Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140  1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150  » »»

мелодий  для  отдельных   спектаклей,   что   приводило   к   изменениям
стихотворной формы. Впоследствии эта школа все дальше отходила  от  нар.
первоосновы  и  к  19  в.  утратила  сво„  влияние.  Крупнейшими   среди
многочисл. драматургов чуаньци были Ли  Кай-сянь  (автор  героич.  пьесы
"Драгоценный меч"- о полководце нар. восстания Линь Чуне), Лян  Чэнь-юй,
Шэнь Ц зин и самый знаменитый среди них Тан Сянь-цзу (все 16-17 вв.).
   Шэнь Цзин в своих  пьесах  и  теоретич.  работах  явился  основателем
формального направления, выдвигавшего на первый план мелодику  стиха  (в
его "Благородном рыцаре" искаж„н образ героя нар. сказаний У  Су-на).  В
противоположность ему,  Тан  Сянь-цзу  гл.  внимание  уделял  разработке
сюжета и речевых характеристик персонажей. Самая прославленная его пьеса
"Пионов ая беседка" в романтической форме повествует о необычной  судьбе
двух   влюбл„нных,   добивающихся   счастья,невзирая    на    требования
конфуцианского  домостроя.  Последним  из  видных  драматургов  Минского
периода был Ли Юй (1-я пол. 17  в.),  реалистическое  творчество  к-рого
отражало политич. историю и быт эпохи (писал о  крестьянских  восстаниях
прошлых веков).
   На 2-ю пол. 17 в.  приходится  творчество  двух  крупных  драматургов
чуаньци: Хун Шэна и Кун Шан-жэня. Хун Шэн в трагедии "Дворец бессмертия"
(на  многократно  использовавшийся  в  лит-ре  сюжет  о  любви  танского
императора Сюань-цзуна к  наложнице  Ян  Гуй-фэй)  как  бы  подв„л  итог
развития исторической драмы. Кун  Шан-жэнь  в  блестящей  по  мастерству
пьесе "Веер с персиковыми цветами" прославлял патриотов,  сражавшихся  с
маньчжурскими захватчиками, клеймил бездарных правителей и их  продажных
слуг.
   Наряду с куныпаньской школой в Минскую эпоху существовал иянский т-р,
стоявший  значительно  ближе  к   нар.   иск-ву,в   н„м   бЬлее   широко
использовались разговорный язык и  бытовавшие  в  народе  мелодии.Сюжеты
пьес  (в  большинстве  сво„м  не  сохранившихся)  часто  отражали  совр.
действительность. Вслед за иян-ским т-ром, появившимся в  пров.  Цзянси,
стали возникать и др. местные театральные школы, к-рые  в  18  в.  почти
полностью вытеснили куньшаньский театр.
   Репертуар  местных  т-ров  состоял  отчасти   из   пьес   драматургов
предшествовавших  эпох,  изменявшихся  в  соответствии  с  особенностями
отдельных театр. школ. Кроме того,  заново  создавалось  множество  пьес
преим. по мотивам популярных классич.  романов  ("Троецар-ствие","Речные
заводи","Путешествие на  Запад"  и  др.).  Большое  место  в  репертуаре
занимали также обработки нар. легенд и  преданий  ("Лян  Шань-бо  и  Чжу
Ин-тай", "Белая змейка"). В ряде местных т-ров  ставились  также  пьесы,
отражавшие жизнь и труд нар. масс. Все  эти  произв.  не  имели  единого
стабильного текста; нередко каждш труппа исполняла свой вариант пьесы.
   В конце 18 - нач. 19 вв. сложился т.  н.  столичный  театр  (цзинси),
занявший господств, положение в проф. т-ре. Исполнительское мастерство в
столичном т-ре достигло высокого совершенства. Однако  репертуар  цзинси
был целиком обращ„н в прошлое, т.  к.  большая,  чем  в  других  местных
т-рах, условность театр. при„мов препятствовала  реалистич.  отображению
совр. действительности.
   С развитием революц. движения в Китае в нач. 20 в. внимание передовой
интеллигенции привлекает реалистич. драма европ. типа (получившая  низв,
"разговорной" - хуацзюй). Первые драмы "разговорного" т-ра  представляли
собой чаще всего переделки япон. и европ. произведений. После  "движения
4-го мая" 1919 появляются оригинальные пьесы: историч. драмы  Го  Мо-жо,
романтически окрашенные миниатюры Тянь Ханя, направленные  против  феод.
морали,  социально-бытовые  пьесы  Е  Шэн-тао  и  Ван  Тун-чжао  Широкую
известность   приобрела    антимилитаристская    трагедия    Хун    Шэня
"Чжао-дьявол".
   Общий подъ„м революц. иск-ва в нач. 30-х  гг.  захватывает  и  драму.
Более глубокое социальное и пат-риотич. звучание приобретают  многочисл.
пьесы Тянь  Ханя;  трилогию  о  борьбе  крестьянства  созда„т  Хун  Шэн.
Появляются   зрелые   по   мастерству,    вскрывающие    существеннейшие
противоречия действительности пьесы Цао Юя ("Ураган", "Восход солнца") и
Ся Яня ("Под крышами Шанхая"). Большое  распространение  получают  малые
формы драматургии - одноактные пьесы, скетчи, "живые газеты".
   С началом  антияпон.  войны  (1937)  патриотич.  тематика  становится
преобладающей.   Помимо   множества   небольших   произведений   агитац.
характера, ставятся новые многоактные пьесы Ся Яня, Цао Юя, Лао Шэ,  Сун
Чжи-ди и др. После  1940  усиление  реакции  в  гоминьдановских  районах
вынудило многих драматургов либо обратиться  к  истории,  либо  заняться
малозначительными бытовыми сюжетами. После победы над Японией с драмами,
обличавшими  антинар.  политику   чанкайшистов,   выступили   Мао   Дунь
("Весеннее  равноденствие"),  Тянь  Хань  ("Красавицы"),  Чэнь  Бай-чэнь
("Карьера").  В  Освобожд„нных  районах  наибольшее  внимание  уделялось
созданию  нового  репертуара  для  местных  видов  музыкального  театра.
Большим успехом пользовались ньесы Ма
   Цзянь-лина, Чжао Шу-ли, созданная группой авторов "Седая  девушка"  и
др.  остро   злободневные,   доступные   по   форме   произведения.   Из
"разговорных" драм известность приобрели: "Так  делаются  снаряды"  Чэнь
Ци-туна, "Песнь о красном знамени" Лу Мэя,  "Борьба  против  возврата  к
старому" Ли Чжи-хуа и др.
   После создания КНР была проведена работа по изучению,  переработке  и
публикации  традиц.   пьес   различных   местных   т-ров.   Одновременно
продолжалось создание нового репертуара сначала для местных т-ров,  а  в
последние годы и для цзинси. Развитие кит. драматургии в КНР проходит  в
непосредственной связи с общей культурной жизнью страны  и  с  китайским
театром. В л. С.
   Театр. Становление театр. иск-ва Китая принято относить к нач. 12  в.
(период Сев. сунской династии), но задолго до этого в Китае существовали
песенно-танцевальные представления. В историч. источниках имеются записи
о существовании в период "Весны и Осени" (Чуньцю)  (722-481  до  н.  э.)
артистов ю, умевших петь,  тавцевать,  копировать  внешность  и  повадки
конкретных людей. Особой популярностью пользовались артисты по имени  Ши
и Мэн. В письменных памятниках последующих эпох  (до  нашей  эры)  часто
встречаются термины чан-ю (певец, поющий  акт„р)  и  пайю  (комик,  шут,
лицедей), а также описания разл. песенных и танцевальных представлений.
   Ко времени Ханьской династии [206 до н. э.-220  н.  э.  ]  на  основе
развития  песенно-танцевального  иск-ва  и  представлений  нар.  акт„ров
рождается новая форма представлений байси (сто  представлений)  или  цзя
одиси (бодание). Эти представления устраивались на  открытом  воздухе  в
большие праздники' или в честь приезда высоких  гостей.  В  них  входили
разнообразные  цирковые  номера:  акробатика,  фехтование,  хождение  по

Страницы: «« « 1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140  1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия