Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143  1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152   1153  » »»

характерные роли, как положительные, так  и  отрицательные.  Исполнители
этих амплуа пользуются яркими гримами, масками, манера игры  подч„ркнуто
гиперболична). Чоу - комические роли (мужские и  женские).  Для  каждого
амплуа разработаны комплексы изобразительных  при„мов.  Но  видные  кит.
акт„ры,  используя  эти  при„мы,   наполняют   их   новым   содержанием,
разрабатывают их.
   На протяжении 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. т-р цзин-си (т. н.  столичный
т-р) продолжает занимать ведущее место в театр. иск-ве Китая. Внутри его
формируются новые исполнительские школы,  основателями  к-рых  были  Ван
Яо-цин, Ян Сяо-лоу,  Тань  Синь-цэй,  Мэй  Лань-фан,  Чэн  Янь-цю,  Чжоу
Синь-фан, Сюн Хой-шэн и др. Широкую  известность  завоевали  исполнители
женских ролей акт„ры Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Чэн Янь-цю, Шан  Сяо-юнь,
Сюн Хой-шэн и др. Многие акт„ры т-ра  цзинси  сами  создавали  пьесы  на
сюжеты историч. хроник и романов и перерабатывали старые пьесы. В  числе
наиболее видных акт„ров-драматургов  были  Ю  Дин-чэнь  и  Цзя  Хун-лин,
писавшие пьесы на сюжеты  из  истории  Троецарствия,  Ван  Яо-цин,  Хуан
Юэ-шань, Тянь Цзи-юнь. Но,  несмотря  на  наличие  выдающихся  мастеров,
совершенствование исполнительского искусства, т-р цзинси в  конце  19  -
нач. 20 вв. переживал  тяж„лый  кризис.  Этот  т-р,  отражавший  дал„кое
прошлое, не доступный (в силу сложности языка) для широкого зрителя,  не
мог выразить новые социально-политич. тенденции;  внимание  к  зрелищным
формам  порождало  эстетскую,  формалистич.  усложн„нность.   Стремление
нек-рой части интеллигенции реформировать т-р (акт„р Оуян"Юй-цянь и др.)
не было осуществлено. Большие трудности переживали в нач. 20 в.  местные
т-ры. Они, как правило, не могли выступать  в  крупных  городах,  акт„ры
бедствовали и многие труппы распадались. Но традиции нар. иск-ва  давали
жизнь новым видам местных т-ров. Так, нар. т-р пинцзюй,  развившийся  из
сельских са-модеят. представлений Сев. Китая (два акт„ра  разыгрывали  в
лицах несложные нар.  повествования  под  простой  муз.  аккомпанемент),
вырастает в новый вид театр. иск-ва, давший Китаю таких акт„ров,  как  Ю
Мин-чжу, Ли Цзинь-шунь.БайЮ-шуанидр.Этот т-р,  в  противовес  столичному
т-ру, ставившему историч. пьесы, гл.  внимание  уделял  бытовым  драмам,
героями к-рых были простые люди, и совр. пьесам.
   В  конце  20  -нач.  30-х  гг.  т-р  пинцзюй  обосновался  в  Шанхае,
деятельность  его  вызвала  разноречивые  мнения.   Сторонники   старого
классич. театр. иск-ва критиковали т-р  пинцзюй  за  изображение  грубых
нравов и манер, но передовая интеллигенция приветствовала этот т-р, видя
в н„м образец живого нар.  иск-ва,  понятного  широким  кругам  зрителей
(спектакли шли на разговорном яз.). В это же время в Шанхае  формируются
новые местные разновидности т-ра сицюй- юецзюй,  хуцзюй,-  получившие  в
дальнейшем признание во мн. р-нах страны.
   В условиях нарастания демократич. и революц.  настроений  вс„  острее
становилась потребность в иск-ве, которое бы могло отразить новую эпоху,
е„ идеи, е„ людей. В нач. 20 в. возникает  т-р,  усвоивший  опыт  европ.
театр. иск-ва. Первые постановки т-ра "разговорной"  драмы  относятся  к
1898- 1905, а датой рождения этого  театра  считают  весну  1907,  когда
китайские студенты, обучавшиеся в Токио, организовали группу  "Чуньлюшэ"
("Весенняя ива"). В том же году в Китае создан первый  проф.  драм.  т-р
нового типа - труппа "Чуньяншэ" ("Весеннее солнце"), возглавлявшаяся Ван
Чжун-шэном. В 1910 Ван Чжун-шэн и Жэнь Тянь-чжи  организовали  в  Шанхае
театр. школу "Гунцзян", готовящую акт„ров драм. т-ров.  В  ранних  пост.
"разговорной драмы" новые принципы решения спектакля (наличие декораций,
спец. освещения,  более  свободная  от  традиционной  условности  манера
акт„рской  игры,  вращающаяся  сцена)  сочетались   с   исполнительскими
традициями т-ра сицюй (исполнение  женских  ролей  мужчинами,  свободная
импровизация по ходу спектакля, исполнение между актами муз. номеров, не
имеющих  отношения  к  самой  пьесе).  Политич.   гн„т,   недостаток   в
квалифицированных акт„рах и режисс„рах, отсутствие серь„зной драматургии
затрудняли работу нового т-ра, и коллективы, созданные в  1911-  1913  в
Шанхае и др.  городах,  оказались  недолговечными.  В  последующие  годы
возник  т.  н.  "цивилизованный  театр"  (вэньминси),   где   спектакли,
выражавшие прогрессивные тенденции, чередовались с пост.,  рассчитанными
на вкусы обывателей. Положит, значение имела  деятельность  об-ва  "Нар.
т-р" (создано в Шанхае в 1921), куда  вошли  акт„ры  и  драматурги  Оуян
Юй-цянь, Сюй Бань-мэй, Сунь Чунь-фан, Мао  Дунь,  Чжэн  Чжэнь-до.  Об-во
стремилось пропагандировать новую драму, помогало созданию  любительских
трупп из студентов и рабочих. В 20-е гг. любительские  драм.  коллективы
возникают не только в Шанхае, но и в др. городах. В Пекине в  нач.  20-х
гг. созда„тся театр. об-во "Синь Чжунхуа" ("Новый Китай"),  организуется
театр. уч-ще. В это время впервые появляются смешанные мужские и женские
труппы, но в большинстве коллективов женские роли  продолжали  исполнять
мужчины.
   С 20-х гг. 20 в.  предпринимаются  первые  попытки  создания  оперных
спектаклей. В нек-рых городах появляются  муз.  учебные  заведения,  где
преподаются совр. европ.  муз.  теория,  инструментовка,  композиция,  а
также основы европ. вокального  иск-ва.  В  20-30-е  гг.  композитор  Ли
Цзинь-хуэй создал неск. небольших опер-балетов  для  пост.  на  школьных
сценах. Их отличит, чертой являлось сочетание кит. мелодий  с  мотивами,
заимствованными из произв. зарубежной музыки. В годы  1-й  гражд.  войны
(1924-27) центром театр. жизни оставался Шанхай. В 1927 в Шанхае создано
об-во "Наньгошэ" ("Юж. об-во"), поддерживавшее новаторские  тенденции  в
иск-ве. К этому же времени  относится  расцвет  творческой  деятельности
крупного режисс„ра и драматурга Хун  Шэня,  работавшего.  в  труппе  при
Шанхайском ун-те Фудань. Зимой  1929  под  рук.  Коммунистич.  партии  в
Шанхае была  осн.  труппа  "Ишуцзюйшэ"  ("Художеств,  труппа"),  впервые
выдвинувшая лозунг пролетарского театра. Е„  возглавляли  Ся  Янь,  Чэнь
Бо-ци. Труппа "Ишуцзюйшэ" ставила произв. кит. и  зап.  драматургов.  За
свои смелые выступления труппа подверглась гонениям и  ряд  е„  деятелей
был зверски убит.
   Большим событием в истории кит. прогрессивного т-ра явилось  создание
в 1930 Лиги левых  театр.  коллективов  (с  1931  -  Лига  левых  театр.
деятелей страны). На ряде предприятий Шанхая были созданы группы  "синей
блузы", создавались театр. кружки в учебных заведениях. В  1931  филиалы
Лиги возникли в городах Бэйпин  (Пекин),  Гуанчжоу,  Ханькоу.  Репрессии
гоминьдановских  властей  вынудили  многие  труппы,  входившие  в  Лигу,
прекратить к сер. 30-х гг. свою деятельность. Однако нек-рые члены  Лиги
продолжали и в годы революц. бо„в руководить прогрессивным т-ром.
   Во 2-й пол. 30-40-х гг. возникают  новые  формы  т-ров,  деятельность
к-рых протекает гл. обр. в деревнях, ставших базами революц.  сил,  и  в
рядах кит. Красной армии. В 1938 в Ханькоу  создана  Всекит.  ассоциация

Страницы: «« « 1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143  1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150   1151   1152   1153  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия