|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 » »» к нар. тематике, нар. мелодиям (в отличие от придворных спектаклей,
строящихся исключительно на классич. мелодиях); иянские акт„ры разделяли
арии на части и между частями поясняли содержание арий. Исполнительские
при„мы близки площадным нар. представлениям.
Вначале представления иянского т-ра состояли из коротеньких пьес на
сюжеты из жизни ремесленников и кустарей, рассказывающие о любовных
похождениях. Пьесы эти строились на импровизации, сольное исполнение
сочеталось с хором. В дальнейшем акт„ры иянского т-ра стали ставить
пьесы на сюжеты популярных романов (Трое-царствие" Ло Гуань-чжуна,
"Речные заводи" Ши Най-яня, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня) и хроник
("Генералы из семьи Ян", "Биография Юе Фэя" и др.).
Для иянского т-ра характерно создание спектаклей-циклов. Они шли по
неск. дней подряд и каждый спектакль обрывался на острой ситуации. Это
делалось для того, чтобы обеспечить сбор на следующий день. Изображение
больших историч. событий (войны, крестьянские восстания) обусловило
введение в спектакли массовых батальных сцен, использование акробатики,
фехтования, танца. В спектакли вводились побочные эпизоды, не имеющие
прямого отношения к осн. сюжету. Распространение иянского т-ра за
пределами своей провинции объясняется тем, что, не будучи скован
строгими нормами классич. поэтич. языка и мелодич. ограничениями, он
легко воспринимал местные диалекты, популярные мелодии и песни. На
основе сочетания характерных особенностей иянского т-ра с местными
диалектами и вокально-исполнительскими формами появились мно-гочисл.
местные разновидности этого т-ра, получившие самостоят, названия
(цинянский, сыпинский и др.). Из этого же т-ра возник т-р хойцзяо
(провинция Аньхой), способствовавший появлению столичного т-ра цзинси.
Другое крупное театр. направление этого периода - куныпаньский т-р -
возник в уезде Кунь-шань (провинция Цзянси) - излюбленном месте отдыха и
развлечения кит. аристократии. Сюда в поисках заработка съезжались
музыканты, акт„ры, поэты, драматурги. Постепенно на базе местных
куныпань-ских представлений созда„тся т-р, к-рый вош„л в историю как т-р
аристократич. слоев общества и уч„ного сословия. В отличие от иянского
т-ра, дававшего свои представления на открытых площадях, куныпаньский
т-р был домашним, придворным т-ром. Спектакли разыгрывались обычно в
гостиных или дворцовом зале (поэтому куныпаньский т-р назывался ещ„
"театром на ковре"). На иск-во куньшань-ского т-ра оказали большое
влияние аристократич. лит-ра и изобразительное иск-во 15-17 вв. Это
проявилось в утонч„нной технике акт„рской игры, высоких требованиях к
вокальному мастерству. В отличие от иянского т-ра, музыка к-рого
строилась на разнообразных ритмич. рисунках (в оркестре преобладали
ударные инструменты), для куныпаньского т-ра характерно большое мелодич.
богатство (в оркестре важное место занимали духовые инструменты), музыка
к спектаклям специально создавалась и фиксировалась композиторами. В
этом т-ре возродились лучшие традиции нац. танцевального иск-ва 7-9 вв.
Высокого развития достигла в куныпаньском т-ре исполнительская культура;
здесь выдвинулись замочат, музыканты и акт„ры-певцы Вэй Лян-фу, Лян
Бо-лун, драматурги Тан Сянь-цзу, Хун Шэн, Кун Шан-жэнь. Пережив громкую
славу, оказав влияние на ряд местных т-ров, куныпаньский т-р к концу 18
- сер. 19 вв. постепенно теряет популярность и почти совсем исчезает.
Причиной этого были: замкнутость, отрыв от нар. иск-ва, стремление уйти
от острых проблем современности, каноничность правил построения текста и
музыки, ограниченность тематики спектаклей жизнью аристократии.
17 - нач. 19 вв. характеризуются дальнейшим совершенствованием
исполнительского мастерства традиционного т-ра. К сер. 18 в. театр.
центрами становятся крупные города Китая (в т. ч. город Янчжоу, через
к-рый проходил путь императора, совершающего поездки по стране), а
позднее - Бэйпин (Пекин). Сюда съезжались разл. труппы местных т-ров.
Наибольший успех имели т-ры, получившие назв. "популярных" (хуабу). На
основе иск-ва разл. местных видов т-ра сицюй (в частности, хубэйского
т-ра ханьцзяо и куныпаньского т-ра) в столице Китая Пекине постепенно
формируется т-р, известный как столичный театр (цзинси), или пекинский
театр. В его иск-ве сочетаются отточенность формы, высокое
исполни-тельское мастерство куныпаньского т-ра и сочная колоритность,
простота нар. мелодий местных т-ров. Первыми труппами, где наиболее
активно ш„л процесс формирования нового т-ра, были ань-хойские труппы -
"Саньцин", "Сыси", "Чуньтай", "Хэчунь". Они стали самыми популярными
т-рами в Пекине в нач. 19 в., в них работали выдающиеся мастера,
определившие в дальнейшем целые художеств. направления: Чэн Чан-гэн
(труппа "Саньцин"), Чжан Эр-куй (труппа "Сыси"), Юй Сань-шэн (труппа
"Чуньтай"). Эти акт„ры были выдающимися исполнителями ролей лаошэн
(почтенных старцев), к-рые в 19 в. считались наиболее важными.
Пекинскому т-ру принадлежала инициатива создания нового типа спектакля,
построенного на наиболее ярких отрывках из разл. пьес. Большую
популярность приобрели пьесы жанра уси, изобилующие батальными сценами,
построенными на акробатике и манипуляциях с бутафорским оружием.
В искусстве театра цзинси нашли выражение основные черты китайского
национального театра сицюй. Характерная особенность искусства акт„ра
китайского театра- игра с воображаемыми предметами, аллегорическое
использование предметов театр. реквизита (напр., стол в зависимости от
заданной сценич. обстановки может изображать алтарь, стол, гору,
наблюдательную площадку; шапка, зав„рнутая в красное
полотнище,отрубленную голову; ч„рные флажки - ветер, красные - огонь).
Игра акт„ров кит. т-ра далека от бытового правдоподобия; она строится на
канонизированных условных при„мах выразительности, стилизованных
движениях и жестах. В гримах и костюмах широко используется символика
цвета (красный цвет -признак смелости, белый - подлости, ж„лтый - цвет
императора и т. д.). Элементы символики заключены и в орнаментах гримов,
костюмов.
Все пьесы традиционного репертуара делятся на две большие группы -
вэньси (пьесы на гражданские сюжеты) и уси (пьесы на военные, историч.
темы, в к-рых гл. место занимают батальные сцены, построенные на
акробатике, фехтовании). В традиционном театре и поныне сохраняется
система амплуа. Все персонажи делятся на четыре группы: шэн
(положительные мужские роли), подразделяется на вэнь - штатских и
у-военных, по возрасту делится на лао-шэн-стариков и сяошэн - молодых.
Дань (женские роли) подразделяется на цинъи-положительная замужняя
женщина, чжэндань-положительная героиня, чаще всего молодая,
хуадань-служанка, куртизанка, даомадань- женщина-воин, гуймэндань -
незамужняя юная девушка из знатного дома, по возрасту делятся на лаодань
- старуха, сяодань - юная девушка. Цзинь (или хуалянь; объединяет
Страницы: «« « 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |