|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 » »» Харькове на драм. сцене (труппа О. Суходольско-го). Пению обучался у
проф. С. Лабинского в Москве; совершенствовался в Италии у проф.
Тана-ро. В 1913-38 пел в оперных т-рах Москвы, Саратова, Харькова и др.
городов. С 1938 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Выступал как
концертный певец, в т. ч. с исполнением укр. нар. песен. С 1948 в„л вок.
класс в Киев. консерватории.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"; Гос. пр.. 1949);
Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Матюшенко ("Броненосец Пот„мкин"
Чишко), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Вакула ("Ночь перед
рождеством"), Герман; Рауль ("Гугеноты"), Зигфрид, Тристан ("Зигфрид",
"Тристан и Изольда" Вагнера), Отел-ло (о. п. Верди), Хозе, Радамес,
Лоэнгрин, Тангейзер, Ка-нио и др. Е. В.
КИРАДЖЙЕВА, Нина (Надежда) Николова (р. 26. XI.1911)-болгарская
артистка балета, балетмейстер. В 1928 поступила в Софийскую народную
оперу, где исполнила партии: Одиллия; Яна ("Змей и Яна" Мано-лова),
Демна ("Нестинарка" Големинова), Сванильда ("Ко.ппелия"), Зарема
(Димитр. пр., 1950), Жизель и др. В 1951-54 училась в ГИТИСе (Москва) на
балетмейстерском ф-те. В 1953 впервые выступила как балетмейстер,
поставив дипломный спектакль в Софийской народной опере - балет
"Лауренсия" (исполнила заглавную партию). Среди др. пост.: "Мирандолина"
Василенко (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954);
"Треуголка" де Фальи (1961). С 1961 - гл. балетмейстер Софийской
народной оперы. С 1958 препода„т в Высшем ин-те театр. иск-ва, с 1952 -
в Софийском хореографич. уч-ще.
КИРГИЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы нар. кирг. драмы заложены в
песнях-состязаниях акынов (айтышах), играх и обрядах. Пьесы на кирг. яз.
появились лишь после Окт. революции. В кирг. театр. студии,
организованной в 1926, были созданы и пост. первые произв. кирг.
драматургии - драмы "Кайгы-луу Какей" ("Несчастная Какей") М. Токобаева,
"Алым и Мария" и "Карачач" К. Джантошева, посвящ„нные теме бесправного
положения женщины до революции. Уже в первых произв. К. д. заметно
сочетание традиций устно-поэтич. нар. творчества с реалистич. и
социальной направленностью пьес. В конце 20 - нач. 30-х гг. бурж.
националисты сделали попытку использовать К. д. для пропаганды
враждебной народу реакц. идеологии (трилогия "Академические вечера"), но
передовые деятели К. д. и т-ра боролись за утверждение реалистич.
тенденций в нац. иск-ве, изучали передовые традиции рус. драматургии и
т-ра. В нач. 30-х гг. к драматургии привлекаются молодые кирг. писатели
Ю. Турусбеков, К. Маликов, Р. Шу-курбеков, А. Куттубаев и др. В 1934
была создана пьеса Дж. Турусбекова "Аджал ордуна" ("Не смерть, а
жизнь"), посв. событиям 1916, когда киргизам, преследуемым царизмом,
пришлось откочевать в Китай и испытать там лишения и голод. В 30-е гг.
гл. темой К. д. становится коллективизация. Этой теме посв. пьесы "Среди
могил" Шукурбекова, "Враги колхоза" Куттубаева, "В колхозе Бешмойнок"
Турусбекова, "Кулипа" Маликова и др. Широкую популярность приобрела
драма Дж. Боконбаева "Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), посв. борьбе кирг.
народа за новую жизнь. Первый опыт в жанре кирг. комедии - пьеса
Шукурбекова "Джапалак Джатпасов" (1935), написанная под влиянием
"Ревизора". Интерес к драматизации нац. эпоса наш„л выражение в одном из
лучших произв. К. д. -"Сарынжи" К. Эшмамбетова (1938) на сюжет эпоса
"Сарынжи и Бокой". В годы Великой Отечеств, войны драматургами Киргизии
написаны пьесы о героич. борьбе с врагом, о самоотверженном труде
советских людей в тылу: "Клятва" То-комбаева, "Месть" Шукурбекова,
"Ч„рная туча" Эшмамбетова, "Храбрецы" Джантошева и О. Сарба-гишева,
"Дочь гор" Боконбаева. Патриотич. звучание получили и пьесы, построенные
на фольклорном материале,- "Курманбек" Джантошева, "Джаныл" Куттубаева и
Маликова. В конце 40-х гг. драматурги Киргизии обращаются к созданию
пьес на совр. темы: "Песчаное предгорье" (1947) об освоении природных
богатств Республики и "Современники" (1948) о жизни и труде заводских
рабочих Т. Абдумомуно-ва. Преобразованиям кирг. деревни посв. пьесы "Мой
аил" Шукурбекова (1948), "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева
(1951). В пьесах "Узкое ущелье" Абдумомунова (1953) и "Сердце бь„тся"
Маликова (1957) показан самоотверженный труд советских людей, теме
бдительности посв. пьеса А. Токомбаева "Следствие продолжается" (1962),
о сов. молод„жи рассказывают пьесы "Расправляют крылья" Ш. Бей-шеналиева
(1953), "Дочь Атабека" Абдумомунова (1955). Драматурги Киргизии
разрабатывают и исто-рич. темы; события гражданской войны в Киргизии в
первые годы Сов. власти отражают пьесы "На высокой земле" Маликова
(1955), "Каныбек" Джантошева (1956); пьесы "Певец народа" Джантошева
(1950) и "Мечта акына" Шукурбекова (1962) посв. великому кирг. акыну
Токтогулу. В 60-е гг. появляются пьесы молодых драматургов: драма
"Судьба от-ца Б. Джакиева (1960) - о борьбе за мир, муз. комедия
"Холостяки" Ш. Бейшеналиева (1960) - о передовой советской молод„жи, его
же драма "Кычан" (1961) - о кирг. пионере, повторившем подвиг Павлика
Морозова, и др. В 1963 Т. Абдумомунов написал драму "Обжалованию не
подлежит", посв. вопросам морали. К. д. является основой репертуара
кирг. проф. т-ров, а также театр. самодеятельных коллективов республики.
Лит.: Киргизская советская драматургия, М., 1959;
Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии,
Фрунзе, 1958. Д. Б р.
КИРГИЗСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Создан в 1941 в г. Фрунзе.
Возникновению т-ра предшествовало создание в 1926 кирг. театр. студии и
образование на е„ основе в 1930 кирг. драм. т-ра (реорганизован в 1936 в
муз.-драм. т-р, см. Киргизский театр). Основу творч. коллектива
составили выпускники ГИТИСа; их дипломные спектакли ("Король Лир",
"Бедность не порок") стали первыми спектаклями К. д. т.
В годы Великой Отечеств, войны т-р создал пат-риотич. спектакли:
"Клятва" Токомбаева, "Месть" Шукурбекова. Героико-патриотич. характер
носили постановки пьес на фольклорном материале - "Курманбек" Джантошева
и "Джаныл" Куттубаева и Маликова. В конце 40-х и в 50-х гг. т-р
подготовил ряд постановок пьес кирг. драматургов, посвящ„нных совр.
жизни кирг. народа: "Песчаное предгорье" (1947), "Узкое ущелье" (1953) и
"Дочь Атабека" (1955) Абдумомунова, "Мой аил" (1948) и "Новый дом"
(1957) Шукурбекова, "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951),
"Сердце бь„тся" (1957) и "Девушки с одной улицы" (1960) Маликова,
"Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" инсц. повести Айтматова
(1961), "Кычан" Бейшеналиева (1961), "Следствие продолжается" Токомбаева
(1962). Эпизоды истории кирг. народа нашли сценич. воплощение в
спектаклях: "На высокой земле" Маликова (1956), "Каныбек" Джантошева
(1956), "Аширбай" Абдумомунова (1957), "Мечта акына" Шукурбекова (1962).
Страницы: «« « 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |