Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156  1157   1158   1159   1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166  » »»

ср.-век. миракля. Герои пьесы полны наив-яой  и  восторженной  веры.  К.
осуждает бунтарство, требует от людей безропотной жертвенности, насыщает
пьесу мистикой,  изображает  религиозные  чудеса,  прославляет  красоту,
величие страдания. Чтобы передать изощр„нность психологии своих  героев,
он искал слова-символы, воздействующие  на  зрителя  ритмом,  звучанием.
"Благовещение" пост. реж. О. М. Люнье-По в театре "Эвр" (1912).  Идейная
направленность драматургии К., отрицающей борьбу против насилия, глубоко
реакционна. Буржуазная критика объявила К. глубоким мыслителем, "великим
католическим писателем". В 40-х гг. известность получила пьеса "Атласная
туфелька" (1943, "Комеди Франсез"), утверждавшая необходимость отказа от
личного счастья во имя высших  велений  совести.  Во  Франции  пьесы  К.
ставили крупные режисс„ры (О. М. Люнье-По, Ж.  ????,  Ж.  Л.  Барро,  Ж.
Вилар и др.). На рус. сцене были пост. "Обмен" и  "Благовещение"  (1918,
1920;
   Камерный т-р, Москва). Пьесы К.  послужили  основой  опер  "Христофор
Колумб" Мийо (1930, Гос. опера, Берлин), "Жанна дАрк на костре" Онеггера
(1938,
   Базель). К..- автор  многих  статей  о  театре,  переводчик  трагедий
Эсхила ("Агамемнон", пост. 1927" Париж; "Хоэфоры"  и  "Эвмениды",  пост.
1935 и 1949, Брюссель).
   Соч.: Theatre, ?. 1-3, Р., 1910-11; Mes idees sur la maniere generale
de jouer mes drames, "L'oeuvre", P., 1912" bull.  ј  9,  с.  162-65;  Le
drame et la musique, "Revue de Paris", P.,  1930,  annee  37,  ј  9,  с.
23-35.
   Лит.: А. В. Луначарский о театре и драматургии. Нзбр. статьи,  т.  2,
М., 1958; Truc G., Paul Claudel, P., [1945];
   Saint e-M arie-Perrin Е., Introduction a l'oeuvre  de  Paul  Claudel,
P., 1926; TonquedecJ. de. L'oeuvre de Paul Claudel, P., 1917; G r  os  с
he R., Paul Claudel, Hellerau, 1930; M a d a u 1 e J., Le genie de  Paul
Claudel, P., [19331; Barjon L., Paul Claudel, P.-Brux. [1953]. Е.Ф.
   КЛОНИС  (??????),  Клеовулос  (р.  1907)  -   греческий   театральный
художник. Окончил филологпч. ф-т Афинского  уя-та.  Впервые  выступил  в
т-ре, оформив спектакль "Михаэль Крамер" Гауптмана в т-ре М. Кунелакиса.
Затем работал в т-ре "Свободная сцена" (1929) и др. труппах.  С  1932  -
гл. художник Нац. т-ра (Афины), где  оформлял  пост.  пьес  древ-негреч.
классиков,  Шекспира,  Мольера,  Гольдони,  Шиллера,  Гоголя,  Толстого,
Чехова, новогреч. драматургов (Матесис, Ксенопулос, Хорн и др.) и  совр.
зап.-европ. авторов. На раннем этапе творчества К. стремился  к  точному
воссозданию  быта  разл.  исторнч,  эпох,  с  конца  40-х  гг.  художник
обратился к более условной  манере  оформления,  его  работы  отличаются
монументальностью и вместе с тем скупостью выразит, средств,  строгостью
линий. Д. С.
   "КЛОП" - феерическая комедия в 9 картинах  В.  В.  Маяковского.  Соч.
1928. Пост. 13  февр.  1929  в  Т-ре  им.  Мейерхольда  в  Москве  (реж.
Мейерхольд, худ. Кукры-никсы, Родченко, комп.  Шостакович;  Присыпкин  -
Ильинский, Боголюбов, Штраух, Зоя  Бер„зкина  -  Суханова,  Эльзевира  -
Ремизова, Розалия  Павловна  -  Серебрянникова,  Олег  Баян  -  Темерин,
репорт„р - Зайчиков); филиал Ленингр. Большого драм.  т-ра  (1929,  реж.
Люце); Сибирский т-р сатиры (1929); Астраханский т-р (1930);  Моск.  т-р
Сатиры (1955, реж. Плучек, Юткевич,  худ.  Канищев,.  Райхель,  Юткевич;
Присыпкин - Лепко, Зоя Бер„зкина  -  Архипова,  Эльзевира  -  Степанова,
Розалия Павловна - Милютина, Олег Баян - Менглет). "К." ставили: Т-р им.
Маяковского (1956, реж. Власов, худ. Кулешов; Присыпкин - Толмазов,  Зоя
Бер„зкина - В.  Орлова,  Эльзевира-  Пугач„ва,  Олег  Баян  -  Любимов),
Ташкентский рус. т-р, Балахнинский и  Серовский  т-ры,  Челябинский  т-р
(все в 1956), Станиславский укр. т-р (1957), Бийский т-р (1958), Омский,
Самаркандский  т-ры   (оба   в   1959),   Благовещенский   т-р   (1960),
Усть-Каменогорский т-р (1961),  Вильнюсский  т-р,  Пермский  т-р  кукол,
Белорусский ТЮЗ, Алма-Атинский ТЮЗ, Кемеровский, Норильский т-ры (все  в
1962), Т-р  им.  Кингисеппа  (1963).  Радиопостановки:  Ленинград  (реж.
Гарин; Присыпкин - Тенин, Олег Баян - Гарин, Зоя Бер„зкина -  Зарубина),
Минск и др. На сюжет К. (под. тем же названием) написаны муз. комедии Г.
Юдина (1957, Пятигорский т-р муз.  комедии),  балет  Ф.  Отказова  и  Г.
Фиртиг (1962, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова), муз.  комедия  Э.
Лазарева (1903, Новосибирский т-р оперы и балета).
   За рубежом "К." ставили: Т-р драматургов, Нью-Йорк (1931),  ?-t)  им.
Жеромского, Кельце  (1956),  т-р  "Д-34",  Прага  (1956,  реж.  Буриан),
Тимишоарский  т-р,  Румыния  (1957),.  Т-р  Сатиры,  София  (1959),  т-р
"Ателье", Париж (1959, реж. Барсак).  т-р  "Комедии",  Будапешт  (1960),
Студенческая группа Чикагского ун-та (1961), т-р "Ка Фоскари",  Венеция,
Мармейд т-р, Лондон, Нар. сцена, Дания; Т-р Тыла, Плзень (все  в  1961),
кабаре "Вечернее Брно", Чехословакия, т-р "Эссен", ФРГ,  Т-р  Будевской,
Бургас (все в 1962) и др.
   Издания: Первая публикация "К.", M.-Л., 1929, Из последующих  изд.  :
Маяковский В. у Собр. соч., т. 8, М., 1931; Соч.,  1941  ;  Полн.  собр.
соч., т. 11, М., 1958.
   Лит.: Маяковский В. В., Театр и кино, т. 2, М., 1954, с. 483-95;  его
же, Полн. собр. соч., т. 11, M. y 1958, с. 535-660; т. 12, М., 1959,  с.
185-90; Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сб. ст., М., 1957,  с.  124-42
(ст. Н. Ка-литина); Плучек В.,  На  сцене  -  Маяковский,  М.  1962,  с.
85-124. А. Шн.
   КЛОПШТОК (Klopstock), Фридрих Готлиб (2.VII. 1724-14.  III.  1803)  -
немецкий поэт и драматург. Выходец из бюргерской среды. В 1745-46 изучал
теологию в Иене и в Лейпциге. Лит. деятельность начал в 1748  как  поэт.
Один из основоположников нем. нац. лит-ры 18 в., К. написал цикл драм на
библейские  сюжеты:  "Смерть  Адама"  (1757),"Соломон"  (1764),  "Давид"
(1772), в к-рых, как и в его стихотвор ном религиозном эпосе  "Мессиада"
(1748-73, 20 песен), выражена идея о тщетности  борьбы  человека  против
бога, о бренности  человеческой  жизни  и  ограниченности  человеческого
знания. Его пьесы, являющиеся образцами литературных драм, не ставились.
В 70 - 80-е гг. К. создал второй драматич. цикл  -  "бардиты",  в  к-рый
вошли "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784), "Смерть Германа"
(1787). Это - патриотич.  трилогия  о  героич.  подвигах  вождя  племени
херусков,   прославляющая   древних   германцев.   Современники    остро
воспринимали патриотич. пафос  поэзии  и  драматургии  К.,  восторженный
культ  прошлого  Германии  был  созвучен  настроениям  нем.  бюргерства,
стремившегося к объединению Германии. Тираноборч. мотивы драм К.  (герой
вступает в борьбу с императорским Римом)  и  свободолюбивые  устремления
привлекли внимание молодого  Лессинга  и  сделали  К.  популярным  среди
поэтов "Бури и натиска". Но пьесы его были статичны, диалоги  растянуты,

Страницы: «« « 1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156  1157   1158   1159   1160   1161   1162   1163   1164   1165   1166  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия