Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142  1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152  » »»

к нар. тематике, нар. мелодиям  (в  отличие  от  придворных  спектаклей,
строящихся исключительно на классич. мелодиях); иянские акт„ры разделяли
арии на части и между частями поясняли содержание арий.  Исполнительские
при„мы близки площадным нар. представлениям.
   Вначале представления иянского т-ра состояли из коротеньких  пьес  на
сюжеты из жизни ремесленников  и  кустарей,  рассказывающие  о  любовных
похождениях. Пьесы эти строились  на  импровизации,  сольное  исполнение
сочеталось с хором. В дальнейшем  акт„ры  иянского  т-ра  стали  ставить
пьесы на  сюжеты  популярных  романов  (Трое-царствие"  Ло  Гуань-чжуна,
"Речные заводи" Ши Най-яня, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня)  и  хроник
("Генералы из семьи Ян", "Биография Юе Фэя" и др.).
   Для иянского т-ра характерно создание спектаклей-циклов. Они  шли  по
неск. дней подряд и каждый спектакль обрывался на острой  ситуации.  Это
делалось для того, чтобы обеспечить сбор на следующий день.  Изображение
больших историч.  событий  (войны,  крестьянские  восстания)  обусловило
введение в спектакли массовых батальных сцен, использование  акробатики,
фехтования, танца. В спектакли вводились побочные  эпизоды,  не  имеющие
прямого отношения  к  осн.  сюжету.  Распространение  иянского  т-ра  за
пределами  своей  провинции  объясняется  тем,  что,  не  будучи  скован
строгими нормами классич. поэтич. языка  и  мелодич.  ограничениями,  он
легко воспринимал местные  диалекты,  популярные  мелодии  и  песни.  На
основе сочетания  характерных  особенностей  иянского  т-ра  с  местными
диалектами и  вокально-исполнительскими  формами  появились  мно-гочисл.
местные  разновидности  этого  т-ра,  получившие   самостоят,   названия
(цинянский, сыпинский и др.).  Из  этого  же  т-ра  возник  т-р  хойцзяо
(провинция Аньхой), способствовавший появлению столичного т-ра цзинси.
   Другое крупное театр. направление этого периода - куныпаньский т-р  -
возник в уезде Кунь-шань (провинция Цзянси) - излюбленном месте отдыха и
развлечения кит.  аристократии.  Сюда  в  поисках  заработка  съезжались
музыканты,  акт„ры,  поэты,  драматурги.  Постепенно  на  базе   местных
куныпань-ских представлений созда„тся т-р, к-рый вош„л в историю как т-р
аристократич. слоев общества и уч„ного сословия. В отличие  от  иянского
т-ра, дававшего свои представления на  открытых  площадях,  куныпаньский
т-р был домашним, придворным т-ром.  Спектакли  разыгрывались  обычно  в
гостиных или дворцовом зале  (поэтому  куныпаньский  т-р  назывался  ещ„
"театром на ковре").  На  иск-во  куньшань-ского  т-ра  оказали  большое
влияние аристократич. лит-ра и  изобразительное  иск-во  15-17  вв.  Это
проявилось в утонч„нной технике акт„рской игры,  высоких  требованиях  к
вокальному  мастерству.  В  отличие  от  иянского  т-ра,  музыка  к-рого
строилась на разнообразных  ритмич.  рисунках  (в  оркестре  преобладали
ударные инструменты), для куныпаньского т-ра характерно большое мелодич.
богатство (в оркестре важное место занимали духовые инструменты), музыка
к спектаклям специально создавалась  и  фиксировалась  композиторами.  В
этом т-ре возродились лучшие традиции нац. танцевального иск-ва 7-9  вв.
Высокого развития достигла в куныпаньском т-ре исполнительская культура;
здесь выдвинулись замочат, музыканты  и  акт„ры-певцы  Вэй  Лян-фу,  Лян
Бо-лун, драматурги Тан Сянь-цзу, Хун Шэн, Кун Шан-жэнь. Пережив  громкую
славу, оказав влияние на ряд местных т-ров, куныпаньский т-р к концу  18
- сер. 19 вв. постепенно теряет популярность и  почти  совсем  исчезает.
Причиной этого были: замкнутость, отрыв от нар. иск-ва, стремление  уйти
от острых проблем современности, каноничность правил построения текста и
музыки, ограниченность тематики спектаклей жизнью аристократии.
   17  -  нач.  19  вв.  характеризуются  дальнейшим  совершенствованием
исполнительского мастерства традиционного т-ра.  К  сер.  18  в.  театр.
центрами становятся крупные города Китая (в т. ч.  город  Янчжоу,  через
к-рый проходил путь  императора,  совершающего  поездки  по  стране),  а
позднее - Бэйпин (Пекин). Сюда съезжались разл.  труппы  местных  т-ров.
Наибольший успех имели т-ры, получившие назв. "популярных"  (хуабу).  На
основе иск-ва разл. местных видов т-ра сицюй  (в  частности,  хубэйского
т-ра ханьцзяо и куныпаньского т-ра) в столице  Китая  Пекине  постепенно
формируется т-р, известный как столичный театр (цзинси),  или  пекинский
театр.   В   его   иск-ве   сочетаются   отточенность   формы,   высокое
исполни-тельское мастерство куныпаньского т-ра  и  сочная  колоритность,
простота нар. мелодий местных  т-ров.  Первыми  труппами,  где  наиболее
активно ш„л процесс формирования нового т-ра, были ань-хойские труппы  -
"Саньцин", "Сыси", "Чуньтай", "Хэчунь".  Они  стали  самыми  популярными
т-рами в Пекине в  нач.  19  в.,  в  них  работали  выдающиеся  мастера,
определившие в дальнейшем  целые  художеств.  направления:  Чэн  Чан-гэн
(труппа "Саньцин"), Чжан Эр-куй (труппа  "Сыси"),  Юй  Сань-шэн  (труппа
"Чуньтай"). Эти  акт„ры  были  выдающимися  исполнителями  ролей  лаошэн
(почтенных  старцев),  к-рые  в  19  в.  считались   наиболее   важными.
Пекинскому т-ру принадлежала инициатива создания нового типа  спектакля,
построенного  на  наиболее  ярких  отрывках  из  разл.   пьес.   Большую
популярность приобрели пьесы жанра уси, изобилующие батальными  сценами,
построенными на акробатике и манипуляциях с бутафорским оружием.
   В искусстве театра цзинси нашли выражение основные  черты  китайского
национального театра сицюй.  Характерная  особенность  искусства  акт„ра
китайского  театра-  игра  с  воображаемыми  предметами,  аллегорическое
использование предметов театр. реквизита (напр., стол в  зависимости  от
заданной  сценич.  обстановки  может  изображать  алтарь,  стол,   гору,
наблюдательную     площадку;     шапка,     зав„рнутая     в     красное
полотнище,отрубленную голову; ч„рные флажки - ветер, красные  -  огонь).
Игра акт„ров кит. т-ра далека от бытового правдоподобия; она строится на
канонизированных   условных   при„мах   выразительности,   стилизованных
движениях и жестах. В гримах и костюмах  широко  используется  символика
цвета (красный цвет -признак смелости, белый - подлости, ж„лтый  -  цвет
императора и т. д.). Элементы символики заключены и в орнаментах гримов,
костюмов.
   Все пьесы традиционного репертуара делятся на две  большие  группы  -
вэньси (пьесы на гражданские сюжеты) и уси (пьесы на  военные,  историч.
темы, в  к-рых  гл.  место  занимают  батальные  сцены,  построенные  на
акробатике, фехтовании). В  традиционном  театре  и  поныне  сохраняется
система  амплуа.  Все  персонажи   делятся   на   четыре   группы:   шэн
(положительные мужские  роли),  подразделяется  на  вэнь  -  штатских  и
у-военных, по возрасту делится на лао-шэн-стариков и сяошэн  -  молодых.
Дань  (женские  роли)  подразделяется  на  цинъи-положительная  замужняя
женщина,   чжэндань-положительная   героиня,   чаще    всего    молодая,
хуадань-служанка,  куртизанка,  даомадань-  женщина-воин,  гуймэндань  -
незамужняя юная девушка из знатного дома, по возрасту делятся на лаодань
- старуха, сяодань  -  юная  девушка.  Цзинь  (или  хуалянь;  объединяет

Страницы: «« « 1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142  1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия