Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 » »» stage in the time of Lope de Vega, N. Y., 1909. 3. /Z. КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль, зародившийся в ряде европ. стран в нач. 17 в. В области драматургии и театра К. получил наиболее полное развитие во Франции 17-18 вв. (см. Французская драматургия. Французский театр}. Взяв нормы прекрасного в античном иск-ве и имея в качестве предпосылки академич. линию ренессансной драматургии в Италии, Испании и Франции 16 в., К. утвердился в эпоху, когда развитие франц. абсолютизма обрело исторически прогрессивное значение. Развиваясь на основе рационалистич. мировоззрения, К. восстанавливал гуманистич. веру в гармонич. природу человека, требуя при этом полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравств. долга. Руководствуясь идеальным представлением о гос-ве, деятели лит-ры и иск-ва утверждали идею главенства интересов гос-ва над интересами отд. личности, видя в этом долг личности, е„ нравств. ответственность перед обществом. Это обусловило преобладание в К. гражданских, героич., патриотич. мотивов, являющихся в то же время проявлением личных, субъективных склонностей человека. Порывы классицистского героя к личному счастью сочета-лись с его стремлением согласовать свои действия с идеальными этич. и гражданскими нормами. Антагонистичность этих двух начал составляла основу трагич. конфликтов произв. П. Корнеля и Ж. Раси-на- наиболее ярких представителей К. в жанре трагедии. Суровые, мужеств. герои Корнеля (Сид, Гораций, Никомед) выражали мораль, к-рая, характеризуя их личные устремления, становилась нормой человеческого и гражд. поведения. Этич. идеал раскрывался и в трагич. переживаниях героинь Расина (Андромаха, Федра, Ифигения). Гуманистич. основа этого идеала предопределяла трагич. заостр„нность конфликтов, суровую атмосферу действия, указывающих на внутр. дисгармонию "усмир„нного" гос-вом общества. Так К. вводил в обществ, сознание и гуманистич. веру в идеал и одновременно тревогу за него. Абстрактный характер этики К. позволял выражать в художеств. произв. идеологии, требования абсолютистского гос-ва, использовать лит-ру и иск-во для утверждения монархич. строя; это лишало К. демократизма и накладывало на его стилистику аристократич. черты. В то же время К. ознаменовался возникновением "высокой комедии" - наиболее демократич. жанра классицистского стиля, объединившего в творчестве Мольера традиции нар. фарса с нормами классицистской эстетики, оценивавшего пороки дворянско-буржуазного общества с позиций гуманизма. Классицистич. эстетика, многим обязанная теоре-тич. взглядам Аристотеля и Горация, придерживалась строгого деления на жанры (главные из них трагедия и комедия), требовала соблюдения тр„х единств (действия, времени и места), целостной композиции и монолитной характеристики героев, в трагедии - возвышенной, поэтической речи, определ„нного стихотворного размера (т. н. александрийский стих). Сво„ наиболее полное эстетич. обоснование К. получил в теоретич. поэме Буало "Поэтическое искусство" (1674). Утверждение К. представляло собой прогрессивный этап в развитии сценич. иск-ва; он способствовал более углубл„нному раскрытию идеи драматич. произв. (см. Драма). Но сценич. действительность классицистов была далека от реальной действительности. Согласно нормативной классицистской эстетике, человеческие страсти представлялись извечно определ„нными, иск-во должно было лишь показать их общность, свойственную всем людям во все времена. Эстетика К., основанная на принципе "облагороженной природы", отражала стремление к идеализации действительности, отказ от воспроизведения в иск-ве многообразия и красочности реальной жизни. Туманистич. идеалы получали в творчестве классицистов сословную дворянскую окраску. Характеры идеальных героев, создаваемые драматургами и акт„рами на основе тем и сюжетов античности, были лишены историч. конкретности, они выражали идеи и чувства, характерные для современного общества. Герои античности наделялись чертами и внешним обликом совр. аристократов. Формирование К. в искусстве акт„ра связано с деятельностью акт„ра Г. Мондори и его преемника Ж. Флоридора. Стилистич. заверш„нность К. приобр„л в период деятельности Ж. Расина в т-ре "Бургундский отель" в творчестве его учениц Т. Дюпарк и М. Шанмеле. В муз. т-ре К. получил законченное выражение на сцене "Королевской академии музыки" (т-р оперы в Париже), возглавлявшейся с 1672 композитором, режисс„ром и балетмейстером Ж. Б. Люлли. В исполнительском иск-ве К. логика мысли, правда чувств подчинялись строгой форме музыкально звучащей, поэтически организованной декламации. Внутр. психологич. переживания героев сочетались с рациональной оценкой, анализом этих чувств. Поэтич. облик классицистского героя определялся его внутр. гармонией, и это определяло исполнительскую манеру; каждое чувство выражалось в строго установленной форме, не допускалось вторжения на сцену жизненно-бытового или стихийно-эмоционального начала. Класси-цистский спектакль отличался монументальностью, статичностью, симметричным построением мизансцен; действие развивалось на авансцене на фоне живописной перспективной декорации, также лиш„нной историч. и бытовой конкретности. В процессе своего развития К. разделился на два направления: придворно-дворянское и направление, связанное с ростом прогрессивных, демократич. тенденций. В 'придворно-дворянском К. требование "облагороженной природы" было доведено до крайности; в акт„рской игре культивировалось стремление к внешней импозантности, жеманной изысканности, риторичности. Более широко толковали принципы классицистской эстетики деятели литературы и искусства, отражавшие в сво„м творчестве интересы демократич. кругов зрителей. Развивая прогрессивные, гражд. тенденции, деятели К. преодолевали сословную и формальную ограниченность стиля, достигая в области трагедийного жанра идейности, монументальной простоты, эмоциональной насыщенности и даже нек-рой психологич. конкретности образов, а в области комедийных жанров - яркой сатирич. типизации, жизненной достоверности, элементов индивидуализации характеров. Демократич. тенденции К. наиболее полно проявились в сценич. деятельности Мольера, к-рый начал реалистич. реформу сценич. К. Влияние реформы Мольера испытали на себе М. Барон, А. Лекувр„р и др. акт„ры. Ко 2-й пол. 18 в. в К. отч„тливое выражение получили идеи бурж. Просвещения. В трагедии Вольтера и его последователей гражд. мотивы К. получили антитиранич. и антиклерик. направленность, сцена классицистского т-ра стала трибуной идей, готовивших общество к революц. преобразованию и довед„нных в комедиях Бомарше до открыто революц. звучания. Акт„р А. Лекен и актрисы И. Клерон, М. Дюмениль, Страницы: «« « 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |