Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  1158   1159   1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167  » »»

речь персонажей напыщенна. В 180.3 Шиллер попытался переделать "бардиты"
для пост. на сцене, но вскоре отказался от этого, назвав их  "холодными,
бездушными изделиями". К. не смог преодолеть  в  себе  половинчатости  и
политич.  трусости  нем.  бюргерства.  Поэт  встретил  хвалебными  одами
французскую бурж. революцию, но уже в 1793, в дни  якобинского  террора,
он отшатнулся от Республики (ода "Моя ошибка").
   Соч.: Werke, Bd 1-6, Lpz., 1798-99; Samtliche Werke,  Bd  1-9,  Lpz.,
1839.
   Лит.: M e p и н г Ф., Легенда о  Лессинге.  Лит.-критические  статьи,
пер., т. l, M.-Л., 1934, с. 486-490; Witzmann К., Klassizismus und Sturm
und Drang in den Hermannsdramen Klopstocks..., Jena, 1924; M u  rat  J.,
Klop-stock. Les themes principaux de son oeuvre, P., 1959.
   Г. Гур.
   КЛОУН (англ. clown, от  лат.  colonus  -  мужик,  грубиян)-!)  Комич.
персонаж в пьесах англ.  драматургов  16  в.,  деревенский  парень,  над
неловкостью и грубостью к-рого потешались гор. жители. Роли К.  насыщены
грубыми  шутками,  в  них  были  и  сатирич.  элементы  -   нападки   на
аристократов и богачей. Постепенно К.  исчезали  из  пьес  и  появлялись
только в эпилогах. С 17 в. сохранялись  в  пантомимах  и  представлениях
балаганов.  2)  Артист  цирка,   исполнитель   коми-ко-буффонных   сцен.
Выступления К. сопровождают всю программу. В совр. цирке К.  делятся  на
К.-буфф,  исполняющих  разговорные  или  мимич.  сценки;  ков„рных   К.,
исполняющих шуточные сценки в то  время,  когда  униформисты  обставляют
арену для следующего номера;  муз.  К.,  играющих  на  различных,  часто
эксцентрич.  инструментах  и  поющих  куплеты  обычно  под   собственный
аккомпанемент; К.-дрессировщиков; К.-акробатов. См. Клоунада. Ю. Д.
   КЛОУНАДА - цирковой жанр. Включает в себя комич. выступления  одного,
двух и более артистов - клоунов построенные  на  при„мах  эксцентрики  и
буффонады.  Истоки  К.-  в  выступлениях  нар.  артистов:  в  России   -
скоморохов, во Франции - жонгл„ров, в Германии - шпильманов, в Польше  -
франтов, у народов Ср. Азии - масхарабазов, и др. В школах верховой езды
в 16-17 вв., наряду с наездниками и дрессировщиками  лошадей,  выступали
комики, пародирующие номера верх. езды.  В  первом  стационарном  цирке,
открытом в 1780 Астлеем в Лондоне, выступал комик Б. Саундерс,  игравший
роль неловкого наездника, и комики, разыгрывавшие нар. пантомимы.
   Следующий этап в развитии К. связан с франц. артистом Ж. Б.  Ориолем,
дебютировавшим в парижском цирке Франкони в 1835. Это был ловкий акробат
и эквилибрист, сочетавший сложные упражнения с комич. при„мами. В России
с такими же номерами выступали в 40-50-х гг. 19 в. Л. Виоль и его ученик
П. Авеньели.  Одновременно  в  англ.  и  др.  цирках  получают  развитие
небольшие комич. пантомимы, построенные на разл. эксцентрич. трюках;  их
исполняли Дж. Гримальди, К. Ф. Лоран и др. Другим истоком иск-ва К. были
выступления персонажа ярмарочных представлений  -  Пьеро  (образ  франц.
крестьянина, доверчивого и  подозрительного,  хитрого  и  простодушного,
насмешника и говоруна). Создателями этого образа были: Джаратони, Прево,
Амош.  В  цирке  Пьеро  получил  наименование  "белого  клоуна",  в  его
характеристике сочетались черты  персонажей  итал.  комедии  дель  арте,
англ. пантомимы, франц.  ярмарочного  т-ра.  Постепенно  "белые  клоуны"
завоевали   заметное   место   в   цирковых   программах;они   исполняли
самостоятельные пародийные номера в буффонной манере, развлекали публику
в перерывах между номерами.
   Основоположник нем. клоунады Кватлиц (дебютировал  в  цирке  Ренца  в
Берлине в 1846) изображал робкого и неумелого конькобежца, отважившегося
выйти на л„д. В 70-х гг. 19 в. появляется новый персонаж -"рыжий  клоун"
(Август, Дурачок, Иван Кирпич); развлекая публику в паузах, он  исполнял
роль незадачливого униформиста (служителя  арены),  носил  рыжий  парик.
Затем  Рыжие  стали  выступать  в  утрированных,  пародийных  костюмах,.
получили наименование - Ков„рных (их выступления обычно проходили  в  то
время,  когда  раскатывали   или   складывали   ков„р).   Среди   первых
исполнителей ролей Рыжего были Т.  Беллинг,  Чадвик,  Дж.  Гюйон  и  др.
Ков„рные  участвовали  вместе  с  белыми  клоунами  в  сценах   (антре),
используя в своих выступлениях лацци  итал.  комедии  дель  арте,  трюки
англ. пантомимы и др. шутки. В 80-х гг. 19 в. появились постоянные  пары
белого и рыжего клоунов; во Франции - Футит и Шоколад, в России - С.  С.
Альпе-ров и Бернардо. Такая К. получила название буф-фонадной. В 20 в. в
этом жанре особенного успеха  добились  французы  Бебе  и  Антонет,  бр.
Фрателлини,  Алекс  и  Заватта,  Франческо,  итальянцы  "Дарио-Барио   и
компания", испанец Ривельс, швейцарец Грок, англичане Тич и Джое Джэксон
и др.
   В русском дореволюц. цирке в жанре К. выступали Лепом и Эйжен,  Ю.  и
В. Костанди, Донато и Джио-вани  и  др.  В  рус.  цирке  клоуны  впервые
активно использовали сатирич. репертуар. Так, А.  Л.  и  В.  Л.  Дуровы,
используя  дрессированных  животных,   создавали   остро   злободневные,
сатирич. номера, муз. клоуны Бим-Бом, наряду с игрой на эксцентрич. муз.
инструментах, исполняли куплеты и частушки на злобу дня.
   Злободневное, сатирич. и публицистич. начало получило наиболее полное
развитие в  сов.  цирке.  Сочетая  сложные  цирковые  трюки  с  вес„лыми
остротами, сов. клоуны ищут новые образы, близкие их  зрителям.  Большой
вклад в развитие сов. К. внес В. Е. Лазаренко. Его традициям следовал  и
его сын В. В. Лазаренко. Сатирич. скетчи ставили на арене Л. К. и К.  К.
Таити, Д. С. Альперов и его партн„ры Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И.
Ф„доров),  Н.  Л.  Лавров.  Остросатирич.  и  лирико-комедийные   номера
исполнял Карандаш (М. Н. Румянцев). Другой талантливый сов. клоун О.  К.
Попов включает в свои выступления акробатику, гимнастику и т. п.  Иск-во
К., основанное на нар.  традиции,  развивают  артисты  нац.  цирков:  А.
Юсупов (узб. коллектив), В.  Байдин  (укр.),  Л.  Енгибаров  (арм.),  Л.
Колобов (белорус.) и др. В жанре К. в сов. цирках выступали: Г.  Мозель,
Д. Демаш, С. Крейн, А. Успенский, П. Лавров, К. Берман,  Б.  Вяткин,  Ю.
Никулин, М. Шуйдин, Э. Середа, X. Мусин, Е. Бирюков, Р. М. и А.  Ширман,
В. Мозель, О. Савич, В. Козловский, Ю. Котов и др.
   Иск-во К. получает развитие в странах  нар.  демократии:  Т.  Казаров
(Болгария), Цендерико (Румыния), Штефи и Барош (Венгрия) и др.
   Лит.: Дуров А. Л., В жизни и на арене, Воронеж,  1914;  Кузнецов  Е.,
Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М. ,1953; Р а д у н с к  и
и И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Альперов Д., На арене старого
цирка, М., 1936; Румянцев М.,  На  арене  советского  цирка,  М.,  1954;
Роланд К., Белый клоун, Рига, 1961; Советский цирк. Сборник,  под  общей
ред. Е. Кузнецова, Л.-М., 1938; Кузнецов Е.,  Арена  и  люди  советского
цирка, Л. - М., 1947;' Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963. 70. Д
   КЛУБ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ - см. Центральный дом работников искусств.

Страницы: «« « 1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  1158   1159   1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия