Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147  1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  » »»

stage in the time of Lope de Vega, N. Y., 1909. 3. /Z.
   КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) -  художественный  стиль,
зародившийся в ряде европ. стран в нач. 17 в. В  области  драматургии  и
театра К. получил наиболее полное развитие во  Франции  17-18  вв.  (см.
Французская драматургия. Французский театр}. Взяв  нормы  прекрасного  в
античном  иск-ве  и  имея  в  качестве   предпосылки   академич.   линию
ренессансной  драматургии  в  Италии,  Испании  и  Франции  16  в.,   К.
утвердился в эпоху, когда развитие франц. абсолютизма обрело исторически
прогрессивное   значение.   Развиваясь    на    основе    рационалистич.
мировоззрения, К. восстанавливал гуманистич. веру  в  гармонич.  природу
человека, требуя при этом полного сочетания личных интересов человека  с
велениями   разума   и   нравств.   долга.   Руководствуясь    идеальным
представлением  о  гос-ве,  деятели  лит-ры  и  иск-ва  утверждали  идею
главенства интересов гос-ва над интересами отд. личности,  видя  в  этом
долг  личности,  е„  нравств.  ответственность  перед   обществом.   Это
обусловило преобладание в К. гражданских, героич.,  патриотич.  мотивов,
являющихся в то же время проявлением  личных,  субъективных  склонностей
человека. Порывы классицистского героя к личному счастью  сочета-лись  с
его  стремлением  согласовать  свои  действия  с  идеальными   этич.   и
гражданскими  нормами.  Антагонистичность  этих  двух  начал  составляла
основу трагич. конфликтов произв. П.  Корнеля  и  Ж.  Раси-на-  наиболее
ярких представителей  К.  в  жанре  трагедии.  Суровые,  мужеств.  герои
Корнеля (Сид, Гораций, Никомед) выражали мораль, к-рая, характеризуя  их
личные устремления, становилась нормой человеческого и гражд. поведения.
Этич. идеал раскрывался и в трагич. переживаниях героинь Расина
   (Андромаха,  Федра,  Ифигения).  Гуманистич.  основа   этого   идеала
предопределяла  трагич.  заостр„нность  конфликтов,  суровую   атмосферу
действия,  указывающих  на  внутр.  дисгармонию  "усмир„нного"   гос-вом
общества. Так К. вводил в обществ, сознание и гуманистич. веру в идеал и
одновременно тревогу за него. Абстрактный  характер  этики  К.  позволял
выражать в  художеств.  произв.  идеологии,  требования  абсолютистского
гос-ва, использовать лит-ру и иск-во для  утверждения  монархич.  строя;
это лишало К. демократизма и накладывало на его стилистику аристократич.
черты. В то же время К. ознаменовался возникновением "высокой комедии" -
наиболее  демократич.  жанра  классицистского  стиля,  объединившего   в
творчестве  Мольера  традиции  нар.  фарса  с   нормами   классицистской
эстетики, оценивавшего пороки дворянско-буржуазного общества  с  позиций
гуманизма.
   Классицистич.  эстетика,   многим   обязанная   теоре-тич.   взглядам
Аристотеля и Горация, придерживалась строгого деления на жанры  (главные
из них трагедия и комедия), требовала соблюдения тр„х единств (действия,
времени и  места),  целостной  композиции  и  монолитной  характеристики
героев,  в  трагедии  -  возвышенной,  поэтической  речи,  определ„нного
стихотворного размера (т. н. александрийский стих).
   Сво„ наиболее полное эстетич.  обоснование  К.  получил  в  теоретич.
поэме Буало "Поэтическое искусство" (1674). Утверждение К.  представляло
собой прогрессивный этап в развитии  сценич.  иск-ва;  он  способствовал
более углубл„нному раскрытию идеи  драматич.  произв.  (см.  Драма).  Но
сценич.  действительность   классицистов   была   далека   от   реальной
действительности.   Согласно   нормативной   классицистской    эстетике,
человеческие страсти представлялись извечно определ„нными, иск-во должно
было лишь показать их общность, свойственную всем людям во все  времена.
Эстетика К., основанная на принципе "облагороженной  природы",  отражала
стремление к идеализации действительности, отказ  от  воспроизведения  в
иск-ве многообразия и красочности  реальной  жизни.  Туманистич.  идеалы
получали  в  творчестве  классицистов  сословную   дворянскую   окраску.
Характеры идеальных  героев,  создаваемые  драматургами  и  акт„рами  на
основе тем и сюжетов античности, были лишены историч. конкретности,  они
выражали идеи и чувства, характерные для  современного  общества.  Герои
античности наделялись чертами и внешним обликом совр. аристократов.
   Формирование К. в искусстве акт„ра связано с деятельностью акт„ра  Г.
Мондори и  его  преемника  Ж.  Флоридора.  Стилистич.  заверш„нность  К.
приобр„л в период деятельности Ж. Расина в т-ре  "Бургундский  отель"  в
творчестве его учениц Т. Дюпарк и М. Шанмеле. В  муз.  т-ре  К.  получил
законченное выражение на сцене "Королевской академии музыки" (т-р  оперы
в  Париже),  возглавлявшейся   с   1672   композитором,   режисс„ром   и
балетмейстером Ж. Б. Люлли. В исполнительском иск-ве  К.  логика  мысли,
правда чувств подчинялись строгой форме музыкально звучащей,  поэтически
организованной  декламации.  Внутр.   психологич.   переживания   героев
сочетались с рациональной оценкой, анализом этих чувств.  Поэтич.  облик
классицистского героя определялся его внутр. гармонией, и это определяло
исполнительскую манеру; каждое чувство выражалось в строго установленной
форме,  не  допускалось  вторжения  на   сцену   жизненно-бытового   или
стихийно-эмоционального  начала.  Класси-цистский  спектакль   отличался
монументальностью,  статичностью,  симметричным  построением  мизансцен;
действие развивалось  на  авансцене  на  фоне  живописной  перспективной
декорации, также лиш„нной историч. и бытовой конкретности.
   В  процессе  своего  развития  К.  разделился  на  два   направления:
придворно-дворянское и направление, связанное  с  ростом  прогрессивных,
демократич.   тенденций.   В   'придворно-дворянском    К.    требование
"облагороженной природы" было доведено до крайности;  в  акт„рской  игре
культивировалось   стремление   к   внешней   импозантности,    жеманной
изысканности,   риторичности.   Более    широко    толковали    принципы
классицистской эстетики деятели литературы  и  искусства,  отражавшие  в
сво„м  творчестве  интересы  демократич.   кругов   зрителей.   Развивая
прогрессивные, гражд. тенденции, деятели  К.  преодолевали  сословную  и
формальную ограниченность стиля, достигая в области  трагедийного  жанра
идейности, монументальной простоты, эмоциональной  насыщенности  и  даже
нек-рой психологич. конкретности образов, а в области комедийных  жанров
-  яркой  сатирич.   типизации,   жизненной   достоверности,   элементов
индивидуализации характеров. Демократич.  тенденции  К.  наиболее  полно
проявились  в  сценич.  деятельности  Мольера,  к-рый  начал  реалистич.
реформу сценич. К. Влияние реформы Мольера испытали на себе М. Барон, А.
Лекувр„р и др. акт„ры.
   Ко 2-й пол. 18 в. в  К.  отч„тливое  выражение  получили  идеи  бурж.
Просвещения. В трагедии Вольтера и его последователей гражд.  мотивы  К.
получили    антитиранич.    и    антиклерик.    направленность,    сцена
классицистского т-ра стала трибуной идей, готовивших общество к революц.
преобразованию и довед„нных  в  комедиях  Бомарше  до  открыто  революц.
звучания.  Акт„р  А.  Лекен  и   актрисы   И.   Клерон,   М.   Дюмениль,

Страницы: «« « 1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147  1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия