Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 » »» театре играл (с конца 20-х гг.) в этом т-ре, затем в т-рах Мейнинге-па, Мюнхепа, Потсдама, Вупперталя, Берлина (с 1941). К. был одним из активных театр. деятелей ГДР. Играл в Нем. театре и "Фольксбюне" (Берлин). Эмоциональный, темпераментный акт„р, К. мастерски владел голосом и мимикой. Нац пр. (1951, 1953). Роли: Отелло, Городничий; Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Егор Булычев; Миллер ("Коварство и любовь"), Г„ц фон Берли-хинген (о. п. Г„те), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Пунтила ("Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта) и др. С 1945 снимался в кино. Лит.: Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, В., 1957; J h e r i n g H., Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956. Ham. B. КЛЕЙНЕ (Kleine; урожд.-Г а р т м а н; Gart man), Мария Йоханна(31.XII.1818- 30.IX.1885)- голландская актриса. Сценич. иск-ву училась у своего деда акт„ра И. Елгерхейса. В возрасте 16 лет дебютировала на сцене амстердамского т-ра "Гран-театр Ван Лир", в к-ром играла до 1836 и после 1866. В 1836-46, 1856-59 и 1863-66 была актрисой "Городского т-ра" в Амстердаме, в 1846-56 - т-ра "Салон де варьете" там же. Одна из самых популярных голл. актрис 19 в. Игра К. отличалась простотой и сдержанностью выражения, человеческой теплотой, ей были чужды патетика и декламационность. Актриса ратовала против премьерства, стремилась к сценич. ансамблю. Роли: Леди Макбет; Мария Стюарт (о. п. Лебр„на), Иоанна ("Орлеанская дева" Шиллера), Медея (о. п. Ле-гуве), юфрау Серклас (о. п. Схиммела) и др. Успешно выступала в мелодрамах ("Белый пилигрим" Пиксе-рекура)и др. В 1885 оставила сцену, нек-рое время занималась педагогич. деятельностью. Вл. О. КЛЕЙНЕР, Исидор Михайлович [р. 23.V(4.VI). 1896]-русский советский литературовед и театровед, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1939. Доктор филологич. наук (1944). В 1922 окончил юри-дич. ф-т Харьковского ун-та, в 1928-аспирантуру по т-ру в Гос. академии художеств. наук в Москве. Автор работ по истории лит-ры и т-ра. Соч.: У истоков драматургии, Л., 1924; Театр Мольера, М., 1927; Мастерство Мольера, М., 1934; М., 1961; Луначарский-драматург, "Советская литература", Харьков, 1934, ј 9-10; Язык драматургии А. Н. Островского, "Рус. язык в школе", 1939, ј 3; Драматургия Сухово-Кобылина, М., 1961. КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и драматург. Представитель немецкого романтизма. Учился в кадетском корпусе; в 1793-99 служил в армии, принимал участие в походе против революц. Франции. К. принадлежал к реакц. дворянской партии. Болезнь, нужда, неудовлетвор„нное честолюбие вызвали разрыв между романтич. порывами поэта и окружающей его действительностью. К. заболел психически, покончил жизнь самоубийством. Первая пьеса К. - трагедия "Семейство Шроффен-штейн" (1804, т-р в Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим семьям. Пьеса отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но ясность и мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей указывали на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар" (1808, пост. 1901), сохранившейся в отрывках, К. созда„т образ идеализированного героя, искажая историч. факты. В 1804, живя в Кенигсберге (период оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он создал комедию "Разбитый кувшин", высмеивающую феодальное судопроизводство (пост. в 1807 в Веймарском т-ре под рук. Г„те, изд. 1811). Яркие, сочные нар. образы, добродушный лукавый юмор, эмоциональность, индивидуализация речи персонажей отличали эту комедию, сохраняющуюся в репертуаре т-ра до наст. времени. Разгром Пруссии в 1806 способствовал развитию в творчестве К. "спутанности чувств" (Г„те). В эти годы поэта привлекают подсознательные движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея" (1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа (Пентесилея - царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся превзойти друг друга в исступл„нной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808, пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз войны. Несколько особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна" (1810, Вена) - о любви простой девушки к владетельному феодалу. Мистич. предчувствия пронизывают эту пьесу, разв„ртывающуюся на условно-историческом фоне. Таинственному, иррациональному противостоит в пьесе светлый жизнеутверждающий образ героини, мастерское изображение отдельных характеров, исполненных страсти и жизненной силы. Трагедия "Принц Фридрих Гомбургский" (1810, пост. 1821, "Бургтеатр") - последнее драматич. произв. К. Эта пьеса идеализирует монархию, утверждает националистич. чувства. Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма, противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма, преодолевающие иррационализм и мистику, позволяют ряду совр. исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К. После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых обратился к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа" (1875), "Принц Фридрих Гомбургский" (1878), "Семейство Шроффенштейн" (1910), "Кетхен из Хейльбронна" (1876), "Разбитый кувшин" и др. "Разбитый кувшин" поставлен в 1844 в Берлинском т-ре (судья Адам - Д„ринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в 1919 в Москве в Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж. К. Трепте. В ФРГ е„ пост. Гамбургский нем. драматич. т-р под рук. Г. Грюндгенса. "Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом в Дюссельдорфе, в 1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем. т-рах, руководимых М. Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К. Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус. пер. -Собр. соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962. Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер., М., 1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г Ф р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e p и н г Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934, с. 713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма в Германии, М.-Л., 1940; В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl., Lpz., 1924. Страницы: «« « 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |