Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 » »» КЛИНТ, Анта Яновна [наст. фам. и имя - А м т-ман Анна, р. 19. IX(l.X). 1893 ]- латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1950). С 1912 - актриса Либавского (Лиепайского) латыш. т-ра. В 1916-18 работала в Петрогр. латышском т-ре, в 1919 в Рабочем т-ре Сов. Латвии (ныне Т-р драмы Латв. ССР, Рига). В 1921-24 была актрисой латв. Художеств, т-ра, с 1924 снова в латв. Т-ре драмы. В ранний период своего творчества К. играла в комедиях, сказках, выступала в опереттах, исполняла также драматические роли. В 20-30-х гг. играла Елену ("Женитьба Белугина"), Туанетту ("Мнимый больной"), Дорину ("Тартюф"), Офелию. Роли в сов. т-ре: Пиндачиха (Дни портных в Силмачах" Блаумана, 1955), Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1948), Ara Щука ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), Раневская ("Вишн„вый сад", 1953), Лнба ("Земля зел„ная" Упита, Гос. пр. СССР, 1951). Творчество К. отмечено высокой сценич. культурой, тонким чувством меры, светлым юмором, яркой выразительностью. Снимается в кино. К. К. КЛЙНЧИН, Александр Павлович (р. 29.X.1917) - русский советский театровед. В 1940 окончил лит. ф-т (театроведч. отд.) ИФЛИ. Печатается с 1939. Большинство статей и книг К. посв. Малому т-ру, а также истории рус. провинц. т-ра. С 1961 - науч. Сотрудник Ин-та истории иск-в. Соч.: Яков Емельянович Шушерин, М.-Л., 1947; Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952; Великий русский артист М. С. Щепкин, М., 1954; Л. I. Млотковська. Нарис про життя i творч1сть, Ки1'в,1958; Елена Митрофановна Шатрова, М., 1958 (совм. с С. Н. Дурылиным); Народный.театр на Политехнической выставке в Москве, в сб.: Театральное наследство, М., 1956, с. 347-74; В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953- 1954, M., 1956, с. 324-50; Неосуществл„нные замыслы Остужева, там же, с. 547-88 (совм. с Л. Ходорковской); А. А. Остужев - акт„р Шекспира, там же, с. 313-63 (совм. с Л. Ходорковской); Павел Степанович Мочалов, М., 1953 (сост. сб. и авторы вступит, статей к разделам и коммент. - Ю. Дмитриев и А. Клинчин); Путь режисс„ра. А. И. Канин. 1877-1953, M., 1962 (совм. с Л. Ходорковской); Михаил Сем„нович Щепкин, М., 1958; Щепкин и провинция, "Театр", 1963, ј 8. С. Г. КЛЙЦПЕРА (Klicpera), Вацлав Климент (23. XI.' 1792-15. IX.1859)-чешский драматург. Один из создателей чешского национального театра. Будучи студентом (1813-1819), писал пьесы для любительских театральных коллективов. В 1819-46 преподавал в гимназии в Градец-Кра-лове. В эти годы, собрав молодых патриотов, стремившихся возродить чеш. нац. культуру, К. организовывал любительские драматические кружки. Ученики К.: В. Галек, Я. Неруда, И. К. Тыл, Ф. Шкроуп и др. деятели чеш. нац. т-ра. С 1846 жил в Праге. В 1853 за несогласие с политикой правящих кругов был уволен с поста директора гимназии. К. написал св. 60 пьес разл. жанров. Среди них комедии на совр. темы: "Белоуши" (1816), "Адриан из Ржимса" (1817), "Роговин Четвероногий" (1821), "Комедия на мосту" (1826), "Каждому по заслугам" (1829); драмы на историч. и совр. темы: "Вожена" (1819), "Валдек" (1822), "Элишка Пршемыс-ловна" (1857), "Собеслав" (1858); сказки: "Бланик" (1813), "Чешская Мелузина" (1850) и др. Произв. К. (особенно комедии) отличались нар. юмором, яркостью реалистич. характеров, выражали патриотич. идеи. Его драматургия имела большое воспитат. значение в период становления чеш. нац. культуры. Ясность, простота и доходчивость пьес К. делали их популярными у широкого зрителя. Крупнейшие чеш. акт„ры включали в свой репертуар пьесы К. В совр. чеш. т-ре ставятся чаще всего комедии К.: "Злой олень" (1959, Т-р им. Неймана), "Мун и его род" (1960, Т-р Комедии), "Битва женщин" (1961, Нац. т-р). Соч.: Ctyri aktovky..., Praha, 1960. Лит.: Subert Fr., Klicpera dramatik, Praha, 1898; J u s t l V., Vaclav Kliment Klicpera, Praha, 1960. Д. Сол. КЛЙШНИК - разновидность цирковой акробатики. Номер К. основан на демонстрации гибкости тела, эластичности позвоночника, позволяющей делать всевозможные позы с глубоким сгибанием впер„д ("передняя складка"). Разновидность этого номера - "каучук" - отличается от К. тем, что все сгибания проделываются акробатом не впер„д, как у К., а назад ("мостик" или "боген"). К. обычно исполняют мужчины, "каучук"- женщины. К. - один из наиболее древних видов акробатики. В совр. виде получил сво„ назв. по фамилии англ. акробата Э. Клишника, исполнявшего в 1838 номер "орангутанг". В сов. цирке этот вид акробатики почти не исполняется. К. исполняли-- Н. Афонин, бр. Освальд, бр. Крихелли, труппа Никитас, "каучук" исполняют Н. Пчельникова, Е. Страшная, В. Д„мина, Н. Ба-цевич С. Морус. 3. Г. КЛОВА, Витаутас Юлионо (р. 31.1.1926) - литовский советский композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1959). В 1951 окончил консерваторию в Вильнюсе по кл. проф. А. Рачюнаса. Автор опер "Пиле-най" ("Пиленайский замок", 1956, Литов. т-р оперы и балета, Респ. пр., 1957) о героич. борьбе литовского народа против тевтонских рыцарей в 14 в., "Вай-ва" по мотивам литов. нар. сказки (1958, там же), "Дочь" о борьбе литов. народа в годы Великой Отечеств. войны (1960, там же, Респ. пр., 1960), музыки к спектаклям, камерно-инструмент., вокальных и др. соч. Сценич. произв. К., так же как и вс„ его творчество, пронизаны интонациями литов. нар. песен. Лит.: Гаудримас Ю. К., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961. Ю. Г. КЛОДЕЛЬ (Claudel), Поль (6.VIII.1868-23.11.' 1955) - французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1946). С 1882 учился в Париже, окончил юридич. ф-т и Школу политич. наук. В 1890 начал лит. и одновременно дипломатич. деятельность (был послом, консулом во мн. странах). Первые пьесы К.- "Золотая голова" (1890), "Город" (1890-97, Нац. Нар. т-р-1955) и др. созданы под влиянием символизма, в них проявились религ. мотивы. В каждой последующей пьесе-"Отдых седьмого дня" (1896), "Обмен" (1900, т-р "Вь„ коломбье"-1914) - рели-гиозно-мистич. направленность усиливается и окончательно утверждается в пьесах: "Полуденный раздел" (1905, "Т-р Мариньи" - 1948), "Залог" (1914, т-р "Эвр"), "Ч„рствый хлеб" (1914, т-р "Ателье" - 1949), "Оскорбл„нный отец" (1916, "Т-р Елисейских полей" -1946) и др. Наибольшую известность получила пьеса К.- "Благовещение" (1892, переделка собств. пьесы "Юная дева Виолена") - стилизация в духе Страницы: «« « 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |