|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 » »» театре играл (с конца 20-х гг.) в этом т-ре, затем в т-рах Мейнинге-па,
Мюнхепа, Потсдама, Вупперталя, Берлина (с 1941). К. был одним из
активных театр. деятелей ГДР. Играл в Нем. театре и "Фольксбюне"
(Берлин). Эмоциональный, темпераментный акт„р, К. мастерски владел
голосом и мимикой. Нац пр. (1951, 1953).
Роли: Отелло, Городничий; Васильков ("Бешеные деньги" Островского),
Егор Булычев;
Миллер ("Коварство и любовь"), Г„ц фон Берли-хинген (о. п. Г„те),
Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Пунтила ("Господин
Пунтила и его слуга Матти" Брехта) и др. С 1945 снимался в кино.
Лит.: Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, В., 1957;
J h e r i n g H., Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956. Ham. B.
КЛЕЙНЕ (Kleine; урожд.-Г а р т м а н; Gart man), Мария
Йоханна(31.XII.1818- 30.IX.1885)- голландская актриса. Сценич. иск-ву
училась у своего деда акт„ра И. Елгерхейса. В возрасте 16 лет
дебютировала на сцене амстердамского т-ра "Гран-театр Ван Лир", в к-ром
играла до 1836 и после 1866. В 1836-46, 1856-59 и 1863-66 была актрисой
"Городского т-ра" в Амстердаме, в 1846-56 - т-ра "Салон де варьете" там
же. Одна из самых популярных голл. актрис 19 в. Игра К. отличалась
простотой и сдержанностью выражения, человеческой теплотой, ей были
чужды патетика и декламационность. Актриса ратовала против премьерства,
стремилась к сценич. ансамблю.
Роли: Леди Макбет; Мария Стюарт (о. п. Лебр„на), Иоанна ("Орлеанская
дева" Шиллера), Медея (о. п. Ле-гуве), юфрау Серклас (о. п. Схиммела) и
др. Успешно выступала в мелодрамах ("Белый пилигрим" Пиксе-рекура)и др.
В 1885 оставила сцену, нек-рое время занималась педагогич.
деятельностью. Вл. О.
КЛЕЙНЕР, Исидор Михайлович [р. 23.V(4.VI). 1896]-русский советский
литературовед и театровед, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1939.
Доктор филологич. наук (1944). В 1922 окончил юри-дич. ф-т Харьковского
ун-та, в 1928-аспирантуру по т-ру в Гос. академии художеств. наук в
Москве. Автор работ по истории лит-ры и т-ра.
Соч.: У истоков драматургии, Л., 1924; Театр Мольера, М., 1927;
Мастерство Мольера, М., 1934; М., 1961; Луначарский-драматург,
"Советская литература", Харьков, 1934, ј 9-10; Язык драматургии А. Н.
Островского, "Рус. язык в школе", 1939, ј 3; Драматургия
Сухово-Кобылина, М., 1961.
КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и
драматург. Представитель немецкого романтизма. Учился в кадетском
корпусе; в 1793-99 служил в армии, принимал участие в походе против
революц. Франции. К. принадлежал к реакц. дворянской партии. Болезнь,
нужда, неудовлетвор„нное честолюбие вызвали разрыв между романтич.
порывами поэта и окружающей его действительностью. К. заболел
психически, покончил жизнь самоубийством.
Первая пьеса К. - трагедия "Семейство Шроффен-штейн" (1804, т-р в
Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим семьям. Пьеса
отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но ясность и
мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей указывали
на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар" (1808, пост.
1901), сохранившейся в отрывках, К. созда„т образ идеализированного
героя, искажая историч. факты. В 1804, живя в Кенигсберге (период
оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он создал комедию "Разбитый
кувшин", высмеивающую феодальное судопроизводство (пост. в 1807 в
Веймарском т-ре под рук. Г„те, изд. 1811). Яркие, сочные нар. образы,
добродушный лукавый юмор, эмоциональность, индивидуализация речи
персонажей отличали эту комедию, сохраняющуюся в репертуаре т-ра до
наст. времени.
Разгром Пруссии в 1806 способствовал развитию в творчестве К.
"спутанности чувств" (Г„те). В эти годы поэта привлекают подсознательные
движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея"
(1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа (Пентесилея -
царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся превзойти друг
друга в исступл„нной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808,
пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз войны. Несколько
особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна" (1810, Вена) - о любви
простой девушки к владетельному феодалу. Мистич. предчувствия
пронизывают эту пьесу, разв„ртывающуюся на условно-историческом фоне.
Таинственному, иррациональному противостоит в пьесе светлый
жизнеутверждающий образ героини, мастерское изображение отдельных
характеров, исполненных страсти и жизненной силы. Трагедия "Принц
Фридрих Гомбургский" (1810, пост. 1821, "Бургтеатр") - последнее
драматич. произв. К. Эта пьеса идеализирует монархию, утверждает
националистич. чувства.
Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма,
противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма,
преодолевающие иррационализм и мистику, позволяют ряду совр.
исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К.
После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство
пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых обратился
к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа"
(1875), "Принц Фридрих Гомбургский" (1878), "Семейство Шроффенштейн"
(1910), "Кетхен из Хейльбронна" (1876), "Разбитый кувшин" и др.
"Разбитый кувшин" поставлен в 1844 в Берлинском т-ре (судья Адам -
Д„ринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в 1919 в Москве в
Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж. К. Трепте. В
ФРГ е„ пост. Гамбургский нем. драматич. т-р под рук. Г. Грюндгенса.
"Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом в Дюссельдорфе, в
1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана
в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем. т-рах, руководимых М.
Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К.
Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус. пер. -Собр.
соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962.
Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер., М.,
1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г Ф
р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e p и н г
Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934, с.
713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма в
Германии, М.-Л., 1940;
В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das
deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl., Lpz., 1924.
Страницы: «« « 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |