Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1112   1113   1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120  1121   1122   1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130  » »»

1842, Париж) - композитор. По происхождению  итальянец,  сыграл  значит,
роль в  истории  франц.  музыки.  Член  Ин-та  Франции  (с  1815).  Муз.
образование получил в Болонье у Дж. Сарти. Первоначально выдвинулся  как
автор итал. опер-сериа и опер-буффа. С 1784 был придворным  композитором
в  Лондоне,  в  1786  переселился  в  Париж.  Был  одним  из   виднейших
представителей муз. иск-ва эпохи франц. бурж. революции конца  18  в.  В
Париже К. написал 14 опер на франц. тексты, в т. ч.  "Лодоиска"  (1791),
"Элиза" (1794), "Два дня"  (1800,  в  России  и  Германии  известна  под
названием "Водовоз").  Эти  произв.  знаменовали  возникновение  нового,
героич. жанра, т. н. "оперы  спасения"  в  к-рой  нашли  отражение  идеи
борьбы с тиранией. Высокой  патетикой  насыщены  оперы  К.  на  античные
сюжеты "Медея" (1797) и "Анакреон" (1803) - образцы оперного классицизма
революц. эпохи. В сво„м творчестве К. развивал принципы оперного  иск-ва
X. В.  Глюка.  Драматич.  пафос  сочетался  в  его  операх  с  клас-сич.
простотой и законченностью стиля,  с  широтой  симфонически  обогащ„нных
оперных  форм.  К.  один  из  первых  вв„л  в  муз.  язык  героич.  опер
народно-песенные мелодии. В 1789-92  К.  дирижировал  спектаклями  итал.
оперной труппы т. н. "буффонов". С 1795- один из инспекторов, с  1816  -
профессор, с  1822-  директор  Парижской  консерватории.  Творчество  К.
отличается  мелодич.  ясностью,  мастерством  полифонии  и  оркестровки,
выразительностью муз. декламации. Музыку К.  высоко  ценили  Бетховен  и
Глинка.
   К.  принадлежат  также  оперы:  "Квинт  Фабий"  (1780,  Александрия),
"Адриан в Сирии" (1782, Ливорно), "Деметрий" (1785,  Лондон,)  "Демофон"
(1788,  Париж),  "Фаниска"  (1806,  Вена),  "Пигмалион"  (1809,  Париж),
"Абенсераги" (1813, там же), "Али Баба, или  Сорок  разбойников"  (1833,
там же) и др., мн. вок. и инструмент, соч.
   Лит.: Асафьев  Б.  (Игорь  Глебов),  Глинка,  [2  изд.  ],  М.,  1950
(гл.Добавление); Т ь е  р  с  о  Ж.,  Песни  и  празднества  французской
революции, пер. с франц., М., 1933; Р а-диге А.,  Французские  музыканты
эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Н о h е  n
е m-s er R., Luigi Cherubini, sein Leben und seine  Werke,  Lpz.,  1813;
Quatrelles L'Epin eM..Cherubini (1760-1842). Notes et documents inedits,
Lille, 1913; S с h 1 i t z е r F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954.
   "КЕТО И КОТЭ" - комическая опера В. Долид' зе (либр.  композитора  по
пьесе А. Цагарели "Ханума", переработано И. Гришашвилн).'Пост.  11  дек.
1919, Тифлис (дириж„р Столерман, реж. Цуцунава, худ. Зальцман).  В  1924
пост. в Москве Оперным т-ром Зимина (дириж„р  Штей-ман,  реж.  Цуцунава,
худ Маторин, балетм. Симонов; Ле-ван - Головин, Маро - Маркитан, Котэ  -
Великанов, Макар - Суходольский, К его - Лисичкина, Сако - Светлов, Сико
- Палачев, Барбале - Шелудковская, Бабуси - Мензбир). В 1937 пост. Т-ром
оперы и балета им. Палиашвили на декаде груз. иск-ва в  Москве  (дириж„р
Азмайпара-швили, реж. Патаридэе, худ.  Гудиашвили,  балетм.  Сухи-швили,
хормейстер П. Палиашвили; Леван- Гамрекели, Маро - Давиташвили,  Котэ  -
Кварелашвили, Макар - Исец-кий,  Кето  -  Накашидзе,  Сако  -  Кавсадзе,
Сико-Сванидзе, Барбале - Сухиашвили, Бабуси - Степанян).  В  1950  пост.
Моск. муз. т-ром им. Станиславского и  Немировича-Дан-ченко  (нов.  рус.
текст С. Болотина и Т. Сикорской, новые муз. номера В. Мурадели, дириж„р
Шавердов, пост. Канделаки.  реж.  Кемарская,  худ.  Айвазян,  хормейстер
Степанов, балетм. Сухишвили; Леван - Ильинский, Маро - Борисова, Макар -
Степанов, Котэ - Матвеев,  Кето  -  Юдина,  Барбале  -  Янко,  Кабато  -
Росницкая, Сако - Федосов, Сн-ко - Донец, Дареджан - Кузнецова). Пост. в
др. городах Сов. Союза: Киев (1938), Свердловск (1940), Воронеж  (1940),
Ташкент (1941), Ереван (1948), Ленинград (1950), Куйбышев (1950), Одесса
(1955) и др. ff, Г р.
   КЕТУРАКИС (наст. фам.- Вилкутайтис),  Юозас  (1.  III.  1864-1913)  -
литовский драматург. Автор пьесы "Америка в бане"  (1895),  показывающей
тяж„лую  жизнь  лит.  крестьян  в  конце  19  в.  Яркие  образы,  острая
сатиричность обеспечили этой пьесе широкую популярность. В. М.
      К‚ТЧЕР,    Николай    Христофорович    (1809-86)     -     русский
писатель-переводчик. Окончил Моск.  меди-ко-хирургич.  академию  (1829).
Занимал различные  врачебно-административные  посты.  К.  был  близок  с
литераторами и акт„рами (в частности,  со  Щепкиным),  входил  в  кружок
Белинского и Станкевича, дружил с Герценом, Огар„вым, хотя  не  разделял
их политич. взглядов. В 1840-79 переводит пьесы Шекспира,  известные  до
этого гл. обр.  в  переделках,  поставив  своей  целью  ознакомить  рус.
публику со  всеми  произв.  великого  драматурга.  Однако  переводы  К.,
стремившегося к скрупул„зной точности, были лишены поэтичности и в  т-ре
ставились редко. К. принадлежат также переводы пьес Шиллера "Разбойники"
(1828) и "Заговор Фиеско"  (1830).  Принимал  участие  в  редактировании
собр. соч. В. Г. Белинского (для изд-ва Солдат„нкова).
   Лит.; Шекспир. Пер. с англ. Н. Кетчера, ч. 1, ?., 1841;
   Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. Н. Кетчера,  ч.  ?-??,
М., 1862-1879; Панаев И. И.,  Литературные  воспоминания,  М.-Л.,  1950;
Станкевич А. В., Николай Христофорович Кетчер, М., 1887. Ю, Д,
   "КЕЧ‚К" - шут, скоморох, комик, участник народного  зрелища  абхазцев
("кечекьра"  -  шутовство).  "Кечекьра"  (или   "самакуа"   у   бзыбцев)
устраивалась б. ч. ночью, накануне годовщины  по  покойному.  Комические
представления "К." должны были веселить  родных  и  гостей,  съехавшихся
издалека.
   "Кечекьра" устраивалась во дворе. Выступления "К." обычно  начинались
с шествия быков, пожертвованных родственниками покойного для  пиршества.
"К." были одеты в разноцветные смешные платья, среди них были женщины  и
мужчины. В качестве текста для представления  использовались  популярные
комич. повести (напр., "Куач-ипа Мстаф"  народного  сатирика-певца  Жана
Ачба о сватовстве разорившегося дворянина  к  хромой,  глухой  и  глупой
вдове). В  импровизированных  представлениях,  являвшихся,  в  сущности,
инсценировкой  в  лицах,  "К."  обычно  высмеивали  отрицательные  черты
близкого зрителям быта, нек-рые из них содержали  сатирические  элементы
(напр.,  представление  о  дворянине,  к-рый   служит   переводчиком   у
начальника  полиции  и  обирает  крестьян,  обращающихся   к   нему   за
покровительством). "К." обычно имитировали  известных  зрителям,  подчас
присутствующих тут же людей, высмеивали скупость, жадность, самодурство,
невежество и т. д. "К." выступали с куклами ("акенджи"),  прикрепленными
к пальцам на ш„лковых ниточках и танцующими под аккомпанемент  чонгу-ри,
на к-ром играли "К.". В годы перед установлением Сов. власти  в  Абхазии
популярностью пользовались "К.":
   Адгягу Гунджиа, Шьяабан Сангулиа, Чагуа Кинтуш, Адлей Астана,  Накопи
Смил, негр Арап Гагу, женщины-"К.":
   Плиапха Сааида, Шлар-пха Жамжважу.

Страницы: «« « 1112   1113   1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120  1121   1122   1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия