|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 » »» ср.-век. миракля. Герои пьесы полны наив-яой и восторженной веры. К.
осуждает бунтарство, требует от людей безропотной жертвенности, насыщает
пьесу мистикой, изображает религиозные чудеса, прославляет красоту,
величие страдания. Чтобы передать изощр„нность психологии своих героев,
он искал слова-символы, воздействующие на зрителя ритмом, звучанием.
"Благовещение" пост. реж. О. М. Люнье-По в театре "Эвр" (1912). Идейная
направленность драматургии К., отрицающей борьбу против насилия, глубоко
реакционна. Буржуазная критика объявила К. глубоким мыслителем, "великим
католическим писателем". В 40-х гг. известность получила пьеса "Атласная
туфелька" (1943, "Комеди Франсез"), утверждавшая необходимость отказа от
личного счастья во имя высших велений совести. Во Франции пьесы К.
ставили крупные режисс„ры (О. М. Люнье-По, Ж. ????, Ж. Л. Барро, Ж.
Вилар и др.). На рус. сцене были пост. "Обмен" и "Благовещение" (1918,
1920;
Камерный т-р, Москва). Пьесы К. послужили основой опер "Христофор
Колумб" Мийо (1930, Гос. опера, Берлин), "Жанна дАрк на костре" Онеггера
(1938,
Базель). К..- автор многих статей о театре, переводчик трагедий
Эсхила ("Агамемнон", пост. 1927" Париж; "Хоэфоры" и "Эвмениды", пост.
1935 и 1949, Брюссель).
Соч.: Theatre, ?. 1-3, Р., 1910-11; Mes idees sur la maniere generale
de jouer mes drames, "L'oeuvre", P., 1912" bull. ј 9, с. 162-65; Le
drame et la musique, "Revue de Paris", P., 1930, annee 37, ј 9, с.
23-35.
Лит.: А. В. Луначарский о театре и драматургии. Нзбр. статьи, т. 2,
М., 1958; Truc G., Paul Claudel, P., [1945];
Saint e-M arie-Perrin Е., Introduction a l'oeuvre de Paul Claudel,
P., 1926; TonquedecJ. de. L'oeuvre de Paul Claudel, P., 1917; G r os с
he R., Paul Claudel, Hellerau, 1930; M a d a u 1 e J., Le genie de Paul
Claudel, P., [19331; Barjon L., Paul Claudel, P.-Brux. [1953]. Е.Ф.
КЛОНИС (??????), Клеовулос (р. 1907) - греческий театральный
художник. Окончил филологпч. ф-т Афинского уя-та. Впервые выступил в
т-ре, оформив спектакль "Михаэль Крамер" Гауптмана в т-ре М. Кунелакиса.
Затем работал в т-ре "Свободная сцена" (1929) и др. труппах. С 1932 -
гл. художник Нац. т-ра (Афины), где оформлял пост. пьес древ-негреч.
классиков, Шекспира, Мольера, Гольдони, Шиллера, Гоголя, Толстого,
Чехова, новогреч. драматургов (Матесис, Ксенопулос, Хорн и др.) и совр.
зап.-европ. авторов. На раннем этапе творчества К. стремился к точному
воссозданию быта разл. исторнч, эпох, с конца 40-х гг. художник
обратился к более условной манере оформления, его работы отличаются
монументальностью и вместе с тем скупостью выразит, средств, строгостью
линий. Д. С.
"КЛОП" - феерическая комедия в 9 картинах В. В. Маяковского. Соч.
1928. Пост. 13 февр. 1929 в Т-ре им. Мейерхольда в Москве (реж.
Мейерхольд, худ. Кукры-никсы, Родченко, комп. Шостакович; Присыпкин -
Ильинский, Боголюбов, Штраух, Зоя Бер„зкина - Суханова, Эльзевира -
Ремизова, Розалия Павловна - Серебрянникова, Олег Баян - Темерин,
репорт„р - Зайчиков); филиал Ленингр. Большого драм. т-ра (1929, реж.
Люце); Сибирский т-р сатиры (1929); Астраханский т-р (1930); Моск. т-р
Сатиры (1955, реж. Плучек, Юткевич, худ. Канищев,. Райхель, Юткевич;
Присыпкин - Лепко, Зоя Бер„зкина - Архипова, Эльзевира - Степанова,
Розалия Павловна - Милютина, Олег Баян - Менглет). "К." ставили: Т-р им.
Маяковского (1956, реж. Власов, худ. Кулешов; Присыпкин - Толмазов, Зоя
Бер„зкина - В. Орлова, Эльзевира- Пугач„ва, Олег Баян - Любимов),
Ташкентский рус. т-р, Балахнинский и Серовский т-ры, Челябинский т-р
(все в 1956), Станиславский укр. т-р (1957), Бийский т-р (1958), Омский,
Самаркандский т-ры (оба в 1959), Благовещенский т-р (1960),
Усть-Каменогорский т-р (1961), Вильнюсский т-р, Пермский т-р кукол,
Белорусский ТЮЗ, Алма-Атинский ТЮЗ, Кемеровский, Норильский т-ры (все в
1962), Т-р им. Кингисеппа (1963). Радиопостановки: Ленинград (реж.
Гарин; Присыпкин - Тенин, Олег Баян - Гарин, Зоя Бер„зкина - Зарубина),
Минск и др. На сюжет К. (под. тем же названием) написаны муз. комедии Г.
Юдина (1957, Пятигорский т-р муз. комедии), балет Ф. Отказова и Г.
Фиртиг (1962, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова), муз. комедия Э.
Лазарева (1903, Новосибирский т-р оперы и балета).
За рубежом "К." ставили: Т-р драматургов, Нью-Йорк (1931), ?-t) им.
Жеромского, Кельце (1956), т-р "Д-34", Прага (1956, реж. Буриан),
Тимишоарский т-р, Румыния (1957),. Т-р Сатиры, София (1959), т-р
"Ателье", Париж (1959, реж. Барсак). т-р "Комедии", Будапешт (1960),
Студенческая группа Чикагского ун-та (1961), т-р "Ка Фоскари", Венеция,
Мармейд т-р, Лондон, Нар. сцена, Дания; Т-р Тыла, Плзень (все в 1961),
кабаре "Вечернее Брно", Чехословакия, т-р "Эссен", ФРГ, Т-р Будевской,
Бургас (все в 1962) и др.
Издания: Первая публикация "К.", M.-Л., 1929, Из последующих изд. :
Маяковский В. у Собр. соч., т. 8, М., 1931; Соч., 1941 ; Полн. собр.
соч., т. 11, М., 1958.
Лит.: Маяковский В. В., Театр и кино, т. 2, М., 1954, с. 483-95; его
же, Полн. собр. соч., т. 11, M. y 1958, с. 535-660; т. 12, М., 1959, с.
185-90; Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сб. ст., М., 1957, с. 124-42
(ст. Н. Ка-литина); Плучек В., На сцене - Маяковский, М. 1962, с.
85-124. А. Шн.
КЛОПШТОК (Klopstock), Фридрих Готлиб (2.VII. 1724-14. III. 1803) -
немецкий поэт и драматург. Выходец из бюргерской среды. В 1745-46 изучал
теологию в Иене и в Лейпциге. Лит. деятельность начал в 1748 как поэт.
Один из основоположников нем. нац. лит-ры 18 в., К. написал цикл драм на
библейские сюжеты: "Смерть Адама" (1757),"Соломон" (1764), "Давид"
(1772), в к-рых, как и в его стихотвор ном религиозном эпосе "Мессиада"
(1748-73, 20 песен), выражена идея о тщетности борьбы человека против
бога, о бренности человеческой жизни и ограниченности человеческого
знания. Его пьесы, являющиеся образцами литературных драм, не ставились.
В 70 - 80-е гг. К. создал второй драматич. цикл - "бардиты", в к-рый
вошли "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784), "Смерть Германа"
(1787). Это - патриотич. трилогия о героич. подвигах вождя племени
херусков, прославляющая древних германцев. Современники остро
воспринимали патриотич. пафос поэзии и драматургии К., восторженный
культ прошлого Германии был созвучен настроениям нем. бюргерства,
стремившегося к объединению Германии. Тираноборч. мотивы драм К. (герой
вступает в борьбу с императорским Римом) и свободолюбивые устремления
привлекли внимание молодого Лессинга и сделали К. популярным среди
поэтов "Бури и натиска". Но пьесы его были статичны, диалоги растянуты,
Страницы: «« « 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |