Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  » »»

статей, М., 1960, с.  235-50;  Артист  выходит  на  эстраду,  "Искусство
эстрады", 1961, JSo 2. Q Бер
   КНОРРЕ, Ф„дор Ф„дорович  [р.  2(15).  IV.  1903]-  русский  советский
писатель, драматург. Лит. деятельность начал в  1926.  В  1931  в  моек.
Центральном  ТРАМе  была  пост.  его  первая  пьеса   "Тревога",   посв.
между-нар. движению молод„жи, в 1932 там же - пьеса "Московский 10-10" о
заводской молод„жи, е„ быте, о рабочих-комсомольцах. Эти  темы  решались
драматургом в присущих ТРАМу плакатно-агитационных формах. В последующих
своих пьесах драматург углубляет психологич.  характеристики  героев.  В
1944 Т-р им. Моссовета пост. "Встречу в темноте" (Варя - Марецкая), а  в
1957 Т-р им. Вахтангова  -  "Две  сестры".  Эти  лиричные,  эмоционально
насыщенные пьесы посв. жизни молод„жи военного и  мирного  времени.  Они
утверждают  цельность,  бескомпромиссность   характеров,   стойкость   в
опасности и верность в дружбе.
   Соч.: Сестры, "Театр", 1957, Na 8. С.Г
   КНУДСЕН  (Knudsen),   Давид   (р.8.VIII.1875)-'   норвежский   акт„р.
Дебютировал в 1902 в т-ре "Национальная сцена" (Берген). В 1907  переш„л
в т-р Фальстр„ма (Христианин), где сыграл роли Бранда и Пер Гюнта (о. п.
Ибсена). С 1911 - в труппе Нац. т-ра (Осло).
   Один из видных представителей сценического реализма, К. известен  как
создатель острохарактерных и сатнрич. образов в произв. классич. и совр.
норв.  драматургии.  Лучшие  роли:  Берник,  Ховстад,  Экдаль   ("Столпы
общества", "Враг народа", "Дикая утка"  Пбсела),  Тьельде,  Флик,  Фольк
("Банкротство",  "Король",  "Свыше   наших   сил"   Бь„рнсона),   Целиус
("Счастливый выбор" Кьера),  Хильфер  ("Король  Сабы"  X.  Кристенсена),
Андерсен ("Андерсены" Боргена),  де  Плек  ("Поражение"  Грига).  Творч.
манера  К.  характеризуется  аналитич.   раскрытием   идейной   сущности
персонажа, высокой культурой слова.
   Лит.: RonnebergA., Nationaltheatret gjennom femti эг, Oslo, 1949. Вл.
М.
   КНЯЖНИН, Яков Борисович  [23.Х(З.Х1).1740,  Псков,-  14(25).  1.1791,
Петербург] - русский драматург. Один из крупнейших  представителей  рус.
просветительского классицизма 18 в. В печати впервые  выступил  в  1769.
Уже в  первой  трагедии  -  "Дидона"  (1769,  Москва;  1778,  Петербург,
домашний  т-р  Дьяковых,  в  роли  Ярба   -   Дмитревский)-   проявилась
свойственная драматургии К. гумани-стич., свободолюбивая направленность.
Не отказываясь от классицистской коллизии борьбы долга  и  чувства,  К.,
однако,  прида„т  чувству  большее  значение,  чем  его   предшественник
Сумароков, что приводит к усилению эмоциональной стороны  его  трагедий,
определяет новые  черты  их  художеств.  формы  (психологич.  углубление
характеров,  обострение  дра-матич.  противоречий,  создание   эффектных
кульминаций и т. п.).
   Следующая  трагедия  К.  "Владимир   и   Ярополк"   (1772)   отражает
характерное для последнего этапа рус.  просветит.  классицизма  крушение
веры  в  "просвещ„нного  монарха".  К.   рассматривает   деспотизм   как
неизбежное порождение самодержавной власти.  Ко-мич.  оперы  и  комедии,
написанные К. в конце  70-х  и  в  80-х  гг.,  ещ„  более  сближают  его
творчество  с  передовым  сатирич.  направлением   в   рус.   лит-ре   и
публицистике; крепостнич. нравы и  галломанию  дворянства  К.  рисует  в
комич. опере "Несчастье от кареты" (1779, муз.  В.  А.  Пашкевича).  Гл.
действующим лицом комич. оперы "Сбитенщик" (1784, муз. Бюланта) является
умный,   энергичный   человек   из   народа.   Алчность   и   невежество
провинциальных помещиков К. обличает в своей  лучшей  комедии  "Хвастун"
(1786),  предваряющей  образ  гоголевского  Хлестакова  (гл.   герой   -
дворянский сынок, враль и мот). Теми же тенденциями отмечены и  др.  его
комич. оперы ("Скупой", "Притворная сумасшедшая") и  комедии  ("Чудаки",
"Неудачный примиритель, или Без обеда домой поеду", "Траур, или  Утешная
вдова"). В комедиях К. имеются сюжетные заимствования, но в то же  время
они исполнены точных, реальных наблюдений, правдивых  зарисовок  быта  и
нравов эпохи, написаны л„гким,  метким  разговорным  языком.  В  1783  в
трагедии "Рослав" К. вновь обращается к острейшей политич.  теме  своего
времени, стремится создать идеальный образ совр. героя - свободолюбца  и
патриота,  утверждает  необходимость  жертвенного  служения   отечеству.
Одновременно с трагедией о "добром  монархе",  осуществл„нной  в  формах
пышного оперно-балетного представления,-  "Титове  милосердие"  (соч.  в
1785 по заказу императрицы), К. продолжает развивать  основные  для  его
творчества политич., тираноборч. мотивы в трагедиях "Ольга",  "Владисан"
и "Софонизба".
   К концу 80-х гг., ознаменованных резкой  правительственной  реакцией,
относятся наиболее политически смелые выступления К.: статья "Горе моему
отечеству" (дошла лишь в пересказах)  и  трагедия  "Вадим  Новгородский"
(1789). Полемизируя с Екатериной II, изображавшей в своих т. н. историч.
пьесах Вадима человеком,  признавшим  законность  монархич.  власти,  К.
создал  образ  убежд„нного  воль-нолюбца,   отвергающего   любые   формы
примирения с самодержавием. Революция во Франции заставила К.  задержать
представление уже репетировавшейся трагедии; однако  существуют  данные,
что К. был вызван в тайную канцелярию,  допрошен  и  подвергнут  пыткам.
Вскоре, после тяж„лой болезни, К.  скончался.  В  1793  трагедия  "Вадим
Новгородский"  была  напечатана  отдельным  изданием  и  в  39-й   части
"Российского феатра", однако  тут  же  последовал  приказ  Екатерины  об
изъятии и сожжении трагедии (вновь была опубликована в 1871 с  купюрами;
полностью лишь в 1914). Уцелевшие экземпляры и списки трагедии ходили по
рукам,   ею   зачитывалась   передовая   молод„жь.    Влияние    "Вадима
Новгородского" сказалось в  ранних  произв.  декабристской  драматургии.
Трагедии  К.  имели  значит,  влияние  на  развитие  акт„рского  иск-ва,
способствовали проявлению  в  н„м  высокой  идейности,  эмоциональности,
правды переживаний.
   К. читал лекции по  рус.  словесности  в  Кадетском  петерб.  корпусе
(среди учеников К.  был  будущий  известный  драматург  В.  А.  Озеров).
Выступал как переводчик (произв. Корнеля и Др.).
   Со ч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1787; Сочинения, т.  1-  2,  изд.  А.
Смирдина. СПБ, 1847-48; Вадим Новгородский. Трагедия в 5 д.. с  предисл.
В. Саводника, М., 1914; Вадим Новгородский.  Трагедия,  в  кн.:  Русская
литература XVIII века. Л., 1937.
   Лит": Г у к с в с к vf и Г. А., Русская литература  XVIII  века,  М.,
1939, Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 3  изд.,  М.,
1955; Кулакова Л. И., Я. Б. Княжнин, в кн.:  Русские  драматурги.  XVIII
век, т. 1, Л.-М., 1959; А с е е в Б.  Н.,  Русский  драматический  театр
XVII-XVII Г веков, М., 1958. Т. Р.
   КНЯЗЕВА, Лидия Николаевна (р.9.II.1925)- русская  советская  актриса.

Страницы: «« « 1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160   1161  1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170   1171  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия