Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1113   1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121  1122   1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  » »»

   Лит.: Лакербай М., Очерки  истории  абх.  театр.  искусства,  Сухуми,
1957; его ж е. Из истории абхазского театра,  Тбилиси,  1958  (на  груз.
яз.). М. Л.
   КИВАРДИНА, Валентина Тихоновна [р. 17(30).V. 1907]-русская  советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). В 1929 окончила студию Ю. М. Юрьева при
Ленингр.  академии,  т-ре  драмы.  В  том  же  году  начала  сценическую
деятельность в ленингр. т-ре Нар.  дома  (в  1930  был  слит  с  Красным
т-ром). Играла комедийно-характерные роли. С  1936  -  актриса  Большого
драм. т-ра в Ленинграде. Создание образа молодой  коммунистки  Наташи  в
кинотрилогии  о  Максиме  ("Юность  Максима",   "Возвращение   Максима",
"Выборгская  сторона")  способствовало  расширению  диапазона   актрисы.
Убедительно  показала  К.  духовное  перерождение   Варвары   Михайловны
("Дачники" Горького), Татьяны ("Разлом" Лаврен„ва), мужество  Энн  ("Джо
Келлер и его  сыновья"  Миллера),  душевную  силу  и  стойкость  Лидочки
("Свадьба Кречин-ского"), К. создала остро характерный образ Фурнач„-вой
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина).
   Другие  роли:  Поля  ("Мещане"),  Елизавета  (Достигаев  и  другие"),
Купавина ("Волки и овцы"), Королева  ("Дон  Кар-лос"),  Панова  ("Любовь
Яровая").
   Лит.: Аренштейн А., Образ Наташи. "Искусство кино", 1939, NQ 5: 3 о л
о т н и ц к и и Д., Горький на ленинградской сцене, в  кн.:  Театральный
альманах, Л.-М., 1948. С. Др.
   КИБКАЛО, Евгений Гаврилович (р.  12.11.  1932)  -  русский  советский
артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1959). В  1956  окончил  Моск.
консерваторию по классу пения В. М. Политковского. С 1955  -  стаж„р,  с
1956 - солист Большого т-ра.  К.  обладает  красивым,  звучным  голосом,
ярким драматич. дарованием. Особенно проявился талант  К.  в  операх  С.
Прокофьева "Война и мир" (Андрей  Болконский)  и  "Повесть  о  настоящем
человеке" (Алексей).
   Партии: Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Соколов ("Судьба
человека"  Дзержинского);  Онегин,  Елецкий;   Мизгирь   ("Снегурочка"),
Грязной; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро; Марсель ("Богема").
   Лит.: Кузнецова И., Евгений Кибкало, "Советская музыка", 1961, .ј  5,
с. 24-28. А. Ив.
   КИВ‚ЛИ (??????) [наст. фам. -Адриану (???????); р. 1887] -  греческая
актриса. Училась декламации в Афинах у  педагога  М.  Сигаласа.  Большое
влияние на формирование К. как актрисы оказал режисс„р т-ра "Неа  скини"
К. Христоманос. В 1901- 1906 выступала в т-ре "Неа скини", где исполнила
роли Едвиги ("Дикая утка" Ибсена),  Катарины  ("Укрощение  строптивой"),
Анютки ("Власть тьмы" Толстого) и др. В 1908 организовала труппу, состав
к-рой, как правило, заново формировался перед каждым сезоном. В  1908-11
К. успешно выступала в пьесах греч. драматургов;  роли:  Фотини  Сандрии
Рахиль (о. п. Ксенопулоса Каллиопи ("Искушение" Ксенопулоса),  в  пьесах
Д. Хорна, С. Меласа и др. Привлекательная внешность  и  сценич.  обаяние
К., гибкий и приятного  тембра  голос  способствовали  созданию  женских
образов, исполненных душевной чистоты и одухотвор„нности. В пьесах бурж.
драматургов К. иногда допускала излишнюю сентиментальность и прибегала к
штампам. Особое место в творчестве К. занимает исполнение ролей:  Катюши
Масловой  (по  роману  "Воскресение"  Толстого),  Мирандолины  ("Хозяйка
гостиницы"), Норы, Гедды Габлер (о. п. Ибсена), Маргариты Готье ("Дама с
камелиями" Дюма), Анфисы (о. п. Андреева), Ольги ("Три сестры"),  Фрекен
Юлии (о. п.  Стриндберга)  и  др.  В  1932-34  К.  выступала  в  труппе,
организованной совм. с  М.  Котопули,  в  ролях:  Марии  Стюарт  (о.  п.
Шиллера), Лавинии ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. В конце 30-х гг.
К. покинула сцену и вернулась лишь в нач. 50-х гг., участвуя в отдельных
постановках: графиня Вале-рена ("Тайна графини  Валерены"  Ксенопулоса),
Арка-дина ("Чайка"), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта).
   Лит.: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.
   КИВИ (Kivi), Алексис  (наст.  фам.-  Стенвалл,  Stenvall;  10.X.1834,
Нурмиярви,- 31.XII. 1872,  Тусу-ла)  -  финский  писатель  и  драматург.
Основоположник  финской  нац.  драматургии.  Род.  в   семье   сельского
портного. Посещал лекции ун-та  в  Хельсинки,  к-рый  не  окончил  из-за
материальных трудностей. Материальные заботы, травля офиц.  лит.  кругов
постоянно преследовали К. и в 1870 привели  к  психич.  расстройству.  В
дальнейшем почти вс„ время жил в деревне. Умер в нищете.
   Впервые  выступил  как  проф.  драматург   с   ро-мантич.   трагедией
"Куллерво" (первый вариант в 1860, второй - 1864), написанной по мотивам
нар. эпоса "Калевала". В этой трагедии, положившей  начало  формированию
нац.  фин.  драматургии,  К.  создал   образ   раба-мстителя   Куллерво,
восстающего против социального угнетения  и  несправедливости.  Премьера
трагедии состоялась 17 апр. 1882  в  Фин.  нац.  т-ре.  В  60-е  гг.  К.
сблизился с движением за  освобождение  Финляндии  от  швед.  влияния  в
области культуры, за полноправное развитие фин. языка.  Произв.  К.  тех
лет  отражали  идеи  этого  движения.   Комедия   "Сельские   сапожники"
("Сапожники Нумми", 1875, Фин. нац. т-р,  Хельсинки)  -  одно  из  самых
популярных произведений нац. драматургии. Построенная на острых сюжетных
положениях, комедия показывает жизнь фин. деревни, е„ быт и  нравы,  для
характеристики  героев  драматург   пользуется   сочным   нар.   языком,
добродушной шуткой. Герои пьесы  -  сапожник  Топиас,  его  упрямый,  но
добрый сын Эско,  проворная  хозяюшка  Марта  -  подлинно  нар.  образы.
Одноактная комедия "Помолвка" (1872, Финский т-р) перекликается по  теме
с "Сельскими сапожниками".  В  комедии  показано  столкновение  сельских
жителей с городом, с его разлагающей  бурж.  цивилизацией.  Сочувственно
относясь к сельским труженикам, автор  понимает,  что  гнев  его  героев
бессилен. Комедия отмечена  большим  мастерством  и  юмором,  многие  е„
выражения стали  в  Финляндии  нарицательными.  Пьеса  "Леа"  (1869)  на
библейский сюжет отличается реалистичностью  в  обрисовке  характеров  и
поэтичностью.
   К. принадлежат также стихотворная драма "Беглецы" (1867),  одноактная
пьеса "Ночь и день" (1866). Не законченные и  не  шедшие  при  жизни  К.
пьесы "Пивной поход  в  Шлеузлингене"  (1866),  "Лео  и  Лийна"  (1867),
"Канцио", "Проделки Селмы" (1869) и  "Мар-гарета"  (1871)  в  наст.  вр.
ставятся на фин. сцене.
   В  своих  пьесах  К.  стремится  найти  решение  обществ.  проблем  в
просвещении или религии. Пьесы
   К. сохраняются в репертуаре  совр.  т-ров  Финляндии,  переведены  на
иностр. языки.
   Соч.: Valitut teokset, 1-2, [Hels.],  1877-78;  Kootut  teokset,  osa
1-4, [Hels.], 1915-19, 3 pain., 1926-1928; в pvc. пер,- Сговор,  в  кн.:
Сборник финляндской литературы, П., 1917, с. 166-78; Сапожнигки Нумми, в

Страницы: «« « 1113   1114   1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121  1122   1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия