|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 » »» мелодий для отдельных спектаклей, что приводило к изменениям
стихотворной формы. Впоследствии эта школа все дальше отходила от нар.
первоосновы и к 19 в. утратила сво„ влияние. Крупнейшими среди
многочисл. драматургов чуаньци были Ли Кай-сянь (автор героич. пьесы
"Драгоценный меч"- о полководце нар. восстания Линь Чуне), Лян Чэнь-юй,
Шэнь Ц зин и самый знаменитый среди них Тан Сянь-цзу (все 16-17 вв.).
Шэнь Цзин в своих пьесах и теоретич. работах явился основателем
формального направления, выдвигавшего на первый план мелодику стиха (в
его "Благородном рыцаре" искаж„н образ героя нар. сказаний У Су-на). В
противоположность ему, Тан Сянь-цзу гл. внимание уделял разработке
сюжета и речевых характеристик персонажей. Самая прославленная его пьеса
"Пионов ая беседка" в романтической форме повествует о необычной судьбе
двух влюбл„нных, добивающихся счастья,невзирая на требования
конфуцианского домостроя. Последним из видных драматургов Минского
периода был Ли Юй (1-я пол. 17 в.), реалистическое творчество к-рого
отражало политич. историю и быт эпохи (писал о крестьянских восстаниях
прошлых веков).
На 2-ю пол. 17 в. приходится творчество двух крупных драматургов
чуаньци: Хун Шэна и Кун Шан-жэня. Хун Шэн в трагедии "Дворец бессмертия"
(на многократно использовавшийся в лит-ре сюжет о любви танского
императора Сюань-цзуна к наложнице Ян Гуй-фэй) как бы подв„л итог
развития исторической драмы. Кун Шан-жэнь в блестящей по мастерству
пьесе "Веер с персиковыми цветами" прославлял патриотов, сражавшихся с
маньчжурскими захватчиками, клеймил бездарных правителей и их продажных
слуг.
Наряду с куныпаньской школой в Минскую эпоху существовал иянский т-р,
стоявший значительно ближе к нар. иск-ву,в н„м бЬлее широко
использовались разговорный язык и бытовавшие в народе мелодии.Сюжеты
пьес (в большинстве сво„м не сохранившихся) часто отражали совр.
действительность. Вслед за иян-ским т-ром, появившимся в пров. Цзянси,
стали возникать и др. местные театральные школы, к-рые в 18 в. почти
полностью вытеснили куньшаньский театр.
Репертуар местных т-ров состоял отчасти из пьес драматургов
предшествовавших эпох, изменявшихся в соответствии с особенностями
отдельных театр. школ. Кроме того, заново создавалось множество пьес
преим. по мотивам популярных классич. романов ("Троецар-ствие","Речные
заводи","Путешествие на Запад" и др.). Большое место в репертуаре
занимали также обработки нар. легенд и преданий ("Лян Шань-бо и Чжу
Ин-тай", "Белая змейка"). В ряде местных т-ров ставились также пьесы,
отражавшие жизнь и труд нар. масс. Все эти произв. не имели единого
стабильного текста; нередко каждш труппа исполняла свой вариант пьесы.
В конце 18 - нач. 19 вв. сложился т. н. столичный театр (цзинси),
занявший господств, положение в проф. т-ре. Исполнительское мастерство в
столичном т-ре достигло высокого совершенства. Однако репертуар цзинси
был целиком обращ„н в прошлое, т. к. большая, чем в других местных
т-рах, условность театр. при„мов препятствовала реалистич. отображению
совр. действительности.
С развитием революц. движения в Китае в нач. 20 в. внимание передовой
интеллигенции привлекает реалистич. драма европ. типа (получившая низв,
"разговорной" - хуацзюй). Первые драмы "разговорного" т-ра представляли
собой чаще всего переделки япон. и европ. произведений. После "движения
4-го мая" 1919 появляются оригинальные пьесы: историч. драмы Го Мо-жо,
романтически окрашенные миниатюры Тянь Ханя, направленные против феод.
морали, социально-бытовые пьесы Е Шэн-тао и Ван Тун-чжао Широкую
известность приобрела антимилитаристская трагедия Хун Шэня
"Чжао-дьявол".
Общий подъ„м революц. иск-ва в нач. 30-х гг. захватывает и драму.
Более глубокое социальное и пат-риотич. звучание приобретают многочисл.
пьесы Тянь Ханя; трилогию о борьбе крестьянства созда„т Хун Шэн.
Появляются зрелые по мастерству, вскрывающие существеннейшие
противоречия действительности пьесы Цао Юя ("Ураган", "Восход солнца") и
Ся Яня ("Под крышами Шанхая"). Большое распространение получают малые
формы драматургии - одноактные пьесы, скетчи, "живые газеты".
С началом антияпон. войны (1937) патриотич. тематика становится
преобладающей. Помимо множества небольших произведений агитац.
характера, ставятся новые многоактные пьесы Ся Яня, Цао Юя, Лао Шэ, Сун
Чжи-ди и др. После 1940 усиление реакции в гоминьдановских районах
вынудило многих драматургов либо обратиться к истории, либо заняться
малозначительными бытовыми сюжетами. После победы над Японией с драмами,
обличавшими антинар. политику чанкайшистов, выступили Мао Дунь
("Весеннее равноденствие"), Тянь Хань ("Красавицы"), Чэнь Бай-чэнь
("Карьера"). В Освобожд„нных районах наибольшее внимание уделялось
созданию нового репертуара для местных видов музыкального театра.
Большим успехом пользовались ньесы Ма
Цзянь-лина, Чжао Шу-ли, созданная группой авторов "Седая девушка" и
др. остро злободневные, доступные по форме произведения. Из
"разговорных" драм известность приобрели: "Так делаются снаряды" Чэнь
Ци-туна, "Песнь о красном знамени" Лу Мэя, "Борьба против возврата к
старому" Ли Чжи-хуа и др.
После создания КНР была проведена работа по изучению, переработке и
публикации традиц. пьес различных местных т-ров. Одновременно
продолжалось создание нового репертуара сначала для местных т-ров, а в
последние годы и для цзинси. Развитие кит. драматургии в КНР проходит в
непосредственной связи с общей культурной жизнью страны и с китайским
театром. В л. С.
Театр. Становление театр. иск-ва Китая принято относить к нач. 12 в.
(период Сев. сунской династии), но задолго до этого в Китае существовали
песенно-танцевальные представления. В историч. источниках имеются записи
о существовании в период "Весны и Осени" (Чуньцю) (722-481 до н. э.)
артистов ю, умевших петь, тавцевать, копировать внешность и повадки
конкретных людей. Особой популярностью пользовались артисты по имени Ши
и Мэн. В письменных памятниках последующих эпох (до нашей эры) часто
встречаются термины чан-ю (певец, поющий акт„р) и пайю (комик, шут,
лицедей), а также описания разл. песенных и танцевальных представлений.
Ко времени Ханьской династии [206 до н. э.-220 н. э. ] на основе
развития песенно-танцевального иск-ва и представлений нар. акт„ров
рождается новая форма представлений байси (сто представлений) или цзя
одиси (бодание). Эти представления устраивались на открытом воздухе в
большие праздники' или в честь приезда высоких гостей. В них входили
разнообразные цирковые номера: акробатика, фехтование, хождение по
Страницы: «« « 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |