Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 » »» кн. Финская драматургия XIX-XX вв., Л.- М., 1960, с. 29-135; Помолвка, там же, с. 135-154; Сапожники Нумми, М., 1957. Лит.: Tarkiainen V., Aleksis Kivi. Elama ja teokset, Porvoo, 1915, 3 pain., 1916; Lehtonen J. V., Aleksis Kivi aikalaistensa arvastelemana, Hels., 1931 ; Aleksis Kivien satavuotismuisto, Hels., 1934 (статья V. Laurila); Kupiainen U., Huumori suomalaisessa kirjallisuudessa, l osa, Hels., 1939; Mina elan. Aleksis Kivi ajan kuvastimessa, Hels., 1945; Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus suomalaisen hengen vaiheita 1860-1940, l-2 osa, Hels., 1944-46; Elo P. E., Aleksis Kiven persoonallisuus, Por-vo - Hels., 1950; Koskenniemi V. A., Aleksis Kivi, 3 pain., Porvoo - Hels., [1954]; Финская драматургия XIX-XX веков, Л.- М., 1960 (Вступ. статья А. Мантере, с. 8-12). М. С. КЙВИМА (Kivimaa), Карло Арви (р. 6. IX. 1904)- финский режисс„р, драматург и театральный деятель. В 1922-34 выступал как театр. критик и очеркист. В 1937-40-директор т-ра в Тампере; в 1940-49- Нар. т-ра (Хельсинки); в 1949-50 - зам. директора Фин. нац. т-ра (с 1950 - генеральный директор). В начале режисс„рской деятельности ставил пьесы фин. драматургов (М. Валтари, И. Турья, Э. Рис-лакки), позднее Шекспира, А. Стриндберга, Г. Ибсена, У. Сарояна и др. Автор пьес: "Заключ„нные" (1927), "ТСВ" (1931), "Паула Сейес" (1945), "В чужом доме" (1956) и др. Вед„т педагогич. работу в Фин. театр. школе (с 1958-профессор). Является председателем правления этой школы, вице-президентом Междунар. театр. ин-та (с 1955). Автор сб. статей "Очарование сцены" (1952). Соч.: Teatterivaeltaja, Porvoo, 1937; Nayttamon lumous, Hels., 1952. Лит.: V e i s t a j а V., Teatterin maailma, Hels., 1950.Л/. С. КЙГЕЛЬ, Григорий Львович (р. 16.11. 1900) - русский советский театральный художник. С 1915 учился у декоратора Одесского т-ра А. А. Дмитриева. Самостоят. работу начал в 1918 в т-ре "Колизей" в Полтаве. С 1920 оформлял спектакли в т-рах Москвы, Одессы, Киева, Хабаровска, Харькова, Свердловска и др. городов (декорации к спектаклям: "Снегурочка" Римского-Корсакова, Т-р оперы и балета им. Шевченко, Киев, 1937; "Бал-маскарад" Верди, Муз. т-р им. Станиславского, 1941). С 1948 - гл. художник Моск.1 т-ра оперетты. К. умеет тонко передать эпоху, стиль, нац. и жанровое своеобразие произв. Его лучшие работы отмечены изяществом, л„гкостью, жизнерадостностью, юмором. Работая также как макетчик и художник-исполнитель, К. добивается точного воплощения своих замыслов на сцене. Создал декорации к большинству оперетт сов. авторов, пост. на сцене Моск. т-ра оперетты: "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1952), "Трембита" (1949), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Севастопольский вальс" Листова (1961) и др. Среди классич. оперетт, оформленных К.,- "Летучая мышь" Штрауса (1947), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1954), "Граф Люксембург" Легара (1960) и др. В. Бер. КИД (Kyd), Томас (1558-94) - английский драматург раннего периода эпохи Возрождения, предшественник Шекспира, родоначальник жанра "кровавой драмы". Авторство пьес К. устанавливается предположительно, т. к. они были опубликованы без упоминания имени автора. "Испанская трагедия" (ок. 1585, изд. 1594) - наиболее яркий образец жанра "кровавой драмы", трагедии мести, изобилующей злодействами и ужасами. Позднее была напечатана 1-я часть этой драмы -"Иеронимо" (1605), вероятно, написанная другим автором. К. приписывают авторство трагедий "Помпеи Великий" (изд. 1595), "Соли-ман и Персида" (изд. 1599). Принято считать, что не дошедшая до нашего времени дошекспировская трагедия "Гамлет" (пост. 1587-88) была написана К. Герои К.- сильные люди, одержимые буйными страстями. Творчество его характеризуется трагич. восприятием действительности, напряж„нным драматизмом. "Испанская трагедия" имела длительный успех у нар. зрителя. Лит.: История английской литературы, т. 1, М.-Л., 1943. А. Л. КИДРАЛИН, Слямбек (р. 1908)- казахский советский акт„р. Нар. арт. Казах. ССР (1955). Чл. Коммунистической партии с 1951. Род. в крестьянской семье. Занимался (1931-33) на курсах по подготовке учителей, участвовал в работе драм. кружка. С 1934 работает в труппе Семипалатинского т-ра. Акт„р острой характерности и глубокого драматизма. К. созда„т реалистически выразительные, национально своеобразные образы: Кебек, Еспембет ("Енлик и Кебек" Ауэзова, 1935, 1960), Султанбек ("Аршин мал алан", 1941), Мылкау ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепова), Абай (по о. п. Ауэзова и Соболева, 1952), Городничий (1955); Муса Шор-манов ("Чокан Валиханов" Муканова, 1958). Б. Я. КИЕВ - столица Украинской ССР (1248 тыс. жит. на 1963). Со врем„н объединения древнерус. земель вокруг К., как политич. и экономия, центра древнерус. гос-ва, театр. зрелища заняли заметное место в обществ, жизни города. Особое распространение получили скоморошьи игры и забавы. Ещ„ большее развитие получили ранние формы лит. драмы и т-ра во время культурно-просветит. движения на Украине, борьбы против католицизма и колонизаторских устремлений польской шляхты в 16-17 вв.Освободит, война укр. народа с Польшей и особенно воссоединение с Россией (1654) оказали влияние на дальнейшее развитие укр. лит-ры и иск-ва, в т. ч. - т-ра. В сер. 17 в. в основанной Петром Могилой (1615) Киево-Могилянской коллегии, позднее - Академии (1631) устраивались школьные спектакли. Наиболее высокого расцвета киевский школьный т-р и драматургия достигают в конце 17 - нач. 18 вв. В этот период большое развитие получили интермедии отличавшиеся реалистич. изображением событий и характеров, живым нар. яз., юмором, представления с вертепом. В конце 18 - нач. 19 вв. появились разл. бродячие труппы (итал., польские, франц., польско-рус.), возникли любит. кружки, к-рые впоследствии стали основой укр. проф. т-ра. В 1804 началось строительство первого специального театр. здания (оконч. 1807). В 1806 оно было передано антрепрен„ру Д. Шираю, труппа к-рого и открыла первый театр. сезон. В последующие годы здесь играли польские и польско-рус. труппы Желкавского, Змийовского (1816, 1819), Каменского (1822), Ленкавского (1811-16, 1823-29), Рыканов-ского (1834-35, 1843-51), ставившие переводные трагедии, комедии, мелодрамы, оперы, оперетты, балеты, водевили, интермедии. В 1821 в К. выступала полтавская русско-малорус. труппа во главе с М.С. Щепкиным,в 1829-34 труппа И.Штейна, в 1837-38 труппа Л. Млотковского, показавшая спектакли: "Ревизор"; "Наталка-Полтавка" Котляревского. В спектаклях этой труппы выступал П. С. Мочалов (1838). В спектаклях труппы Каратеева принимали участие В. И. Живоки-ни (1842). М. С. Щепкин (1843), А. Е. Мартынов Страницы: «« « 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |