Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1131   1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139  1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149  » »»

сочетающий  жонглирование,   акробатику,   эквилибристику   и   антипод.
Труднейшие  упражнения  артисты  подают  легко,   уверенно,   элегантно.
3)Виолетта Николаевна К. (р. 1925). Начала работать в цирке с  7-летнего
возраста. Исполняет  трюки,  соединяющие  акробатику,  эквилибристику  и
антипод. М. Зон.
   КЙСТОВ,  Александр  Ф„дорович  [25.VI  11(7.  IX).1903-14.V.1960]   -
русский советский акт„р. Нар. арт.БССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с
1931. Окончил Ин-т  сценич.  иск-в  в  Ленинграде  (1928;  класс  Л.  С.
Вивьена). Сценич. деятельность начал в 1929 в Большом  драм.  т-ре,  где
играл до 1932. Затем работал в Куйбышевском т-ре, Моск. реалистич. т-ре,
моек. Камерном т-ре, в 1938-44 - в Т-ре им. Моссовета. С  1944  -  акт„р
Минского русского драматического театра.
   Роли: Васька Пепел ("На  дне"),  Гайдай  ("Гибель  эскадры"),  Никита
("Власть тьмы"), Отелло;  кавалер  Рипафратта  ("Трактирщица"),  Забелин
("Кремл„вские  куранты"),  Воропаев  "(Счастье"   Павленко),   Редозубов
("Варвары"), Лир;
   Вожак ("Оптимистическая трагедия") и др. Снимался в кино.
   Лит.:  Бурьян  Б.  и  ЛисневскийИ.,  На  высоком  взлете.  Творческий
портрет, Минск, 1962; Гончаров А., Минские  уроки,  "Театр",  1957,.JSTe
11, с. 116-122. В. Н.
   КИТАЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР. Драма тургия. Истоки  китайской  драмы
прослеживаются  с  сер.  1-го  тысячелетия  до  н.   э.   в   ритуальных
представлениях с пением и танцами. Примером ритуальных драматизированных
песнопений мн. исследователи считают "Девять напевов" Цюй Юаня.  С  нач.
1-го тысячелетия  н.  э.  распространение  получают  выступления  шутов,
танцоров,  фокусников,  к-рые  в  эпоху  Тан  (7-  9  вв.)  приводят   к
возникновению, наряду с песенно-танцевальными формами, жанра цаньцзюньси
- комические, импровизированные сцены, разыгрывавшиеся двумя акт„рами.
   В Сунскую эпоху (10-13 вв.), ознаменовавшуюся значит, ростом городов,
среди  горожан  приобретают  популярность  разнообразные   виды   театр.
представлений, включая т-р марионеток  и  теневой  т-р.  Развившийся  из
цаньцзюньси жанр хуацзиси (комич.  сценки)  содержал  элементы  политич.
сатиры, оставаясь в осн.  импровизационным.  Песенно-танцевальные  сцены
(гэ-уси) разыгрывались на основе муз.-поэтич. произведений крупных  форм
(дацюй, чжуаньта, цюйпо), написанных преим. на историч.  сюжеты.  Широко
бытовали  в  народе  песенно-сказовые  жанры  гуцзыцы  и  чжугундяо.  Из
немногих сохранившихся образцов чжугундяо  особенно  известен  "Западный
флигель" Дун Цзеюаня. Чжугундяо, так же  как  дацюй  и  гуцзыцы,  оказал
прямое   влияние   на   формирование    как    литературных,    так    и
музыкально-мелодич. основ китайского т-ра, а также  большое  воздействие
на формирование драмы как литературного жанра.
   В 12 в. на Ю.-В. Китая на фольклорной основе зарождается  драм.  жанр
наньси, или сивэнь, в к-ром  впервые  отчетливо  выявляются  особенности
китайской муз. драмы. Одновременно на Севере  страны,  находившемся  под
властью династии Цзинь, возникает драма юаньбэнь, отличающаяся от наньси
гл. обр. своей муз.-поэтич. основой. Для сивэнь  и  юаньбэнь  характерны
сочетание   прозаич.   диалога   со   стихотворными   ариями,    наличие
установившихся образов-масок, определ„нные  схемы  чередования  мелодии.
Эти особенности свойственны и всем позднейшим  разновидностям  китайской
тра-диц. драмы. Сивэнь и юаньбэнь положили начало двум  линиям  развития
кит. драмы - южной ("наньси") и  северной  ("бэйцюй").  Они  различаются
преим. в мелодическом и  отчасти  языковом  отношениях;  северная  драма
обычно придерживается  более  строгих  формальных  требований.  Судя  по
заглавиям и единичным сохранившимся образцам, дошедшим  до  нас,  сивэнь
12-13 вв. писались преим. на бытовые темы. Имена их авторов неизвестны.
   В Юаньскую эпоху (13-14  вв.)  кит.  драма  достигает  расцвета.  Это
связано  с  популярностью  т-ра  среди  быстро  возраставшего  населения
городов,  а  также  с  гонениями  монг.  властей,  направленными  против
китайской интеллигенции, приведшими к упадку  традиционных  лит.  жанров
(классич. поэзия,  ритмич.  проза  и  др.).  Наибольшее  распространение
получает развившийся из  юаньбэнь  жанр  цзацзюй,  хотя  на  юге  страны
продолжал существовать сивэнь.
   В   цзацзюй   драм.   форма   приобретает   классич.   стройность   и
заверш„нность. Пьеса цзацзюй состояла из 4, реже из 5 актов (чжэ), часто
сопровождаемых прологом или интермедией (с„цзы). Такая пьеса могла  быть
самостоят, произв. или входила в состав большой  пьесы  (так,  "Западный
флигель" Ван Ши-фу состоит из пяти частей по  четыре  акта).  В  большей
части пьес был лишь один поющий персонаж. Стихотв. тексты арий в  каждом
акте писались на  одну  сквозную  рифму,  а  музыка  к  ним  -  в  одной
тональности.
   Крупнейшими представителями юаньской драмы были Гуань  Хань-цин,  Ван
Ши-фу, Бо Пу, Ма Чжи-юань и  др.  Разносторонностью  таланта  отличается
Гуань Хань-цин (13 в.). Среди его пьес- социальные трагедии ("Обида  Доу
Э"), бытовые комедии  ("Спасение  обманутой",  "Се  Тянь-сян"),  героич.
драмы на историч. сюжеты ("Один на пиру", "Плач по Цунь-сяо"). Для Гуань
Хань-цина характерна широта охвата действительности,  страстный  протест
против  деспотизма  и  произвола,   смелое   сочетание   комического   и
трагического.  Особенной  силы   достигает   драматург   в   изображении
страдающих и борющихся женщин.  Влияние  его  на  всю  последующую  кит.
драматургию огромно.
   Критич. отношение к феод. конфуцианской  морали  явственно  звучит  в
"Западном флигеле" Ван  Ши-фу,  к-рый  выделяется  среди  юаньских  пьес
тщательностью  разработки  характеров   персонажей.   Высокими   поэтич.
достоинствами отличаются историч. трагедии "Осень в Ханьском дворце"  Ма
Чжи-юаня и "Дождь в платанах" Бо Пу, а  также  его  комедия  "Всадник  у
стены". Ряд пьес юаньских драматургов посвящен нар. восстанию 11 в.  под
водительством Сун Цзяна ("Ли Куй просит прощения" Кан Цзинь-чжи и др.).
   Во 2-й пол. 14 в. пьесы цзацзюй  постепенно  уступили  место  наньси,
первым выдающимся образцом к-рых была  "Лютня"  ГаоМина(ок.  1305-70)  -
драма,  сочетающая  проповедь  феод.  морали  с  глубоко   сочувственным
изображением героини, женщины из народа. Наньси (получивший в это  время
назв. чуаньци) стал господствующим театр. жанром Минской эпохи  (14-  17
вв.). Драматич. форма  в  н„м  была  более  свободной,  чем  в  цзацзюй:
количество актов  не  ограничивалось  и  могло  доходить  до  нескольких
десятков,не регламентировалось и число поющих персонажей, менее строгими
были правила подбора мелодий для арий и их рифмовки. С  16  в.  в  проф.
т-ре наньси наибольшую популярность  приобрела  куныпаньская  школа.  Е„
основатель, акт„р и музыкант Вэй Лян-фу, на основе  нар.  музыки  создал
систему куныпаньских мелодий, отличавшихся изяществом  и  богатством.  В
отличие от др. школ, в куныпаньском т-ре практиковалось написание  новых

Страницы: «« « 1131   1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139  1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия