Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144  1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154  » »»

деятелей лит-ры и иск-ва для борьбы с врагом. Для организации  работы  в
Освобожд„нных р-нах в городе Яньане созда„тся филиал ассоциации.
   Т-ры Освобожд„нных районов  обращаются  к  злободневной  тематике,  к
малым  формам,  используют  простой  и  доходчивый  язык,  местные  нар.
художеств.  формы.  В  эти  годы  впервые  традиционный  т-р  становится
средством   революц.   пропаганды.   Т-ры   ставили   преим.   небольшие
импровизированные сценки на темы борьбы с япон. агрессией, с  классовыми
врагами.
   В  40-х  гг.  в  Освобожд„нных  р-нах  возникает  новая  форма   муз.
спектакля, получившая позднее назв. Новая опера (Синь гэцзю).  Этот  вид
т-ра возник на основе муз. представлений,  носивших  назв.  янгэ  (песня
молодых всходов). В представления, носившие характер шествий, включались
песни,  танцы,  пантомимы,  сцены  из  репертуара  традиционного   т-ра.
Участниками их были местные жители. Представления  янгэ  устраивались  в
дни празднования урожая и в другие большие праздники. Ещ„ до того, как к
янгэ обратились  деятели  проф.  т-ра,  их  по-новому  разыгрывали  сами
крестьяне. Вместо старых тра-диц.  мелодий,  отрывков  из  пьес  традиц.
репертуара  в  янгэ  включались  песни,  посвящ„нные  революции,  армии,
сценки,   изображающие   совр.    .события    (расправу    народа    над
помещиком-кровопийцей,  эпизоды  борьбы   с   иноземными   агрессорами).
Органичное соединение популярной в народе  традиционной  формы  с  новым
злободневным содержанием определило большой  успех  этих  представлений.
Вс„ это подготовило рождение большого  спектакля  янгэ,  представляющего
собой муз.-драм. спектакль с единым композиторским замыслом, законченным
сюжетом. К числу наиболее значительных спектаклей этого жанра  относятся
"Чжоу Цзы-шань" (музыка Ма Кэ,  Чжан  Лу  и  Лю  Чжи),  "Седая  девушка"
(либретто Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, музыка Ма Кэ и др.). Для новых форм муз.
спектакля характерны художеств. средства,  присущие  массовым  площадным
зрелищам:   яркие,   броские   при„мы   выразительности,    своеобразное
традиционное муз. сопровождение на ударных инструментах. Развитие театр.
иск-ва Китая с 40-х  гг.  определялось  решениями  Яньанского  совещания
работников лит-ры и иск-ва (1942).
   Победа китайского народа над  силами  реакции  и  создание  Китайской
Народной Республики положили начало новому  этапу  развития  кит.  т-ра.
Первый всекитайский съезд работников лит-ры и иск-ва, созванный в Пекине
в  1949,  подчеркнул  необходимость  мобилизации  всех  сил   художеств.
интеллигенции  на  служение  народу,   освоения   художеств.   наследия,
повышения  идейного  уровня   художеств.   творчества.   Была   признана
необходимость реформы  традиционного  т-ра,  создан  К-т  по  проведению
театр. реформы, куда вошли виднейшие драматурги, композиторы, акт„ры.  В
1951 изданы "Указания Административного  совета  Центрального  народного
правительства  о  проведении  реформы  классической  драмы",   в   к-рых
выдвигались  задачи  упорядочения  репертуара,   реорганизации   системы
подготовки акт„ров и  драматургов,  организационной  перестройки  театр.
трупп. Значит, внимание уделялось развитию  местных  т-ров.  Осн.  видом
театр. иск-ва в КНР продолжает оставаться традиционный т-р, но с  каждым
годом вс„ большую популярность приобретает совр. драматич.  т-р  (т.  н.
т-р "разговорной" драмы).
   В первые годы существования КНР  эти  т-ры  ставили  преим.  пьесы  о
событиях революции. Спектакли были исполнены революц. пафоса, но в то же
время им были  присущи  нек-рый  схематизм,  искусственность  в  решении
конфликтов. Определяя новые пути развития театр. иск-ва,  деятели  т-ров
создавали  спектакли,  сочетающие  элементы   совр.   европ.   драмы   с
художественными принципами традиционного кит. т-ра.
   Но  постепенно  театр.  иск-во,  так  же  как  и  вся  культура  КНР,
превращалось в средство пропаганды особого политич. курса руководства  К
ПК. Во 2-й пол. 50-х гг. был провозглаш„н лозунг "пусть  расцветают  все
цветы, пусть соперничают сто уч„ных",  к-рый,  по  сути  дела,  открывал
возможность для усиления пропаганды  мелкобурж.  идеологии.  Активизация
бурж. элементов в лит-ре и иск-ве вынудила Мао Цзэ-дуна  дополнить  этот
лозунг призывом к борьбе с "ядовитыми травами", означавшим  на  практике
расправу с художественной интеллигенцией. В процессе борьбы с "ядовитыми
травами" кит.  руководители  пришли  к  отрицанию  культурного  наследия
прошлого, принципов критич. реализма.
   Вскоре после провозглашения лозунга "пусть расцветают  все  цветы"  в
Китае было объявлено движение за т. н. "Большой скачок". Прожект„рство в
области  экономики  оказало  влияние  и  на  театр.  иск-во.  Погоня  за
постановкой большого количества спектаклей в короткие  сроки  привела  к
резкому снижению  их  художественного  качества.  В  кит.  т-ре  получил
распространение нарочитый отказ от  мастерства,  утвердились  схематизм,
примитивность  образов  и  конфликтов,  прямолинейная  иллюстративность,
вульгарный социологизм.
   В 60-е гг., когда  руководство  КПК  предприняло  яростные  атаки  на
единство  мирового  коммунистич.   движения,   иск-во   было   полностью
поставлено на службу этой пропаганде. Утверждение  культа  личности  Мао
Цзэ-дуна стало одной из важнейших тем драматич. произведений. Следуя  за
директивами руководства КПК,  т-ры  Китая  проповедуют  необходимость  и
закономерность войн. Они  ставят  пьесы,  изображающие  войну  как  цепь
победоносных подвигов, отказываются от раскрытия в сценич. произведениях
тем  интернационализма,  борьбы  за  мир.  Вс„  большее  распространение
получают националистич. тенденции. Если в нач. 50-х гг. на  сценах  кит.
т-ров шли произведения Горького, Чехова, Шекспира, Гольдони, пьесы  сов.
драматургов, классические оперы, то  в  последующие  годы  переводные  и
особенно  советские  произведения  из  репертуара  снимаются.  С   целью
дискредитации сов. иск-ва, сов. драматургии распространяются  измышления
о ревизионизме, перерождении советской  культуры.  Одновременно  открыто
выражается тенденция игнорирования всего мирового иск-ва. Следуя лозунгу
"китаизации иск-ва", деятели кит. т-ра обращаются гл.  обр.  к  историч.
пьесам, подч„ркивающим величие кит. нации, как из  прошлого  репертуара,
выражавшего феодальную идеологию, так  и  к  пьесам  совр.  драматургов,
идеализирующим это прошлое  ("Цай  Вэнь-цзи"  Го  Мо-жо).  Эти  историч.
спектакли  пропагандируют  нац.  исключительность,   культивируют   нац.
особенности.
   В спектаклях на совр. темы реальные жизненные конфликты,  полноценные
художеств.  образы  подменяются  декларативностью  и  догматизмом.  Темы
гуманизма, стремления к счастью объявлены недостойными  и  порочными,  а
изображение индивидуальной судьбы  человека  -  ревизионизмом.  Вс„  это
усиливает схематизм, плакатность в сценич. иск-ве, нивелирует художеств.
образность.  Т-ры  призывают  к  подавлению   личности,   к   аскетизму,
отказываются от раскрытия внутр. мира человека, от стремления к  личному

Страницы: «« « 1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144  1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия