Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 » »» уч-ща вступила в труппу только что созданного (1898) Моск. . Художеств. т-ра. Дебютировала в первом спектакле МХТ - "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого в роли царицы Ирины (1898). Уже в этой роли раскрылась одна из характерных особенностей дарования актрисы - благородство игры, сценич. манеры. В том же сезоне сыграла роль Ар-кадиной в пьесе Чехова "Чайка" (1898). Не лишая своей героини женского очарования, показывая е„ красоту, ум, талант, актриса осторожно и тонко раскрывала хищничество, эгоизм и пошлость Аркадиной. С Чеховым связана артистич. и человеческая судьба Книппер, ставшей в 1901 женой писателя. В 5 чеховских спектаклях МХТ К.-Ч. сыграла роли - Аркадиной; Елены Андреевны ("Дядя Ваня", 1899), Маши ("Три сестры", 1901), Раневской ("Вишн„вый сад", 1904), Сарры ("Иванов", 1904). В образе Маши Прозоровой наиболее полного и яркого выражения у К.-Ч. достигла тема бунта рус. интеллигентной женщины против пошлой, мещанской" обывательской жизни. Маша в исполнении К.-Ч. была человеком, надел„нным широтой взглядов, смелостью, у не„ был свой мир чувств и дум, заставлявший е„ иногда надолго замолкать и вызывавший на е„ губах едва заметную зата„нную улыбку. В исполнении К.-Ч. роли помещицы Раневской (до старости К.-Ч. была единственной, выдающейся исполнительницей этой роли) эта русская барыня обладала душой детски наивной, нерасч„тливой и чуть-чуть сентиментальной. Прекрасно передавала актриса недоумение, растерянность и испуг русской помещицы перед сложностью жизни и вместе с тем подч„ркивала, что пассивная, всеядная любовь к жизни, к е„ удовольствиям делает все чувства Раневской поверхностными и неглубокими. Образ был проникнут поэзией и в то же время л„гкой иронией. Творчеству К.-Ч. были присущи глубина чувств и сдержанность их выражения, психологич. тонкость и строгость. Это помогло молодой актрисе воплотить сложнейшие образы пьес Чехова. Мажорность мироощущения, стремление к интенсивным, полнозвучным чувствам, радостная любовь к жизни сделали К.-Ч. замечательной исполнительницей роли Елены Кривцовой ("Мещане"). Большой творч. удачей актрисы была также роль Насти в др. пьесе Горького-"На дне" (1902). Раскрыв опустош„нность своей героини, е„ скорбное недоумение перед несправедливостью жизни, К.-Ч. показала в то же время душевную чистоту Насти, мечтающей о большой, настоящей любви. Рус. героиням К.-Ч., страдающим и бунтующим, рвущимся к свободе, ищущим сво„ место в жизни, близки и образы, созданные актрисой в пьесах крупнейших совр. драматургов Запада - Анна Маар ("Одинокие" Гауптмана, 1899), Майя, Лона Гессель ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", 1900, "Столпы общества", 1903, Ибсена). Блестящее чувство стиля, мастерство актрисы проявились в ролях классич. репертуара - Графиня-внучка ("Горе от ума", 1906), Анна Андреевна ("Ревизор", 1908), Белина ("Мнимый больной" Мольера, 1913). К числу лучших ролей К.-Ч. принадлежит роль Натальи Петровны ("Месяц в деревне" Тургенева, 1909). Цикл сатирич. образов прошлого был создан актрисой после Октябрьской революции. Играя Марию Александровну ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1929), К.-Ч. передавала провинциальное великолепие этой "первой дамы" захолустного городка. Е„ исполнение, темпераментное и яркое, было проникнуто тонким лукавством. С блеском и грацией исполняла К.-Ч. роль графини Чарской ("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930), проявив и в этой роли мастерство "внезапного" разоблачения. Новый этап творчества завершился созданием образа Полины в пьесе "Враги" (1935). Исполнение роли самоуверенной, глупой либеральной барыни было пронизано вес„лой и острой иронией. Одна из основателей и первых актрис МХАТа, обладавшая высокой культурой, вкусом, требовательная к себе, К.-Ч. была яркой представительницей иск-ва этого замечательного т-ра. В 1943 за выдающиеся заслуги в развитии театр. иск-ва удостоена Гос. пр. СССР. Др. роли: Виола ("Двенадцатая ночь", 1899), Лель ("Снегурочка", 1900), Терезита ("Драма жизни" Гамсуна, 1907),Фру Гиле ("У жизни в лапах" Гамсуна, 1911), Королева ("Гамлет", 1911), Варвара Васильевна ("Осенние скрипки" Сургу-чова, 1915), Надежда Львовна ("Бронепоезд 14-69", 1927). Соч.: К. С. Станиславский в Художественном театре, в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863-1938 М. 1948, с. 263-68. Лит.: Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер. В 3 томах, т. 1-2, М., 1934-36-Ростоцкий Б., Ольга Ле-онардбвна Книппер - Чехова М.-Л., 1946; Щепкина-Купе р н и к Т. Л., О. Л. Книппер-Чехова в ролях пьес А. П. Чехова, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1945, т. 1, М.-Л. 1948, с. 517-36; Г и а ц и н2 т о в а С. В., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Из ранних воспоминаний, там же, с. 537 - 545; Туровская М., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. 1868-1959, М., 1959' М. Тур. КНОБЛОК, Борис Георгиевич [р.6(19). IV. 1903] -русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Учился в ВХУТЕИНе у К. А. Коровина и П. М. Шухмина (1919), затем в студии художника В. Н. Яковлева (окончил в 1926). В 1927-33, будучи на военной службе, выступал как газетный и журнальный график и плакатист. Уже здесь вырабатываются качества, к-рые проявятся в лучших театр. работах художника - стремление к отбору, к локальной определ„нности цвета. В 1934 К. дебютировал как театр. художник в т-ре под рук. Должанского, после чего был приглаш„н Н. П. Охлопковым в моек. Реали-стич. т-р. Поиски оригинальных решений сценического пространства, разработка принципов оформления спектаклей т. н. "кругового театра" характерны для декораций К. к "Аристократам" (1935), "Отелло" (1936) (см. илл. на стр. 91); "Кола Брюньону" по Рол-лану (1937), "Трактирщице" (1937) и др. Последующие спектакли К.: "Кубанцы" Ротко в Т-ре им. Ермоловой (1939), "Варвары" (1941) и "Фронт" (1942) в Малом т-ре и др. С 1941 К. - гл. художник Малого т-ра. В 1945-48 работал в Новосибирском т-ре оперы и балета (декорации к балету "Доктор Айболит" Морозова, Гос. пр. СССР, 1948, и др.). С 1948--гл. художник Центр, детского т-ра; декорации к спектаклям "Я хочу домой" Михалкова (1949), "Волынщик из Стракониц" Тыла (1952). Особенно примечательны декорации К. к спектаклям "Димка-Невидимка" Коростыл„ва и Львовского (1955) и "Друг мой, Колька" Хмелика (1959), в к-рых выдумка и изобретательность сочетаются с изящной графич. точностью и лаконизмом. Среди лучших работ К. также декорации к спектаклю "Васса Железнова" (1952, Малый т-р), "Рамаяна" (по мотивам инд. эпоса, 1960, Центр. детский т-р). К. оформляет эстрадные спектакли ("Когда загораются зв„зды", 1960, "Москва - Венера, далее везде...", 1961). Соч.: Оформление спектакля, в кн.: "Васса Железнова" М. Горького, сб. Страницы: «« « 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |