Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  » »»

Харькове на драм. сцене (труппа О.  Суходольско-го).  Пению  обучался  у
проф. С.  Лабинского  в  Москве;  совершенствовался  в  Италии  у  проф.
Тана-ро. В 1913-38 пел в оперных т-рах Москвы, Саратова, Харькова и  др.
городов. С 1938 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Выступал  как
концертный певец, в т. ч. с исполнением укр. нар. песен. С 1948 в„л вок.
класс в Киев. консерватории.
   Партии: Собинин ("Иван Сусанин"; Гос. пр.. 1949);
   Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко),  Матюшенко  ("Броненосец  Пот„мкин"
Чишко),  Андрий  ("Тарас   Бульба"   Лысенко),   Вакула   ("Ночь   перед
рождеством"), Герман; Рауль ("Гугеноты"), Зигфрид,  Тристан  ("Зигфрид",
"Тристан и Изольда" Вагнера), Отел-ло  (о.  п.  Верди),  Хозе,  Радамес,
Лоэнгрин, Тангейзер, Ка-нио и др. Е. В.
   КИРАДЖЙЕВА,  Нина  (Надежда)  Николова  (р.  26.  XI.1911)-болгарская
артистка балета, балетмейстер. В 1928  поступила  в  Софийскую  народную
оперу, где исполнила партии: Одиллия;  Яна  ("Змей  и  Яна"  Мано-лова),
Демна  ("Нестинарка"  Големинова),   Сванильда   ("Ко.ппелия"),   Зарема
(Димитр. пр., 1950), Жизель и др. В 1951-54 училась в ГИТИСе (Москва) на
балетмейстерском  ф-те.  В  1953  впервые  выступила  как  балетмейстер,
поставив  дипломный  спектакль  в  Софийской  народной  опере  -   балет
"Лауренсия" (исполнила заглавную партию). Среди др. пост.: "Мирандолина"
Василенко (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954);
   "Треуголка" де Фальи (1961). С  1961  -  гл.  балетмейстер  Софийской
народной оперы. С 1958 препода„т в Высшем ин-те театр. иск-ва, с 1952  -
в Софийском хореографич. уч-ще.
   КИРГИЗСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  Элементы  нар.  кирг.  драмы   заложены   в
песнях-состязаниях акынов (айтышах), играх и обрядах. Пьесы на кирг. яз.
появились  лишь  после  Окт.   революции.   В   кирг.   театр.   студии,
организованной в  1926,  были  созданы  и  пост.  первые  произв.  кирг.
драматургии - драмы "Кайгы-луу Какей" ("Несчастная Какей") М. Токобаева,
"Алым и Мария" и "Карачач" К. Джантошева, посвящ„нные  теме  бесправного
положения женщины до революции. Уже  в  первых  произв.  К.  д.  заметно
сочетание  традиций  устно-поэтич.  нар.  творчества  с   реалистич.   и
социальной направленностью пьес. В  конце  20  -  нач.  30-х  гг.  бурж.
националисты  сделали  попытку  использовать  К.   д.   для   пропаганды
враждебной народу реакц. идеологии (трилогия "Академические вечера"), но
передовые деятели К.  д.  и  т-ра  боролись  за  утверждение  реалистич.
тенденций в нац. иск-ве, изучали передовые традиции рус.  драматургии  и
т-ра. В нач. 30-х гг. к драматургии привлекаются молодые кирг.  писатели
Ю. Турусбеков, К. Маликов, Р. Шу-курбеков, А. Куттубаев  и  др.  В  1934
была создана  пьеса  Дж.  Турусбекова  "Аджал  ордуна"  ("Не  смерть,  а
жизнь"), посв. событиям 1916,  когда  киргизам,  преследуемым  царизмом,
пришлось откочевать в Китай и испытать там лишения и голод. В  30-е  гг.
гл. темой К. д. становится коллективизация. Этой теме посв. пьесы "Среди
могил" Шукурбекова, "Враги колхоза" Куттубаева,  "В  колхозе  Бешмойнок"
Турусбекова, "Кулипа" Маликова  и  др.  Широкую  популярность  приобрела
драма Дж. Боконбаева "Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), посв. борьбе кирг.
народа за новую жизнь.  Первый  опыт  в  жанре  кирг.  комедии  -  пьеса
Шукурбекова  "Джапалак  Джатпасов"  (1935),  написанная   под   влиянием
"Ревизора". Интерес к драматизации нац. эпоса наш„л выражение в одном из
лучших произв. К. д. -"Сарынжи" К. Эшмамбетова  (1938)  на  сюжет  эпоса
"Сарынжи и Бокой". В годы Великой Отечеств, войны драматургами  Киргизии
написаны пьесы о  героич.  борьбе  с  врагом,  о  самоотверженном  труде
советских людей  в  тылу:  "Клятва"  То-комбаева,  "Месть"  Шукурбекова,
"Ч„рная туча" Эшмамбетова,  "Храбрецы"  Джантошева  и  О.  Сарба-гишева,
"Дочь гор" Боконбаева. Патриотич. звучание получили и пьесы, построенные
на фольклорном материале,- "Курманбек" Джантошева, "Джаныл" Куттубаева и
Маликова. В конце 40-х гг. драматурги  Киргизии  обращаются  к  созданию
пьес на совр. темы: "Песчаное предгорье" (1947)  об  освоении  природных
богатств Республики и "Современники" (1948) о жизни  и  труде  заводских
рабочих Т. Абдумомуно-ва. Преобразованиям кирг. деревни посв. пьесы "Мой
аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те,  что  были"  Маликова  и  Куттубаева
(1951). В пьесах "Узкое ущелье" Абдумомунова (1953)  и  "Сердце  бь„тся"
Маликова (1957)  показан  самоотверженный  труд  советских  людей,  теме
бдительности посв. пьеса А. Токомбаева "Следствие продолжается"  (1962),
о сов. молод„жи рассказывают пьесы "Расправляют крылья" Ш. Бей-шеналиева
(1953),  "Дочь  Атабека"  Абдумомунова   (1955).   Драматурги   Киргизии
разрабатывают и исто-рич. темы; события гражданской войны в  Киргизии  в
первые годы Сов. власти  отражают  пьесы  "На  высокой  земле"  Маликова
(1955), "Каныбек" Джантошева (1956);  пьесы  "Певец  народа"  Джантошева
(1950) и "Мечта акына" Шукурбекова (1962)  посв.  великому  кирг.  акыну
Токтогулу. В  60-е  гг.  появляются  пьесы  молодых  драматургов:  драма
"Судьба от-ца Б. Джакиева  (1960)  -  о  борьбе  за  мир,  муз.  комедия
"Холостяки" Ш. Бейшеналиева (1960) - о передовой советской молод„жи, его
же драма "Кычан" (1961) - о кирг. пионере,  повторившем  подвиг  Павлика
Морозова, и др. В 1963 Т.  Абдумомунов  написал  драму  "Обжалованию  не
подлежит", посв. вопросам морали.  К.  д.  является  основой  репертуара
кирг. проф. т-ров, а также театр. самодеятельных коллективов республики.
   Лит.: Киргизская советская драматургия, М., 1959;
   Борбугулов  М.,  Пути  развития  киргизской  советской   драматургии,
Фрунзе, 1958. Д. Б р.
   КИРГИЗСКИЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР.  Создан  в  1941   в   г.   Фрунзе.
Возникновению т-ра предшествовало создание в 1926 кирг. театр. студии  и
образование на е„ основе в 1930 кирг. драм. т-ра (реорганизован в 1936 в
муз.-драм.  т-р,  см.  Киргизский  театр).  Основу   творч.   коллектива
составили выпускники  ГИТИСа;  их  дипломные  спектакли  ("Король  Лир",
"Бедность не порок") стали первыми спектаклями К. д. т.
   В годы Великой Отечеств,  войны  т-р  создал  пат-риотич.  спектакли:
"Клятва" Токомбаева, "Месть"  Шукурбекова.  Героико-патриотич.  характер
носили постановки пьес на фольклорном материале - "Курманбек" Джантошева
и "Джаныл" Куттубаева и  Маликова.  В  конце  40-х  и  в  50-х  гг.  т-р
подготовил ряд постановок  пьес  кирг.  драматургов,  посвящ„нных  совр.
жизни кирг. народа: "Песчаное предгорье" (1947), "Узкое ущелье" (1953) и
"Дочь Атабека" (1955) Абдумомунова,  "Мой  аил"  (1948)  и  "Новый  дом"
(1957) Шукурбекова, "Мы не те, что были" Маликова и  Куттубаева  (1951),
"Сердце бь„тся" (1957)  и  "Девушки  с  одной  улицы"  (1960)  Маликова,
"Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу"  инсц.  повести  Айтматова
(1961), "Кычан" Бейшеналиева (1961), "Следствие продолжается" Токомбаева
(1962).  Эпизоды  истории  кирг.  народа  нашли  сценич.  воплощение   в
спектаклях: "На высокой земле"  Маликова  (1956),  "Каныбек"  Джантошева
(1956), "Аширбай" Абдумомунова (1957), "Мечта акына" Шукурбекова (1962).

Страницы: «« « 1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия