Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151  1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  » »»

театре играл (с конца 20-х гг.) в этом т-ре, затем в т-рах  Мейнинге-па,
Мюнхепа, Потсдама,  Вупперталя,  Берлина  (с  1941).  К.  был  одним  из
активных театр.  деятелей  ГДР.  Играл  в  Нем.  театре  и  "Фольксбюне"
(Берлин).  Эмоциональный,  темпераментный  акт„р,  К.  мастерски  владел
голосом и мимикой. Нац пр. (1951, 1953).
   Роли: Отелло, Городничий; Васильков ("Бешеные  деньги"  Островского),
Егор Булычев;
   Миллер ("Коварство и любовь"), Г„ц фон  Берли-хинген  (о.  п.  Г„те),
Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана),  Пунтила  ("Господин
Пунтила и его слуга Матти" Брехта) и др. С 1945 снимался в кино.
   Лит.: Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, В., 1957;
   J h e r i n g H., Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956. Ham. B.
   КЛЕЙНЕ  (Kleine;  урожд.-Г  а  р  т  м  а   н;   Gart   man),   Мария
Йоханна(31.XII.1818- 30.IX.1885)- голландская  актриса.  Сценич.  иск-ву
училась  у  своего  деда  акт„ра  И.  Елгерхейса.  В  возрасте  16   лет
дебютировала на сцене амстердамского т-ра "Гран-театр Ван Лир", в  к-ром
играла до 1836 и после 1866. В 1836-46, 1856-59 и 1863-66 была  актрисой
"Городского т-ра" в Амстердаме, в 1846-56 - т-ра "Салон де варьете"  там
же. Одна из самых популярных голл.  актрис  19  в.  Игра  К.  отличалась
простотой и сдержанностью  выражения,  человеческой  теплотой,  ей  были
чужды патетика и декламационность. Актриса ратовала против  премьерства,
стремилась к сценич. ансамблю.
   Роли: Леди Макбет; Мария Стюарт (о. п. Лебр„на), Иоанна  ("Орлеанская
дева" Шиллера), Медея (о. п. Ле-гуве), юфрау Серклас (о. п. Схиммела)  и
др. Успешно выступала в мелодрамах ("Белый пилигрим" Пиксе-рекура)и  др.
В   1885   оставила   сцену,   нек-рое   время   занималась   педагогич.
деятельностью. Вл. О.
   КЛЕЙНЕР, Исидор Михайлович [р.  23.V(4.VI).  1896]-русский  советский
литературовед и театровед, драматург. Чл. Коммунистич.  партии  с  1939.
Доктор филологич. наук (1944). В 1922 окончил юри-дич. ф-т  Харьковского
ун-та, в 1928-аспирантуру по т-ру в  Гос.  академии  художеств.  наук  в
Москве. Автор работ по истории лит-ры и т-ра.
   Соч.: У истоков драматургии,  Л.,  1924;  Театр  Мольера,  М.,  1927;
Мастерство  Мольера,  М.,   1934;   М.,   1961;   Луначарский-драматург,
"Советская литература", Харьков, 1934, ј 9-10; Язык  драматургии  А.  Н.
Островского,   "Рус.   язык   в   школе",   1939,   ј   3;   Драматургия
Сухово-Кобылина, М., 1961.
   КЛЕЙСТ (Kleist), Генрих фон (18.X.1777-21.XI. 1811) - немецкий поэт и
драматург.  Представитель  немецкого  романтизма.  Учился  в   кадетском
корпусе; в 1793-99 служил в армии,  принимал  участие  в  походе  против
революц. Франции. К. принадлежал к реакц.  дворянской  партии.  Болезнь,
нужда,  неудовлетвор„нное  честолюбие  вызвали  разрыв  между  романтич.
порывами  поэта  и  окружающей   его   действительностью.   К.   заболел
психически, покончил жизнь самоубийством.
   Первая пьеса К. - трагедия "Семейство  Шроффен-штейн"  (1804,  т-р  в
Граце) о любви молодых людей, принадлежащих к враждующим  семьям.  Пьеса
отличалась нагромождением ужасов, утверждала власть рока, но  ясность  и
мощь поэтич. языка, реалистич. обрисовка отдельных персонажей  указывали
на талант драматурга. В историч. трагедии "Роберт Гискар"  (1808,  пост.
1901), сохранившейся в  отрывках,  К.  созда„т  образ  идеализированного
героя, искажая историч.  факты.  В  1804,  живя  в  Кенигсберге  (период
оседлой жизни и внутр. успокоенности К.), он  создал  комедию  "Разбитый
кувшин",  высмеивающую  феодальное  судопроизводство  (пост.  в  1807  в
Веймарском т-ре под рук. Г„те, изд. 1811). Яркие,  сочные  нар.  образы,
добродушный  лукавый  юмор,   эмоциональность,   индивидуализация   речи
персонажей отличали эту комедию,  сохраняющуюся  в  репертуаре  т-ра  до
наст. времени.
   Разгром  Пруссии  в  1806  способствовал  развитию  в  творчестве  К.
"спутанности чувств" (Г„те). В эти годы поэта привлекают подсознательные
движения человеческой души, мистика, фантастика. В трагедии "Пентесилея"
(1808, пост. в 1876), написанной на сюжет античного мифа  (Пентесилея  -
царица амазонок), действуют мятущиеся люди, старающиеся  превзойти  друг
друга в исступл„нной жестокости. В историч. драме "Битва Германа" (1808,
пост. в 1860) К. националистически изображает апофеоз  войны.  Несколько
особняком стоит драма "Кетхениз Хейльбронна"  (1810,  Вена)  -  о  любви
простой  девушки   к   владетельному   феодалу.   Мистич.   предчувствия
пронизывают эту пьесу, разв„ртывающуюся  на  условно-историческом  фоне.
Таинственному,   иррациональному   противостоит    в    пьесе    светлый
жизнеутверждающий  образ  героини,  мастерское   изображение   отдельных
характеров,  исполненных  страсти  и  жизненной  силы.  Трагедия  "Принц
Фридрих  Гомбургский"  (1810,  пост.  1821,  "Бургтеатр")  -   последнее
драматич.  произв.  К.  Эта  пьеса  идеализирует  монархию,   утверждает
националистич. чувства.
   Творчество К. долгие годы поднималось на щит идеологами национализма,
противопоставлялось реалистич. принципам в иск-ве, но элементы реализма,
преодолевающие   иррационализм   и   мистику,   позволяют   ряду   совр.
исследователей (ГДР) давать иную оценку противоречивому творчеству К.
   После смерти К. пьесы его получили сценич. жизнь. В 19 в. большинство
пьес К. шло в переработках. Мейнингенский т-р одним из первых  обратился
к подлинным текстам К. В Мейнингенском т-ре шли пьесы К. "Битва Германа"
(1875), "Принц Фридрих  Гомбургский"  (1878),  "Семейство  Шроффенштейн"
(1910),  "Кетхен  из  Хейльбронна"  (1876),  "Разбитый  кувшин"  и   др.
"Разбитый кувшин" поставлен в 1844  в  Берлинском  т-ре  (судья  Адам  -
Д„ринг), в 1854 в "Бургтеатре" (судья Адам-Ларош), в  1919  в  Москве  в
Гос. показательном т-ре и мн. др. В ГДР пьесу пост. реж.  К.  Трепте.  В
ФРГ е„ пост. Гамбургский нем. драматич.  т-р  под  рук.  Г.  Грюндгенса.
"Принц Фридрих Гомбургский" пост. в 1833 Иммерманом  в  Дюссельдорфе,  в
1907 -в Нем. т-ре и др. На Авиньонском фестивале 1951 эта пьеса показана
в пост. Ж. Вилара (в гл. роли Ж. Филип). В нем.  т-рах,  руководимых  М.
Рейнхардтом, были пост. почти всв пьесы К.
   Соч.: Werke und Briefe, [Bd] 1-5, Lpz., 1904-05; в рус.  пер.  -Собр.
соч., т. 1-2, П.-М., 1923; Пьесы [Вступ. статья А. Дейча], М., 1962.
   Лит.: Б р а н д e с Г., Главные течения литературы XIX в., пер.,  М.,
1881; Ф р и ч e В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; M e р и н г  Ф
р., Клейст. Генрих фон Клейст. "Разбитый кувшин", в кн.: M e  p  и  н  г
Фр., Легенда о Лессинге. Лит.-крит. статьи, пер., т. 1, М.-Л., 1934,  с.
713-726; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценич. реализма  в
Германии, М.-Л., 1940;
   В r ah m O., Heinrich von Kleist, B., 1884, 1911; Martersteig M., Das
deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl.,  Lpz.,  1924.

Страницы: «« « 1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151  1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия