Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151  » »»

канату, состязание в силе, а также танцы с  гигантскими  макетами  фигур
животных. В период Ханьской и Суйской  династий  в  представления  байси
стали включать инсценировки рассказов. Здесь впервые появляется  сценич.
образ, созданный  акт„ром  в  рамках  законченного,  хотя  и  несложного
сюжета.
   Дальнейшее   развитие   песенно-танцевальных   форм    и    искусства
представлений  происходит  в  Танскую  эпоху  (7-9  вв.   н.   э.)-время
усиленного роста городов,  рем„сел,  торговли,  экономич.  и  культурных
контактов с соседними странами, время значит, расцвета культуры и иск-ва
Китая.  В  этот  период  большое  развитие   получают   театрализованные
танцевальные представления на историч. сюжеты, различ. танцы  (в  т.  ч.
"Танец с мечами", исполняющийся в совр. т-ре сицюй). Дальнейшее развитие
получают  инсценировки  рассказов.  Большой  популярностью  пользовались
небольшие  пьески-диалоги  сатирически-комедийного  характера  ("Игра  о
цаньцзюне"), в к-рых высмеивались действия властей, продажные чиновники.
И  хотя  акт„р  не  имел   права   называть   конкретные   имена   своих
современников, зрители прекрасно понимали,  о  ком  ид„т  речь.  В  этих
представлениях  впервые  появляются   амплуа   -   находчивого   остряка
цань-пзюня и цаньгу.  Вначале  эти  пьески  строились  исключительно  на
речевых диалогах, позднее в них включаются пение и  муз.  сопровождение.
Получили развитие инсценировки бытовых рассказов. Танские  представления
носили    импровизационный    характер.    Акт„ры,    участвовавшие    в
представлениях, пользовались  специальными  костюмами,  яркими  масками,
реквизитом.
   В недрах разл. театрализованных представлений постепенно  развивались
и совершенствовались составные компоненты будущего т-ра: танцы, пластич.
акробатика, пение, иск-во декламации. При дворе  имп.  Сюань-цзуна  были
созданы спец. учебные заведения "Грушевый сад",  "Двор  весны",  где  из
детей опальных сановников и чиновников готовили музыкантов, танцовщиц  и
певиц для дворцовых представлений. Вне двора  большую  часть  акт„ров  и
музыкантов составляли нар. мастера, приехавшие из с„л и деревень.
   Дальнейшее формирование т-ра происходит в 12-  14  вв.  В  это  время
появляется новый вид представлений цзацзюй (смешанные представления).  В
комич. импровизированных сценках  цзацзюй  складывались  амплуа  фумо  и
фуцзин - муж. персонажи, мони - старшина, чжуангу  -  исполнитель  ролей
чиновников, иней - ведущий пьесу,  чжуандань  -  переодетый  в  женщину.
Одновременно и на юге ставились большие нар. драмы. Этот жанр  назывался
юж. драма (нань-си) - "Ван Куй", "О женщине по имени  Чжао".  Из  ранних
произв. жанра юж. драмы сохранилось лишь  "Чжан  Се,  сдавший  столичные
экзамены первым".
   Т-р Сунской эпохи, и особенно  т-р  юж.  драмы,  был  носителем  нар.
демократич.  традиций,  здесь  ставились  пьесы,   направленные   против
социального неравенства, бичующие мораль  представителей  господствующих
классов,  показывающие  невзгоды  простых  людей.  Представления  носили
массовый  характер,  они  давались  в  балаганах,  зрителями   их   были
ремесленники, торговцы, солдаты. В этих балаганах, представлявших  собой
огороженные, крытые навесом площадки, зрители сидели на скамьях,  сцена,
находившаяся на одном уровне со зрительным  залом,  отделялась  от  него
перилами (балаган назывался ланцзы - "перила").
   Подлинной  зрелости  кит.  т-р  достиг  в  13-14  вв.,  хотя   страна
находилась под гн„том Юаньской (монгольской) династии. К  этому  времени
относится расцвет драмы цзацзюй.
   Художеств, особенности т-ра цзацзюй во многом определили  своеобразие
театр.  иск-ва  Китая  последующих  эпох.  Его  синтетич.  представления
строились на  сочетании  речевых  и  вокальных  партий,  музыки,  танца,
акробатики.  Музыка  подбиралась  самим  драматургом   из   традиционных
мелодий, к-рые переходили из одного спектакля в другой. Драматург  также
давал советы по трактовке пьес,  принимая  на  себя  функцию  режисс„ра.
Наиболее   важные   сцены   разыгрывались   в   замедленном   темпе,   с
многочисленными мелкими подробностями, а второстепенные эпизоды давались
как яркие штрихи. Спектакли разыгрывались на пустой  сцене,  что  давало
возможность свободного перемещения действия в пространстве и во времени.
Это  определило  многие  художественные  при„мы:  устная  характеристика
акт„ром предполагаемой на сцене обстановки, устное извещение  зрителя  о
переменах  во  времени  или  месте  действия  пьесы,  самохарактеристика
действующих лиц.
   Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы,  в
к-рых сцена находилась в центре здания  на  уровне  земли  и  напоминала
цирковую арену, и прихра-мовые сцены, приподнятые  над  земл„й  (зрители
располагались  на  прилегающей  к  сцене  площадке).  Эти  сцены   часто
украшались вышитыми плакатами - афишами, на  к-рых  сообщались  название
труппы, имена главных акт„ров. (В  балаганах  афиши  вывешивались  перед
входом). Спектакли были платными,  существовал  также  обычай  одаривать
акт„ров во время представления. В труппу  входили  обычно  члены  семей,
иногда принимались 1 -2 акт„ра со стороны. Ведущее место в них  занимали
женщины, к-рые исполняли и мужские роли; надолго  установилась  практика
исполнения женских ролей мужчинами.
   Другой крупной формой юаньского т-ра была  драма  чуаньци,  к-рая  на
раннем этапе своего развития следовала традициям юж. драмы, заимствуя е„
композицию,  темы,  образы.  В  ней  отсутствовала   строгая   композиц.
регламентация  (количество  актов  могло  быть  любым).   Как   правило,
спектакли были очень большими, шли по неск. дней подряд. В них  не  было
строгого разделения на акт„ров, декламирующих и поющих, в музыке не было
тональных  ограничений.  Исполнители   наряду   с   традиц.   мелодиями,
входившими в своды  лучших  муз.  произв.,  могли  вводить  в  спектакли
популярные нар. мелодии и арии, создаваемые ими  самими.  От  юж.  драмы
чуаньци  отличалась  большей   художественной   зрелостью,   углубл„нным
раскрытием образов, образностью языка.
   С конца 14 в. начинается сближение т-ра цзацзюй с юж. драмой  чуаньци
(в конце господства Юаньской династии на  юг  страны  съезжаются  многие
драматурги, музыканты, акт„ры сев. т-ра). Преобладание получает юж.  т-р
с его свободной формой, но он  заимствует  у  сев.  т-ра  более  высокую
технику, лит. и художеств. мастерство.
   Дальнейшее развитие кит.  т-ра  относится  к  периоду  Минской  эпохи
(14-17 вв.) и происходит  в  условиях,  когда  правящие  круги  пытаются
подавить демократич.  тенденции,  канонизируют  старые,  отжившие  формы
(запрет изображения  в  спектаклях  императоров  и  чиновников,  критики
существующего  порядка).  В  Минский  период  возникли  два   крупнейших
направления кит. т-ра - иянское и куныпань-ское. Иянский т-р зародился в
провинции Цзянси на базе ранней юж. драмы. Для него характерно обращение

Страницы: «« « 1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия