|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 » »» 1842, Париж) - композитор. По происхождению итальянец, сыграл значит,
роль в истории франц. музыки. Член Ин-та Франции (с 1815). Муз.
образование получил в Болонье у Дж. Сарти. Первоначально выдвинулся как
автор итал. опер-сериа и опер-буффа. С 1784 был придворным композитором
в Лондоне, в 1786 переселился в Париж. Был одним из виднейших
представителей муз. иск-ва эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. В
Париже К. написал 14 опер на франц. тексты, в т. ч. "Лодоиска" (1791),
"Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России и Германии известна под
названием "Водовоз"). Эти произв. знаменовали возникновение нового,
героич. жанра, т. н. "оперы спасения" в к-рой нашли отражение идеи
борьбы с тиранией. Высокой патетикой насыщены оперы К. на античные
сюжеты "Медея" (1797) и "Анакреон" (1803) - образцы оперного классицизма
революц. эпохи. В сво„м творчестве К. развивал принципы оперного иск-ва
X. В. Глюка. Драматич. пафос сочетался в его операх с клас-сич.
простотой и законченностью стиля, с широтой симфонически обогащ„нных
оперных форм. К. один из первых вв„л в муз. язык героич. опер
народно-песенные мелодии. В 1789-92 К. дирижировал спектаклями итал.
оперной труппы т. н. "буффонов". С 1795- один из инспекторов, с 1816 -
профессор, с 1822- директор Парижской консерватории. Творчество К.
отличается мелодич. ясностью, мастерством полифонии и оркестровки,
выразительностью муз. декламации. Музыку К. высоко ценили Бетховен и
Глинка.
К. принадлежат также оперы: "Квинт Фабий" (1780, Александрия),
"Адриан в Сирии" (1782, Ливорно), "Деметрий" (1785, Лондон,) "Демофон"
(1788, Париж), "Фаниска" (1806, Вена), "Пигмалион" (1809, Париж),
"Абенсераги" (1813, там же), "Али Баба, или Сорок разбойников" (1833,
там же) и др., мн. вок. и инструмент, соч.
Лит.: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950
(гл.Добавление); Т ь е р с о Ж., Песни и празднества французской
революции, пер. с франц., М., 1933; Р а-диге А., Французские музыканты
эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Н о h е n
е m-s er R., Luigi Cherubini, sein Leben und seine Werke, Lpz., 1813;
Quatrelles L'Epin eM..Cherubini (1760-1842). Notes et documents inedits,
Lille, 1913; S с h 1 i t z е r F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954.
"КЕТО И КОТЭ" - комическая опера В. Долид' зе (либр. композитора по
пьесе А. Цагарели "Ханума", переработано И. Гришашвилн).'Пост. 11 дек.
1919, Тифлис (дириж„р Столерман, реж. Цуцунава, худ. Зальцман). В 1924
пост. в Москве Оперным т-ром Зимина (дириж„р Штей-ман, реж. Цуцунава,
худ Маторин, балетм. Симонов; Ле-ван - Головин, Маро - Маркитан, Котэ -
Великанов, Макар - Суходольский, К его - Лисичкина, Сако - Светлов, Сико
- Палачев, Барбале - Шелудковская, Бабуси - Мензбир). В 1937 пост. Т-ром
оперы и балета им. Палиашвили на декаде груз. иск-ва в Москве (дириж„р
Азмайпара-швили, реж. Патаридэе, худ. Гудиашвили, балетм. Сухи-швили,
хормейстер П. Палиашвили; Леван- Гамрекели, Маро - Давиташвили, Котэ -
Кварелашвили, Макар - Исец-кий, Кето - Накашидзе, Сако - Кавсадзе,
Сико-Сванидзе, Барбале - Сухиашвили, Бабуси - Степанян). В 1950 пост.
Моск. муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (нов. рус.
текст С. Болотина и Т. Сикорской, новые муз. номера В. Мурадели, дириж„р
Шавердов, пост. Канделаки. реж. Кемарская, худ. Айвазян, хормейстер
Степанов, балетм. Сухишвили; Леван - Ильинский, Маро - Борисова, Макар -
Степанов, Котэ - Матвеев, Кето - Юдина, Барбале - Янко, Кабато -
Росницкая, Сако - Федосов, Сн-ко - Донец, Дареджан - Кузнецова). Пост. в
др. городах Сов. Союза: Киев (1938), Свердловск (1940), Воронеж (1940),
Ташкент (1941), Ереван (1948), Ленинград (1950), Куйбышев (1950), Одесса
(1955) и др. ff, Г р.
КЕТУРАКИС (наст. фам.- Вилкутайтис), Юозас (1. III. 1864-1913) -
литовский драматург. Автор пьесы "Америка в бане" (1895), показывающей
тяж„лую жизнь лит. крестьян в конце 19 в. Яркие образы, острая
сатиричность обеспечили этой пьесе широкую популярность. В. М.
К‚ТЧЕР, Николай Христофорович (1809-86) - русский
писатель-переводчик. Окончил Моск. меди-ко-хирургич. академию (1829).
Занимал различные врачебно-административные посты. К. был близок с
литераторами и акт„рами (в частности, со Щепкиным), входил в кружок
Белинского и Станкевича, дружил с Герценом, Огар„вым, хотя не разделял
их политич. взглядов. В 1840-79 переводит пьесы Шекспира, известные до
этого гл. обр. в переделках, поставив своей целью ознакомить рус.
публику со всеми произв. великого драматурга. Однако переводы К.,
стремившегося к скрупул„зной точности, были лишены поэтичности и в т-ре
ставились редко. К. принадлежат также переводы пьес Шиллера "Разбойники"
(1828) и "Заговор Фиеско" (1830). Принимал участие в редактировании
собр. соч. В. Г. Белинского (для изд-ва Солдат„нкова).
Лит.; Шекспир. Пер. с англ. Н. Кетчера, ч. 1, ?., 1841;
Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. Н. Кетчера, ч. ?-??,
М., 1862-1879; Панаев И. И., Литературные воспоминания, М.-Л., 1950;
Станкевич А. В., Николай Христофорович Кетчер, М., 1887. Ю, Д,
"КЕЧ‚К" - шут, скоморох, комик, участник народного зрелища абхазцев
("кечекьра" - шутовство). "Кечекьра" (или "самакуа" у бзыбцев)
устраивалась б. ч. ночью, накануне годовщины по покойному. Комические
представления "К." должны были веселить родных и гостей, съехавшихся
издалека.
"Кечекьра" устраивалась во дворе. Выступления "К." обычно начинались
с шествия быков, пожертвованных родственниками покойного для пиршества.
"К." были одеты в разноцветные смешные платья, среди них были женщины и
мужчины. В качестве текста для представления использовались популярные
комич. повести (напр., "Куач-ипа Мстаф" народного сатирика-певца Жана
Ачба о сватовстве разорившегося дворянина к хромой, глухой и глупой
вдове). В импровизированных представлениях, являвшихся, в сущности,
инсценировкой в лицах, "К." обычно высмеивали отрицательные черты
близкого зрителям быта, нек-рые из них содержали сатирические элементы
(напр., представление о дворянине, к-рый служит переводчиком у
начальника полиции и обирает крестьян, обращающихся к нему за
покровительством). "К." обычно имитировали известных зрителям, подчас
присутствующих тут же людей, высмеивали скупость, жадность, самодурство,
невежество и т. д. "К." выступали с куклами ("акенджи"), прикрепленными
к пальцам на ш„лковых ниточках и танцующими под аккомпанемент чонгу-ри,
на к-ром играли "К.". В годы перед установлением Сов. власти в Абхазии
популярностью пользовались "К.":
Адгягу Гунджиа, Шьяабан Сангулиа, Чагуа Кинтуш, Адлей Астана, Накопи
Смил, негр Арап Гагу, женщины-"К.":
Плиапха Сааида, Шлар-пха Жамжважу.
Страницы: «« « 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |