Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 » »» В сатире К. не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. К. раскрывал образ постепенно, сохраняя определ„нное нарастание. Так, например, играя роль Городулина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1935), К. вначале создавал образ добродушного светского жуира, болтуна, легкомысленного бездельника, но постепенно акт„р раскрывал новые черты характера этого крупного дельца, циничного, опустош„нного приспособленца, обладающего огромной практической см„ткой. С кодийной л„гкостью и остротой К. играл Телятева ("Бешеные деньги", 1905, Т-р Корша; 1933, Малый т-р). В исполнении К. роли бездушного, цепкого, жестокого, жадного помещика Толоконникова ("Рас-теряева улица" по Успенскому, 1929) яркая, сочная бытовая характерность сочеталась с большой психо-логич. глубиной. Страшной силой классовой ненависти были отмечены образы Земляники ("Ревизор", 1922) и Петрыгина ("Скутаревский" Леонова, 1934). Среди лучших ролей К. также: Лыняев ("Волки и овцы", 1908, Т-р Корша; 1916 и 1941, Малый т-р), Елисатов ("Любовь Яровая", 1926), Печенегов ("Враги", 1933) и др. С 1926 К. выступал в кино ("Процесс о тр„х миллионах", "Йраздник святого Иоргена", "Марионетки", "Бесприданница"). Др. роли: Одесса, 1903-04: Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Геерт ("Гибель " Надежды"" Хеерманса), Ракитин ("Месяц в деревне" Тургенева); Т-р Корша: Бойм ("В городе" Юшкевича), Яша Гуслин ("Бедность не порок"), Великатов ("Таланты и поклонники"), лорд Лортон ("Веер леди Уин-дермиер" Уайльда), Загорецкий, Репетилов ("Горе от ума"), фон Кальб ("Коварство и любовь"); Малый т-р: Исправник ("Царь природы" Чирикова, 1909), Тромбицкий ("Жених" Потапенко, 1910), Арно Тринье ("Очаг" Мирбо, 1910), Стодо-лищев ("Светлая личность" Карпова, 1910), Бабаев ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского, 1910), Чмоков ("Дама из Торжка" Беляева, 1911), Кудряш ("Гроза"), Набатов ("Прохожие" Рышкова), Жан Воробышкин ("Змейка" Рышкова, 1914), Потрохов ("Трудовой хлеб" Островского, 1915), Бер-жанов ("Работница" Найд„нова, 1916), Доброглазов ("Благодать" Урванцева), Хрустаков ("Ракета" А. Н. Толстого, 1917), кн. Дубецкий ("Закат" Сумбатова, 1917), Бернард ("Пути к славе" Скриба, 1922), Ихарев ("Игроки" Гоголя, 1923), Людовик ("Оливер Кромвель" Луначарского, 1921), Тропачев ("Нахлебник" Тургенева, 1924), Франсуа Артикль ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина, 1925), Меренов ("Жена" Трен„ва, 1928), Дубровин ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Брында-Рыльский ("Смена героев" Ромашова, 1930), Кокой Звездинцев ("Плоды просвещения", 1917, 1932), Медведев ("Слава" Гусева, 1936), Милонов ("Лес", 1937), Шмецгер ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937), Фамусов (1938), Дудукин ("Без вины виноватые", 1940). Лит.: Афанасьев В., М. М. Климов. 1880-1942, М., 1953; Новицкий П., Климов, в его кн.: Образы акт„ров, [М.], 1941, с. 79-116; "Театр", 1955, ј 11,с. 191- 192; Дурылин С. Н., Мастера Советского театра в пьесах А. Н. Островского, М., 1939, с. 114-16, 152-154; е г о ж е, "На всякого мудреца довольно простоты", на сцене московского Малого театра, М.-Л., 1940. В. Мае. КЛИМОВСКИЙ (наст. фам.- О г л о б л и н), Ев-гений Иванович [17(29).III.1824-1866] - русский артист оперы (тенор), драматический акт„р, композитор. В 1846 поступил в т. н. консерватор-класс Большого т-ра. В том же году был зачислен в оперную труппу Большого т-ра. Пел партии 2-го тенора, в дивертисментах - песни, романсы собств. сочинения. Участвовал в спектаклях Малого т-ра, исполняя роли с пением (первый исполнитель роли Яши Гуслина - "Бедность не порок", 1854). В 1854 переш„л в Александрийский т-р. С 1855 выступал в провинции (в Костроме, Н. Новгороде, Пензе и др. городах). В 1861 на сцене Нижегородского т-ра была пост. оперетта К. "Сон в майскую ночь". Наиболее полно дарование К. как характерного акт„ра проявилось в последние годы жизни. К. усиленно пропагандировал произв. Островского, ставил его пьесы в свои бенефисы. Значит, интерес представляют записи-дневники К., охватывающие 1839-60 (хранятся в Театр, музее им. Бахрушина). Роли: Иван ("Барская спесь, или Анютины глазки" Д. Т. Ленского), Мордоплюев ("Жених из Ножевой линии" Красовского), Митя ("Бедность не порок"), Иван ("Суд людской - не божий" А. Потехина) и др. Лит.: Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929, с. 124-27, 329-33. E. Фил. КЛЙНГЕР (Klinger), Фридрих Максимилиан (17. 11.1752-9.III.1831) - немецкий писатель, драматург. Один из наиболее значит, представителей нем. лит. направления "Буря и натиск". В 1776 закончил ун-т в Гисене. В 1776-78 был драматургом странствующей труппы Зейлера, в этот период созданы его лучшие драм. произв. В 1780 уехал в Россию, стал военным (в конце службы - генерал-лейтенант). С 1803 К.- попечитель Дерптского (Тартусского) ун-та. В своих воззрениях опирался на философские принципы И. Г. Гердера и Ж. Ж. Руссо. Драматургия К. делится на два периода. В произв. 70-х гг. ярко выражены демократич. идеи движения "Бури и натиска". В эти годы К. создал штюрмерские драмы: "Отто" (1774), "Страждущая женщина" (1775), "Близнецы" (1776), "Буря и натиск" (1777, Лейпциг) - назв. этой пьесы "Sturm und Drang" было присвоено всему лит. движению; "Стильпо и его дети" (1777), бурлескные, фантастич. драмы и др. В центре штюрмер-ских драм К. стоял одинокий герой, "бурный гений", вступающий в конфликт со своей средой, семь„й, обществ, законами, бросающий вызов миру, в к-ром властвует рок и несправедливость, но протест героя был лиш„н ч„ткой социальной основы. Для этих драм характерны накал страстей, неистовый пафос, хаотичная композиция. Речь персонажей уснащена гиперболами и междометиями. Штюрмерские драмы К. оказали влияние на творчество Шиллера ("Разбойники") . В конце 70 - нач. 80-х гг., во второй период его деятельности, драмы и комедии К. близки реалистической манере, в них нет навязчивой тенденциозности, язык пьес облегч„н, герои более жизненны. К. написал драму "Принц Зейденвурм" (1780), комедии "Шулеры" (1783, Вена), "Заклятие против брака" (1783) и др. Соч.: Werke, Bd 1-12, Konigsberg, 1809-16; Theater von F. M. Klinge, hrsg. v. B. Ph. Bauer, Tl 1-3, W., 1821; рус. пер. - Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад, М.-Л., 1961 (1 изд., 1913). Лит.: Смолян О. А., Жизнь и творчество Ф. М. Клингера, Л., 1953 (автореферат дисс.); Н е у с т-р о е в В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, [М.], 1958, с. 181-90; Rieger M., Klinger in der Sturm und Drangperiode, Darmstadt, 1880; Reimann P., Uber realistische Kunstauffassung, [4. Aufl.], B., 1952 DDR). Г. Гур. Страницы: «« « 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |