|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 » »» деятелей лит-ры и иск-ва для борьбы с врагом. Для организации работы в
Освобожд„нных р-нах в городе Яньане созда„тся филиал ассоциации.
Т-ры Освобожд„нных районов обращаются к злободневной тематике, к
малым формам, используют простой и доходчивый язык, местные нар.
художеств. формы. В эти годы впервые традиционный т-р становится
средством революц. пропаганды. Т-ры ставили преим. небольшие
импровизированные сценки на темы борьбы с япон. агрессией, с классовыми
врагами.
В 40-х гг. в Освобожд„нных р-нах возникает новая форма муз.
спектакля, получившая позднее назв. Новая опера (Синь гэцзю). Этот вид
т-ра возник на основе муз. представлений, носивших назв. янгэ (песня
молодых всходов). В представления, носившие характер шествий, включались
песни, танцы, пантомимы, сцены из репертуара традиционного т-ра.
Участниками их были местные жители. Представления янгэ устраивались в
дни празднования урожая и в другие большие праздники. Ещ„ до того, как к
янгэ обратились деятели проф. т-ра, их по-новому разыгрывали сами
крестьяне. Вместо старых тра-диц. мелодий, отрывков из пьес традиц.
репертуара в янгэ включались песни, посвящ„нные революции, армии,
сценки, изображающие совр. .события (расправу народа над
помещиком-кровопийцей, эпизоды борьбы с иноземными агрессорами).
Органичное соединение популярной в народе традиционной формы с новым
злободневным содержанием определило большой успех этих представлений.
Вс„ это подготовило рождение большого спектакля янгэ, представляющего
собой муз.-драм. спектакль с единым композиторским замыслом, законченным
сюжетом. К числу наиболее значительных спектаклей этого жанра относятся
"Чжоу Цзы-шань" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу и Лю Чжи), "Седая девушка"
(либретто Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, музыка Ма Кэ и др.). Для новых форм муз.
спектакля характерны художеств. средства, присущие массовым площадным
зрелищам: яркие, броские при„мы выразительности, своеобразное
традиционное муз. сопровождение на ударных инструментах. Развитие театр.
иск-ва Китая с 40-х гг. определялось решениями Яньанского совещания
работников лит-ры и иск-ва (1942).
Победа китайского народа над силами реакции и создание Китайской
Народной Республики положили начало новому этапу развития кит. т-ра.
Первый всекитайский съезд работников лит-ры и иск-ва, созванный в Пекине
в 1949, подчеркнул необходимость мобилизации всех сил художеств.
интеллигенции на служение народу, освоения художеств. наследия,
повышения идейного уровня художеств. творчества. Была признана
необходимость реформы традиционного т-ра, создан К-т по проведению
театр. реформы, куда вошли виднейшие драматурги, композиторы, акт„ры. В
1951 изданы "Указания Административного совета Центрального народного
правительства о проведении реформы классической драмы", в к-рых
выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы
подготовки акт„ров и драматургов, организационной перестройки театр.
трупп. Значит, внимание уделялось развитию местных т-ров. Осн. видом
театр. иск-ва в КНР продолжает оставаться традиционный т-р, но с каждым
годом вс„ большую популярность приобретает совр. драматич. т-р (т. н.
т-р "разговорной" драмы).
В первые годы существования КНР эти т-ры ставили преим. пьесы о
событиях революции. Спектакли были исполнены революц. пафоса, но в то же
время им были присущи нек-рый схематизм, искусственность в решении
конфликтов. Определяя новые пути развития театр. иск-ва, деятели т-ров
создавали спектакли, сочетающие элементы совр. европ. драмы с
художественными принципами традиционного кит. т-ра.
Но постепенно театр. иск-во, так же как и вся культура КНР,
превращалось в средство пропаганды особого политич. курса руководства К
ПК. Во 2-й пол. 50-х гг. был провозглаш„н лозунг "пусть расцветают все
цветы, пусть соперничают сто уч„ных", к-рый, по сути дела, открывал
возможность для усиления пропаганды мелкобурж. идеологии. Активизация
бурж. элементов в лит-ре и иск-ве вынудила Мао Цзэ-дуна дополнить этот
лозунг призывом к борьбе с "ядовитыми травами", означавшим на практике
расправу с художественной интеллигенцией. В процессе борьбы с "ядовитыми
травами" кит. руководители пришли к отрицанию культурного наследия
прошлого, принципов критич. реализма.
Вскоре после провозглашения лозунга "пусть расцветают все цветы" в
Китае было объявлено движение за т. н. "Большой скачок". Прожект„рство в
области экономики оказало влияние и на театр. иск-во. Погоня за
постановкой большого количества спектаклей в короткие сроки привела к
резкому снижению их художественного качества. В кит. т-ре получил
распространение нарочитый отказ от мастерства, утвердились схематизм,
примитивность образов и конфликтов, прямолинейная иллюстративность,
вульгарный социологизм.
В 60-е гг., когда руководство КПК предприняло яростные атаки на
единство мирового коммунистич. движения, иск-во было полностью
поставлено на службу этой пропаганде. Утверждение культа личности Мао
Цзэ-дуна стало одной из важнейших тем драматич. произведений. Следуя за
директивами руководства КПК, т-ры Китая проповедуют необходимость и
закономерность войн. Они ставят пьесы, изображающие войну как цепь
победоносных подвигов, отказываются от раскрытия в сценич. произведениях
тем интернационализма, борьбы за мир. Вс„ большее распространение
получают националистич. тенденции. Если в нач. 50-х гг. на сценах кит.
т-ров шли произведения Горького, Чехова, Шекспира, Гольдони, пьесы сов.
драматургов, классические оперы, то в последующие годы переводные и
особенно советские произведения из репертуара снимаются. С целью
дискредитации сов. иск-ва, сов. драматургии распространяются измышления
о ревизионизме, перерождении советской культуры. Одновременно открыто
выражается тенденция игнорирования всего мирового иск-ва. Следуя лозунгу
"китаизации иск-ва", деятели кит. т-ра обращаются гл. обр. к историч.
пьесам, подч„ркивающим величие кит. нации, как из прошлого репертуара,
выражавшего феодальную идеологию, так и к пьесам совр. драматургов,
идеализирующим это прошлое ("Цай Вэнь-цзи" Го Мо-жо). Эти историч.
спектакли пропагандируют нац. исключительность, культивируют нац.
особенности.
В спектаклях на совр. темы реальные жизненные конфликты, полноценные
художеств. образы подменяются декларативностью и догматизмом. Темы
гуманизма, стремления к счастью объявлены недостойными и порочными, а
изображение индивидуальной судьбы человека - ревизионизмом. Вс„ это
усиливает схематизм, плакатность в сценич. иск-ве, нивелирует художеств.
образность. Т-ры призывают к подавлению личности, к аскетизму,
отказываются от раскрытия внутр. мира человека, от стремления к личному
Страницы: «« « 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |