|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 » »» "КЛУБНАЯ СЦЕНА" - русский советский ежемесячный иллюстративный
журнал, освещающий вопросы художественной самодеятельности. Орган ВЦСПС
и МГСПС. Выходил в Москве в Издательстве ВЦСПС (позднее-в Профиздате), с
июля 1927 (;ј.ј 1-6) по окт. 1928 (,јј 1- 10); в июле 1928 влился в
журнал "Синяя блуза" и выходил до дек. 1929 под назв. "Материалы для
клубной сцены". В 1930-32 "К. с." выходила вначале как приложение к журн
"Культурная революция" (1930, јј 1- 12), с ј 9 журнал объединился с
параллельно выходившим журн. "Клубный репертуар"; с 1931 -
самостоятельный журнал. А. Шн.
КЛУБЫ в СССР- центры культурно-просветительной работы.Созданыпочти
при всех промышленных предприятиях, при совхозах, колхозах, гос.
учреждениях и учебных заведениях, в воинских частях. К. ведут большую
работу по коммунистич. воспитанию, организуют лекции, отдых трудящихся.
Почти при всех К. имеются кружки и коллективы художественной
самодеятельности для взрослых и детей. Особенно популярны театр. кружки.
На 1 янв. 1963 насчитывалось 128 тыс. К., из них 18 тыс. К. профсоюзов.
Большие и благоустроенные К. носят наименование Домов и Дворцов
культуры. Вик. М.
КЛУЧЕРУ (Cluceru), Соня (25.III.1892-10.II. 1955) - румынская
актриса. Нар. арт. РНР (1953). В 1913 окончила Бухарестскую
консерваторию. Училась у А. Ромынеску, П. Личиу, К. Ноттара. Ещ„
студенткой выступала на сцене Нац. т-ра в Бухаресте. С 1913 - актриса
этого т-ра. Долгое время играла лишь эпизодич. роли. Но большое
комедийное дарование, художеств. простота, нар. юмор, глубокое знание
человеч. психологии превращали каждое е„ выступление в событие театр.
жизни. После победы народно-демо-кратич. строя в Румынии талант К.
раскрылся в полной мере.
Роли; Кормилица ("Ромео и Джульетта", Гос. пр., 195 4), Сваха
("Женитьба"), Няня ("Три сестры"), Василиса ("На дне"), Дарья ("Великая
сила" Ромашова), Ефтимица ("Потерянное письмо" Караджале), Анета
Дудуляну ("Кумушки" Кирицеску), мадам Кирнакица ("Титаник-вальс"
Мушате-ску), бабушка Фануца ("Великий день" Бануш).
Лит.: О л т я н у К., Дать народу подлинное искусство,
"Народно-демократическая Румыния", Бухарест, 1951, ј 2; S а h i gh i а
п, Sonia Cluceru "Flacara", Buc., 1955, .ј 5, с. 24. Н. Р.
КЛУШИН, Александр Иванович [1763-11(23).V. 1804] - русский драматург,
критик, театр. деятель. Служил офицером в Смоленском полку. В 1790 вышел
в отставку. Принимал участие в журн. И. А. Крылова "Зритель". В 1793
вместе с Крыловым начал издавать журн. "Санкт-Петербургский Меркурий".
Напечатал здесь критич. разбор трагедии Княжнина "Вадим Новгородский",
поместив в статье большие отрывки из запрещ„нной и сожж„нной по указанию
Екатерины II трагедии. Это привело к столкновению журнала с полицией. В
1793 в Малом т-ре была пост. комедия К. "Смех и горе", критикующая
пустоту, лицемерие придворных и содержащая нам„ки на Екатерину II.
Сатирич. направленностью отличалась также пьеса К. "Алхимист" (1793). В
этих произв. К. выступает как представитель нравоописательной комедии
классицизма. С годами либерализм К. - сторонника политич. реформ -
ослабевает, он переходит на консервативные позиции. Это сказалось в двух
его последних пьесах - "Худо быть близоруким" (1800, петерб. Каменный
т-р) и "Услужливый" (1800, там же, переделка пьесы маркиза дЮфимон). В
1799 К. был назначен цензором театр. сочинений при российском т-ре. С
1800 - одновременно инспектор (режисс„р) российской петерб. труппы.
Соч.: "Смех и горе", в кн.: Российский феатр..., ч. 4, СПБ, 1829, т.
XX. Комедии, с. 1-129; "Алхимист", в сб.:
Русская комедия и комическая опера XVIII века, M.-Л., 1950, с.
465-483; Б е p к о в П. Н., Русская комедия и комическая опера XVIII
века, там же, с. 49-55. f0. Д.
ЕЛЮЧАР‚В, Александр Сергеевич [р. 6 (19). II. 1906] - русский
советский композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1939). В 1933 окончил
Моск. консерваторию по кл. профессоров Н. С. Жиляева и Р. М. Гли-эра.
Творч. путь К. тесно связан с муз. культурой Башкирии и особенно
Татарии. Написал музыку к спектаклям "Галиябану" Файзи, "Родина" и
"Голубая шаль" Тинчурина и др. Автор балетного дивертисмента "Молод„жь
на отдыхе" (1944, Башк. т-р оперы и балета), муз. комедии "Кара Ахмет"
по Тукаю, нар.-героич. оперы "На„мщик" (1962, Т-р оперы и балета,
Казань) и др., балета "Горная быль" (1951, Башк. т-р оперы и балета) о
борьбе башкир против царских чиновников и местных ханов в 18 в. К.
принадлежит и ряд соч. в др. жанрах.
Лит.: Лундстрем И., А. С. Ключар„в, в сб.: Композиторы советского
Татарстана, Казань, 1957; Ш у м-ская Н. А., Александр Ключар„в, М.,
1962.
М. Лифш., Ир. Г.
КЛЯВИНГ, Роберт Альбертович (р. 10.11.1929)- украинский советский
артист балета. Засл. арт. УССР (1953). В 1945 окончил балетную студию
при Киевском т-ре оперы и балета. В 1946-49 учился в Ле-нингр.
хореографич. уч-ще у В. И. Пономар„ва. С 1949 - солист балета киевского
Т-ра им. Шевченко. Остро характерный и виртуозный танцовщик. Партии в
укр. балетах: Софрон ("Маруся Богуславка" Свечникова), Степан ("Лилея"
Данькевича), Лукаш ("Лесная песня" Скорульского) и др. Работает как
балетмейстер (в 1963 пост. балет "Кот в сапогах" Го-моляки) и педагог.
Ю. С.
КНАППЕРТСБУШ (Knappertsbusch), Ганс (р.12. II 1.1888) - немецкий
дириж„р. Музыке учился в К„льне под рук. Ф. Штейнбаха и О. Лозе. В
19101912 - дириж„р оперного т-ра в Мюльхейме,в 1913- 1918 - директор
оперы в Эльберфельде. С 1918 - дириж„р оперного т-ра в Лейпциге, с
1919директор оперы в Дессау. В 1922-35 дирижировал в Мюнхене, сменив
здесь Б. Вальтера. После запрещения выступать в Германии переш„л в
Венскую оперу (1936-45). После 1945 дирижировал в разл. оперных т-рах. С
1951 выступает на Байр„йт-ских фестивалях. К.- один из крупнейших
интерпретаторов муз. драм Вагнера. Дириж„р драматич. и романтич. склада,
он склонен к импровизации, свободно трактует детали, патетически
заостряет конфликты, порой использует внешние эффекты.
Лит Н е r z f е l d F., Magie des Taktstocks, B. (West), 1953; 1959;
B et z R. und Panofsky W., Knapperts-busch, Ingolstadt, 1958. Ал. М.
"KHAP АРЕВЕЛЯН" ("Л и p а В о с т о ч-н а я") - первый армянский
музыкальный журнал. Издавался в Константинополе в 1857-58 под ред.
музыковедов А. Ованисяна и Г. Ераняна. После нек-рого перерыва вновь
стал издаваться в 1861 под назв. "Кнар Айкакан" ("Лира армянская"). С
1862 в работе журнала стал принимать участие композитор Т. Чухаджян.
Журнал закрылся из-за материальных трудностей в 1862. Г.Т.-С.
Страницы: «« « 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |