Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160  1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170  » »»

уч-ща вступила в труппу только что созданного
   (1898) Моск. . Художеств. т-ра. Дебютировала в первом спектакле МХТ -
"Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого в роли царицы Ирины (1898). Уже  в
этой роли раскрылась одна из характерных особенностей дарования  актрисы
- благородство игры, сценич.  манеры.  В  том  же  сезоне  сыграла  роль
Ар-кадиной в  пьесе  Чехова  "Чайка"  (1898).  Не  лишая  своей  героини
женского очарования, показывая е„ красоту, ум, талант, актриса осторожно
и тонко раскрывала хищничество, эгоизм и пошлость Аркадиной.  С  Чеховым
связана артистич. и человеческая судьба Книппер, ставшей  в  1901  женой
писателя. В 5 чеховских спектаклях МХТ К.-Ч. сыграла роли  -  Аркадиной;
Елены  Андреевны  ("Дядя  Ваня",  1899),  Маши  ("Три  сестры",   1901),
Раневской ("Вишн„вый сад", 1904), Сарры ("Иванов", 1904). В образе  Маши
Прозоровой наиболее полного и яркого выражения  у  К.-Ч.  достигла  тема
бунта   рус.   интеллигентной   женщины   против   пошлой,    мещанской"
обывательской жизни. Маша в исполнении К.-Ч. была человеком,  надел„нным
широтой  взглядов,  смелостью,  у  не„  был  свой  мир  чувств  и   дум,
заставлявший е„ иногда надолго замолкать и вызывавший на е„  губах  едва
заметную зата„нную улыбку. В исполнении К.-Ч.  роли  помещицы  Раневской
(до старости К.-Ч. была единственной, выдающейся  исполнительницей  этой
роли) эта русская барыня обладала душой детски наивной, нерасч„тливой  и
чуть-чуть  сентиментальной.  Прекрасно  передавала  актриса  недоумение,
растерянность и испуг русской помещицы перед сложностью жизни и вместе с
тем  подч„ркивала,  что  пассивная,  всеядная  любовь  к  жизни,  к   е„
удовольствиям делает все чувства Раневской поверхностными и неглубокими.
Образ был проникнут поэзией и в то же время л„гкой  иронией.  Творчеству
К.-Ч.  были  присущи  глубина  чувств  и  сдержанность   их   выражения,
психологич. тонкость и строгость. Это помогло молодой актрисе  воплотить
сложнейшие образы пьес Чехова.  Мажорность  мироощущения,  стремление  к
интенсивным, полнозвучным чувствам, радостная  любовь  к  жизни  сделали
К.-Ч. замечательной исполнительницей роли  Елены  Кривцовой  ("Мещане").
Большой творч.  удачей  актрисы  была  также  роль  Насти  в  др.  пьесе
Горького-"На дне"  (1902).  Раскрыв  опустош„нность  своей  героини,  е„
скорбное недоумение перед несправедливостью жизни, К.-Ч. показала  в  то
же время душевную чистоту Насти, мечтающей о большой,  настоящей  любви.
Рус. героиням К.-Ч., страдающим и бунтующим, рвущимся к свободе,  ищущим
сво„ место в  жизни,  близки  и  образы,  созданные  актрисой  в  пьесах
крупнейших совр. драматургов Запада - Анна Маар  ("Одинокие"  Гауптмана,
1899), Майя, Лона Гессель  ("Когда  мы,  м„ртвые,  пробуждаемся",  1900,
"Столпы общества", 1903, Ибсена). Блестящее  чувство  стиля,  мастерство
актрисы проявились в ролях классич. репертуара -  Графиня-внучка  ("Горе
от ума",  1906),  Анна  Андреевна  ("Ревизор",  1908),  Белина  ("Мнимый
больной" Мольера, 1913). К числу лучших  ролей  К.-Ч.  принадлежит  роль
Натальи Петровны ("Месяц в  деревне"  Тургенева,  1909).  Цикл  сатирич.
образов прошлого был создан актрисой после Октябрьской революции.  Играя
Марию  Александровну  ("Дядюшкин  сон"  по  Достоевскому,  1929),  К.-Ч.
передавала провинциальное великолепие этой  "первой  дамы"  захолустного
городка. Е„ исполнение, темпераментное и яркое, было  проникнуто  тонким
лукавством. С блеском и грацией исполняла  К.-Ч.  роль  графини  Чарской
("Воскресение"  по  Л.  Н.  Толстому,  1930),  проявив  и  в  этой  роли
мастерство "внезапного" разоблачения. Новый этап  творчества  завершился
созданием  образа  Полины  в  пьесе  "Враги"  (1935).  Исполнение   роли
самоуверенной, глупой либеральной барыни было пронизано вес„лой и острой
иронией.
   Одна  из  основателей  и  первых  актрис  МХАТа,  обладавшая  высокой
культурой,   вкусом,   требовательная   к   себе,   К.-Ч.   была   яркой
представительницей  иск-ва  этого  замечательного  т-ра.   В   1943   за
выдающиеся заслуги в развитии театр. иск-ва удостоена Гос. пр. СССР.
   Др. роли:  Виола  ("Двенадцатая  ночь",  1899),  Лель  ("Снегурочка",
1900), Терезита ("Драма жизни"  Гамсуна,  1907),Фру  Гиле  ("У  жизни  в
лапах" Гамсуна, 1911), Королева  ("Гамлет",  1911),  Варвара  Васильевна
("Осенние  скрипки"  Сургу-чова,  1915),  Надежда  Львовна  ("Бронепоезд
14-69", 1927).
   Соч.:  К.  С.  Станиславский  в  Художественном  театре,  в  кн.:   О
Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863-1938 М. 1948, с. 263-68.
   Лит.: Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер. В 3 томах, т. 1-2,  М.,
1934-36-Ростоцкий Б., Ольга Ле-онардбвна Книппер - Чехова  М.-Л.,  1946;
Щепкина-Купе р н и к Т. Л., О. Л. Книппер-Чехова  в  ролях  пьес  А.  П.
Чехова, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1945, т. 1,
М.-Л. 1948, с. 517-36; Г и а ц и н2 т о в а  С.  В.,  Ольга  Леонардовна
Книппер-Чехова. Из ранних воспоминаний, там же, с. 537 - 545;  Туровская
М., Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. 1868-1959, М., 1959' М. Тур.
   КНОБЛОК, Борис Георгиевич  [р.6(19).  IV.  1903]  -русский  советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Учился в  ВХУТЕИНе
у К. А. Коровина и П. М. Шухмина (1919), затем в студии художника В.  Н.
Яковлева (окончил в 1926). В 1927-33, будучи на военной службе, выступал
как газетный и журнальный график и плакатист. Уже  здесь  вырабатываются
качества, к-рые проявятся в лучших театр. работах художника - стремление
к отбору, к локальной определ„нности цвета. В 1934  К.  дебютировал  как
театр. художник в т-ре под рук. Должанского, после чего был приглаш„н Н.
П. Охлопковым в  моек.  Реали-стич.  т-р.  Поиски  оригинальных  решений
сценического пространства, разработка принципов оформления спектаклей т.
н. "кругового театра"  характерны  для  декораций  К.  к  "Аристократам"
(1935), "Отелло"
   (1936) (см. илл. на стр. 91);
   "Кола Брюньону" по Рол-лану (1937), "Трактирщице"
   (1937) и др. Последующие спектакли К.: "Кубанцы"  Ротко  в  Т-ре  им.
Ермоловой (1939), "Варвары" (1941) и "Фронт" (1942) в Малом т-ре и др. С
1941 К. - гл. художник Малого т-ра. В 1945-48  работал  в  Новосибирском
т-ре оперы и балета (декорации к балету "Доктор Айболит" Морозова,  Гос.
пр. СССР, 1948, и др.).  С  1948--гл.  художник  Центр,  детского  т-ра;
декорации к спектаклям "Я хочу домой"  Михалкова  (1949),  "Волынщик  из
Стракониц" Тыла (1952). Особенно примечательны декорации К. к спектаклям
"Димка-Невидимка" Коростыл„ва и Львовского (1955) и "Друг  мой,  Колька"
Хмелика (1959), в к-рых выдумка и изобретательность сочетаются с изящной
графич. точностью и лаконизмом. Среди лучших работ К. также декорации  к
спектаклю "Васса Железнова" (1952, Малый  т-р),  "Рамаяна"  (по  мотивам
инд. эпоса, 1960, Центр. детский т-р). К. оформляет эстрадные  спектакли
("Когда загораются зв„зды", 1960, "Москва  -  Венера,  далее  везде...",
1961).
   Соч.: Оформление спектакля, в кн.: "Васса Железнова" М. Горького, сб.

Страницы: «« « 1152   1153   1154   1155   1156   1157   1158   1159   1160  1161   1162   1163   1164   1165   1166   1167   1168   1169   1170  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия