач. 19 вв. По нац. итальянец. С 1780 жил и работал в России (преим. в Петербурге). Построил много разнообразных зданий (городские и загородные дворцы, жилые дома, общественные и садово-парковые сооружения). В 1783-87 К. создал в Петербурге Эрмитажный театр - выдающееся произведение рус. и мировой театр. архитектуры. Значит, интерес представляет его неосуществл„нный проект петерб. Большого т-ра. Четыре фасада этого значит, по объему здания, рассчитанного на обозрение со всех сторон, украшали монумент, восьмиколонные портики. С большим мастерством были решены вестибюль, двухсветное фойе с хорами, зрительный зал. В проекте грандиозного дворца Н. П. Шереметева в Москве (90-е гг.) К. предусмотрел театр. корпус со зрительным залом и сценой. К. принадлежат также проекты т-ра для г. Бассано в Италии, павильона "Концертный зал" в Царском селе (1782) и концертного зала в Зимнем дворце (нач. 1790-х гг.). И.Ф. КВАРТАЛОВА, Антонина Ивановна [р. 17.11 (1.1 II). 1883] - русская советская актриса. Отец К. (И. Г. Кварталов) и е„ сестра (Кварталова-Пальмина) были провинц. акт„рами. К. окончила Моск. театр. уч-ще. 13 лет дебютировала в моек. т-ре "Скоморох", с успехом сыграла роль Анютки ("Власть тьмы", сезон 1896-97); исполнила эту роль более 100 раз. С 1896 в течение двух сезонов выступала в Моск. т-ре Корша (гл. роль в водевиле "Я большая" Трофимова и др.). Затем (до 1936) работала в провинции - Ярославле, Вильне, Казани, Киеве, Н.-Новгороде, Харькове, Баку, Ульяновске и др. городах. С большой задушевностью и теплотой играла К. роли порывистых. добрых, чутких женщин. Актриса настроения, тонких нюансов, К. создала овеянные лиризмом образы страдающих женщин с изломанной душой. Роли: Купава ("Снегурочка"), Лариса ("Бесприданница"), Лидочка ("Свадьба Кречинского"), Лиза ("Дети солнца"), Анна Демби ("Кин" Дюма-отца), Кэте и Раутендслсйн ("Одинокие" и "Потонувший колокол" Гауптмана), Гедда, Агнес, Нора ("Гедда Габлер", "Брандт", "Кукольный дом" Ибсена), Роксана ("Сирано де Бержерак"), Кити и Мари ("Гибель Содома" и "Родина" Зудермана), Вера Мирцева (о.п. Ур-ванцова), Мария ("Крик жизни" Шницлера), Бронка ("Снег" Пшибышевского), Паула ("Вторая жена" Пинеро), Елена Николаевна ("Ревность" Арцыбашева), Мария Антоновна ("Злая яма" Фоломеева). Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого" М., 1952, с. 145-90. E. M. КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четв„ртый) - ансамбль из 4 музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K. бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт или меццо-сопрано, тенор, бас); они исполняются как самостоят. произв. камерной BOK. музыки и как отдельные номера (части) более крупных форм, напр. оперы, оратории. Особенно часто К. используются в операх, где служат дл одновременного выражения чувств и мыслей нескольких героев (т. н. "квартеты согласия"- из "Ивана Сусанина" Глинки, "Царской невесты" Рим-ского-Корсакова, "квартеты разногласия" - из "Риголетто" Верди). BOK. партии оперных К. тонко индивидуализированы, иногда они делятся на две группы, контрастные друг другу по настроению (К. 1-го акта "Евгения Онегина" - партии Ольги и Татьяны как бы противопоставлены партиям Лариной и Няни). Лит.: Ч„рная Е., Ансамбли, в е„ кн.: Опера, М. 1961, с. 107; Друскин М., Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы, М., 1952. Р. Л. КВИНТЕТ (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый) - ансамбль из 5 музыкантов-исполнителей (вокалистов или инструменталистов). BOK. K. встречается гл. обр. в операх как законченный номер. Часто используется как форма осмысления и обобщения событий (К. в операх "Пиковая дама", "Руслан и Людмила", "Свадьба Фигаро") и экспозиции, для характеристики действ, лиц (К. во 2-м действии "Кармен"). Пример комич. К.- в опере "Черевички" Чайковского (К. поклонников Солохи). Лит.: Ч„рная E., Ансамбли, в ее кн.: Опера, М., 1961, с. 107; Д p у с к и н М-, Ансамбль, в его кн.: Вопросы музыкальной драматургии оперы, М., 1952. Р. Л. КВЙСТГОР (Qvistgard), Берта (р.11.VIII.1910)- датская актриса. По окончании школы при Королевском т-ре (Копенгаген) в 1933 дебютировала в этом т-ре. Работала в разл. копенгагенских труппах ("Дагмар-театр", Народный т-р, "Риддерсален", "Аллесенен", "Фредериксбергтеатр"). С 1957-актриса Нового т-ра. Для К. характерно стремление к глубокой и подлинно современной трактовке роли, к созданию сложных и остро драматич. образов, воплощающих нравственные и социальные конфликты эпохи. Роли: Эва ("Всадник" Браннера), Карин ("Человек без души" Лагер-квиста), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга), Кандида (о. п. Шоу), Элизабет ("Охота на ведьм" Миллера), Катюша ("Воскресение" по Л. Толстому), Аркадина ("Чайка"). В 1956 К. выступила как режисс„р, пост. "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккетта и др. Впервые в Дании пост. (в 1961) спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", в к-ром сыграла роль Турусиной. К.- прогрессивный обществ, деятель, принимает активное участие в движении сторонников мира. Вл. М. КВИТКА, Григорий Ф„дорович (псевдоним -Ос-новьяненко Грицко) [18(29).XI.1778- 8(20). VI 11.18431 - украинский писатель и драматург. К. род. в селе Основе под Харьковом (отсюда его псевдоним) в семье помещика. В 1804-06 участвовал в спектаклях домашнего крепостного т-ра, брал себе роли "самые вес„лые и трудные". Был нек-рое время послушником монастыря. Лит. деятельность начал в 1816. Принимал активное участие в культурной и лит. жизни Харькова; в 1812 способствовал организации в Харькове т-ра, входил в состав редакции "Украинского вестника" (1816), в к-ром печатал свои стихи и заметки о т-ре. В 1821 К. помог полтавской труппе, в к-рой был Щепкин, впервые поставить в Харькове "Наталку-Полтавку" Котляревского. К. развивал реалистич. демократич. традиции рус. и укр. театр. иск-ва. Драматургич. деятельность начал в 1827 (писал на рус. и укр. яз.), написав комедию "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе". Комедия "Дворянские выборы" (соч. 1ч.-1829,2ч.- 1830), разоблачающая разложение поместного дворянства, была запрещена к постановке. Широкую известность получили и до наст. времени сохраняются в репертуаре комедии "Сватанье на Гончаровке" (1836, труппа Л. Ю. Млотковского) и "Шельменко-денщик" (соч. 1837, пост. 1840, там же), в к-рой К. развил типич. образ волостного писаря-проходимца, Страницы: «« « 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |