Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 » »» L928; Adam A., Histoire de la litterature francaise au XVII siecle, t. III. L'apogee du siecle. Boileau, Moliere, P., 1952; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII века, 4 изд., М., 1960; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема русского классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 127, кн. 3; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948. Гр. Б.; Н. Лит. (К. в России). КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - основная система выразительных средств хореографического искусства. Основана на принципе поэтически-обобщ„нной трактовки образа человека, пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний. Эта система складывалась на протяжении мн. веков и у мн. народов. Термин "К. т." возник в России в конце 19 в. в результате обособления отдельных видов танца, образования самостоятельных дисциплин, разделения танцовщиков на "классич." и "характерных" (см. Характерный танец). До этого времени в России и до сих пор в зарубежной терминологии К. т. именуется балетным, или театр. танцем. Значит, влияние на формирование системы К. т. оказала антич. хореография (изображ„нная в скульптуре. вазовой живописи, графике и др.). К. т. вобрал в себя движения, заимствованные из нар. плясок, хороводов, бытовых танцев, впитал достижения мн. танц. культур, отобрав из бесчисленного числа положений и движений наиболее выразительные. Первые попытки осмысления театр. танца были предприняты в трактатах итал. и исп. учителей танца 15-16 вв., к-рые пытались систематизировать свод танцевальных положений и движений, используемых ими при сочинении т. н. "балли фигурати" (см. Балло). Художеств. особенности К. т. начали складываться в 16 в. в Италии (трактаты о танце Ф. Карозо, Ч. Негри и др.). Дальнейшее развитие система К. т. получила во Франции, в трудах Академии танца (П. Бошан, Р. Ф„йе). откуда получила свою терминологию. Проф. разработка нар., бального и сценич. танца привела к дифференциации и обобщению выразительных средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы К. т. Она построена на изучении различных групп движений, объедин„нных общими для каждой группы признаками, напр. группа приседаний (плие), прыжков (элевация), вращений (пируэты, туры, фуэте), положений корпуса (аттитюды, арабески) и др. В системе К. т. разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы (прич„м позиции ног разработаны значительно полнее), но строго ограничено число групп движений. Все движения К. т. строятся на основе выворотности. В теории К. т. разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещ„нных (croisee и нескрещ„нных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы К. т. служит средством создания художеств. образов балетного спектакля. К. т. связан с проф. европ. музыкой, от к-рой зависит его содержание, метро ритм. Попытки нек-рых хореографов оторвать К. т. от музыки ни к чему не привели. Эволюция К. т. была обусловлена развитием и борьбой разл. для каждой эпохи эстетич. направлений (см. ст. Балет). Большое значение в развитии культуры К. т. имеет русская школа, к-рая получила значительное развитие в конце 19 в. Деятели рус. хореографии создали школу К. т., отличающуюся ярко выраженным нац. характером, чистотой и благородством пластич. языка, умением наполнить танец драматич. содержанием. Муз.-дра-матургич. реформа П. И. Чайковского обогатила школу рус. К. т. Прогрессивная направленность рус. К. т. явилась основой преемственности сов. школы К. т. Лит.: Weaver J., Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721; Rameau P., Le maitre a danser. P., 1725; В 1 as i s G., Traite elementaire, theorique et pratique de l'art de la danse, Mil., 1820; A d i-ce L., Theorie de la gymnastique de la danse theatrale. P., 1859; Степанов В. И., Программа занятий балетными танцами, в кн.: Борисоглебский М. В. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 260-62. См. также лит. при статьях Антраша и Балет. М. Габ., А. И. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ВОСТОКА (классический танец народов Азии) - понятие, включающее в себя танцы и танцевальные школы, существующие с древних врем„н в странах Вост. (Китай, Корея, Япония) и Юж. (Индия, Цейлон, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и др.) Азии. Традиционные формы К. т. В. сохранились в этих странах в силу особенностей их историч. развития. Тысячелетия насчитывает инд. танцевальная куль' тура. Древние инд. танцы, сохраняющиеся до наст. времени, подразделяются на ряд стилей и школ: бхарат натъям, катхак, катакхали кучипуди, мани-пури. Они отличаются утонч„нной разработкой мимики и движений рук, своеобразной системой канонич. жестов (мудра). К. т. В. входит как составная часть в театр. представления всех этих стран. С помощью "языка жестов" акт„р вед„т диалог. В инд. катакхали, где акт„р не произносит текста, жесты выражают определ„нные понятия. В кит. танце детально разработаны движения рук ("отрицающие" руки, "отдыхающие" руки и т. д.) и даже одной руки (рука "открытая", "направляющая", "бессильная" и др.). Исполнительские традиции К. т. В. передавались из поколения в поколение. В последние десятилетия в связи с подъ„мом нац.-освободит, движения в странах Азии К. т. В. переживает период возрождения. Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л., 1929; К р ы ж и ц к и и Г., Экзотический театр..., Л., 1927; Bowers Т., Theatre in the East. A survey Asian dance and drama, L., 1956, 1960; Концерты мастеров искусств Бирмы (Гастроли в Москве, Тбилиси...), М., 1956; Beaumont С. W., A Burmese PWC at Wembley. Some impressions of Burmese dancing, L., 1925; Г a p'г и Б., Театр и танец Индии, М., 1963; Bowers Т., The dance in India, N. Y., 1953; Chatterji U. (Srimati Usha), La danse hindoue. P., 1951; G о pal R. and D a d а с h a n j i S., Indian dancing, L., 1953; С у к а р н о, Коротко об индонезийских танцах, в кн.: С у к а р н о, Индонезия, М., 1956; Танцы острова Бали, "В защиту мира", 1957, .No 77, с. 58-61; Holt C., Danse quest in Celebes, P., 1939; L e-1 y v e d van. Les danses dans le theatre javanais, P., 1931; Zoete B. de and Spies W., Dance and drama in Bali, L., [1938]; R e г v a n 1 (Medjid), Le theatre et la danse en Iran,P., 1962; Groslier G., Danseuses cambodgiennes, anciennes et modernes, Р.,1913;0уян Юй-цзянь, Классическое танцевальное искусство Китая, "Народный Китай", 1957 ј 14, с. 26-30; G r ane t M., Danses et legendes de la, Chine ancienne, v. 1-2, P., 1926; Combe C. A., A Tibe-tan on Tibet, N. Y., 1926 (разд. Страницы: «« « 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |